Рабочая программа "Русский язык" 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Матюшенко Надежда Альбертовна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._pr._po_russkomu_yazyku.docx85.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«12 лет Октября средняя общеобразовательная школа»

Поспелихинского района Алтайского края

Рассмотрено

Согласовано

Утверждаю

На заседании ШМО учителей  начальных классов

Руководитель ШМО

  ___________ И.И. Пасечник

«____» _________              2013

Зам. директора по УВР

_______ Н.В.Пивкина

         «____»___________2013г

Директор

  _________    Е.Г.Космынина

Приказ № ______

 от ____   ________    2013 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Русский язык» 3 класс

первая ступень,  базовый уровень

на 2012-2013учебный год

Рабочая программа составлена  на основе авторской программы  В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого

 Москва «Просвещение» 2011г.

                                                                                              Составитель

                                                                                              Матюшенко Н.А., учитель  начальных классов,                                                                          

                                                                                              высшая квалификационная категория

                                                                                  п.12 лет Октября  2013г

                                                                        Пояснительная записка

 

Рабочая программа по русскому языку  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по русскому языку для 3 класса, Москва «Просвещение» 2011, авторской программы  В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого Москва «Просвещение» 2011,  Федерального перечня учебников на 2013-2014 уч. год, календарного графика МКОУ «12 лет Октября СОШ».

Программа направлена на решение познавательной и социокультурной целей:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • открытие детям родного русского языка как предмета изучения;
  • формирование эмоционально – ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию, сохранение чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробуждение интереса и стремления к его изучению;
  •  развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

    Достижение поставленных  целей изучения русского языка обеспечивается решением следующих практических задач:

  • формирование знаково – символического восприятия языка учащимися;
  • развитие речи, мышления, воображения школьников;
  • формирование коммуникативных компетенций учащихся, их готовности к общению на предмет получения, передачи информации, обмена информацией, обсуждение информации, аргументации высказанной точки зрения;
  • освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение обучающимися  умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
  • формирование развернутой структуры учебной деятельности, основу которой составляют универсальные учебные действия.

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального коммуникативного развития детей.

В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).

Место учебного предмета в учебном плане

БУП на изучение данного предмета отводит 5 часов в неделю.

Авторская программа  рассчитана на  170ч , 5ч в неделю.  Так как  продолжительность учебного  года в 3 классе 35 учебных недель,  рабочая программа  составлена  на 175ч, предусмотрено 5 часов резерва.

Ценностные ориентиры содержания курса

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Курс «Русский язык» обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

             

Содержание курса

 Язык и речь

Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

 Текст, предложение, словосочетание

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)

Знаки препинания в конце предложений.

 Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Слово в языке и речи

 Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.

Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).

 Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.                                            

 Состав слова

Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ.

 Части речи

Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

Повторение изученного за год.

Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Учебно – методический  план:

№ п/п

Тема раздела

Кол – во часов по авторской программе

Кол-во часов по рабочей программе

1

Язык и речь

2

2

2

Текст. Предложение. Словосочетание.

14

14

3

Слово в языке и речи.

19

19

4

Состав слова.

16

16

5

Правописание частей слова

29

29

6

Части речи

76

76

7

Части речи.

1

1

8

Имя существительное

30

30

9

 Имя прилагательное.

19

19

10

 Местоимение.

5

5

11

 Глагол.

21

21

12

Повторение.

14

14

13

Резерв.

-

5

Итого

170

175

Тематическое планирование полностью соответствует авторской программе.  Рабочая программа рассчитана на 175 часов, что соответствует продолжительности учебного года в 3 классе,  при составлении календарно – тематического планирования выявлено, что фактически возможно проведение только 172 часов в связи с праздничными днями, 2 часа резервного  времени  используется на нетрадиционный урок-путешествие в страну «Части речи» и урок-игру

«Занимательная грамматика»,  3 часа резервного времени не используется.

              Формы организации урока.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

                 Итоговый контроль.

              Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится

             в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, работы по карточкам,

              тестирования, самоконтроля по образцу, написания самостоятельных и контрольных

              работ. На уроках также предполагается самостоятельная работа учащихся на ПК с

             использованием программно-методического комплекса.

В форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Календарно – тематическое планирование

№ п\п

Дата

Тема

Виды деятельности

Характеристика деятельности

Ведущие формы, методы, средства обучения

Пл.

Фак.

Язык и речь (2 ч.)

1

Виды речи. Речь, ее назначение.

Регулятивные:

 Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела;

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения

Парная;

Индивидуальная;

учебный диалог,

С: учебник, рабочая тетрадь;

2

Р.Р. Составление текста по рисунку.

Р.Р,

Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч.)

3

Текст. Признаки текста.

Регулятивные:

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью;

определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу;

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Коммуникативные:                 

Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое;

Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия;  Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

Парная;

Индивидуальная;

Коллективная и в парах.

Работа в парах со взаимопроверкой

Фронтальная

учебный диалог,

С: учебник, рабочая тетрадь;

Электронное приложение к учебнику;  

CD- Развитие речи. Учимся говорить правильно.

 Страна лингвиния. Мультимедийная книжка

Комплект картин «Государственная Третьяковская галерея»

4

Текст. Типы текстов.

5

Предложение.

Р.Р. Составление рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Р.Р.

6

Виды предложений по цели высказывания.

7

Виды предложений по интонации.

8

Входная комплексная   работа

Комплексная  работа

9

Знаки препинания в конце предложений.

10

Предложения с обращением.

Р.Р. Составление предложений по рисунку.

Р.Р,

11

Главные и второстепенные члены предложения.

12

Распространенные и нераспространенные предложения.

13

Разбор предложения по членам.

14

Простое и сложное предложения.

15

Словосочетание. Р.Р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень»

Р.Р.

16

Словосочетание.  

Проверочная работа № 1 по теме «Текст.

Предложение. Словосочетание»

Проверочная работа

Слово в языке и речи (19 ч.)

17

Слово и его лексическое значение.

Коммуникативные: активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения; Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

Оценивать правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев; Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

Регулятивные:  Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое; Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

Индивидуальная;

Коллективная и в парах.

Работа в парах со взаимопроверкой

Фронтальная

учебный диалог,

С: учебник, рабочая тетрадь;

Электронное приложение к учебнику;  

CD- Развитие речи. Учимся говорить правильно.

 Страна лингвиния. Мультимедийная книжка

Комплект картин «Государственная Третьяковская галерея»

18

Упражнение в распознавании лексических групп слов в речи.

19

Омонимы.

20

Слово и словосочетание.

21

Устойчивые сочетания слов (фразеологизмов)

22

Фразеологизмы.

Р.Р. Подробное изложение  «Ёлочка»

Р.Р,

23

Части речи. Имя существительное. Местоимение.

24

Части речи. Имя прилагательное. Глагол.

25

Р.Р. Составление предложений и текста по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды»

Р.Р,

26

Имя числительное как часть речи

27

Имя числительное.

Проверочная работа

 № 2  по теме «Части речи»

Проверочная работа

Коммуникативные:

выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников; сотрудничать с ними при работе

в группе; участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

Регулятивные:  Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое; Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

Парная;

Индивидуальная;

Коллективная и в парах.

Работа в парах со взаимопроверкой

Фронтальная

учебный диалог,

С: учебник, рабочая тетрадь;

Электронное приложение к учебнику;  

CD- Развитие речи. Учимся говорить правильно.

 Страна лингвиния. Мультимедийная книжка

Комплект картин «Государственная Третьяковская галерея»

28

Однокоренные слова.

29

Слово и слог.  Гласные  звуки и буквы для их  обозначения.

30

Правописание безударных гласных в корне слов и гласных после шипящих.

31

Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

32

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне.

33

Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком.

34

Р.Р. Изложение повествовательного текста. Проект «Рассказ о слове»

Р.Р,

Проектная деятельность

35

Контрольный диктант № 1 по теме «Слово и слог. Звуки и буквы»

Контрольный диктант

Состав слова (16 ч.)

36

Корень слова. Однокоренные слова.

Регулятивные: Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого; Оценивать собственную успешность в выполнения заданий;

 

Познавательные:  Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела;

Коммуникативные:

выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе

в группе; участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

Парная;

Индивидуальная;

Коллективная и в парах.

Работа в парах со взаимопроверкой

Фронтальная

учебный диалог,

С: учебник, рабочая тетрадь;

Электронное приложение к учебнику;  

CD- Развитие речи. Учимся говорить правильно.

 Страна лингвиния. Мультимедийная книжка

Комплект картин «Государственная Третьяковская галерея»

37

Чередование согласных в корне.

38

Сложные слова.

39

Формы слова. Окончание.

40

Окончание и его роль в слове, в словосочетании и предложении.

41

Обобщение знаний о корне и об окончании как о значимых частях слова.

42

Приставки. Общее понятие.

43

Приставка – значимая часть слова.

44

Обобщение знаний о роли приставок в слове.

45

Суффикс. Общее понятие.

46

Суффикс- значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.

47

Образование слов с помощью приставки.

Р.Р. сочинение по репродукции картины А. А, Рылова «В голубом просторе»

Р.Р,

48

Основа слова. Разбор слова по составу.

49

Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Р.Р. Редактирование предложений.

Р.Р,

50

Разбор слова по составу. Проект «Семья слов»

Проектная деятельность

51

Проверочная работа

 № 3 по теме  «Состав слова».

Проверочная работа

Правописание частей слова (29час.)

52

Общее представление о правописании частей слова.

Личностные:  Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение»,

Познавательные:  Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне); Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела;  

 Регулятивные: Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;                  Определять план выполнения заданий на уроках

 

Коммуникативные:  Продолжать учиться работать в группе; Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

 

Парная;

Индивидуальная;

Коллективная и в парах.

Работа в парах со взаимопроверкой

Фронтальная

учебный диалог,

С: учебник, рабочая тетрадь;

Электронное приложение к учебнику;  

CD- Развитие речи. Учимся говорить правильно.

 Страна лингвиния. Мультимедийная книжка

Комплект картин «Государственная Третьяковская галерея»

53

Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне.

54

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне.

55

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.

56

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.

57

Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне.

58

Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне.

59

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными.

60

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной

и письменной речи; учиться подтверждать аргументы
фактами; прогнозировать последствия коллективных решений; выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе

в группе; участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;  организовывать учебное взаимодействие в группе;

Познавательные: выполнять анализ, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений;

Регулятивные: 

Определять план выполнения заданий на уроках; Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;

Регулятивные: 

Определять план выполнения заданий на уроках; Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;

Познавательные:

определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу; Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной

и письменной речи; учиться подтверждать аргументы
фактами; прогнозировать последствия коллективных решений; организовывать учебное взаимодействие в группе; выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе; участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

Парная;

Индивидуальная;

Индивидуальная;

Коллективная и в парах.

Работа в парах со взаимопроверкой

Фронтальная

учебный диалог,

С: учебник, рабочая тетрадь;

Электронное приложение к учебнику;  

CD- Развитие речи. Учимся говорить правильно.

 Страна лингвиния. Мультимедийная книжка

Комплект картин «Государственная Третьяковская галерея»

61

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными.

Р.Р. Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка»

Р.Р.

62

Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными в корне.

63

Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками.

64

Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками.

65

Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками

66

Составление правил о правописании корня.

67

 Правописание слов с удвоенными согласными.

68

Правописание слов с удвоенными согласными.

69

Правописание суффиксов и приставок. Правописание суффиксов -ик-,-ек-

70

Упражнение в правописании суффиксов.

71

Правописание слов с приставками.

72

Упражнение в правописании значимых частей слова.

73

Правописание приставок и предлогов.

74

Правописание приставок и предлогов.

75

Правописание приставок и предлогов.

76

 Правописание слов с разделительным твердым знаком.

77

Правописание слов с разделительным твердым знаком.

78

Упражнение в правописании слов с разделительным твердым и мягким знаком.

79

Контрольный диктант № 2 по теме «Правописание частей слова»

Контрольный диктант

80

Работа над ошибками. Слова с разделительным Ъ

Р.Р. Обучение составлению объявления.

Р,Р,

Части речи (76 ч.)

Части речи (1 ч.)

81

Части речи.

Имя существительное (30 ч.)

82

Значение и употребление имен существительных в речи.

Коммуникативные:

учиться подтверждать аргументы фактами; прогнозировать последствия коллективных решений; организовывать учебное взаимодействие в группе;

выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями;

слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников,
сотрудничать с ними при работе в группе;

участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

Регулятивные:

выделять учебную задачу на основе соотнесения
известного; участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; проявлять интерес к различным точкам зрения; Оценивать собственную успешность в выполнения заданий

Познавательные:

делать выводы на основе обобщения знаний;

самостоятельно выбирать существенные основания для сравнения и группировки;

пробовать самостоятельно конструировать новый
способ действия;

выполнять анализ, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

выстраивать логическую цепь рассуждений;

находить в справочниках, ответы на интересующие вопросы;

делать выводы на основе обобщения знаний;

пробовать самостоятельно перестраивать известный способ действия.

Регулятивные:

выделять учебную задачу на основе соотнесения
известного; участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; проявлять интерес к различным точкам зрения; Оценивать собственную успешность в выполнения заданий

Познавательные:

делать выводы на основе обобщения знаний;

самостоятельно выбирать существенные основания для сравнения и группировки;

пробовать самостоятельно конструировать новый
способ действия;

выполнять анализ, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

выстраивать логическую цепь рассуждений;

находить в справочниках, ответы на интересующие вопросы;

делать выводы на основе обобщения знаний;

пробовать самостоятельно перестраивать известный способ действия.

Регулятивные:

выделять учебную задачу на основе соотнесения
известного;

проявлять интерес к различным точкам зрения; определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

составлять план действий при отработке способа,

сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;

Коммуникативные:

        учиться подтверждать аргументы фактами;

прогнозировать последствия коллективных решений;

организовывать учебное взаимодействие в группе;

соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении

Парная;

Индивидуальная;

Коллективная и в парах.

Работа в парах со взаимопроверкой

Фронтальная

учебный диалог,

С: учебник, рабочая тетрадь;

Электронное приложение к учебнику;  

CD- Развитие речи. Учимся говорить правильно.

 Страна лингвиния. Мультимедийная книжка

Комплект картин «Государственная Третьяковская галерея»

Парная;

Индивидуальная;

Коллективная и в парах.

Работа в парах со взаимопроверкой

Фронтальная

учебный диалог,

С: учебник, рабочая тетрадь;

Электронное приложение к учебнику;  

CD- Развитие речи. Учимся говорить правильно.

 Страна лингвиния. Мультимедийная книжка;

Комплект картин «Государственная Третьяковская галерея»

83

Одушевленные  и неодушевленные имена существительные.

84

Представление об устаревших словах в русском языке.

85

Р.Р. Подробное изложение повествовательного текста.

Р.Р,

86

Работа над ошибками. Собственные и нарицательные имена существительные

87

Правописание имен собственных.

88

Проект «Тайна имени»

Проектная деятельность

89

Обобщение знаний об имени существительном.

90

Изменение имен существительных по числам.

91

Имена существительные, имеющие форму одного числа.

Р.Р.  Письмо по памяти.

Р.Р,

92

Имена существительные общего рода

93

Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода.

94

Р.Р. Подробное изложение повествовательного текста.

Р.Р,

95

Проверочный диктант по теме «Род, число имен существительных»

Проверочный диктант

96

Работа над ошибками. Род имен существительных.

97

Изменение имен существительных по падежам.

98

Определение падежей имен существительных.

99

Несклоняемые имена существительные

100

Р.Р. Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван – царевич и лягушка – квакушка»

Р.Р.

101

Именительный падеж имен существительных

102

Родительный падеж имен существительных

103

Дательный падеж имен существительных

104

Винительный падеж имен существительных

105

Упражнение в распознавании изученных падежей имен существительных.

106

Творительный падеж имен существительных

107

Предложный падеж имен существительных

108

Р.Р. Подробное изложение повествовательного текста.

Р.Р.

109

Обобщение знаний о падежах имен существительных.

Проверочный диктант по теме «Падеж имен существительных»

Проверочный диктант

110

Проект « «Зимняя» страничка»

Проектная деятельность

111

Р.Р. Составление сочинения по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Р.Р.

Имя прилагательное (19 ч.)

112

Лексическое значение имен прилагательных.

Регулятивные:

выделять учебную задачу на основе соотнесения
известного;

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу;

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью; проявлять интерес к различным точкам зрения;

вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем  и одноклассниками;


Познавательные:

находить в справочниках, ответ на интересующие
вопросы;

делать выводы на основе обобщения знаний;

пробовать самостоятельно перестраивать известный способ действия;

Коммуникативные:

подтверждать аргументы фактами;

слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе;

выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.

Коммуникативные:                                          Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения; Читать вслух и про себя тексты учебников

Познавательные:

находить в справочниках, ответы на интересующие вопросы;

делать выводы на основе обобщения знаний;

пробовать самостоятельно перестраивать
известный способ действия

Регулятивные:                                                    Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя; осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

Парная;

Индивидуальная;

Коллективная и в парах.

Работа в парах со взаимопроверкой

Фронтальная

учебный диалог,

С: учебник, рабочая тетрадь;

Электронное приложение к учебнику;  

CD- Развитие речи. Учимся говорить правильно.

 Страна лингвиния. Мультимедийная книжка

Комплект картин «Государственная Третьяковская галерея»

113

Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имен прилагательных в тексте.

114

Сложные имена прилагательные. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

115

 Художественное и научное описание.

Р.Р. Составление текста-описания растения в научном стиле.

Р.Р.

116

 Р.Р. Сопоставление содержания  и выразительных средств в тексте и в  репродукции картины М. А. Врубеля «Царевна – Лебедь»

Р.Р.

117

Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе.

118

Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

119

Родовые окончания имен прилагательных –ый, -ой, -ая, -яя.

120

Родовые окончания имен прилагательных –ый, -ой, -ая, -яя.

121

Изменение имен прилагательных по числам.

122

Р.Р. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям.

Р.Р.

123

Изменение имен прилагательных по падежам.

124

Упражнение в определении падежа имен прилагательных.

125

Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного.

126

Составление сочинения - отзыва по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками»

Р.Р.

127

Работа над ошибками.  Имя прилагательное.

128

Контрольный диктант № 3 по теме «Имя прилагательное»

Контрольный диктант

129

Работа над ошибками. Имя прилагательное.

130

Проект «Имена прилагательные  в загадках»

Проектная деятельность

Местоимение (5 ч.)

131

Личные местоимения.

Коммуникативные:                                          участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения; читать вслух и про себя тексты учебников

Познавательные:

находить в справочниках, ответы на интересующие вопросы; делать выводы на основе обобщения знаний; пробовать самостоятельно перестраивать
известный способ действия

Регулятивные:                                                    Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя; осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

Парная;

Индивидуальная;

Коллективная и в парах.

Работа в парах со взаимопроверкой

Фронтальная

учебный диалог,

С: учебник, рабочая тетрадь;

Электронное приложение к учебнику;  

Комплект картин «Государственная Третьяковская галерея»

132

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

133

Р.Р. Составление письма.

Р.Р.

134

Работа над ошибками.

Морфологический разбор местоимений.

135

Проверочная работа

 № 4 по теме «Местоимение»

Проверочная работа № 4

Глагол (21 ч.)

136

Понятие о глаголе. Значение и употребление в речи.

Регулятивные:                                                    составлять план выполнения заданий на уроках;                                 осуществлять само- и взаимопроверку работ; осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач

Коммуникативные:  критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения;

выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе; участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения                         

 Познавательные:

 активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия; находить в справочниках, ответы на интересующие вопросы;

делать выводы на основе обобщения знаний;

пробовать самостоятельно перестраивать известный способ действия.

Регулятивные:                                                    корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; осуществлять выбор под определённую задачу литературы, инструментов, приборов; оценивать собственную успешность в выполнения заданий; оценивать правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных                                             

Познавательные:

находить в справочниках, ответы на интересующие
вопросы; делать выводы на основе обобщения; пробовать самостоятельно перестраивать известный способ действия.

Парная;

Индивидуальная;

Коллективная и в парах.

Работа в парах со взаимопроверкой

Фронтальная

учебный диалог,

С: учебник, рабочая тетрадь;

Электронное приложение к учебнику;  

CD- Развитие речи. Учимся говорить правильно.

 Страна лингвиния. Мультимедийная книжка

Комплект картин «Государственная Третьяковская галерея»

137

Упражнение в определении лексического значения глагола

138

Изменение глаголов по числам.

139

Р.Р. Составление текста по сюжетным рисункам.

Р.Р.

140

Начальная (неопределенная) форма глагола.

141

Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме

142

Число глаголов. Изменение глаголов по числам.

143

Изменение глаголов по числам.

Р.Р.Составление предложений с нарушенным порядком слов.

Р.Р.

144

Времена глаголов.

145

Упражнение в определении времени глагола.

146

Изменение глаголов по временам

147

Р.Р. Выборочное подробное изложение повествовательного текста.

Р.Р.

148

Работа над ошибками. Времена глагола.

149

Родовые окончания глаголов (-а, -о).

150

Р.Р. Составление предложений и текста.

Р.Р.

151

Частица не с глаголами.

152

Правописание не  с глаголами

153

Обобщение знаний о глаголе. Проверочная работа № 5 по теме «Глагол».

Проверочная работа № 5

154

Морфологический разбор глагола.

155

Контрольный диктант № 4 по теме «Глагол»

Контрольный диктант

156

Работа над ошибками. Р.Р.  Конференция  «Части речи в русском языке»

Р.Р.

Повторение (14 ч.)

157

Части речи. Имя существительное.

 

Регулятивные:                                                    составлять план выполнения заданий на уроках;                                 осуществлять само- и взаимопроверку работ; осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач

Коммуникативные:  критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения;

выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе; участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения                         

 Познавательные:

 активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия; находить в справочниках, ответы на интересующие вопросы;

делать выводы на основе обобщения; пробовать самостоятельно перестраивать известный способ действия.

Парная;

Индивидуальная;

Индивидуальная;

Коллективная и в парах.

Работа в парах со взаимопроверкой

Фронтальная

учебный диалог,

С: учебник, рабочая тетрадь;

Электронное приложение к учебнику;  

158

Части речи. Имя прилагательное.

159

Части речи. Местоимение.

160

Итоговая комплексная работа

161

Работа над ошибками по итоговой комплексной работе

162

Части речи. Глагол.

163

Состав слова.

164

Состав слова.

165

Правописание слов с безударными  гласными в корне

166

Правописание слов с парными по звонкости-глухости согласными в корне слов и перед согласными в корне

167

Правописание слов с двойными согласными

168

Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными в корне

169

Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными в корне

170

Упражнение в правописании слов с разделительными твердым (ъ) и мягким (ь) знаками

Резерв (5 ч.)

171

Резерв.  Урок – путешествие в страну «Части речи»

172

Резерв.  Урок – игра «Занимательная грамматика»

173

Резерв.

174

Резерв.

175

Резерв.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименования объектов и средств материально- технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

  • Канакина В. П., Горецкий В. Г.. Программа «Русский язык» М: «Просвещение», 2011.

Учебники

Русский язык. Учебник 3 класс. Ч. 1  (сост. Канакина В. П., Горецкий, В. Г., М: «Просвещение», 2012.

Русский язык. Учебник 3 класс. Ч. 2  (сост. Канакина В. П., Горецкий, В. Г) М: «Просвещение», 2012.

Рабочие тетради 

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс, ч. 1.  М: «Просвещение», 2012.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс, ч. 2.  М: «Просвещение», 2012.

    Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ

Печатные пособия

   Словари:

  • Словарь орфографический
  • Словарь антонимов
  • Словарь синонимов

   

Технические средства обучения

 Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

Мультимедийный проектор переносной

Экспозиционный экран.

Принтер.

    Экранно-звуковые пособия

  • Канакина В. П. и др. Руссский язык. 3 класс. Электронные пособия.
  • Развитие речи. Учимся говорить правильно

Аналог учебника используется при объяснении и закреплении программного материала.

Оборудование класса

      Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

      Стол учительский с тумбой.

     Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

    Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

    В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Интернет – ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...