Происхождение слов.Этимологический словарь
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (3 класс)

Лазарева Лариса Александровна

Занимательный русский язык 3 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _zanimmat_russ_2.pptx1.43 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Происхождение слов. Этимологический словарь Автор презентации Лазарева Л.А. учитель начальных классов МБОУ «СОШ №8» г. Нижневартовск Занимательный русский ∙ 3 класс

Слайд 2

Наука этимология и этимологический словарь Этимология – это: Раздел языкознания, изучающий происхождение слов; Гипотеза о происхождении слова, возведение слова к его первоначальной форме. Этимологический словарь – словарь , содержащий информацию об истории отдельных слов. Так как происхождение многих слов не поддаётся точному однозначному определению, то этимологические словари фиксируют различные точки зрения и содержат ссылки на соответствующую литературу.

Слайд 3

Семенов А.В. ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА РУССКИЙ ЯЗЫК от А до Я Издательство «ЮНВЕС» Москва, 2003 г. Данный словарь содержит большое количество слов с подробным описанием истории их возникновения в русском языке. Ознакомившись со словарем, где в интересной и предельно доступной (научно-популярной) форме излагаются различные версии относительно происхождения и факты из истории использования различных слов, читатель сможет раскрыть множество тайн, которые заключаются в такой науке, как этимология.

Слайд 4

Откуда? Этимологическое толкование каждого слова – это проведение серьезного и глубокого исследования. Данное исследование подразумевает не только поиск корней, близких по написанию или звучанию, но и выявление возможных путей перехода слова из одного языка в другой и причин изменения формы и употребления слова. ДЖИНСЫ Английское – jeans (брюки). Слово «джинсы» английского происхождения, имеет следующее значение: «брюки из особой плотной ткани или сама ткань». Слово вошло в русский язык совсем недавно, а именно – в середине XX в., связано это с появлением технологий изготовления новой, более прочной ткани. Производные: джинсовый, джинса .

Слайд 5

Каждому носителю русского языка необходимо знать, что, во-первых, в истории литературного языка исследователями выделяются четыре периода: – XI–XIV вв. – древнерусский язык Киевской Руси; – XIV–XVII вв. – язык великорусской народности Московского государства; – XVII–XIX вв. – время становления и развития современного русского литературного национального языка; – XIX в. – наши дни – современный русский язык. Каждый из перечисленных периодов характеризуется заимствованиями из тех или иных языков. Наиболее употребительные слова, связанные с бытом и жизнедеятельностью человека, заимствовались в первый период преимущественно из латинского и греческого языков. Военная лексика заимствовалась в течение второго периода из немецкого и французского языков. Третий период характеризовался заимствованиями из французского и немецкого языков (быт, промышленность, искусство, политика, наука), голландского и английского (морская и промышленная лексика). И в наше время язык постоянно пополняется новыми словами. В основном это слова, связанные с такими сферами, как компьютерные технологии («интернет», «сайт», «сервер» и др.), экономика («маркетинг», «менеджмент» и т.д.), политика («инаугурация», «импичмент» и т.д.). ДЕРЕВНЯ Древнерусское – дървъня (пашня). «Деревня» – русское по происхождению слово. Первоначально словом «деревня» называли участок земли, очищенный от леса для земледелия, и только позднее так стали называть крестьянское поселение. Производные: деревенский, деревенщина.

Слайд 6

Учимся работать со словарём Работаем в группах; Ищем слова на заданную тему (2 – 3 слова); Сохраняем найденную статью о слове закладкой; Итоги работы групп. 1 группа Слова на тему «Транспорт» 2 группа Слова на тему «Учебные принадлежности» 3 группа Слова на тему «Искусство»

Слайд 7

Игра «Найди его в словаре» Прочти и отгадай загадку (ребус); Найди статью о слове-отгадке в этимологическом словаре.

Слайд 8

Белым пледом лес укрыт, И медведь в берлоге спит. Снег, как белая кайма. Кто хозяйничал? зима Старославянское – зима. Литовское – ziema . Греческое – chion (снег). В древнерусском языке слово употреблялось с XI в. Оно перешло из старославянского языка. Прилагательное зимний известно с X–XII вв. Первоначальное значение слова – «время дождей», «время снега». Производные: зимний, зимовка, зимовать. ЗАГАДКА

Слайд 9

Много пуха, но не птица, День и ночь в мешке таится. Если к ней щекой прижаться, То цветные сны приснятся. подушка Древнерусское – додуха (что-то надутое, воздушное). Слово «подушка» широко употребляется в русском языке с середины XIII в. Это слово происходит от слов «душа», «дух» и буквально означало что-то родственное, дорогое, близкое. Предположение, что слово «подушка» происходит от «ухо» (то, что кладут под ухо), является народной этимологией. Родственным является: Польское – duchna (перина). Производные: подушечка, подушечный. ЗАГАДКА

Слайд 10

От кого, мои друзья, Убежать никак нельзя? Неотвязно в ясный день Рядом с нами бродит … тень Индоевропейское – temni-s (темный). Общеславянское – sьjati (сиять, сень, сени). В древнерусском языке существительное известно с XI в. в формах « стънь » и « сънь ». В говорах встречается слово « стень » в значении «тень человека», в древнерусском и русском говорах слово « стень » употреблялось в значении «стена». В некоторых славянских языках слово утеряно. Родственными являются: Украинское – тiнь . Словенское – tenja . Польское – cien . Производные: тенистый, теневой. ЗАГАДКА

Слайд 11

вальс Французское – valse . Немецкое – Walzer (катающийся). Английское – waltz . В русский язык слово пришло на рубеже XVIII–XIX вв. Но использовалось лишь избранными – представителями высшего света и людьми искусства (например, музыкантами, балетмейстерами и др.). Во французский язык, откуда слово попало в русский, оно пришло в начале XIX в. из австро-немецкого: Walzer – «катушка», позднее – «танец с поворотами». Родственными являются: Болгарское – валс . Чешское – vals . Польское – walc . Производные: вальсовый, вальсировать. РЕБУС

Слайд 12

гараж Французское – garage (навес). Немецкое – Garage . Английское – garage . В русском языке слово появилось в начале 1900-х гг. и впервые встречается в словаре с 1911 г. (у Ефремова). Слово заимствовано из французского со значением «навес, гараж», где представляло собой образование от gare – «пристань», garer – «причаливать». Родственными являются: Украинское – гараж. Болгарское – гараж. Чешское – garaz . Производное: гаражный. РЕБУС

Слайд 13

журнал Французское – journal (ежедневный, газета). Латинское – diurnum (дневной, ежедневный). Слово заимствовано русским языком из французского в конце XVIII в. Довольно долгое время слово употреблялось в значении «вахтенный журнал», «ежедневные рукописные записи» и в форме « юрнал ». Производные: журнальный, журналистика, журналист. РЕБУС

Слайд 14

Жители одного высокогорного селения называют это животное «лягушка с крышкой». Что это за животное? Жаба, ёж, орёл, черепаха, змея. черепаха Древнерусское – чрепъ (черепок, осколок). Старославянское – чръпъ . Индоевропейское – ( s ) ker-t-s - (резать, отделять). В русском языке слово «черепаха» появилось не позднее конца XVII в. У Р. Джемса встречаем слово « черапак » в 1618 г. Прозвище «черепаха» известно с 1686 г. Этимологически относится к группе слов «череп», «черепок», «черепица». Общеславянское название животного, по-видимому, было zely , устаревшее название земной черепахи (просторечное) — « желвь », « желвец ». Производные: черепашка, черепаховый, черепаший. ВОПРОС

Слайд 15

Кто лишний в компании, которая стучит, трещит, гудит, стрекочет? Воробей, сорока, дятел, кузнечик, шмель. воробей воробей Искон . Образовано с помощью суф . - ии (> -ей ) от той же основы, что и польск. wróbel «воробей», чешск . vrabec — тж. и т. д. Ср. воробушек , воробка «самка воробья». Птица названа по своему чириканью. Звукоподражательная основа та же, что и в ворковать , правда, с перегласовкой о / ъ . ВОПРОС

Слайд 16

Посмотрите на список слов: дверь, куртка, волосы, бельё – и скажите, что лишнее: Заколка, застёжка, прищепка, скрепка, задвижка. скрепка Попробуйте сами определить как произошло слово. ВОПРОС

Слайд 17

К слову пост можно приписать ель , и получится новое слово постель. А какое из слов нужно приписать к слову пар , чтобы получилось ещё одно новое слово? Ход, ода, роль, ус, рог. пар ус Слово парусъ впервые встречается в древне-славянском тексте « Повѣсть временныхъ лѣт » (XI—XII века). Есть версия, что слово произошло от греческого φᾶρος , в античной поэзии встречается, в качестве паруса . Другая версия происхождения от ливонского слова рūrаz - парус . ВОПРОС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарные слова + Этимологический словарик

Разработанная презентация будет помогать детям – второклассникам запомнить написание новых слов. Каждый слайд содержит тематическую картинку, этимологический словарик, толкование. Надеюсь, учителям эт...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Словарь происхождения слов".

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Словарь происхождения слов"....

Презентация "Тайны знакомых слов" (этимологический анализ слов)

Данная презентация сопровождает выступление ученика на научно-практической конференции младших школьников "Первые шаги в науку"....

Конспект открытого урока на тему: "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Знакомство с разными видами словарей, работа со словарями, чтение словарных статей".

На этом  уроке русского языка обучающиеся познакомится с разными видами словарей : с толковым словарем, со словарями синонимов и антонимов, со словарем иностранных слов.Дети овладеют первичными н...

Тайны слов: Этимологический анализ слов как одно из направлений коррекционной работы по восполнению лексических средств языка.

Обогащение словарного запаса основывается на развитии познавательной сферы ребенка в целом, изучении предметов и явлений окружающей действительности, умении наблюдать и анализировать, устанавливать вз...

Заседание научного клуба «Ключ и заря» по теме: «Путешествие в страну словарей. Какие бывают словари?» во 2 классе ( УМК «Перспективная начальная школа»)

Конспект  внеурочного занятия «Ключ и заря» предназначен для учителей начальных классов. Содержание данного конспекта знакомит обучающихся с учебными словарями  (орфог...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 4 класса в рамках празднования «Дня Словаря» «Словарь-это Вселенная в алфавитном порядке.»

Цели: вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера;прививать любовь и уважение к родному языкуЗадачи:обобщать и делать выводы; расширять кругозор, повышать эрудици...