Рабочая программа для 3 класса (УМК "Школа России" ФГОС)
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Госпадинова Светлана Ивановна

Рабочая программа  и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса по ФГОС. "Школа России". Канакина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_yazyk_shkola_rossii_3_klass.docx120.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Туголуковская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена и                                                                              Утверждена приказом

рекомендована                                                                             МБОУ Туголуковская

к  утверждению                                                                            средняя

методическим советом                                                               общеобразовательная

(дата, номер протокола)                                                             школа

______________________                                                            (дата, номер)

                                                                                                        ____________________

Рабочая программа

по русскому языку

для 3 класса

на 2014-2015 уч. год

                                               Подготовила

                                                                            учитель начальных классов

                                                                                      Госпадинова Светлана Ивановна    

с. Туголуково  2014 г

Пояснительная записка

к рабочей учебной программе по русскому языку в 3 классе

     Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

      Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

•  познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково- символического восприятия и логического мышления учащихся;

•социокультурная цель-изучение русского языка- включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей

культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

•  развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

•  формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, элементов синтаксиса;

•  формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

•  воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:

  1. Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273
  2. Приказ МО РФ от 06.10.2009 №373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и внесении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год:

       Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки    

       России) от 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федеральных  

       перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих  

       государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного

       общего, среднего общего образования "

  1. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) в двух частях. Москва «Просвещение» 2011г.
  2. Программа учебного курса комплекта «Школа России».
  3. Учебный план образовательного учреждения.
  4. Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).

Сведения о программе. 

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по русскому языку и на основе авторской программы, разработанной  УМК «Школа России» Канакиной В.П., Горецким В.Г.

Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методические пособия:

  1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс Ч.1-2 М.: Просвещение, 2014г.
  2.  Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь.  3 класс. Ч.1-2 М.: Просвещение, 2014г.
  3. Тихомирова Е.М. Тесты по русскому языку. 1-2 части. 3 класс. – М.: Просвещение, 2014г.
  4. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс: к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык. 3 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2014

Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы.

На данном этапе исторического развития страны возникли предпосылки для кардинального изменения системы обучения русскому языку в российской общеобразовательной школе. Обучение русскому языку рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования.

Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование. 

В данной программе включены дополнительные упражнения для  закрепления изученного материала.

Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся.  

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Данная программа разработана  в соответствии с теми принципами, которые сформулированы в концепции «Школа России». Прописанные в концепции сочетания принципов развивающего обучения с традиционным принципом прочности вызывает к жизни необходимость, с одной стороны, обеспечения устойчивого орфографического навыка, а с другой стороны – организацию работы, связанной с пониманием школьниками внутренней логики языка, зарождение интереса к языковым проблемам.

Учебно-методический комплект по русскому языку отвечает тем общим требованиям, которые «Школа России» предъявляет к своим учебникам. Эти требования касаются структурной организации содержания, методики разворачивания предметного материала, организационных форм работы на уроке, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малой группе.

Информация о количестве учебных часов:

Программа и материал УМК «Русский язык» рассчитаны на 170 часов в год (5 часов в неделю).

1 четверть -   45 часов

2 четверть -   35 часов

3 четверть –  49 часов

4 четверть –  41 час

Количество часов

Количество часов

в неделю

Количество контрольных работ

Количество работ по развитию речи

170

5

10

19

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Учебно-познавательные компетенции:

• ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

• организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

• задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

• ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;

• выступать устно и письменно о результатах своего исследования;

• иметь опыт восприятия картины мира.

Информационные компетенции:

• владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;

• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;

• уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

• овладеть навыками использования информационных устройств;

• применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Коммуникативные компетенции:

• уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;

• уметь представлять свой класс, школу, страну, использовать для этого знание иностранного языка;

• владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

• владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);

• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

• иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Социальные компетенции:

• владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;

• определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;

• иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;

• действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;

• владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя.

Виды и формы контроля.

Виды контроля: вводный, текущий, фронтальный, тематический, итоговый.

Формы контроля:  самопроверка, взаимопроверка, проверка по образцу, письмо под диктовку, работа в парах, контрольное списывание, контрольные диктанты, тесты, проверочные работы, обучающие изложения и сочинения.

Учреждение осуществляет текущий контроль успеваемости, проводит промежуточную аттестацию обучающихся. В учреждении принята следующая система оценивания знаний, умений и навыков обучающихся: 5(отлично), 4(хорошо), 3(удовлетворительно), 2(неудовлетворительно), «зачтено», «не зачтено».

Порядок проведения, периодичность и формы промежуточной аттестации, а также порядок выставления оценок при её проведении определены в Положении об аттестации обучающихся.

Информация об используемом учебнике.

Учебник переработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  и концепциями комплекта «Школа России». Методический аппарат дополнен заданиями, которые формируют универсальные учебные действия, развивают у детей способность к творческому мышлению и сотрудничеству. Введена новая знаковая система. Учебник рекомендуется использовать в комплекте с тетрадью для самостоятельной работы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Организация контроля знаний

Диктанты

Проекты

Сочине-ния

Изложения

Тесты

1.

Язык и речь

2

 

 

 

 

2.

Текст. Предложение. Словосочетание

14

1

 

 

1

 3

3.

Слово в языке и речи

19

1

1

 

2

3

4.

Состав слова

16

1

1

1

1

5

5.

Правописание частей слова

29

2

1

1

2

6.

Имя существитель-ное

32

2

2

2

2

4

7.

Имя прилагательное

18

1

1

2

 

2

8.

Местоимение

5

 

 

1

 

1

9.

Глагол

21

1

 

 

1

2

10.

Повторение изученного за год

14

1

 

1

2

2

 

Итого:

170

10

6

8

11

24


Содержание рабочей программы

Наименование темы

Содержание учебного материала

Требования

к уровню подготовки

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
  • понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
  • понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
  • восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
  • распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
  • знакомство с жанрами объявления, письма;
  • строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
  • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
  • находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Фонетика и орфоэпия

( в течение учебного года )

Фонетический анализ слова.

Обучающийся научится:

  • характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
  • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
  • осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
  • использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
  • оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
  • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Графика

 (в течение учебного года)

Установление звукового и буквенного состава в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела, знака переноса, абзаца.

Использование алфавита при работе со словарями справочниками, каталогами.

Лексика (19 часов)

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.

Определение значения слов по тексту или уточнение значения  с помощью толкового словаря   Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов. Наблюдение за антонимами, синонимами, омонимами, фразеологизмами и их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Обучающийся научится:

  • находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
  • наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
  • иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
  • иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
  • наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
  • размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
  • приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Состав слова (морфемика)  

( 16 часов )

Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова Однокоренные слова с чередующимися согласными в корне Различение однокоренных слов  и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Приставка, её роль в слове. Суффикс и его роль в слове. Понятие об окончании и основе слова. Порядок разбора слова по составу.

Обучающийся научится:

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
  • различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
  • выделять нулевое окончание;
  • подбирать слова с заданной морфемой;
  • образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
  • осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
  • наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология ( 77 часов)

Имя существительное. Значение и употребление в речи.

 Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода.

Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употребляется имя существительное.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам.

Местоимение. Общее предоставление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1,2 и 3 –го лица единственного и множественного числа.

 Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Изменение глагола по   числам  и временам.

Обучающийся научится:

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
  • распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
  • распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
  • распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
  • распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
  • узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
  • узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
  • подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
  • наблюдать над словообразованием частей речи;
  • замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис ( 13 часов )

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различения). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Грамматическая основа предложений.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных  членов предложения.

 Установление связи (при помощи смысловых вопросов)  между словами и словосочетаниями и предложениями.

Обучающийся научится:

  1. различать предложение, словосочетание и слово;
  2. выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
  3. определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
  4. различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
  5. находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
  6. устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
  7. соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  8. различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
  9. отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
  10. разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
  • выделять в предложении основу и словосочетания;
  • находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
  • опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

( 61 час)

Формирование орфографической зоркости. Разные способы написания в зависимости от места орфограммы в слове.

Применение правил правописания:

  • проверяемые безударные гласные в корне слова,
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • непроизносимые согласные,
  • не с глаголами,
  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
  • разделительные Ъ и Ь знаки.

Обучающийся научится:

— применять ранее изученные правила правописания, а также:

  • непроизносимые согласные;
  • разделительный твёрдый знак (ъ);
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
  • безударные родовые окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
  • раздельное написание частицы не с глаголами;

— подбирать примеры с определённой орфограммой;

— обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

— определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

— применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

— безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);

— писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

— проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

— применять правила правописания:

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
  • запятая при обращении;
  • запятая между частями в сложном предложении;
  • безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;

— при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).

Развитие речи ( 14 часов )

Текст. Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста.

План текста. Составление планов к данным текстам.

Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование.

Соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных.

Воспроизводить текст в соответствии с заданием.

Создавать план текста.

Оценивать текст, находить в тексте смысловые ошибки.

Составлять  рассказ по теме или сюжетным картинкам индивидуально, в паре или группе; соотносить текст и заголовок.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Русский язык»

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Планируемый  уровень подготовки обучающихся

по окончании учебного года

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

Речь и её назначение. Виды речи.

Признаки текста. Построение текста. Типы текстов. Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые, простые и сложные предложения. Связь слов в словосочетании

Однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы. Значение фразеологизмов. Понятие «имя числительное». Однокоренные слова. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне, с разделительным Ь.

Однокоренные слова. Корень слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Разбор слова по составу. Правила проверки слов с проверяемой безударной гласной, парными по звонкости –глухости согласными, непроизносимой согласной). Правописание приставок и предлогов.

Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные. Род, число, падеж имён существительных и прилагательных. Текст-описание. Личные местоимения 1,2,3 лица. Род, число, формы, времена глагола. Правописание НЕ с глаголами.

Обучающиеся должны уметь:

Различать язык и речь. Составлять текст по рисунку.

Различать текст и предложения. Определять тему и главную мысль текста. Различать типы текстов и выделять его части. Восстанавливать деформированный текст. Обосновывать знаки препинания в конце предложения. Находить обобщение в предложении. Устанавливать связь слов в предложении. Определять главные и второстепенные члены предложения.

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по словарю. Находить синонимы, антонимы, омонимы. Различать слово и словосочетание. Находить в тексте фразеологизмы, объяснять их значение. однокоренные слова, выделять корень. Различать слово и слог, звук и букву. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Узнавать изученные части речи среди других слов в предложении. Распознавать имя числительное по вопросам.

Различать и группировать однокоренные слова, выделять корень. Находить чередующиеся звуки в корне. Выделять в слове окончание, корень, приставку, суффикс, основу. Определять в слове наличие изученных и изучаемых орфограмм. Работать с орфографическим словарём.

Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Определять род и число имён существительных и прилагательных. Изменять форму числа имён существительных и прилагательных, классифицировать по роду. Изменять имена существительные и прилагательные по падежам. Распознавать художественное и научное описание текста. Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: род, лицо, число, заменять существительные местоимениями. Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Распознавать род, число и форму глаголов. Раздельно писать частицу НЕ с глаголами.

Литература и средства обучения

Для обучающихся:

  1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Учебник - М. Просвещение, 2014 год
  2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Рабочие тетради - М. Просвещение, 2014 год
  3. Тихомирова Е.М. Тесты по русскому языку. 1-2 части. 3 класс. – М.: Просвещение, 2014г.

Для учителя:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего

образования.

  1. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для  

образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы основного общего образования.

  1. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс: к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык. 3 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2014
  2. Росланова О.В. Русский язык. Работа со словарными словами на уроках в 1-4 классах. – Волгоград, 2006
  3. Кувашова Н.Г. Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальных классах. – Волгоград, 2004
  4. Начальная школа: 1200 диктантов и творческих работ п русскому языку: пособие для учителя. Автор-составитель Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. – М., Дрофа, 2001

Информационно-коммуникативные средства:

1. Электронное приложение к учебнику

2. http://5klass.net/russkij-jazyk-3-klass.html

3.http://www.proshkolu.ru/lib/list/t11-s3-c5

4.http://tapisarevskaya.rusedu.net/

5.http://pedgazeta.ru/docs.php?cid=2&rid=217

6. http://www.proshkolu.ru/user/sapelkina/folder/19846/

Наглядные пособия:

  1. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
  2. Наборы предметных (сюжетных) картинок.
  3. Словари по русскому языку: орфографический, толковый, орфоэпический, фразеологизмов.

Материально-технические средства:

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок.
  2. Компьютерная техника.
  3. Интерактивная доска.
  4. Видеопроектор.
  5. Экспозиционный экран.


Приложение к рабочей программе

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

                                                      Тема разделов, тем.

Кол-во часов

Характеристика  основных видов деятельности

Планируемые результаты (УУД)

Формы контроля

Д/з

план

факт

Язык и речь – 2 часа

1.09

Наша речь. Виды речи.

1

- различать язык и речь, рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков,

 - находить выразительные средства русской речи в строках Пушкина,

Составлять текст по рисунку, определять его ему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Личностные:

 - осознание своей этнической и национальной принадлежности,

 - развитие чувства любви и  уважения к русскому языку,

 - развитие интереса к познанию русского языка

Регулятивные

 - принимать и сохранять учебную задачу, - оценивать свои достижения, определять трудности.

Коммуникативные

 - выражать свои мысли в устной и письменной форме.

фронтальный

с.7 упр.4

2.09

Наш язык

1

фронтальный

с.9 упр.9

Текст. Предложение.Словосочетание.-14 ч.

3.09

Текст. Типы текста.

1

Различать текст и предложение,  текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Выделять части текста, обосновывать правильность их выполнения. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать  деформированный текст, подбирать заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Личностные

 - развитие этических чувств, развитие способности к самооценке,

Регулятивные

 -работать с памяткой, выполнять действия  по намеченному плану,

Коммуникативные

 - адекватно использовать речевые средства для решения для решения различных коммуникативных задач,

Познавательные

 - осознавать познавательную задачу, самостоятельно находить нужную информацию, строить несложные рассуждения.

Познавательные

- работа с памятками, словарями, другими источниками, осознавать познавательную задачу, осуществлять синтез, сравнение, классификацию.

Коммуникативные

 - участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё мнение, свою позицию.

Личностные

 -формирование мотивации к творческому труду, развитие способности к самооценке на основе критерия успешности.

Регулятивные.

 - планировать свои действия, выполнять действия по намеченному плану, контролировать процесс и результат своей деятельности.

фронтальный

составить и записать текст-описание животного

4.09

Текст. Типы текста.

фронтальный

с.14 упр 16

5.09

Предложение.

1

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог.

Рассматривать репродукцию картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине пересказывать составленный текст.

групповой

составить предложения «Летним днём в лесу»,

с.16 правило

8.09

Виды предложений по цели высказывания.

1

Наблюдать за значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Классифицировать предложения по цели высказывания и  по интонации.

Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений.

Обосновывать знаки препинания в конце предложений.

фронтальный

с.17правило, с.20 упр.26

9.09

Виды предложений по интонации

1

фронтальный

с.23 прав., упр.33

8.

10.09

Предложение с обращением.

1

Находить в предложении обращения и наблюдать за выделением обращения в письменной речи.

Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях – обращение.

фронтальный

с.25 прав., с.26 упр.36

9.

11.09

Обучающее изложение

1

Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения.

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения, распространённые и нераспространенные предложения.

Распространять нераспространённые предложения второстепенными членами.

Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте.

Составлять сообщение по информации, представленной в таблице.

Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма.

Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.

Составлять небольшой рассказ по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень».

индивидуальный

10

12.09

Главные и второстепенные члены предложения

1

фронтальный

 С.28 упр.41

11

15.09

Главные и второстепенные члены предложения

1

фронтальный

с.30 упр.46

12

16.09

Простое и сложное предложение.

1

Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Составлять небольшое сообщение по таблице «Простое и сложное предложение» Разделять запятой части сложного предложения. Работать с памяткой « Как дать характеристику предложения». Рассуждать при определении характеристик заданного предложения.

фронтальный

с.31, 32 прав. упр. 51

13

17.09

Простое и сложное предложение.

1

фронтальный

упр.54

14

18.09

Словосочетание.

1

Различать словосочетания в предложении. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Составлять предложение из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

фронтальный

с.35 прав.

Упр.60

15

19.09

Словосочетание.

1

индивидуальный

с.37 упр.63

16

22.09

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Слово в языке и речи-19 ч.

17

23.09

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

1

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарем, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарем фразеологизмов. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения. Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имен числительных в речи. Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Различать слово и слог, звук и букву. Проводить звуковой и звукобуквенный разбор определенного слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы.

Познавательные

- работа с памятками, словарями, другими источниками , осознавать познавательную задачу, осуществлять синтез, сравнение, классификацию.

Коммуникативные

 - участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё мнение, свою позицию.

Личностные

 -формирование мотивации к творческому труду, развитие способности к самооценке на основе критерия успешности.

Регулятивные.

 - планировать свои действия, выполнять действия по намеченному плану., контролировать процесс и результат своей деятельности.

фронтальный

с.40 прав. упр.67

18

24.09

Синонимы и антонимы.

1

фронтальный

с.42 прав. упр. 74

19

25.09

Омонимы.

1

фронтальный

с.45 прав. упр78

20

26.09

Слово и словосочетание.

1

фронтальный

с.47 прав.

Упр. 82

21

29.09

Фразеологизмы

1

фронтальный

с.49 прав. упр 87

22

30.09

Обучающее изложение

1

индивидуальный

23

1.10

Части речи

1

фронтальный

с.53 таблица, с.54 правило, упр 92

24

2.10

Имя существительное

1

фронтальный

упр. 96

25

3.10

Имя прилагательное

1

индивидуальный

упр.100

26

6.10

Глагол

1

фронтальный

с.59, 60 прав.

27

7.10

Что такое имя числительное?

1

индивидуальный

упр.105

28

8.10

Однокоренные слова

1

фронтальный

с.61 прав. упр111

29

9.10

Звуки и буквы. Гласные звуки

1

фронтальный

с.63 прав. упр.116

30

10.10

Звуки и буквы. Согласные звуки

1

индивидуальный

упр.120

31

13.10

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак

1

фронтальный

Упр.127

32

14.10

Обучающее изложение

1

фронтальный

33

15.10

Обобщение и закрепление изученного

1

фронтальный

Подготовить проект

34

16.10

Проект:”Рассказ о слове”.

1

фронтальный

35

17.10

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

1

индивидуальный

Состав слова -16ч.

36

20.10

Что такое корень слова?

1

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни. Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. Выделять в словах основу слова. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу.

Познавательные

 - осознанно строить речевые высказывания, выступать перед аудиторией одноклассников, использовать знаково – символические средства для решения учебных задач.

Личностные

 - развитие этических чувств, развитие способности к самооценке, развитие интереса к познанию русского языка.

Коммуникативные

 - участвовать в диалоге, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, контролировать действия партнёра, оказывать помощь.

Регулятивные

- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них, адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем и одноклассниками.

фронтальный

Запис. Однокор. сл. с кор. мор, гор

37

21.10

Как найти в слове корень

1

фронтальный

Повтор. Изуч. Прав.

38

22.10

Сложные слова

1

фронтальный

упр.141

39

23.10

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

1

фронтальный

с.79, 80 прав., упр.146

40

24.10

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

1

фронтальный

с.81 прав., упр. 152 устно

41

27.10

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

1

фронтальный

Сост. 2 предл. С глаг. С пристав.

42

28.10

Значение приставок

1

фронтальный

с.86 прав, упр. 163

43

29.10

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

1

индивидуальный

Запис 10 слов с пристав.

44

30.10

Значение суффиксов

1

фронтальный

Упр. 176

45

1.11

Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе»

1

фронтальный

Упр.171

46

10.11

Что такое основа слова?

1

индивидуальный

упр. 182

47

11.11

Обобщение знаний о составе слова

1

фронтальный

Упр.188

48

12.11

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

1

фронтальный

49

13.11

Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова.

1

индивидуальный

упр.189

50

14.11

Обучающее изложение

1

самоконтроль

упр.190 устно

51

17.11

Проект «Семья слов»

1

взаимоконтроль

с.101

Правописание частей слова- 29 ч.

52

18.11

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

1

Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в слове орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарем. Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.  

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарем. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи.

Коммуникативные

Учитывать разные мнения и учиться высказывать своё.

Овладение способами проверки.

Личностные

 - развитие интереса к познанию русского языка, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Познавательные

 - пользоваться словарями и справочным материалом учебника, строить несложные суждения.

Регулятивные

 - выполнять действия по намеченному плану, оценивать  свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха.

фронтальный

Упр.195

53

19.11

Правописание слов с безударными гласными в корне

1

фронтальный

упр.200

54

20.11

Правописание слов с безударными гласными в корне

1

фронтальный

с.104 прав., упр203

55

21.11

Правописание слов с безударными гласными в корне

1

фронтальный

Запис.10 слов с безуд. Глас. В корне

56

24.11

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

1

фронтальный

Запис. 10 слов с парн. Согл. В корне

57

25.11

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

1

фронтальный

с.112 прав., упр. 214

58

26.11

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

1

индивидуальный

упр.218

59

27.11

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

1

фронтальный

упр.221

60

28.11

Обучающее изложение

1

фронтальный

61

1.12

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

1

фронтальный

с.117 прав. упр. 224

62

2.12

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

1

индивидуальный

с.118 прав. упр. 229

63

3.12

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

1

фронтальный

упр.230

64

4.12

Правописание слов с удвоенными  согласными

1

фронтальный

с.121 прав. , 235

65

5.12

Правописание слов с удвоенными  согласными

1

фронтальный

Запис 10 сло с удвоен. Согл.

66

8.12

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка»

1

индивидуальный

67

9.12

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»

1

фронтальный

68

10.12

Правописание суффиксов и приставок

1

фронтальный

с.27 прав., упр.241

69

11.12

Правописание суффиксов и приставок

1

фронтальный

упр.247

70

12.12

Правописание суффиксов и приставок

1

индивидуальный

упр. 251

71

15.12

Правописание суффиксов и приставок

1

фронтальный

с. 132 прав. упр. 255

72

16.12

Правописание приставок и предлогов

1

фронтальный

с.133 прав. упр260

73

17.12

Правописание приставок и предлогов

1

индивидуальный

Упр.263

74

18.12

Правописание слов с разделительным твердым  знаком

1

фронтальный

с.134, с.136 прав. упр.266

75

19.12

Разделительные твердый и мягкий знаки

1

фронтальный

Запис по 5 слов с разд. Ь и ъ

76

22.12

Разделительные твердый и мягкий знаки

1

взаимопроверка

Упр.274

77

23.12

Разделительные твердый и мягкий знаки

1

Упр.279

78

24.12

Обучающее изложение

1

79

25.12

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»

1

80

26.12

Проект «Составляем орфографический словарь»

Части речи – 756ч.: имя существительное -32 ч.,  имя прилагательное -18 ч., местоимение – 5 ч., глагол-21 ч.

Имя существительное-32 ч.

81

12.01

Части речи

1

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имен существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные (по вопросу и по значению). Находить среди имен существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имен собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Определять число имен существительных. Изменить форму числа имен существительных. Распознавать имена существительные, изменение форму одного числа.  Определять род имен существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Определять падеж имен существительных. Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлоге. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме. Сопоставлять и различать  внешние сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имен существительных одушевленных мужского рода и др.). Составлять сообщение об изученных падежах имен существительных. Определять начальную форму имени существительного. Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения. Писать диктант и проверять написанное.  

Личностные

 - развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности, интерес к чтению и читательской деятельности,

 - развитие способности к самооценке на основе критерия успешности.

Коммуникативные

 - участвовать в диалоге, высказывать своё мнение, задавать вопросы,

 - учитывать разные мнения и интересы, оценивать мысли, советы других людей, принимать их во внимание и учитывать в своей деятельности.

Регулятивные

 - принимать и сохранять цель и учебную задачу, выполнять действия по намеченному плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности, оценивать свои достижения, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами и другими людьми.

Познавательные

 - самостоятельно находить нужную информацию в дополнительной литературе, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, составлять простейшие конструкции, строить небольшие рассуждения, приводить примеры.

фронтальный

с.3 , 5 правило упр.7

82

13.01

Имя существительное и его роль в речи

1

фронтальный

с.8 прав. упр. 11

83

14.01

Имя существительное и его роль в речи

1

фронтальный

с.12 прав. упр.14

84

15.01

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

1

фронтальный

упр.17

85

16.01

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

1

индивидуальный

86

19.01

Обучающее изложение

1

фронтальный

87

20.01

Собственные и нарицательные имена существительные

1

взаимопроверка

с.18-19 упр.27

88

21.01

Проект «Тайна имени»

1

фронтальный

89

22.01

Число имён существительных

1

фронтальный

упр.32

90

23.01

Число имён существительных

1

фронтальный

с.25 прав. упр.37

91

26.01

Род имён существительных

1

фронтальный

с.28 прав. упр.44

92

27.01

Род имён существительных

1

индивидуадьный

упр.50

93

28.01

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

1

фронтальный

с.31, 32 прав. упр.56

94

29.01

Мягкий знак на конце мён существительных после шипящих.

1

фронтальный

упр.60

95

30.01

Обучающее изложение

1

96

2.02

Контрольный диктант по теме

« Имя существительное»

1

индивидуальный

97

3.02

Склонение имён существительных.

1

фронтальный

с.36, 37 прав. Проскл.стрела, гроза

98

4.02

Падеж имён  существительных

1

фронтальный

с.40 прав. упр 69

99

5.02

Падеж имён  существительных

1

индивидуальный

Упр 72

100

6.02

Сочинение по картине  И.Я. Билибина «Иван – царевич и лягушка – квакушка»

1

101

9.02

Именительный падеж

1

фронтальный

с.42 прав., упр. 76

102

10.02

Родительный падеж

1

фронтальный

с74, 75 прав., упр.81

103

11.02

Дательный падеж

1

фронтальный

с.46 прав., упр.84

104

12.02

Винительный падеж

1

фронтальный

с.48, 49, 50 прав. упр. 93

105

13.02

Творительный падеж

1

фронтальный

с.53 прав., упр. 96

106

16.02

Предложный падеж

1

фронтальный

с.54 прав. упр.101

107

17.02

Обучающее изложение

1

индивидуальный

108

18.02

Все падежи.

1

фронтальный

с.57 таблица,

упр.105

109

19.02

Обобщение знаний

1

индивидуальный

Упр 107

110

20.02

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень.»

1

фронтальный

с.62 зад.3

111

24.02

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

индивидуальный

112

25.02

Проект «Зимняя страничка»

1

фронтальный

Имя прилагательное -18 часов

113

26.02

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

1

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имен прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.  Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др.). Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Определять род имен прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Писать правильно родовые окончания имен прилагательных. Определять форму числа имен прилагательных, изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имен прилагательных по падежам». Определять начальную форму имени прилагательного. Определять падеж имен прилагательных по падежу имен существительных. Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже. Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке «Порядок разбора имени прилагательного». Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.

фронтальный

с.64 прав., упр.112

114

27.02

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

1

Упр 115

115

2.03

Роль прилагательных в тексте.

1

фронтальный

с.67 прав., упр. 121

116

3.03

Текст – описание

1

фронтальный

117

4.03

Отзыв по картине М.А. Врубеля « Царевна-лебедь»

1

индивидуальный

Упр 123

118

5.03

Род имён прилагательных

1

фронтальный

с.72 прав., упр 126

119

6.03

Изменение имён прилагательных по родам

1

фронтальный

упр.130

120

9.03

Изменение имён прилагательных по родам.

1

фронтальный

упр134

121

10.03

Число имён прилагательных

1

фронтальный

с.78, 80

упр.138

122

11.03

Число имён прилагательных

1

фронтальный

упр.142

123

12.03

Изменение имён прилагательных по падежам

1

фронтальный

с.83. 85 прав., упр.144

124

13.03

Изменение имён прилагательных по падежам

1

фронтальный

упр.148

125

16.03

Обобщение знаний

1

фронтальный

упр.151

126

17.03

Обобщение знаний

1

групповой

с.89 зад. 3

127

18.03

Отзыв по картине А.А.Серова « Девочка с персиками»

1

индивидуальный

128

19.03

Обобщение знаний

1

фронтальный

с.89 зад. 6

129

20.03

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

индивидуальный

130

1.04

Проект « Имя прилагательное в загадках»

1

групповой

с.90

Местоимение – 5 часов.

131

2.04

Личные местоимения

1

Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи.

фронтальный

с.92 прав. упр.159

132

3.04

Изменение личных местоимений по родам

1

фронтальный

с.95 прав. упр162

133

6.04

Местоимение

1

фронтальный

упр.166

134

7.04

Местоимение

1

фронтальный

упр.168

135

8.04

Обучающее изложение

1

индивидуальный

Глагол-21 час

136

9.04

Значение и употребление глаголов в речи

1

Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Узнавать неопределенную. форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределенной форме однокоренные глаголы. Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глаголов. Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Раздельно писать частицу НЕ с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей НЕ.

фронтальный

с.101 прав., упр.172

137

10.04

Значение и употребление глаголов в речи

1

фронтальный

упр. 176

138

13.04

Значение и употребление глаголов в речи

1

Упр 180

139

14.04

Неопределённая форма глаголов

1

фронтальный

с.106 прав, упр.184

140

15.04

Неопределённая форма глаголов

1

фронтальный

упр.188

141

16.04

Число глаголов

1

фронтальный

с.109 прав., упр.191

142

17.04

Число глаголов

1

фронтальный

упр.194

143

20.04

Времена глаголов

1

фронтальный

с.112 прав. Упр 199

144

21.04

Время глаголов. 2-е лицо глаголов

1

фронтальный

с.115 прав. упр204

145

22.04

Изменение глаголов по временам

1

фронтальный

с.116 прав., упр.209

146

23.04

Изменение глаголов по временам

1

фронтальный

упр.211

147

24.04

Обучающее изложение

1

148

27.04

Род глаголов в прошедшем времени.

1

фронтальный

с.122 прав, упр.218

149

28.04

Род глаголов в прошедшем времени.

1

фронтальный

упр.222

150

29.04

Правописание частицы НЕ с глаголами

1

фронтальный

с.124 прав. упр.225

151

30.04

Правописание частицы Не с глаголами

1

фронтальный

упр. 228

152

4.05

Обобщение знаний

1

индивидуальный

упр.234

153

5.05

Обобщение знаний

1

фронтальный

154

6.05

Обобщение знаний

1

фронтальный

С.130 зад 1

155

7.05

Обобщение знаний

1

индивидуальный

156

8.05

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

фронтальный

Повторение – 14 часов

157

11.05

Части речи

1

Обобщить знания о частях речи, принимать участие в обсуждении, высказывать свои мысли в устной форме,  анализировать высказывания одноклассников,  составлять текст по самостоятельно составленному плану, определять падежи имён существительных, прилагательных, называть их характерные признаки, классифицировать части речи, повторить изученные орфограммы, обосновывать правильность своего выбора.

Личностные:

Становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, формирование мотивации к творческому труду, развитие зтических чувств.

Познавательные

 - понимать информацию, представленную в графическое форме, осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение,

Регулятивные

 - выполнять действия по намеченному плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности,

использовать речевые средства, участвовать в диалоге, беседе.

фронтальный

с.131 таблица упр.239

158

12.05

Части речи

1

фронтальный

159

13.05

Обучающее изложение

1

индивидуальный

160

14.05

Обобщение изученного о слове, предложении

1

фронтальный

упр.246

161

15.05

Правописание окончаний имён прилагательных

1

фронтальный

упр.249

162

18.05

Правописание приставок и предлогов

1

фронтальный

упр.250

163

19.05

Правописание безударных гласных

1

фронтальный

упр.255

164

20.05

Правописание значимых частей слова

1

фронтальный

упр.257

165

21.05

Итоговый контрольный диктант

1

индивидуальный

166

22.05

Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова

1

фронтальный

упр.263

167

25.05

Обучающее изложение

1

индивидуальный

168

26.05

Текст

1

индивидуальный

Упр 268

169

27.05

Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул»

1

фронтальный

170

28.05

КВН « Знатоки русского языка»

1

фронтальный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"

Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....

Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС

При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...