Конспект "Личные окончания глаголов прошедшего времени"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Крецу Маргарита Михайловна

Конспект урока в 4 классе, программа "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы

Содержание

Примечание

I. Организация деятельности учащихся

Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Маргарита Михайловна, и сегодня проведу в вашем классе урок русского языка. Проверьте, у вас на партах должны быть учебники, рабочие тетради, пенал. Тихо сели. Начинаем!

Организация учащихся на урок

8:30-8:31

II. Минутка чистописания

III. Актуализация знаний учащихся

1.Фронтальный опрос

2.Словарная работа

3.Работа с текстом стихотворения

III. Определение темы и задач урока

Учитель: Открываем тетради, посередине записываем число. Сегодня двадцатое января. Под числом пишем «Классная работа».

Минутка чистописания.

 «Временной» диктант

Учитель: Ребята, давайте вспомним, что такое глагол?

Ученики: Глагол - часть речи, обозначающая действие.  

Учитель: Как изменяются глаголы?

Ученики: По временам, лицам, числам.   

Учитель: Верно! Молодцы! А сейчас внимательно послушайте задание! Вам нужно записать глагол в нужный столбик и обозначить у него в форме настоящего времени окончание, прошедшего времени-суффикс.

Завял(п.в.) , расцветает(н.в.), подбежал(п.в.), засмеётся(б.в.), покупает(н.в.), приготовил(п.в.), будет стирать(б.в.), нарисует(б.в.), написал(п.в.), поблагодарил(п. в).

Учитель: Итак, проверяем. Отвечаем по правильно поднятой руке. Согласны ли вы с тем, как записаны слова?

Ученики: Да(нет)

Учитель: Если нет, то почему? Куда следовало записать данное слово? Как мы это определили?

Учитель:  …., прочитай стихотворение выразительно, учитывая знаки препинания.

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе.

Зимы ждала, ждала природа,

Снег выпал только в январе…

А. С. Пушкин

Учитель: Кто знает автора стихотворения? Назовите.

Ученики: Александр Сергеевич Пушкин

Учитель: О каком времени года говорится в данном стихотворении?

Ученики: О зиме.

Учитель: Что особенного происходит в природе? Чего она ждёт?

Ученики: Природа ждёт зимы.

Учитель: Посмотрите внимательно, как автор это подчеркнул? Это ожидание. При помощи глаголов: ждала, ждала природа. А что ж произошло?

Ученики: Снег выпал только в январе.

Учитель: Посмотрите, за окошком растаял снег. Несвойственная зиме погода.

Какие глаголы прозвучали в стихотворении Александра Сергеевича Пушкина?

Ученики: Стояла, ждала, выпал.

Учитель: Ребят, а что общего в этих глаголах?

Ученики: Что у всех глаголов суффикс –л-

Учитель: Хорошо, ребята, а на что указывает суффикс –л-?

Учитель: Конечно! А кто же догадался, какая тема сегодняшнего урока?

Ученики: Мы будем говорить о глаголе.

Учитель: Так, ребята, давайте поставим перед вами цели. Какие задачи будем решать на уроке, как вы думаете?

Ученики: Вспомним, как изменяются глаголы, выполним упражнение и научимся писать окончания глаголов в прошедшем времени.

Учитель: И теперь мы вместе можем работать.

 

8:31-8:34

Задание представлено на экране

8:34-8:38

8:38-8:45

Работа выполняется на доске, дети по очереди записывают слова в нужный столбик, диктует учитель, проверка осуществляется детьми.

8:45-8:48

Стихотворение представлено на экране, читается учеником

8:48-8:50

Тема появляется на экране.

Цели урока выведены на слайд

IV. Постановка проблемной ситуации

1. Индивидуальная работа с учебником

V.Объяснение нового материала

1.Работа в парах

VI.Первичное закрепление

1. Работа в парах

Фикультминутка

VII.Закрепление изученной темы

1.Словарная работа

2. Самостоятельная работа

3.Взаимопроверка

Учитель: Выполним упражнение на странице 20. Спишите предложения, выбирая нужные окончания. Подчеркните в каждом предложении слово, которое помогло вам сделать правильный выбор окончания.

От чего зависит выбор окончания глагола в прошедшем времени?

Учитель: Прочитаем, что говорится после задания.

Ученики: После выполнения этого задания Аня сказала, что выбор формы рода и числа глагола зависит от рода и формы числа слова, с которым связан данный глагол.

Учитель: Согласны ли вы с Аней? Почему?

Перед вами карточки. Заполните таблицу, работаем в парах. Ребят, какое у нас правило получится?

Учитель: Опираясь на выведенное правило, выполним упражнение 1 на странице 21. …., прочитай задание. Ребята, как вы понимаете, что нам нужно сделать?

 Первый вариант, поднимите руку. Вы пишете существительные и глаголы с опасными местами до дефиса. Второй вариант, поднимите руку. Вы пишете существительные и глаголы с опасными местами после дефиса. Ребята, тут присутствуют общие вопросы, их писать не надо.

К доске от первого варианта пойдёт …., от второго …. Итак, давайте теперь поиграем, проверим.   …., ты читаешь часть первого варианта, объясняя выбор окончания. …., ты читаешь часть второго варианта, объясняя выбор окончания.  

Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.) 
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.) 
Подойдет ко мне мороз, (Присели.) 
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.) 
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.) 
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)

 

Учитель: А  сейчас  у  данных  глаголов прошедшего  времени карандашом выделите  окончания, обозначьте  род  и  число.

Выглянуло -  ед. ч.,  ср.  р.

Заснул    - ед. ч.,  м.  р.

Загрустили  - мн. ч.

Вздохнул  -   ед. ч.,  м.  р.

Пролила     -    ед. ч.,  ж.  р.

Учитель: Проверим, все ли справились с заданием.

Учитель: Сейчас на оценку выполним письмо по памяти, для этого откроем страницу 22 упражнение 3. Вслух четверостишье прочитает…

Учитель: Прочитайте внимательно про себя еще раз, обратите внимание на знаки препинания. У вас две минуты, чтобы запомнить.

Закрыли учебник.

Теперь поменялись тетрадочками, взяли карандашики в руки и проверяем. Внимательно читайте, проверяйте правильное написание окончаний глаголов прошедшего времени.

8:50-8:57

Вопрос представлен на экране.

 Работа в парах с карточками(у детей, на экране)

8:57-9:00

Буквы в окошках появляются постепенно

Правило выводится на экран

9:00-9:02

Задание представлено на экране, ответы появляются  постепенно

Учащиеся отвечают по выбору учителя

 

9:02-9:06

После выполнения на экране появляется правильный вариант четверостишья.

VI. Подведение итогов

Учитель: Над какой темой сегодня работали на уроке?

Ученики: Правописание окончаний глаголов прошедшего времени.

Учитель: Какое правило мы знаем?

Ученики: Если глагол зависит от существительного женского рода, то пишем окончание «а»,

От существительного мужского рода, то выделяем нулевое окончание,

От существительного среднего рода, то пишем окончание «о»,

Если глагол множественного числа, то пишем окончание «и»

Учитель: Все ли мы задачи с вами выполнили на уроке? Перечислите.

Ученики: Да, вспомнили, как изменяются глаголы, выполнили упражнение и научились писать окончания глаголов в прошедшем времени.

9:06-9:09

Возвращение ко слайду с задачами.

VII. Задание на дом

Учитель: Открываем дневники, записываем домашнее задание. Упражнение 4 на странице 22 выполнить по заданию, упражнение 6 на странице 23 записать слова в словарик, подготовиться к проверке на следующем уроке.

9:09-9:10



Департамент образования города Москвы

ГБОУ СПО Педагогический колледж №15

Конспект

пробного урока по русскому языку

проведенного в 4 а классе ГБОУ СПО ПК№15(2)

студенткой  группы Ш-31  III курса

Крецу Маргаритой Михайловной

Дата проведения: 20.01.15

Подпись методиста: _____________

Подпись учителя: _____________

Отметка: _______________

Москва, 2015


Тема урока «Правописание окончаний глаголов прошедшего времени»

Тип урока: Открытие новых знаний

Предметные умения

УУД

Цель урока: Развивать умение обобщать знания, определять глаголы в форме прошедшего времени и их окончания.

Задачи урока:        

Образовательная:

- Формировать умения правописания  окончаний глаголов в прошедшем времени

Развивающая:

- Способствовать формированию умения у детей грамотно  употреблять глаголы в речи

Воспитательная:

- Развивать интерес к русскому языку 

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица);систематизировать учебный материал; делать выводы на основе обобщения знаний;

Регулятивные: организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ

Коммуникативные: умение аргументировано отвечать на вопросы, строить понятные для партнёра высказывания,

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Опорные понятия, термины

Новые слова

Глагол

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Окружающий мир, развитие речи

Фронтальная  

Работа в парах

 Учебник «Русский язык» 4 класс, авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова

раздаточный материал (таблицы), наглядный материал (учебник),

демонстрационный материал (ИКТ презентация)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Окончание глаголов прошедшего времени"

Цель: повторить образование глаголов прошедшего времени, понаблюдать над изменением окончаний в глаголах прошедшего времени....

Правописание родовых окончаний глаголов прошедшего времени

Словарные слова, связанные с войной; объяснение лексического значения слова победа(толковый словарь С.И.Ожегова); работа с текстом....

урок русского языка "Родовые окончания глаголов прошедшего времени" 3 класс

Урок русского языка для 3 класса по теме: "Родовые окончания глаголов прошедшего времени" УМК "Планета знаний" МБОУ «Гимназия №152» г. КазаньУчитель - Ахметзянова Гульнур Закиевна высшей категори...

Презентация к уроку "Родовые окончания глаголов прошедшего времени"

Презентация для урока "Родовые окончания глаголов прошедшего времени" 3 класс УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока. 3 класс. Русский язык."Планета знаний".Правописание безударной гласной в родовых окончаниях глаголов прошедшего времени

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс по программе"Планета знаний". Учебник " Русский язык" Л. Я. Желтовская, ч. 2, стр. 18-20....

Урок рус.яз. "Ознакомление с правилом правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени и его применение"

Урок составлен по системе учебников "Начальная школа XXI века" (4 класс), в соответствии стребованиями ФГОС НОО. В рамках урока осуществляется системно-деятельностный подход, применяются различные фор...

Урок русского языка "Правописание окончаний глаголов прошедшего времени"

Познакомить с правописанием окончаний глаголов прошедшего времени ....