Правописание слов с разделительными ъ и ь.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Комолова Елена Николаевна

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Цель:

– развитие умений находить орфограммы-буквы разделительныйь и ъ, графически их обозначать, объяснять отсутствие орфограммы-буквы разделительного ъ после приставок, писать слова с этими орфограммами;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_slov_s_razdelitelnymi_i_.docx33.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

(«Образовательная система «Школа 2100», учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина)

Тема:Правописание слов с разделительнымиъ и ь.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Цель:

– развитие умений находить орфограммы-буквы разделительныйь и ъ, графически их обозначать, объяснять отсутствие орфограммы-буквы разделительного ъ после приставок, писать слова с этими орфограммами;

Основной дидактический метод: деятельностный метод обучения.

Частные методы и приёмы:

  • создание проблемной ситуации (подводящий диалог),
  • поиск решения, наглядно-иллюстративный,
  • словесный,
  • репродуктивный.

Формы организации деятельности обучающихся на уроке:

          индивидуальная работа, работа в парах, фронтальная работа.

Задачи: способствовать формированию регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД:

предметные:

  • научить различать слова с разделительным ь и ъ;
  • формировать умение правильно писать эти слова;
  • развивать у учащихся коммуникативные навыки, наблюдательность, культуру речи, мышление, умение прислушиваться к мнению других, умение делать выводы, обосновывать свою точку зрения;
  • воспитывать  интерес к предмету, дружелюбие, взаимопомощь

метапредметные:

  1. познавательные: осознавать познавательную задачу, находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; с помощью учителя добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  2. личностные: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  3. регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; учитывать выделенные  ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение;
  4. коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Деятельность учеников:

Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков.

Оборудование:

  1. Учебник «Русский язык», 3 класс  (автор  Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина: в 2 ч. - М.: «БАЛАСС», 2013), 1  часть, с.135 – 138.
  2. Мультимедийное оборудование – интерактивная доска.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формирование УУД,

ТОУУ

Ι. Организация начала урока.

II. Актуализация знаний.

Эмоциональный настрой.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Встанем, подравняемся,

С трудностями справимся!

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

1.Чистописание.

Твёрдый знак собой гордится:

Без меня не объясниться,

Объявленья не прочесть,

Сладких булочек не съесть.

- Назовите слово, в котором одновременно встретились разделительный ь и ъ.

Пропишите на  первой строке  ь и ъ.

На второй строчке пропишите слово объясниться

(Учащиеся активизируют внимание, настраиваются на восприятие материала урока.)

Комментированная запись числа.

В слове объяснитьсяодновременно встретились разделительный ь и ъ.

Выполняют задание.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

– Какую орфограмму вы обозначили в словах в домашнем упр. 1?

– Допишите ключевые слова этой темы.

– Сформулируйте цель урока.

–  Как вы думаете, что мы должны повторить на уроке? чему научиться?

–  Давайте составим план.

Что мы сейчас делали?

 - разделительный ъ и ь

- Корень, приставка, звук [й'].

Дети  вместе с учителем составляют план.

Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Первичное закрепление новых знаний

Цель:  -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, самопроверку по образцу, самооценку.

Физкультминутка

ΙV. Развитие умений – применение знания.

1. Работа в учебнике.

– чтение слов;

– выяснение лексического значения;

– называние приставки в слове;

– наблюдение: почему не во всех словах с приставками написан разделительный ъ;

– списывание;

– обозначение изученных орфограмм;

– проверка.

  1. Работа над словами в рамке.

– Как называются слова, которые имеют близкое значение, но различаются по звучанию, написанию? (Синонимы.)

– Рассмотрите рисунок на с. 136. Правильно ли понял Афанасий последнее выражение в рамке?

3.Упр. 168

Вопросы после чтения:

– О чём этот текст? Как вы поняли, чем отличаются значения слов в рамке?

– Прочитайте предложения, в которых выражена главная мысль текста. (Последний абзац.)

– Выполните самостоятельно письменные задания.

4.Упр. 169.

Обращается  внимание на перенос слов с разделительнымиь, ъ.

Запись: объ-еде-ние, подъ-езд, за-пью.

2. Работа по развитию речи – редактирование текста.

Упр. 171.

Цель работы – редактирование, замена повторяющегося слова подходящими синонимами. Неоправданно повторяется слово простор.

– Какими синонимами можем заменить слово простор? В каких предложениях?

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Упр. 167Выполняется под руководством учителя:

- в словах пояснил, выезд и др. приставка оканчивается на согласный

Ученики читают слова-синонимы в рамке после упр. 167, объясняют их значение, устанавливают близость между ними, устно составляют предложения с этими словами.

- Нет. Это выражение употребляется в переносном, а не в прямом значении, жевать ничего не надо.

– ознакомительное чтение учениками текста про себя.

Слова объяснить и разъяснить обозначают практически одно и то же: «сделать что-либо ясным, понятным». То же значение и у глаголавтолковать, который употребляется в разговорной речи, в быту.

Выражение «разжевать и в рот положить» также употребляется в разговорной речи, но имеет дополнительный оттенок значения:«очень подробно и доступно объяснить».

Взаимопроверка.

Два ученика работают у доски. Один выписывает существительные, другой – глаголы. Коллективная проверка.

- Во 2-м предложении слово простор можно заменить словом приволье, в 3-м – раздолье.

- Умение работать с информацией.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V. Итог урока.

Рефлексия.

– Прочитайте ключевые слова раздела на с. 139 и сравните их со словами, которые вы назвали в начале урока. Нужно ли их дополнить?

– Приведите примеры слов с названными орфограммами в корне, между приставкой и корнем.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее задание.

Упр. 2 и 3, с. 140.

Самоанализ урока русского языка в 3 – в классе

 Комоловой Елены  Николаевны

Урок русского языка проведен в соответствии с программными требованиями по  курсу Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.

Тема урока: Правописание слов с разделительнымиъ и ь.

Тип учебного занятия:  усвоение новых знаний и первичного закрепления.

При подготовке к уроку мною были учтены возрастные и учебные особенности учащихся: интерес к изучению данного предмета, развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки.

В соответствии с типом урока, была предусмотрена следующая структура урока:

1) Организация начала урока.

Начало урока со стимулирующего введения (создание эмоционального настроя, привлечение внимания учащихся и обеспечение необходимой мотивацией).

2)Актуализация  знаний.

Развитие умения извлекать информацию из  текста.

В течение всего урока тщательно отрабатывается язык учебного предмета, его терминология, усиливается смысловая нагрузка на тренировочный материал.

3)  Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Составление плана работы по теме урока в сотрудничестве с учащимися, с опорой на их знания. Эмоциональная реакция детей на новое «Это мы знаем» создает положительный психологический настрой. Вместе с этим в течение всего урока тщательно отрабатывается язык учебного предмета, его терминология, усиливается смысловая нагрузка на тренировочный материал.

4)Основные этапы занятия: первичное усвоение  и закрепление новых знаний.

 Изучение нового материала (формирование понятий на простом и  частично   известном материале).

 Формирование умений и навыков.

Применение полученных ЗУН (в самостоятельных  заданиях).

5)Развитие умений – применение знания.

(редактирование, замена повторяющегося слова подходящими синонимами)

6) Подведение итогов урока.Рефлексия (самоанализ, самооценка).

7) Домашнее задание.

Главное содержание урока данного типа – изучение нового материала. Основная дидактическая цель данного занятия – помочь обучающимся полностью овладеть новым материалом. Эта дидактическая цель достигалась путем решения следующих основных задач: усвоение не только новых понятий, но и способов действия, формирование системы знаний и способов самостоятельной поисковой деятельности.

 Основной целью урока являлось умение различать слова с разделительным ь и ъ. Весь материал  был отобран, исходя из поставленной цели. На протяжении всего урока дети должны были при выполнении различных заданий научиться различать слова с разделительным ь и ъ. На каждом этапе проводилась работа на усвоение нового материала.

Данная структура урока, спланированные вопросы, задания, практическая деятельность учащихся способствовали развитию познавательной активности, самостоятельности, развитию творческих способностей.

На уроке использовались методы :

- по виду источника информации:

 словесные (фронтальная дискуссия, учебный диалог, беседа, рассуждение – при формировании теоретических и практических знаний и решений всех других задач обучения);

 наглядные (иллюстрированный –для развития наблюдательности, повышение внимания к изучаемым вопросам);

 практические (письменные упражнения).

- по виду учебной деятельности:

 частично поисковые (знания на уроке не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания);

 исследовательские (выполнение письменных упражнений с последующим доказательством закономерности);

информационные (работа с учебником);

стимулирующие (через прогнозирование).

Для поддержания интереса к учебному процессу были использованы следующие методы  мотивации:

 создание ситуации успеха;

 проблемной ситуации;

 прогнозирование своей деятельности;

 заинтересованность своим трудом.

Методы обучения являлись инструментом развития, способствовали вооружению школьников прочными знаниями, а также умениями переносить их на новые ситуации. Послужили способом формирования потребностей в новых знаниях, создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Выбранные методы соответствовали задачам урока, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.

Формы познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, парная (работа в парах постоянного  состава) способствовали развитию коммуникативных УУД.  В ходе выполнения задания учащиеся взаимодействовали для того, чтобы найти верное решение. Это способствовало  формированию  следующих умений: учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение; договариваться, приходить к общему решению, быть корректным в высказываниях.

Работа в парах, создание проблемной ситуации и ее решение, совместный вывод темы и целеполагание повысили мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечили работу всего класса, позволили учащимся раскрыть свои способности.

На уроке задействованы наглядные, технические, дидактические средства обучения.

Данные методы, формы и средства помогали осуществлению триединой дидактической цели

Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока были включены здоровьесберегающие технологии: физкультурная  пауза.

Считаю, что учебное занятие проведено с учетом следующих принципов обучения:

 самостоятельная деятельность учащихся на уроке;

 самоорганизация учащихся в ходе урока;

 развитие личности (формирование адекватной самооценки);

 формирование коллективизма (организация непосредственнойколлективной деятельности учащихся);

 психологическое обеспечение.

Принцип сознания процесса обучения был ведущим и сочетался с такими принципами как:

принцип разностороннего  методического консультирования  (решение   воспитательных задач, перевод деятельности учащихся на субъект- субъектные отношения: учитель – ученик, ученик - ученик);

на принципе паритетности (работа в парах, навыки  самоконтроля,  взаимопомощи).

В рамках данного урока учащиеся показали умение устанавливать связи, обобщать, делать выводы, выделять главное, владеть монологической речью.

Урок проведен организованно, целенаправленно, на каждом этапе определялась мотивационная среда. Урок выдержан в соответствии с методикой и во временных рамках.

Задачи и цели, поставленные на уроке,  были полностью реализованы в ходе урока.

В конце урока дети сделали очень важный вывод для себя, что полученные знания им пригодятся в жизни.

Объем и сложность учебного материала соответствовали образовательным стандартам по русскому языку, учебным возможностям данного класса.

Урок носил практический, развивающий и обучающий характер, что  позволило организовать учебно-познавательную деятельность учащихся.

Урок ориентирован на личностные, метапредметные и предметные результаты.
Учащиеся продемонстрировали высокую степень активности и работоспособности на  всех этапах урока.

Весь процесс учения на уроке был ориентирован на реализацию принципов сотрудничества, взаимоуважения и соучастия, что обеспечило атмосферу успеха, благоприятный эмоциональный фон и психологический комфорт для каждого ученика.

За хорошую работу учащимся были объявлены отметки с комментариями.

Проведенная в конце урока рефлексия показала, что поставленные на уроке цели достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка -«Упражнение в правописании слов с разделительными ъ и ь знаками»."

Продолжить работу над правописанием слов с разделительными ъ и ь знаками; формирование орфографической грамотности; развитие устной и письменной речи; активизация познавательной деятельности учащихся...

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"

Тип урока:  урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение  употреблять раз...

Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" : Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.Цели урока: обозначать звук [й\'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и пи...

Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.

Цель: 1) Создать проблемную ситуацию и условия для ее разрешения, провести  исследовательскую работу по теме «Разделительный мягкий знак»...

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...