Урок русского языка по теме "Алфавит"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Солдатова Ольга Владимировна

Урок освоения новых знаний. Цель урока:  развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД. Урок содержит задания, помогающие содействовать развитию умения наблюдать, приобретать первый опыт исследовательской работы; элементы проектной деятельности. Формирует умение  поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте. Создает условия для осознания  социальной, практической и личностной значимости учебного материала, ценность совместной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_alfavit.docx36.54 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Гармония»                        

Класс: 1

Предмет: Русский язык

Тема урока: Алфавит

Тип урока:  урок освоения новых знаний.

Цель урока:  развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.

Задачи урока:

 Предметные

помочь первоклассникам осознать необходимость знания алфавита и начать осваивать его.

Метапредметные

 Познавательные:

-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;

-содействовать развитию умения наблюдать, исследовать;

-формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;

-формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте,

Регулятивные:

- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;

 - адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.

Коммуникативные

- содействовать развитию у детей  умению общаться;

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

Личностные:

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.

-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

Предполагаемые результаты:

  • осознают необходимость знания алфавита
  • умеют называть буквы в алфавитном порядке
  •  приобрели первый опыт обращения к словарям
  • приобрели первый опыт исследовательской работы
  •  повышение активности и самостоятельности на уроке

Формы организации урока: индивидуальная,  фронтальная,  парная, групповая.

Оборудование:   компьютерная презентация, учебник, карточки

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный момент

Слайд №2

Слайд №3,4

- Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок?

- Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

- Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу

Правила посадки при письме

Оформление тетрадей (запись даты)

Активизация деятельности

Актуализация знаний

Слайд№5

 -        На предыдущих уроках вы и ваши друзья, Антон и Том, учились записывать слова значками звуков. Антон решил, что он теперь научился писать и захотел помочь жителям своего двора. Около опасного места во дворе он сделал вывеску, чтобы предупредить прохожих. Вот что написал Антон.  [Л'УК]

  • Догадались ли вы, какое опасное место есть во дворе? (Читается слово люк.)
  • Можно ли такую вывеску поместить во дворе?
  •  Все ли прохожие поймут, что на ней написано?
  •  Годятся ли значки звуков для письменной речи? (Большинство детей на все вопросы отвечают отрицательно.)
  • Свою помощь Антону предложил мальчик-иностранец и сделал запись на вывеске буквами. LUK 
  • Можно ли такую вывеску поместить во дворе? (Нет.)
  •  Почему? (Она на иностранном языке, и люди не поймут, что написано.)
  • Как бы мы с вами написали эту вывеску для опасного места во дворе? Сделайте запись в тетрадях.
  • Возьмите в руки карандаш и знаками + или - оцените каждую букву: довольны ли вы тем, как её написали?
  • Какие же нужны буквы, чтобы записывать русскую речь? (Делается вывод о том, что в русской письменной речи нужны русские буквы.)
  • Кто поможет назвать тему урока? (Алфавит) 
  • Хором прочитаем новый заголовок учебника. Он подскажет, что мы будем обсуждать дальше.
  • То уже знаете по данной теме?
  • Что бы вы хотели узнать?

Повторяют пройденный материал

Отвечают на вопросы

Самооценка выполненной работы

Чтение заголовка

Определяется тема урока

 Повторение изученного о буквах русского языка

Слайд№6

Слайд№7

  • Как вы считаете, хорошо ли вы знаете русские буквы, сумеете ли отличить их от букв иностранных языков? Проверим?
  • Что означает значок на полях? Найдите и аккуратно карандашом зачеркните нерусские буквы - буквы других языков (упр. 91).
  • Сколько букв вы зачеркнули? (Должно быть зачёркнуто 6 букв.) Давайте хором назовём буквы, которые у вас остались.
  • Вы уже многое знаете о буквах. Например, знаете, что их... Сколько? (33)
  •  Но у нас с вами записано 22. Нужно найти ещё 11 потерявшихся. Будем искать их и вставлять.
  • Какой нет первой буквы?
  • Мысленно продолжите строчку влево и впишите букву а. Пишем, как в тетради, красиво и аккуратно, хотя без дополнительных линеечек это трудно. А теперь читайте по порядку все буквы русского языка и ищите потерявшиеся. (Ребята хором читают названия букв на обратной стороне обложки учебника или на таблице[1]. Вписываются буквы г, е, з, й, о, п, с, ф, ш, ы. Учитель  даёт образец записи на доске, обращает внимание на наиболее трудные элементы букв.)
  • Почти все буквы русского языка обозначают какие-то звуки.
  • Почему я говорю почти все буквы?
  • Какие две буквы сами никаких звуков не могут обозначать? (ь  ь.)
  • А какие звуки обозначаются другими буквами? (Гласные и согласные.)

Физкультминутка

Работают по УПР. 91

в парах.

Определяют, что знают по новой теме

Запись букв

«Открытие» понятий алфавит

Азбук

Слайд№8

Мы многое повторили о буквах русского языка. Сегодня нам предстоит сделать ещё одно маленькое открытие. Нам помогут ребята, которые выполнили к уроку небольшое исследование.

Мы провели среди первоклассников опрос. Были предложены следующие вопросы:

  • Любите ли читать?
  • Знаете ли вы, что такое алфавит?
  • Можете ли его рассказать?
  •  Кто придумал алфавит?

В опросе приняли участие  человек. Результаты опроса следующие:

  • 1. Любят читать-  человек
  • 2. Знают, что такое алфавит-  человек
  • Могут его рассказать- человек
  • 3. Знают, кто придумал алфавит - человек

Нас порадовало, что наши одноклассники тоже любят читать и большинство из них знает алфавит и применяет его в жизни. Но, как мы и предполагали никто из них не знает, кто и когда придумал алфавит. Мы решили поделиться своими знаниями об истории алфавита с одноклассниками.

  • В энциклопедии «Я познаю мир» сказано, что русский алфавит произошел от славянского, созданного в 863 г. двумя учеными монахами — братьями Кириллом и Мефодием на основе греческого. Для перевода священных книг и понадобился новый алфавит. Так родились первая  славянская азбука Кириллица ( по имени Кирилла). Было в ней 43 буквы, у каждой свое название - АЗ, БУКИ, ВЕДИ, ГЛАГОЛЬ, ДОБРО и так далее.

Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука — “дочка” славянского и «внучка» греческого алфавита. Мы будем дальше узнавать о развитие русской азбуки.

 Названия двух первых букв в двух языках - в греческом и старом русском. а - альфа        Р - вита        а – аз б – буки

Из названий этих букв составлено два важных слова.

  • Кто-нибудь догадался, что это за слова? (Алфавит и азбука.)
  • Как вы понимаете, что такое алфавит? («Это буквы».)
  • Вы сказали правильно, но не совсем точно. Чтобы узнать точное значение слова алфавит, хором прочитаем сведения в рамке на странице 61

Совместное открытие новых понятий

Работа по учебнику

Продолжение наблюдений за расположением слов в

словарях.

Слайд №9

Слайд №10

Слайд №11

  • Антон, услышав слово азбука, вспомнил учебник, по которому  недавно учился  читать, и задал вопрос. Прочитайте его на странице 61, внизу. (Читает вызванный ученик.)
  • -        Чтобы ответить Антону, нам придётся обратиться к толковому словарю. (Учитель показывает большой словарь.) Толковый он потому, что в нём толкуются, объясняются значения слов.
  • Слова, которые нас интересуют, мы найдём и в маленьком толковом словаре нашего учебника. Откройте страницу 132.
  •  Отыщите сначала название словаря, а потом над ним вопрос, на который с помощью этого словаря можно получить ответ. (Хором читается: Что значит слово? Толковый словарь.)
  • Найдите слова азбука и алфавит.
  • Есть ли у них одинаковое значение? (Есть.) Какое?
  • А у какого слова есть и второе значение? (У слова азбука.) Какое?
  • На этой же странице объясняется значение слова словарь: это перечень слов в определённом порядке.
  • Но что это за порядок? Давайте узнаем ответ.
  • Назовите выделенные буквы.  В каком порядке они идут в алфавите?
  • Как же располагают слова в словаре? (По алфавиту.)
  • Ну-ка, закройте глазки и по памяти назовите буквы, которые находятся между А и Д. (Б, В, Г.)
  • Почему же мы их не видим в словаре выделенными голубым цветом? (Здесь нет слов на эти буквы.)
  • Вы догадались правильно: слова в словарях располагают в алфавитном порядке.
  • Как вы думаете, а зачем авторы тратят столько времени, чтобы расположить слова по алфавиту? (Ответы детей: «Чтобы был порядок»; «Так договорились».)
  • Прочитайте сведения в  рамке на странице 61 и найдите более точный ответ. (Он даётся после «жужжащего» чтения: Чтобы мы быстрее находили нужные нам слова.) Прежде всего, экономию времени. И это уже не мало в наш быстротечный век.

-Для всех нас в алфавитном порядке приводятся слова в самых разных словарях, например в орфографическом.

Спиши в  алфавитном  порядке слова: пенал, альбом, портфель, карандаш.

Я обнаружила 2 варианта: альбом, карандаш, портфель, пенал.

 альбом, карандаш, пенал, портфель.

 Задание было одно,  а вы его выполнили по-разному.

Что вызвало затруднение?

Два слова начинаются на одну букву, мы не знаем, как их расположить.

Как расположить слова, начинающиеся с одинаковой буквой.

Побуждающий к гипотезам диалог.

Учитель. Ваши предположения? Гипотезы?

Учитель. А может быть нам поможет словарь?( тетрадь с. 32, раздел “Вещи”)

Учитель. Найдите слова на букву П. Сравните. Что интересного заметили? Как вы думаете, почему слова записаны именно в таком порядке (пальто, пенал, портфель)?

Дети. Я догадался!  Нужно слова расположить по второй букве! А если и она одинаковая, то по третьей.

Как вам кажется, вы уже хорошо знаете алфавит? Проверим? (Организуется игра. Учитель называет 5 букв, затем алфавит продолжает названный им ученик. Он говорит следующие 5 букв, выбирает того, который должен продолжить называние букв, и т д.)

Физкультминутка

Чтение вопроса

Работа по словарю

Чтение по учебнику стр. 132

Объясняют значение слов

Ищут ответ на проблемный вопрос

 

Работают по алфавиту, находят буквы

Делают вывод

Списывают  по памятке.

Решают проблемную ситуацию.

Читают  слова в словаре стр. 32

Упражняются в знании алфавита

Играют в игру

Обсуждение практической значимости знания алфавита.

Слайд №12

  • Наша игра заинтересовала Антона, и он снова задаёт вопрос. Прочитайте его на странице 62. УПР. 94
  • Сумеете объяснить Антону, зачем нужно знание алфавита? Дадим коллективный ответ.
  • Каждая группа получила своё задание расположить слова в алфавитном порядке.
  • Когда группы отчитываются о выполнении задания, возникает коллективный ответ на вопрос: зачем нужно знание алфавита?

1.В словарях слова располагаются по алфавиту.

2. В библиотеке учётные карточки с названием книг и фамилий авторов в алфавитном порядке.

3. В классном журнале соблюдается строгий порядок. Все фамилии в алфавитном порядке.

4.На избирательном участке во время выборов таблички с буквами в алфавитном порядке указывали на первую букву фамилии избирателей.

5. В регистратуре поликлиники карточки посетителей расположены по участкам в алфавитном порядке.

6. В энциклопедиях, в конце есть указатель, понятия расположены здесь в алфавитном порядке и рядом написаны номера страниц.

7.В телефонном справочнике телефоны предприятий, различных служб и учреждений расположены в алфавитном порядке. Квартирные телефоны тоже в алфавитном порядке.

Чтоб в массе информации не смог я закопаться,

Мне алфавит – помощник, я должен вам признаться.

Чтоб в потоке сведений не утонуть в ночи,

Порядок алфавитный запомни, заучи!

  • Вы очень убедительно доказали Антону, зачем и где необходимо знание алфавита.

Работают в группах.

Подведение итогов, рефлексия деятельности.

Задачи:

1) зафиксировать в речи открытый способ действий;

2) оценить собственную деятельность на уроке.

Учитель. Итак, мы сегодня открыли ещё одну тайну нашего языка. Какую?

Дети. Ответили на вопрос: Для чего надо знать алфавит? Научились располагать в алфавитном порядке слова, начинающиеся с одинаковой первой буквой по второй и т.д.

Учитель. У кого возникли затруднения? Кому удалось их преодолеть? Как? Над чем надо поработать? Кого из ребят вы похвалите за работу? С каким настроением вы заканчиваете урок?

Дают оценку своей работе



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....