Конспект урока по русскому языку «Заглавная буква в написании имен собственных»
план-конспект урока по русскому языку на тему

Конспект урока по русскому языку "заглавная буква в написании имен собственных" разработан в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaglavnaya_bukva_v_napisanii_imen_sobstvennyh.docx34.14 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 2 класс

Тема урока: «Заглавная буква в написании имен собственных»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цель: обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в собственных именах существительных, создать условия для осознания и осмысления блока новой информации.

Задачи:

 - углубить знания об именах собственных, совершенствовать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных;

- формировать умение писать имена собственные с заглавной буквы;
- развивать аналитическое мышление, память, монологическую речь;

- формировать орфографический навык, исследовательские умения;

- формировать умения соизмерять свои возможности, оценивать результаты своего труда;
- воспитывать познавательный интерес к родному языку
.

Оборудование, материалы и наглядные пособия:

- Компьютер и проектор;

- Мультимедийные слайды;

- Карточки с группами слов;

- Карточки для индивидуальных заданий  с видоизмененным текстом.

Рабочие материалы для обучающихся: учебник «Русский язык», 2 класс.

Автор учебника: В. П. Канакина, В.Г. Горецкий

№ п/п

Этапы урока

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные

учебные действия

1.

Оргмомент

Учитель приветствует

учеников.

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке –
Ручка, книжка и тетрадка?

- Если вы готовы, продолжим наш урок!

Ученики приветствуют

учителя.

Дети садятся на свои места

 Ориентация в социальных ролях  и межличностных отношениях

2.

Актуализация знаний

1)Минутка чистописания.

- Прочитайте слова (слайд 1): Серпухов, Светлана, столица, Серпейка, страна, Сергеевич, собака, Стрелка.

- Назовите букву, которую мы будем писать на  чистописании. Она чаще всего встречается в словах, которые вы сейчас читали.   Догадались?

- Молодцы! Правильно – это буква «с».

- Охарактеризуйте звук, который обозначает букву «с»  в данных словах.

- Из скольких элементов состоит заглавная буква, строчная буква?

- Напишите  2 раза заглавную и 2 раза строчную буквы, продолжите чередование до конца строки.

- А кто из вас знает, что такое Серпейка?

- Это небольшая речка, которая протекает в нашем городе. Она огибает наш город в виде серпа, отсюда и получила свое название. А имя нашего города произошло от названия этой реки.

- Кто из вас может ответить, что означает слово «Стрелка» и почему оно написано с заглавной буквы?

- Стрелка – это кличка собаки-космонавта, которая впервые полетела в космос и вернулась на землю вместе с собакой Белкой.

- Запишите эти слова на букву «с» в тетради.

2) Актуализация опорных знаний.

-Для чего нужна заглавная буква?

-А как называются слова, обозначающие имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, рек?

- Молодцы!  Подчеркните буквы, имен собственных в словах, которые вы написали в тетрадях.

- А теперь сделайте самопроверку и проверьте слова, в которых нужно было подчеркнуть буквы (слайд 2).Оцените свою работу знаком +.

Учащиеся читают слова.

Ученики отвечают на вопрос учителя.

Характеристика звуков в указанных словах.

Пропись букв и слов под контролем учителя. Правильная посадка при письме.

Ученики называют свои варианты ответа на вопрос

Объяснение значения и правописания слова

Ученики выполняют задание

Ученики формулируют правило

Это имена собственные

Учащиеся подчеркивают буквы в словах

Дети проверяют и корректируют записанные слова

Фантазия, гибкость ума

 Построение речевого

высказывания.

  Контроль и коррекция

 Извлекать информацию,

 ориентироваться в своей

 системе знаний

 Прогнозирование,

 преобразование модели с

 целью выявления общих

 законов

Коррекция, самооценка

3.

Самоопределение к деятельности

- Послушайте стихотворение.

Обычная буква выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

- Кто догадался, какая у нас сегодня будет тема урока?

«Заглавная буква в написании имен собственных»

 Вдохновленность,

 фантазия, гибкость ума

 Структурирование знаний

4.

Физкультминутка

- А сейчас подошло время немного отдохнуть и поиграть.

Учитель показывает движения разминки:

- Если слово пишется с большой буквы – вы поднимаете руки над головой и хлопаете, если с маленькой – делаете наклон вперед и вращаете кистями рук.

Итак начнем: Москва, ученик, река, Саша, город, Жучка, столица, Павлович, Серпейка, улица, имя, страна, Тула, Сидоров, фамилия, Серпухов, деревня, Мурка, Ока.

- Молодцы! Хорошо отдохнули и размялись.

Учащиеся выполняют

комплекс разминки.

 Релаксация

5.

Изучение нового

материала:

фиксирование

затруднения, поиск

решения

- Ребята, а теперь вас ждет одно интересное задание. Вы готовы проверить свои знания?

- Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы (слайд 3).

девочка …оза, весенняя роза; воздушный …арик, щенок Шарик; Тихий океан, …ихий ребенок; котенок …ушок, белый пушок.

- А теперь поменяйтесь тетрадями и сделайте взаимопроверку (слайд 4). Оцените  работу знаком +.

девочка Роза, весенняя роза; воздушный шарик, щенок Шарик; Тихий океан, тихий ребенок; котенок Пушок, белый пушок.

- Скажите, почему слова одинаковые, а пишутся по - разному. Какой  можно сделать вывод?

-Прочитайте задание упр. 102 в учебнике. Выполните его работая в паре, комментируя по очереди друг другу написанное.

- В каких случаях возникли затруднения, в чем нужна помощь?

- Сейчас вам предстоит выполнить новое задание (слайд 5).

Прочитайте слова:

Иванов, Москва, Ирина, Волга, Петров, Вера, Сидоров, Дон, Протвино, Сочи, Михаил, Днепр.

- Сгруппируйте слова по группам.

- Запишите их в тетради и составьте с одним из этих слов предложение, запишите его.

- Подчеркните заглавные буквы в своем предложении.

- Давайте проверим, какие буквы вы подчеркнули.

- Молодцы! Продолжим работу.        

Учащиеся настраиваются на работу.

Ученики пишут словосочетания

Дети анализируют, обосновывают и доказывают правильный ответ.

С маленькой буквы записывали нарицательные существительные, а с заглавной – собственные.

Учащиеся в паре подбирают

подходящие по смыслу

буквы, выделяют главные члены предложения, ставят к ним устно вопрос,подчеркивают подлежащее и сказуемое.

Дети проверяют и

корректируют выполненное

задание.

Дети  распределяют слова в необходимые группы (фамилии, имена, города, реки).

Индивидуальные ответы

детей

Первые буквы в предложении и в имени собственном

 Саморегуляция

 Извлекать информацию,

 ориентироваться в своей

 системе знаний

 Контроль, коррекция,  

 оценка

Осознавать необходимость

нового знания, добывать

новые знания из различных

источников,перерабатывать

информацию для получения результата

 

Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.

Контроль, коррекция

 Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

Контроль, коррекция

6.

Закрепление

изученного, включение

в систему знаний.

- Я думаю, что сейчас вы сможете выполнить самостоятельно еще одно задание?

Дифференцированное задание:

-Сейчас мы продолжим вспоминать наш город и вам предстоит рассказать о нем.

-Возьмите карточки с заданиями, в них 3 номера. Задания нужно выполнить в своих тетрадях.  Я уверена, что вы с ними справитесь!

I. Спиши  предложения, вставляя вместо точек подходящие имена собственные.

Я живу в Подмосковном городе … . У нас в городе протекают крупные реки … и …  .

II. Письменно ответь на вопросы:

       - Какие улицы есть в нашем городе?

       - На какой улице находится наша школа?

       - Имя какого героя Советского Союза носит наш парк культуры и отдыха?

 Слова для справок: Ворошилова, Лебедева, Чехова, Танкистов, Олега Степанова, Советская, Лермонтова, Георгия Жукова.

III. Спиши предложения, исправив ошибки.

Серпухов находится на границе московской области и граничит с тульской и Калужской областью. Основателем города является князь владимир андреевич Храбрый.

-Теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проведем взаимопроверку (слайд 6-8).

Оцените работу знаком +.

I. Я живу в Подмосковном городе Серпухове. У нас в городе протекают крупные реки Ока и Нара.

II. В нашем городе есть улицы: Ворошилова, Чехова, Советская, Лермонтова.

Наша школа находится на улице Центральная.

Наш парк носит имя героя Советского Союза Олега Степанова.

III. Серпухов находится на границе Московской области и граничит с Тульской и Калужской областью. Основателем города является князь Владимир Андреевич Храбрый.

Учащиеся настраиваются на

работу.

Ученики выполняют задания в тетради и, в дальнейшем, сверяют запись с образцом на доске,

оценивают работу.

Дети проверяют и корректируют выполненное задание  и

оценивают работу.

 Саморегуляция.

Извлекать информацию,

ориентироваться в своей

системе знаний

 

 Коррекция, оценка.

7.

Физкультминутка

Учитель показывает упражнения на зрительную

релаксацию.

Учащиеся проводят физкультминутку на

расслабление зрительных

мышц.

 Релаксация

8.

Итог урока

- Ребята! Наш урок подходит к концу. Вы все хорошо работали. Последнее вам задание.

- На карточках написан текст. Зачеркните лишнюю букву.

Речку назвали (Л,л)ось. За речкой (Д,д)еревня (Д,д)убки. Там на (У,у)лице (М,м)ира живут (И,и)горь и (Л,л)юба (О,о)рловы. У (И,и)горя есть (С,с)обака (Ж,ж)учка. У (Л,л)юбы – (К,к)ошка (С,с)нежинка. Ребята любят животных.

- Проверьте работу по тексту (слайд 9), оцените

знаком +.

Домашнее задание (на доске): упр. 103.

- Какие знания мы сегодня получили?

- Для чего нам эти знания?  

- Где они нам могут пригодиться в жизни?

Фамилии, отчества, клички, имена,

Реки, озера и моря,  

Страны, деревни, города,

Все с заглавной буквы

Пишутся всегда!

Это нужно запомнить, раз и навсегда!

Учащиеся настраиваются на

работу.

Учащиеся выполняют задание и, в

дальнейшем, сверяют запись

с образцом на доске,

оценивают работу.

С заглавной буквы нужно писать: начало предложения;
фамилия, имя, отчество людей;
все географические названия.

 Саморегуляция

 Анализ объектов с целью

выделения признаков

(имена собственные,

нарицательные)

 Умение обозначать свое

 понимание или              

 непонимание вопроса.

9.

Рефлексия учебной

деятельности на уроке

-Вы сегодня молодцы! Благодарю за работу на уроке! В тетрадке на полях оцените себя:

зеленый кружок – если все было понятно, с заданиями справлялись без затруднений;

желтый кружок – если не все было понятно и некоторые задания вызывали затруднения;

красный кружок – если вам было неинтересно на уроке, а задания были сложными.

-Кто желает продолжить предложения (слайд 8)

Сегодня на уроке я …
Я могу похвалить себя за …
До этого урока я не знал…

Мне было интересно узнать, что…

- Урок окончен! Всем спасибо!

 Дети рисуют круг и закрашивают его в определенный цвет

Дети дают оценку своей работе, индивидуальные ответы учащихся.

 

 

 Рефлексивное мышление

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «Большая буква в написании имен собственных».

Учебный комплект (система учебников, автор учебника, стр 59,  в учебнике   Нечаева Н.В. Русский язык. Учебник для 2 кл) Тип урока        открытие...

Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква в написании географических названий"" 2 класс, Школа России

Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....

Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква в написании кличек животных" 2 класс, Школа России

Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....

Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква в написании кличек животных"

Конспект урока "Заглавная буква в написании кличек животных" 2 класс (Школа России)...

Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква в географических названиях"

Конспект урока  "Заглавная буква в географических названиях" 2 класс (Школа России)...

Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква в именах собственных", 2 класс

Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква в именах собственных", 2 класс составлен с применением технологии проблемного обучения...