Урок праздник "Прощай Азбука"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

 Урок  проводился после изучения детьми предмета «Обучение грамоте и письму». Данный урок был проведен в форме праздника.

Цель урока:  

  Обобщение знаний, умений и навыков детей, полученных на уроках обучения грамоте и письма.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka.doc370 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

Учитель начальных классов Валькова М.П. 20.03.15г. провела открытый урок по обучению грамоте «Прощай,Азбука

 Урок  проводился после изучения детьми предмета «Обучение грамоте и письму». Данный урок был проведен в форме праздника.

Цель урока:  

  Обобщение знаний, умений и навыков детей, полученных на уроках обучения грамоте и письма.  

Задачи урока:

1.  Подведение  итогов изучения детьми азбуки.

2.  Показать значение азбуки в жизни детей.

3.  Развивать творческие способности детей.

4.  Продолжать приобщать учащихся к традициям начальной школы.

5. Способствовать сотрудничеству с родителями по выработке у детей стремления к более тесному общению с книгой.

     Учитель применил разнообразные технологии, формы и методы работы, которые способствовали реализации цели воспитательного мероприятия. Данный урок стал настоящим событием для учащихся и родителей. Эффективность педагогических средств наблюдается в  задействии  всех учащихся.  

    На уроке участвовали  учащиеся 1 класса их родители , для сохранения преемственности обучения, на празднике  ученики старших классов выступали в роли сказочных героев.

Цели и задачи урока были достигнуты.

Учитель начальных классов :_____________ (Лобода Л.А.)

Сценарий урока- праздника «Прощай,   Азбука!»

                                           

                                      Ход праздника.

Учитель. 

 Дорогие ребята! Уважаемые родители! Сегодня у нас необычный день. Мы закончили первую школьную книгу – «Азбуку». За это время вы очень выросли, повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Пролетели дни, недели, месяцы напряженного труда. Первая ступенька на лесенке знаний – это общий труд, как для вас, так и для ваших родителей.

Вы в школе почти целый год отучились,

 Вы много успели и много узнали.

 Писать и считать вы уже научились

 И первые книги свои прочитали.

 А верным помощником в этом вам стала

 Первая главная книжка.

 И первые буквы она показала

 Девчонкам своим и мальчишкам.

 Буквы потом сложились в слова,

 Слова – в предложенья и фразы.

 Огромный и красочный мир тогда

 Открылся, ребята, вам сразу.

 Вы прочитаете хороших книг немало,

 Пускай года пройдут и много-много дней,

 Вам Азбука хорошим другом стала,

 Мы этот урок посвящаем ей!

                                                           

 Песня «Буковки» на мотив музыки Р. Паулса «Бабушка рядышком с дедушкой…» 

Праздник, праздник празднуем семьёй.

Праздник, праздник книжки золотой!

«Буковки, буковки!» - весело кричат

40 правнуков и 25 внучат.

           Звуки согласные, гласные

         Столько лет, столько лет вместе.

Звуки согласные, гласные

Дружно поют эту песню.

Звуки согласные, гласные

         Столько лет, столько лет вместе.

Звуки согласные, гласные

Мы изучили все вместе.

В эту книгу с детства влюблены

Мамы, папы и, конечно,  мы.

В праздник, в праздник книги дорогой

Ей желаем все мы жизни молодой.

Вбегает Буратино.

Буратино: Привет, ребята! Узнал, что у вас сегодня праздник «Прощание с Азбукой», а я так люблю праздники! И вот я здесь. А помните  меня  Мальвина  учила писать? Но я не был прилежным учеником и сейчас читаю и пишу плохо. Но неужели вы так быстро научились читать и писать?

Дети: Научились.

Дети читают стихи.

1. Мы помним тот звонок весёлый,

                       Что прозвенел нам в первый раз,

                       Когда вошли с цветами в школу,

                       В свой самый лучший первый класс.

         2. В день чудесный, в день осенний

            В класс несмело мы вошли.

            Азбуки (для всех подарок)

            На столах своих нашли.

3. Вдоль картинок мы шагали,

    По ступенькам-строчкам шли.

    Ах, как много мы узнали,

   Ах, как много мы прочли!

         4. Был наш путь не очень долгим

             Незаметно дни бегут.

             И уже на книжной полке

             Нас другие книжки ждут.

   5. Среди ярких толстых книжек

       Неприметна и скромна.

       Но зато читать – в полгода –

       Научила нас она.

            6.Нас учила азбука читать,

               Слова на слоги разделять.

               Открыла тайны многих книг,

               К ней любой из нас привык.

Буратино: Ладно, теперь я честно обещаю, что буду стараться и скоро научусь читать как вы.

Выходит Мальвина.

Мальвина: Здравствуйте, ребята! Буратино сказал, что вы уже научились читать. Это правда? Наверное, у вас была волшебная книга? Как она называется?

Дети: АЗБУКА

Мальвина: А знаете ли вы, что в сказках порой случаются невероятные вещи? Так вот, как раз сейчас и произойдёт чудо (хлопает в ладоши). Раз, два, три.

Входит Азбука.

Азбука.   Здравствуйте, мамы, здравствуйте, папы! Привет, девчонки и мальчишки! Как я рада снова встретиться с вами!

Я – Азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо
И сможешь ты тогда 
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.

Мальвина:
А в книгах этих есть про все, про всё: про реки и моря,

И что у неба нет конца, и круглая Земля.
Про космонавтов, что выше всех летали много раз,
Про дождь, и молнии, и гром, 
Про свет тепло и газ.

Буратино:

Машинисты и ткачи, трактористы и врачи, лесорубы и шахтёры,

Космонавты и актёры, повара и кузнецы, водолазы и певцы…

Все когда-то в первый раз приходили в первый класс.        

Все за партами сидели, все на азбуку глядели.

Учитель:

И не просто глядели, а серьёзно её изучали. Давайте сегодня ещё раз мысленно перелистаем свой первый учебник и вспомним, чему же учила нас азбука.

С чего же началось наше путешествие по страницам азбуки?

 (Ответы детей: «Знакомство со звуками и буквами»)

1 страница  «ЗВУКИ и БУКВЫ»  

 Отгадайте нашу следующую страничку , что это за звуки?

Они тянутся в песенке звонкой.

Могут заплакать и закричать,

В тёмном лесу звать и аукать,

И в колыбельке ребёнка качать. (гласные)

- Что мы знаем о гласных звуках?  Какие  буквы  дают нам два звука? (Ё,Ю,Е Я)

- В каких позициях эти буквы  дают нам два звука.

- Какие вы молодцы!

Какая же будет следующая страничка?

 Звуки эти согласны:

 шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

но не хочется им петь.     (согласные)

 

А что вы знаете о согласных звуках?

(Среди  согласных букв бывают Мягкие и твёрдые. А ещё бывают   Глухие и звонкие. Парные и непарные)

Учитель: Молодцы, ребята!

Буратино:  Я хочу с вами поиграть. Если гласный назову – ручками похлопайте, а согласный назову – ножками потопайте. (Буратино проводит игру)

Мальвина: А я хочу поиграть в игру на внимание. Вам нужно найти лишнюю букву и объяснить, почему вы так  решили.

(На слайде появляются буквы, дети сначала их правильно называют, а затем находят правильный ответ)

1) А  О  Б  Я  ([б ]- согласный)

2) И  Е  Я  Ю ([и]- один звук)

3) Ц  Ч  Х  Ж  ([ ж]- звонкий) – для родителей.

Учитель: А сколько интересного  и необычного мы узнавали на уроках обучения грамоте, когда буквы соединяясь друг с другом, открывали нам мир слов!

Давайте, попробуем собрать из букв слова.

Игра « Найди слово». Среди букв найди слова, которые обозначают школьные предметы.

ОВРУЧКАК (ручка)

БИБТЕТРАДЬИМ (тетрадь)

РУПЕНКАЛЬ (пенал)

ПАЛЬЦБОМГОЛ (альбом)

ЗУЧЕБИКНА (учебник)

Азбука: А кто знает, сколько букв в русском алфавите? Я загадаю вам о буквах загадки. Будьте внимательны.

                   1. Вот два столба наискосок,

                       А между ними поясок.

                       Ты эту букву знаешь? А?

                       Перед тобою буква … (А)

                   

2.  Ты с этой буквою знаком:

     Стоят 2 колышка рядком,

     А между ними поясок,

     Протянутый наискосок.(И)

3. Эта буква так кругла,

    Укатиться бы могла. (О)

                    4. На эту букву посмотри,

                        Она совсем как цифра 3.(З)

                  5. С этой буквой на носу,

                      Филин прячется в лесу. (Ф)

                     Азбука: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете буквы.

               Мальвина.: Буквы- значки, как бойцы на парад,

                                   В четком порядке построены в ряд.

                                   Каждый в условленном месте стоит

                                   И называется все – (вместе) алфавит.

                 

Учитель:  Ну –ка ,буквы стройся в ряд. Вот сейчас все заговорят.

Проект  «Живая Азбука» 

Буква «А», буква «А»-

Алфавита голова.

Знает Вова, знает Света:   «А» похожа на ракету.

Буква «Бэ» проснулась рано.

Буква «Б» - бочонок с краном,

Умывайся, будь здоров,

Богатырь Борис Бобров.

Словно букву «Вэ» Алёна

Держит трубку телефона.

«Гэ» - крючок обыкновенный,

Но в труде помощник верный.

И в косу. И в кочергу

Превратить я «Гэ» смогу.

Вот стоит. Дымок пуская.

Буква «Дэ» - труба печная.

На дворе – какая жалость!

 Наша лесенка сломалась,

Буква «Е» зато осталась.

«Е» и «Ё» - родные сёстры.

Различить сестёр непросто.

Но у буквы «Ё» две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

Если сноп, как пояском,

Подпоясать колоском,

Сноп соломы на меже

Превратится в букву «Жэ».

«Зэ» - не просто завитушка,

«Зэ» - пружинка, крендель, стружка.

На калитку посмотри,

Чем она не буква «И»?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

Ну-ка, лайки, лайте дружно,

Букву «Й» запомнить нужно.

Эта буква непростая,

Голос краток и сердит,

Потому что запятая

На её плечах сидит.

Сигнальщик держит два флажка

С флажками он как буква «Ка»

Алфавит продолжит наш

Буква «эЛь» - лесной шалаш.

Взявшись за руки, мы встали

И на «эМ» похожи стали.

Там я букву «эН» найду.

Где гамак висит в саду.

В старом дереве дупло

Ну совсем как буква «О».

На хоккее, на футболе

Буква «Пэ» - ворота в поле.

Буква «эР» - на мачте парус

Вдаль летит, небес касаясь.

Полумесяц в небе тёмном

Буквой «эС» повис над домом.

Молоток стучит: «Тук – тук,

Букве «Тэ» я старый друг.

«У» - сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву «У».

Все мы знаем без подсказки:

Буква «эФ», как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

«Ха» - забавная игрушка,

Деревенская вертушка,

Ветру вольному подружка.

Стул чинил сегодня мастер,

Клеил он его и красил.

Мастер стул перевернул,

Стал на «Цэ»похожим стул!

Да вы правильно решили:

«Че» мы пишем как четыре,

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

На что похожа буква «Ша»?

На зубья этого ковша.

Буква «Ща» поможет нам

Чистить зубы по утрам.

Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик – «ъ» (твёрдый знак),

Чтобы не облиться.

Вот топор, полено рядом.

Получилось то, что надо.

Получилась буква «ы»,

Все её мы знать должны.

Буква «эР» перевернулась-

«ь» (мягким знаком) обернулась.

Над полями в синеве

Пролетела буква «Э».

Эта ласточка весной

Возвращается домой.

Чтобы «О» не укатилось,

Крепко столбиком прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква «Ю».

И сказала буква «Я»:

Хоккеист известный я.

Шайба прямо в цель летит-

Гол! Закончен алфавит.

Мальвина: Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком.
А для тебя они – ключи 
Ко всем хорошим книжкам.

Буратино;

В дорогу взять не позабудь

Ключей волшебных связку.

В любой рассказ найдешь ты путь,

Прочтёшь любую сказку.

Азбука:
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от “А” до “Я”!

Учитель: И мы выполнили советы С.Я Маршака: успешно прошли этот путь от А до Я. И все научились читать, а это так чудесно!

2 страничка «Развлечение»

Мы попали на следующую страничку ,которая называется «Развлечение».

Как выдумаете что же здесь мы будем делать? Кончено же играть и развлекаться.

 Игра называется «Хлопалки -топалки»

- хлопают все здесь присутствующие; -    топают только те, кто любит вкусно поесть;

-  Хлопают только те, кто ни разу не опаздывал на уроки;

-  топают только те, кто любит каникулы;   Топают-  только те, кто любит учиться;

-  Хлопают только те, у кого отличное настроение. Молодцы!

Учитель: Молодцы! Давайте поиграем в игру

 «Доскажи словечко»

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома-

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче …     (здравствуй)

Вылез крот на белый свет

И сказал ежу …            (привет)

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать …    (пожалуйста)

Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас - будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте любезны, будьте …        (добры)

Порвал воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущённо: - Меня …         (извините)

Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите …        (до свидания)

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить …    (спасибо).

Учитель: А сейчас настал час весёлых частушек.

Дети исполняют :

Частушки

        

1.  Мы, ребята первоклашки,

Вам  частушки  пропоём.

Мы  в  своей  любимой  школе

Замечательно  живём.

2.   Эх, топни, нога

Топни правенькая

В школу я пришла учиться

Хоть и маленькая.

3.   Мы, ребята – первоклашки,

Любим бегать и играть,

А учиться обещаем

На «4» и на «5».

4.   Любим мы решать задачи,

Кто быстрей и кто вперёд

А задачи – то какие –

Сам профессор не поймёт.

5.   Все науки одолеем,

Всё у нас получится,

Потому что наши мамы

С нами тоже учатся.

6. : Рисовал картинку Паша

Он художник спору нет,

Но зачем он нос раскрасил

В красный, жёлтый, синий цвет.

7. Мы считаем и читаем,

И частушки напеваем.

Приходите в гости к нам,

Мы ещё и спляшем вам!

8.  Что за грохот, что за шум?

Стены все качаются.

Это наши первоклашки

С Азбукой прощаются.

9.  Мы частушки вам пропели

Громко – громко топали,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

 

Учитель: Мы немного отдохнули , теперь нам пора двигаться дальше.

 

Вы учили в букваре,

Как писать и «а» и «ре».

И узнали, например,

Говорят не «ре», а «эр».

Научились вы писать

И большие фразы,

Можете теперь читать

Сказки и рассказы.

3 страничка «Сказки»

Нас волшебная страничка сказок  ждет.

На этой страничке нас встречают сказочные герои. Им нужна ваша помощь, ребята! В  сказках перепутались названия, давайте  попробуем их исправить.

1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)

 2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)

 3. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)

 4. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)

 5. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)

 6. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)

 7. Свеколка. (Репка.)

Герои следующих сказок прислали нам телеграммы

Вы должны определить, из какой сказки герои прислали нам телеграммы.

Учитель: Ай да первоклассники! Ну, какие молодцы! Не забыли сказки, которые я читала вам на уроках, а родители – дома.

"Сказка – ложь, да в ней намек,

 Добрым молодцам урок".

 Чаще сказки вы читайте

 И уроки извлекайте.

Букв сначала мы не знали,

Мамы сказки вам читали,

А теперь читайте сами.

4 Страничка « Прочитайка»

Учитель:   Открываем последнюю страницу нашей азбуки  «Прочитайка»

Игра «Собери пословицу»

Кто много читает…                                       как на крылья летаешь.

С книгой поведёшься…                 …           тот много знает.

Книгу читаешь…                                           ума наберёшься.

        

Учитель: Как хорошо уметь читать!

              Не надо к маме приставать!

              Не надо бабушку трясти:

              «Прочти, пожалуйста, прочти!»

              Не надо умолять сестрицу:

              «Ну, прочитай ещё страницу!»

              Не надо звать, не надо ждать,

              А можно взять и прочитать!

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие.

 Учебник закрывается, пора с ним попрощаться!  

1 Потрудились мы немало,

Много слов мы прочитали,

Позади нелегкий труд,

Впереди нас книги ждут.

2 Сегодня праздник необычный:

Спасибо, Азбука, тебе.

Ты столько знаний подарила,

Мы будем помнить о тебе.

3  До свидания, учебник!

А на следующий год

Ты других читать научишь,

Тех, кто в первый класс придет.

Учитель: 

Вы азбуку прочли до корки,

Вам по чтению - пятёрки!

Позади нелёгкий труд

Слогового чтения.

Вам сегодня выдают

Дипломы!

 (Слово директору школы)

 (Выдаются удостоверения)

 Учитель: Все убедились, что Азбука научила вас многому. Давайте за всё это  скажем нашему учебнику спасибо.

Все:     Спасибо, азбука, тебе!

Провожаем Азбуку, Буратино и Мальвину.

 Учитель: Путешествие это дело увлекательное, но нам пора обратно !

А путь обратно кажется ни таким длинным если есть хорошая песня. Давайте все вместе споём её.

 Песня на мотив « Пусть бегут неуклюже».

        1.   Пусть бегут неуклюже

              Первоклашки по лужам,

              Дети в школу спешат на урок.

              Даже дождь не пугает,

               Если в класс приглашает,

              Лучший друг наш, весёлый звонок.

Припев:  Мы чуть – чуть уж повзрослели,

                Научились мы читать.

                Подросли и поумнели,

                Нас теперь уж не узнать.

2. Наши книжки, тетрадки

В идеальном порядке.

В выходные устали отдыхать!

Дома скучно ужасно,        

Ну, а в школе прекрасно:

Снова будем читать и писать!

   Припев: Мы чуть – чуть уж повзрослели,

                  Научились мы читать.

                   Подросли и поумнели,

                  Нас теперь уж не узнать.

        

 Учитель: Дорогие ребята, вместе с вами учились и ваши родители, они сегодня испытывают гордость за ваши успехи. Я поздравляю Вас, уважаемые родители, с успехами Ваших детей! Слово для поздравления Вам!

 (выступление родителей)

Учитель:  Дорогие мои мальчишки и девчонки ,а я хочу вам пожелать:

Всегда старательно учиться,

Всегда с охотою трудиться

И азбуку не забывать!

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ильмень-Суворовская средняя школа»

Октябрьского муниципального района Волгоградской области

                                                Учитель начальных классов: Валькова Маргарита Петровна

2015г.

Литература:

  1. О.Е. Жиренко, Л.А.Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте:

чтение и письмо: 1 класс. – М.: ВАКО, 2013.-(В помощь школьному учителю).

  1. Ресурсы Интернета: http://festival.1september.ru  – Фестиваль педагогических

идей «Открытый урок»,

      3. О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая, и др. Внеклассные мероприятия: 1 класс, М.:  ВАКО, 2006.

     

Приложение 1.

Песня  «Буковки» на мотив музыки Р. Паулса  «Бабушка рядышком с дедушкой..»

Праздник, праздник празднуем семьёй.

Праздник, праздник книжки золотой!

«Буковки, буковки!» - весело кричат

40 правнуков и 25 внучат.

           Звуки согласные, гласные

         Столько лет, столько лет вместе.

Звуки согласные, гласные

Дружно поют эту песню.

Звуки согласные, гласные

         Столько лет, столько лет вместе.

Звуки согласные, гласные

Мы изучили все вместе.

В эту книгу с детства влюблены

Мамы, папы и, конечно,  мы.

В праздник, в праздник книги дорогой

Ей желаем все мы жизни молодой.

Приложение 2.

Сценка «Что рассказывают буквы?»

В азбуке у Насти, точно на параде,

Гласные, согласные - стояли буквы разные,

Но не вместе в строчке, а поодиночке.

Говорить они пытались:

И жужжали, и шептались.

Но о чём – пойми, попробуй!

Буква «М»-мычит коровой.

Буква «А» - сказала: «А».

-Что ты хочешь, буква»А»?

Но в ответ мне буква «А»

Тоже спрашивает: «А?».

Вот ещё досада!

Что им, буквам, надо?!

Но когда в тетради встретились у Насти-

Буква «А» и буква «М»,

Всё понятно стало всем,

Буквы рядом – ровно, прямо

Встали честь по чести,

И сказали дружно: «Мама!»

Вот что значит вместе.

И теперь у нашей Насти разговор идёт в тетради.

В каждом слове там и тут – буквы разные живут.

Приложение 3.  Проект «Живые буквы»

Буква «А», буква «А»-

Алфавита голова.

Знает Вова, знает Света:

«А» похожа на ракету.

Буква «Бэ» проснулась рано.

Буква «Б» - бочонок с краном,

Умывайся, будь здоров,

Богатырь Борис Бобров.

Словно букву «Вэ» Алёна

Держит трубку телефона.

«Гэ» - крючок обыкновенный,

Но в труде помощник верный.

И в косу. И в кочергу

Превратить я «Гэ» смогу.

Вот стоит. Дымок пуская.

Буква «Дэ» - труба печная.

На дворе – какая жалость!

 Наша лесенка сломалась,

Буква «Е» зато осталась.

«Е» и «Ё» - родные сёстры.

Различить сестёр непросто.

Но у буквы «Ё» две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

Если сноп, как пояском,

Подпоясать колоском,

Сноп соломы на меже

Превратится в букву «Жэ».

«Зэ» - не просто завитушка,

«Зэ» - пружинка, крендель, стружка.

На калитку посмотри,

Чем она не буква «И»?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

Ну-ка, лайки, лайте дружно,

Букву «Й» запомнить нужно.

Эта буква непростая,

Голос краток и сердит,

Потому что запятая

На её плечах сидит.

Сигнальщик держит два флажка

С флажками он как буква «Ка»

Алфавит продолжит наш

Буква «эЛь» - лесной шалаш.

Взявшись за руки, мы встали

И на «эМ» похожи стали.

Там я букву «эН» найду.

Где гамак висит в саду.

В старом дереве дупло

Ну совсем как буква «О».

На хоккее, на футболе

Буква «Пэ» - ворота в поле.

Буква «эР» - на мачте парус

Вдаль летит, небес касаясь.

Полумесяц в небе тёмном

Буквой «эС» повис над домом.

Молоток стучит: «Тук – тук,

Букве «Тэ» я старый друг.

«У» - сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву «У».

Все мы знаем без подсказки:

Буква «эФ», как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

«Ха» - забавная игрушка,

Деревенская вертушка,

Ветру вольному подружка.

Стул чинил сегодня мастер,

Клеил он его и красил.

Мастер стул перевернул,

Стал на «Цэ»похожим стул!

Да вы правильно решили:

«Че» мы пишем как четыре,

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

На что похожа буква «Ша»?

На зубья этого ковша.

Буква «Ща» поможет нам

Чистить зубы по утрам.

Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик – «ъ» (твёрдый знак),

Чтобы не облиться.

Вот топор, полено рядом.

Получилось то, что надо.

Получилась буква «ы»,

Все её мы знать должны.

Буква «эР» перевернулась-

«ь» (мягким знаком) обернулась.

Над полями в синеве

Пролетела буква «Э».

Эта ласточка весной

Возвращается домой.

Чтобы «О» не укатилось,

Крепко столбиком прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква «Ю».

И сказала буква «Я»:

Хоккеист известный я.

Шайба прямо в цель летит-

Гол! Закончен алфавит.

Приложение 4.     Песня «Азбука». Сл. И.  Резник.

1).А! Алфавит пройдём мы вместе, 
Б! Будем петь его как песню. 
В! Весело споём его мы! 
Г! Громче грома, громче грома! 
Д! День сегодня музыкальный, 
Е! Есть у нас талант вокальный, 
Ж! Жить без знаний скучно было! 
3! Знанья — это наша сила! 
И! И тому пути открыты, 
К! Кто подружит с алфавитом. 
Л! Лошадь, лама, ландыш, ложка,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    М! Мел, метель, метро, матрёшка. 
Н! Небо, невод, нить, невеста, 
О! Овод, облако, оркестр! 

2).П! Попугай поёт по нотам. 
Р! Рой пчелиный строит соты. 
С! Стрекоза в саду стрекочет, 
Т! Такса лапами топочет. 
У! Утка слушает пластинки, 
Ф! Фанту пробует фламинго! 
X! Хор не плох, есть слух у хора! 
Ц! Царь зверей — его опора! 
Ч! Чтим его, рычит он чисто! 
Ш! Шесть заменит он солистов! 
Щ! Щедрый мир нам дарит песня. 
Э! Этот день собрал нас вместе: 
Ю! Юмористов, оптимистов, 

Я!Я сегодня как артист.

Приложение 5.    Сценка “Овсянка”

- А у меня дома овсянка!

- Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!

- Как я люблю овсянку!

- И я люблю!

- Она жёлтая, красивая такая!

- И вкусная. Особенно с молоком!

- Как это- вкусная?

- Да так! А ещё хороша, с маслом и сахаром!

- Да ты про что говоришь?

- Как это – про что? Про овсянку! А ты про что?

- И я про овсянку!

- Ты про какую овсянку?

- Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?

- Какая каша? Не каша, а птица!

- Птица овсянка, что ли? Не слыхал про такую.

- Идем ко мне – мою овсянку слушать!

- Идем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!

Приложение 6 .  Сказки. Подписи к слайдам 10-17.

1. Не садись на пенёк, не ешь пирожок.

    Неси бабушке, неси дедушке. (Три медведя)

2. Бабушка девочку очень любила,

    Шапочку красную ей подарила,

     Девочка имя забыла своё,

     Вы подскажите, как звали её? (Красная шапочка)

3. Я- мышка- норушка.

    Я – лягушка- квакушка.

    А ты кто  ? (Теремок)

4. Всех на свете он добрей,

    Лечит он больных зверей,

    И однажды из болота

    Вытащил он бегемота. (Айболит. К.И. Чуковский)

5. Он и весел и незлобен,

   Этот милый чудачок,

   С ним хозяин – мальчик Робин

   И приятель – Пятачок.

   Для него прогулка – праздник.

   И на мёд особый нюх.

   Это плюшевый проказник

  Медвежонок ….. (Винни – Пух)

6.Ночь настала, месяц всходит,

   Поле всё Иван обходит,

   Озираючись кругом,

   И садится под кустом.

   Звёзды на небе считает

   Да краюшку уплетает. (Конёк – Горбунок. П.П.Ершов)

7. Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки. (Три медведя)

             8.  В избушке старая Баба-Яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. (Гуси – лебеди)

Приложение 7.  Песня на мотив песни «Голубой вагон».

Праздник наш сегодня завершается.

С азбукой простились мы сейчас.

Наши мамы пусть не беспокоятся,

С радостью мы ходим в первый класс.

        Солнышко ласково в небе улыбается,

        Детские песенки слышим там и тут.

        Дружные, дружные девочки, мальчики

Радостно учатся, весело живут.

Дополнительный материал.

Инсценировка стихотворения В. Данько «Загадочные буквы»

А – лягушку проглотила (аист),                           Л – тележку покатила (лошадь)

Д – откроем и войдём (дверь),                          Ш – на ёлке мы найдём (шишка)

О – жужжит и больно жалит (оса),                    П – в лесу деревья валит (пила)

В – чирикает на ветке (воробей),                       Т – рычит на нас из клетки (тигр)

М – спасается от кошки (мышка),                      Ц – в горшочке на окне (цветок)

Н – приятный любит запах (нос),                       К – на мягких ходит лапах (кот)

Щ – усердно чистит зубы (щётка),                      З – велит надеть нам шубы (зима)

Ч – с собою домик тащит (черепаха),                 Э – откликнется из чащи (эхо)

С – по шёрстке мы погладим (собака),              Ё – мы к празднику нарядим (ёлка)

И – в лесу на курьих ножках (избушка),            Г – лежат у нас в лукошках (грибы)

Ф – мерцает огоньком (фонарик),                      Ю – завертится волчком (юла)

Е – в лесу с куста мы ели (ежевика),                  Р – вокруг луны летает (ракета)

Х – к обеду на столе (хлеб),                                 Я – на каждом корабле (якорь)  

 Частушки

Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про своих успехи.

Припев: Елочки-сосёночки 
              Колкие, зеленые,
              Все ребята – первоклашки
              В Азбуку влюбленные!

Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!

Припев:

Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.

Припев:

Буквы гласные мы любим
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем – 
Эти буквы мы поем!

Припев:

Ах, ты бабушка, моя,
Снова не согласна!
Ты запомни навсегда,
Есть лишь десять гласных.

Припев:

«Тыщу» слов в минуту нынче,
Как машинка я строчу.
Я люблю вашу книжку
Одним махом “проглочу”!

Припев:

С Азбукой кто не в ладу,
С тем я дружбу не веду.
У меня характер круг – 
Уважаю с детства труд!

Припев:

Почему малышей
Мокрые реснички?
Потому что в Азбуке
Кончились странички.

Припев:

Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия уроков к Азбуке по УМК "ПНШ".

Серия уроков к Азбуке по УМК "ПНШ". Глава 4 "Клумба с колокольчиками"....

конспект урока по азбуке 1 класс

публикую конспект урока по азбуке в 1 классе тема" Буква щ"...

Урок "Прощай, азбука"

урок "Прощай, азбука"...

Конспект интегрированного урока по азбуке Смоленского края и трудовому обучению "Крестьянский дом. Изготовление макета избы из подручного материала"

Цели урока:  1. ознакомить с  жилищем крестьян в России;2. формировать умение создавать макет избы из бумаги;3. развивать познавательную активность и творческие способности младших школ...

Открытый урок "Музыкальная азбука"

Цели:1.Формировать у учащихся основные понятия о музыкальной грамоте.2.Формировать способность слышать музыку, погружаться в нее, чувствовать ее настроение.3.Формировать способность анализировать музы...

Урок "Прощай азбука"

Урок -презентация для 1 класса "Прощай азбука"...