Технологическая карта урока русского языка в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Струнина Людмила Александровна

Урок русского языка в 1 классе по теме "Речевой этикет: выражение просьбы и вежливго отказа". Урок открытия нового знания, построенный по проблемно-диалогической технологии. Дана технологическая карта урока и презентация к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnol.karta_uroka.doc110.5 КБ
Office presentation icon urok_10_aprelya.ppt1.61 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Струнина Л.А.

 учитель начальных классов

 МБОУ СОШ №1 г.Мичуринска

Тамбовской области

2014

Технологическая карта изучения темы

Учебный предмет

Русский язык

Класс

1

Тип урока

урок открытия нового знания

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема урока


РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ: ВЫРАЖЕНИЕ ПРОСЬБЫ
И ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА

Цель урока

создать условия для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения,

необходимых для формирования первоначальных представлений о нормах русского языка, для развития устной и письменной  речи, воображения, творческих способностей;  

для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);

 для формирования нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки, для обогащения представлений ребёнка об окружающем мире.

Основные термины, понятия

 Буква, звук, слово, предложение, текст.

Планируемый результат

Предметные умения

- научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки, кратко характеризовать условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных, решать учебные и практические задачи – осознавать цели и ситуации устного общения; правильно писать сочетания ча-, ща-; чу-, щу-; жи-, ши- под ударением; получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

 Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в группах;

 -оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- Познавательные: общеучебные – моделирование речевых ситуаций, в которых выражаются просьба, вежливый отказ (при использовании опорных слов); осуществление выбора языковых средств, соответствующих ситуации общения; применение правил правописания гласных после шипящих и правил переноса слов; логические – аналитический разбор представленных речевых ситуаций; использование алгоритма порядка действий при списывании.

Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать нормы речевого этикета.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция:

Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык. Учебник для учащихся 1 класса: – М.: Вентана - Граф, 2012.

Технические средства обучения:

компьютер,

медиапроектор.

Экранно-звуковые пособия:

презентация в  Power Point

фонограмма песни

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Слайды,

видеофрагмент

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Слайд№1

Слайд№2

 - Доброе утро, ребята! Сегодня у нас очередной урок русского языка.

Отгадайте загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живёт,

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится,

Грусть-тоска ее боится.

                               (Улыбка)

- Давайте и мы улыбнемся друг другу, ведь улыбка помогает жить и трудиться.

-Представьте, что к вам на ладошки опустилось солнышко. Какое оно?

-Скажите, а какое у вас настроение? Поделитесь хорошим настроением друг с другом, со мной, с гостями, с солнышком.

- Каким хотите видеть наш урок?

- А что нужно для этого делать?

- Начнем урок с пожелания друг другу добра. Возьмитесь за руки. Почувствуйте тепло рук ваших соседей. Вам становится тепло и уютно.

   

Прогнозирование. Постановка целей урока.

Дети читают хором:

- Мы – одна команда.

Нам вместе комфортно и удобно.

Вместе мы преодолеем любые трудности.

Мы желаем всем добра.

 Мы будем помогать друг другу, если будет трудно.

                                                                              Актуализация опорных знаний

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выполнять классификацию;

-  обосновывать основание для классификации;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Слайд№3

 

     

Слайд№4

1) Беседа по вопросам.

- Ребята, помогите составить буквы из элементов.

- Какие буквы получились?

Как вы думаете, обозначают ли эти буквы какие-нибудь звуки?

- А что общего у этих букв?

- Что мы можем сделать с этими буквами?

- Вспомним написание этих букв.

- Задание для групп: посоветуйтесь и выберите ту букву, которую смогут правильно и красиво написать все члены группы.

- Вспомним правила посадки.

-Положение туловища.

- Положение тетради.

- Начинаем работать в индивидуальном темпе.

2) Звуковой анализ слова

- Хорошо поработали. И дождик закончился. Осталась одна капелька. Интересно, сможете ли вы записать транскрипцию слова «капелька»?

Дети отвечают на вопросы.

Каждый ученик  работает в индивидуальном темпе.

- Поработаем в группах. Выберете задание:

-сделать звуко-буквенный анализ слова «капелька» письменно.

-составить звуковую модель слова с помощью фишек.

- записать транскрипцию слова «капелька».

3) Проверка у доски

4) Физкультминутка для глаз

Дети работают в группах, выполняют различные виды разборов.

Постановка учебной проблемы

Метапредметные (УУД)

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

           

Слайд№5,6,7.8,9,10.

Слайд№11

1)Загадка

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

Говорит она беззвучно,

Но понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

                                     (книга)

-Ребята, вы любите читать книги?

- А где вы берете книги для чтения?

2) Работа с текстом.

- А вот послушайте, какую ситуацию создал мальчик.

- Можно было избежать такой ситуации?

О чем не знал Дениска? Какие правила этикета он не соблюдал?

3) Целеполагание

- Кто догадался, чему мы будем учиться сегодня?

- Кто назовет тему нашего урока?

-А кто сформулирует цель урока?

Дети читают текст.

Формулируют тему урока..

Формулируют цель урока.

Формулирование проблемы, планирование

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

 Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.

 -А как вы считаете, что нужно знать, чтобы научиться вежливой просьбе?

-Если мы найдем ответ на эти вопросы, то сможем научиться правильно вести общение со взрослыми и друзьями.

Обучающиеся высказывают свои предположения. Формулируют учебные задачи.

  • где расположены эти элементы на строчках
  • откуда начинать писать
  • как писать элемент

Открытие нового знания

Предметные:

-формирование первоначальных представлений о нормах русского языка

 - овладение способами вежливой просьбы, вежливого отказа, вежливой просьбы.

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-         работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Слайд№12

1) Работа с учебником

- Прочитаем разговор двух ребят по ролям.

- Витя сам предлагает книги. А как можно попросить книгу, которую хочется прочитать? Выберите наиболее подходящее высказывание из предложенных вариантов.

- Хорошо. Но в жизни бывают разные ситуации. Познакомьтесь с заданием упр.2.

-Давайте составим предложение, содержащее вежливый отказ.

2) Работа в группах.

- Вам предстоит составить небольшой текст, используя слова на карточках-помощницах:

 

а) вежливой просьбы

 б) вежливого отказа

 в) вежливой благодарности

 

- Не забываем про правила работы в группе.

 3)Проверка

- Чей текст вам понравился больше?

Обучающиеся высказывают свои предположения.

Осуществление  поиска необходимой информации для выполнения.

Дети работают в группах.

Дети работают в группах.

 

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

- Чей текст вам понравился больше?

2) Физкультминутка.

         

.

Применение нового знания

Предметные:

-писать элементы и буквы

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

1)Письменное упражнение

-Ребята, у вас получились интересные тексты, в которых вы использовали вежливые слова. Я предлагаю вам познакомиться еще с одним текстом. Его составил и записал такой же мальчик, как и вы.

Прочитайте его.

«Даша рассказала рибятам про чюдесную книгу о незнайке. Дима спросил у Дашы:

-Дай мне, пажалуйста, её прочитать.»

-Хороший текст составил мальчик?

-Он использовал вежливые слова?

-А почему вам не понравился этот рассказ?

- Какие правила правописания забыл ученик?

- Давайте найдем слова, в которых ученик допустил ошибки.

-Запишите правильно в тетрадь слова, в которых ученик допустил ошибки, подчеркните «опасное» место.

- По какому плану будем работать?

Ученики называют план работы.

Каждый ученик  работает в индивидуальном темпе.

Рефлексия  учебной деятельности

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Слайд№13

Слайд №14

Слайд №15

- Какую цель мы ставили на сегодняшнем уроке?

-Мы достигли этой цели?

-На все ли вопросы мы могли ответить?

- Какие новые знания вы получили, отвечая на эти вопросы, решая учебные задачи? Ответьте, продолжив выражения.

-Я понял…….

-Теперь я  могу…..

- Оцените свою работу закончив следующие выражения

-Мне было трудно……….

-Мне сегодня было интересно….

-Я поделюсь своими знаниями……

- Я хотел бы еще………

Итак, мы достигли поставленной цели, выполнили все задания. Все тучи разошлись, снова нам светит веселое солнышко на чистом небе. У вас, ребята, лежат два голубя. Светлый голубь символизирует чистоту, доброту. «Отпустите его в небо», т.е. на доску те ребята, кто считает урок полезным и плодотворным. Кто считает, что урок прошел довольно неплохо – темного голубя.  А если урок не понравился, ничего не оставляйте на доске.

-Я вижу, что урок вам понравился, он плодотворный, надеюсь вы сможете правильно использовать новый опыт.

Обучающиеся фиксируют цель.

Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях.

Обучающиеся отвечают на вопросы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ Струнина Людмила Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г.Мичуринска

Слайд 3

Мы –одна команда. Нам вместе комфортно и удобно. Вместе мы преодолеем любые трудности. Мы желаем всем добра. Мы будем помогать друг другу, если будет трудно.

Слайд 7

ВОТ ТАК ПРАВИЛЬНО!

Слайд 8

ВОТ ТАК ПРАВИЛЬНО!

Слайд 9

ВОТ ТАК ПРАВИЛЬНО!

Слайд 10

капелька

Слайд 11

Правила работы в группе: Высказывай своё мнение. Выслушивай мнение других. Находи общее решение. Избегай конфликтов.

Слайд 13

Не мог бы ты дать мне почитать эту книгу? Дай мне эту книгу. Дай мне, пожалуйста, эту книгу. Ну-ка, дай книжку! Можешь ты мне дать эту книгу?

Слайд 14

Правила работы в группе: Высказывай своё мнение. Выслушивай мнение других. Находи общее решение. Избегай конфликтов.

Слайд 15

Даша рассказала рибятам про чюдесную книгу о незнайке. Дима спросил у Дашы: - Дай мне, пажалуйста, её прочитать!

Слайд 16

Даша рассказала р И бятам про ч Ю десную книгу о Н езнайке. Дима спросил у Даш Ы : - Дай мне, п А жалуйста, её прочитать!

Слайд 17

Даша рассказала ребятам про чудесную книгу о Незнайке. Дима спросил у Даши: - Дай мне, пожалуйста, её прочитать!

Слайд 18

Сегодня я узнал… Теперь я могу… Я приобрел… Я научился… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...

Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

Технологическая карта урока  русский  язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»

Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...

Технологическая карта урока «Русский язык» 1 класс обучающиеся с УО интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Фатеева Н.А

Тема: «письмо изученных строчных и заглавных букв»Тип урока: ЗакреплениеЦель: Создать условия для формирования умения писать заглавные и строчные буквы; способствовать развитию моторики, ф...