олимпиадные задания по русскому языку 4 класс
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) по теме

Базильчук Оксана Петровна

В помощь учителю и для учащихся 4 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:


Олимпиада по русскому языку 4 класс

   1.    Из букв каждой тройки слов составьте название гриба:


Диво + пони + сок = ------------------------ 
Воз + бедро + пике = ------------------------ 
Хор + ум + ом = ------------------------
Лён + ас + ком = ----------------------


   2.    Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
------------------------

Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
------------------------

   
3.    Замени устойчивые сочетания слов, одним словом. 
Кот наплакал - ------------------------ 
Бить баклуши - ------------------------ 
Спустя рукава - ------------------------ 
Зарубить на носу - ------------------------. 

   
4.    Поставь в словах ударение в соответствии с современными литературными нормами. 
Балованный, баржа, бахчевой, безудержный, арест, ветеринария, возрастной, 
гусеница, дециметр, зазвонить, изваяние, искра, иконопись, исчерпать, ломота, мастерски, монумент, портфель.

2. Запиши слова, которые получатся, если произнести звуки в обратном порядке. 
Лей - _______________ 
Шей - ______________ 
Шёл - ______________ 
Лёд - _______________ 

   
5.    Подчеркни слова, имеющие одинаковые окончания. Выдели эти окончания. 
Домов, столов, коров, ковров, голов, основ.

Степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей.

   
6.    Подбери и запиши синонимы к именам прилагательным. 
Верный друг – ------------------------. 
Верное средство – ------------------------. 
Верный ответ – ------------------------. 

   
7.    Подбери к существительным кенгуру, какаду, кафе, вуаль, рояль, фойе, тюль, шампунь, кофе, 
мозоль подходящие по смыслу имена прилагательные в единственном числе. Запиши 
получившиеся словосочетания. 

   
8.    Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк. 
А как будут называться эти животные женского рода? 

   
9.    Закончи пословицы: 
У кого что болит, тот ------------------------. 
Где много слов, там ------------------------ . 
Долго спать, с долгом ------------------------ . 
Ехал бы воевать, да ленив ------------------------. 
За всё берётся, да ------------------------. 
Тяжело в учении, ------------------------. 

   
10.    Прочитай стихотворение. Вставь в слова пропущенные буквы. 
Чуть со_нце пригрел_ откосы 
И стал_ в л_су пот_плей, 
Б_рёза з_лёные косы 
Развесила с тонк_ ветвей. 
Вся в бел_ платье одета, 
В с_рёжках, в л_стве кружевной 
Ст_ит, ярким со_цем согрета, 
Она на опушк_ л_сной. 
Раздели слова с пропущенными буквами на две группы и запиши их. Объясни, 
по какому признаку ты выполнил (а) деление слов на группы. 



Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс

   1.    Вставь буквы и поставь ударение.
Алф…вит, др…мота, кр…пива, щ…вель, кр…сивее, зв… нит, к…л…метр, к…мбайнер.

   2.    Подбери синонимы:
страж - 
зодчий - 
кладезь - 
вопить - 
врата - 
перст - -

   3.    Разбери по составу глаголы:
слепить глаза – слепить игрушку;
скупить книги – скупиться на ласку;

   4.    Из каждого слова каждой строчки возьми один слог и образуй новое слово.

а) пластинка, картинка, павлин 
б) сапоги, парашют, фантазия 
в) косари, заморозки, лётчик 

   5.    Прочитай предложения. Найди ошибки.

Повар посолил суп солью.

У Юры жил молодой котёнок.

На хрустальной люстре было много висячих висюлек.

   6.    К прилагательным подбери существительные с шипящими на конце.
Красивая -………….
Острый - ……………
Чёрный - …………….
Золотая - ……………..
Колючий - …………….
Ночная - ………………

   7.    Подчеркни в тексте устойчивые словосочетания с переносным смыслом (фразеологизмы) и замени их близкими по значению выражениями:
Он всегда держал себя в руках и никогда не опускал руки. Даже когда его отца несправедливо обвинили, он взял себя в руки и трудился, не покладая рук. Дела в их государстве шли из рук вон плохо. Но он не сидел, сложа руки, и хотя знал, что все то, что он задумал, ему не сойдет с рук, он со своими друзьями рука об руку пошел против тиранов. 

   8.    «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.

А вы, друзья, как ни садитесь… 

да зуб неймёт.

Когда в товарищах согласья нет,

не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Так поди же попляши!

   9.    По данному началу допишите пословицы.

Правой рукой строит...

Ученье – свет...

Кто хочет много знать...

Корень ученья горек... . 

   10.    Поставьте существительные в родительном падеже множественного числа:

Килограммы - ......... ,
апельсины - .........,
сапоги - .........,
Помидоры - .........,
ботинки - ..........

Запиши 3 имени существительных, которые не изменяются по падежам.



Задания олимпиад по русскому языку 4 класс

   1.    Исправьте ошибки в словах:

вогзал, впиреди, могазин, тилефон, сдесь, килограм, пшиница, асина, транвай, интиресный.


   2.    Расставьте ударение в словах:

звонит, цемент, газопровод, каталог, заняла, шарфы, щавель, хозяева, баловать, дремота.


   3.    Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков

1) спальня

4) стулья

2) скальпель

5) мыться

3) штамповать

6) фильм


   4.    Подчеркните слова, состав которых соответствует схеме:

1) вылеты

4) походы

2) осмотр

5) пригород

3) списки

6) безголосый


   5.    Подчеркните слова, которые нельзя переносить

1) трость

4) утёс

2) пояс

5) грызть

3) осень

6) сельдь


   6.    Определите род существительных: 

туфля, повидло, тюль, шампунь, мозоль, толь, кофе, шоссе, кенгуру, такси.


   7.    Определите падеж выделенных слов.

Все знают хитрую лису. Во многих сказках рассказывается о лисе. Вот лиса угощает журавля. А вот она едет на волке безхвоста. Волк поверил лисе и отпустил хвост в прорубь. Хвост и примёрз.


   8.    Укажите части речи над каждым словом. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

  • За рекой находится село.
  • Солнце село за горизонт.


   9.    Запишите слова в форме родительного падежа множественного числа.

яблоко -........

ботинок -.......

стекло -........

кольцо -........

носок -........

помидор -..........

апельсин -.........

грамм -..........

полотенце -........

облако -.........


   10.    Объясните фразеологический оборот:

У него ветер в голове....

Как ветром сдуло.....

Бросать слова на ветер.....

Искать ветра в поле....


   11.    Подчеркните лишнюю пару слов.

глубокий - мелкий

громкий - сильный

робкий - смелый

широкий - узкий

говорить - молчать


   12.    Запишите пословицы, в которых встречается слово "два".

   13.    Найдите "третье лишнее".

1) Гореть, угорать, гора.

2) Горе, нагорный, горевать.

3) Пот, потолок, потливый.

4) Море, морщины, морской.

5) Боль, большой, больница.

6) Вода, водить, водник.


   14.    Соедините части пословиц.

На словах и так и сяк...

покажи делом

На словах города берёт...

да скупа на дела

Не храбрись словом...

а на деле ни шагу вперёд

Щедра на слова...

а на деле никак.


   15.    Расшифруйте слова. Запишите полученные слова. 

РАВЗДСТВУЙТЕ

РЕСИНТЕНЫЙ

ЛЮСТРАК

НИКАЗЕМЛЯ

АНИТРАК

ИНЕРЖЕН

КАРФЕЛЬТО



Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку

4 класс

Аннотация: олимпиада составлена с учётом возрастных особенностей детей. Задания подобраны разного уровня. Простые, основанные на знании основных понятий, сложные, требующие вдумчивости и нестандартные, требующие нестандартного подхода к их выполнению.

1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?

        (А) палисадник;  (Б) камыш;  (В) заслонка;  

        (Г) посёлок;  (Д) укротитель.

2. Найди в стихотворении существительное, имеющее только форму единственного числа.

На сосне и на березе – бахрома:

Белой пряжей их запутала зима.

И оставила распутывать весне

Эту пряжу на березе и сосне.

3.Одним словом объясните значения заимствованных слов.

Антракт, дегустация, лозунг, финал.

4.Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в ней встречается звуки [а] и  [о].

               Посмотрите, дом стоит,

                До краёв водой налит.

               Без окошек, но не мрачный

               С четырёх сторон прозрачный.

               В этом домике жильцы –

               Все прекрасные пловцы.   (______________________________ )

Ответ: [а] - __________ раз;  [о] -  __________ раз.          

 

5. Назови одним словом.

Жидкое косметическое средство для мытья волос - ____________________________

Резиновая соска для младенца -   ____________________________________________

Вьющаяся или завитая прядь волос -  ________________________________________

Мера длины, равная десяти сантиметрам -  ___________________________________

Непосещение школы без уважительной причины -  ____________________________

Устройство для замораживания продуктов - __________________________________

Подземный транспорт - ___________________________________________________

Детская игрушка волчок - _________________________________________________

Сумка туриста - _________________________________________________________

Сахар в кусочках - _______________________________________________________

6. Вот список существительных:

очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи,  коньки, каникулы.

У каких из них нет формы единственного числа?

________________________________________________________________________

7. Какое слово написано с ошибкой?

(А) бреют;  (Б) клеют;  (В) реют;  (Г) сеют;  (Д) тлеют.

8.Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово стол:

 столовая, столица, столяр, столько, столешница, столетник, престол, застолье

9. Проводник объявил пассажирам: «Поезд прибывает согласно...»  Как ему надо закончить фразу?

        (А) с расписанием;  (Б) расписания;  (В) расписанию;  

        (Г) расписаний;  (Д) по расписанию.

10. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:

чулки - _____________________    хозяева - _______________________

туфли - _____________________   санатории - ________________________

носки - _____________________    помидоры - ________________________

килограммы - _________________   каникулы - _______________________

ботинки -  __________________      домишки - ________________________

11. Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:

Готовь лыжи летом. __________________________________________________

Шайбы по весне считают ______________________________________________

Когда в соседях согласья нет ______________________________________________

12. путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя существительное должны быть использованы все буквы.

Лик + пена =_________________________________________

Иск + том = _________________________________________

Кожа + ворон = ________________________________________

        

13. Составь слова используя все буквы:

А О С Н В М Т К О _____________________________________

Б И Ь И Л У Н Д К_________________________________________

14. Подчеркни несклоняемые существительные Музей, кони,бревно, пальто, кино, перо, шоссе, шимпанзе, фонари, кудри, колибри, ателье, кофе, такси, бассейн, кенгуру.

15. Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.

а) Овладевать собой, успокаиваться - …

б) Очень тесно - …

в) Усиленно думать над трудным вопросом - …

г) Хорошо запомнить - .....

Ответы на олимпиадные задания

Время выполнения: 50 минут

  1. (Б) камыш .

Правильный ответ 1 бал

  1. Бахрома

Правильный ответ 1 балл

  1. Антракт – перерыв, дегустация – проба, лозунг - призыв, финал – конец

За каждое правильно записанное слово 0,5 балла. Всего - 2 балла

  1. Всего - 3 балла.

    Посмотрите, дом стоит,

    До краёв водой налит.

   Без окошек, но не мрачный

   С четырёх сторон прозрачный.

   В этом домике жильцы –

   Все прекрасные пловцы.   (Аквариум)              

 [а] – 16 раз;  [о] - 8 раз.          

  1. Шампунь

Пустышка

    Локон

    Дециметр

    Прогул

    Морозильник

    Метро

    Юла

    Рюкзак

    Рафинад

     За каждое верно отгаданное слово 0,5 балла. Всего - 5 баллов

  1. бигуди, жалюзи санки, каникулы.

За каждое правильно отгаданное слово 1 балл. Всего - 4 балла

  1.  (Б) клеют;

              Правильный ответ 2 балла.

  1. столовая, столица, столяр, столешница, престол, застолье

          За каждое правильно отгаданное слово 1 балл. Всего - 6 баллов

  1. (В) расписанию;  

Правильный ответ 2 балла

  1. чулки - чулок                                                    хозяева - хозяев

туфли - туфель                                               санатории - санаториев

носки - носков                                                  помидоры - помидоров

килограммы -  килограммов                           каникулы - каникул

ботинки – ботинок                                          домишки - домишек

Всего – 10 баллов (каждое правильно названное слово – 1 балл).

За орфографическую ошибку в слове – минус 0,5 балла.

  1.  Готовь сани летом, а телегу -  зимой.

Цыплят по осени считают.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

За одну верно записанную пословицу – 3 балла. Всего - 9 баллов

  1. Лик + пена = пеликан

Иск + том =  москит, мостик

Кожа + ворон =  жаворонок

За каждое верно составленное слово 4 балла. Всего – 12 баллов

  1. Космонавт, будильник

                     За каждое верно составленное слово – 3 балла.  Всего 6 баллов

  1.   пальто, кино, шоссе, шимпанзе, колибри, ателье, кофе, такси, кенгуру.

За каждое верно подчёркнутое слово 2 балла. Всего – 18 баллов

  1. Брать себя в руки.

Яблоку негде упасть.

Ломать голову.

Зарубить себе на носу

За каждый правильно подобранный фразеологический оборот 2 балла. Всего-  8 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса.

В данный материал включены задания повышенной трудности по разделам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....

Олимпиадные задания по русскому языку для 3 класса.

Включены задания повышенной трудности по темам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....

Работа с одарёнными детьми. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по русскому языку в 4 классе -2014

Олимпиада ( школьный тур) включает задания на знание орфографии, лексики, словообразования, развитие речи и др. Готовые бланки с заданиями заполняются непосредственно в  начале олимпиады самими у...

Олимпиадные задания по русскому языку для 4 класса

Материал для школьного тура олимпиады по русскому языку 4 класс...

Олимпиадные задания по русскому языку.3 класс

Материал для проведения школьных олимпиад ....