Праздник фонетики
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Васильева Ольга Петровна

Гласные – это река, а согласные – это ее берега.

                                                                К.С.Станиславский.

 

Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед.

                                                              К.Г.Паустовский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_fonetiki.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        Праздник фонетики

Гласные – это река, а согласные – это ее берега.

                                                                К.С.Станиславский.

Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед.

                                                              К.Г.Паустовский.

                   Звук.

Он бывает тихим, громким,

А еще глухим и звонким.

Может быстро проскочить,

А захочет, будет жить

До тех пор, пока звонок

Не отмерит ему срок.

Он везде всегда дрожит

И по воздуху бежит.

Рот его, как дом родной,

Из него летит волной.

Любит с эхом подразниться,

В барабане схорониться.

Если где услышим стук,

Значит, к нам добрался…(звук)

                              С.Ефремов.

Ведущий: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, неясность сна, шум и тень садов, тяжкое громкое дыхание гроз, детский шепот и шорох морского гравия»(К.Г.Паустовский)

Фонетические загадки:

  1. Твист или вальс? Что танцевала Пеппи - Длинный Чулок с ворами, забравшимися к ней в дом, чтобы украсть чемодан с золотыми монетами? В названии танца звуков меньше, чем букв.
  2. Илья Муромец или Алеша Попович? Кто из них «грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать»? В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных.
  3. Мама или бабушка? Кто из них споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и шлепнулся на пол? В слове-отгадке есть и звонкие, и глухие согласные звуки.
  4. Пуфф или Буфф? Как звали маленькую кудрявую собачку, которая проспала 100 лет вместе с прекрасной принцессой из сказки? В кличке собачки все согласные звуки глухие.
  5. Пулька или Пончик? Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет, кашу из мармелада? В имени-отгадке согласных звуков меньше, чем букв.
  6. Кролик или Пятачок? Кто из них гадал на ромашке: «Любит, не любит, плюнет, поцелует»? В имени-отгадке все согласные звуки глухие.

Домашнее задание «Егоркины скороговорки»

Ведущий:

Я сегодня был в восторге

От затейника Егорки,

За его скороговорки

Я поставил бы пятерки!

Повторяйте, детвора!

Посреди двора дрова.

Жук над лужею жужжал,

Ждал для ужина ужа.

В перелеске перепел

Перепелку перепел!

Лилии полили ли

Иль увяли лилии?

Аня ныне нянина,

Нина няня Анина.

Мамами любимы мы

Самыми любимыми!

То-то буду я в восторге,

Если вы, как я Егорке,

За его скороговорки

Всем поставите пятерки!

                          Ю.Черных

Произнесите 3 раза скороговорки, четко выговаривая согласные звуки, ускоряя темп речи.

Все бобры добры до своих бобрят.

У пенька опять пять опят.

Водовоз вез воду из-под водопровода.

На Ерему напала дрема, от дрема уснул Ерема.

Фонетическая задача

Из стихотворения В.Ясинского «Первая шоколадка» назовите все слова с парными звонкими и глухими согласными .Объясните орфограммы.

Угостили Олю сладкой,

Очень вкусной шоколадкой.

Губки, носик и рубашку –

Все измазала бедняжка.

- Ах ты, ненаглядная,

Дочка шоколадная!

Игра «Один звук, марш!»

Ведущий: поиграем в игру.

  1. Из каждого слова уберите по одному звуку так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением.(Горсть-гость)

(Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.)

  1. Теперь, наоборот, добавьте к слову один звук, чтобы получилось новое слово.(Стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар.)
  2. Теперь замените один звук на другой.(Корж-морж). (Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка)

Игра «Думай, думай, думай!»

Я приношу с собою боль,

В лице большое искажение,

А «ф» на «п» заменишь коль,

То превращаюсь в знак сложения.

(Флюс – плюс)

С буквой «л» - в игре в футбол

Часто слышим слово… .

С «д» уж в слове смысл не тот –

Мерой стало: просто … .

(Гол – год)

Он грызун не очень мелкий,

Ибо чуть побольше белки.

А заменишь «у» на «о» -

Будет круглое число.

(Сурок – сорок)

Когда я месяц, то, легко дыша,

Так, как и снег, на солнце будто таешь.

Коль вместо «т» в меня поставишь «ш»,

То под меня ты бодро зашагаешь.

(Март – марш)

Я бываю золотой,

А природный – костяной,

Если «з» на «к» заменишь,

Смысл во мне совсем иной;

В первом классе лишь для счета

На уроке я твоем,

А в четвертом ты охотно

Подсчитаешь мой объем.

(Зуб – куб)

С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким – сам звеню я на просторе!

(Колос – голос)

Фонетические головоломки

Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

(Ирис – ирис)

Мы для пильщиков подставка,

Мы для кучера сиденье.

Но попробуй-ка поставь-ка

Нам другое ударение.

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами!

озлы – козлы)

Я сборник карт: от ударения

Зависят два моих значения.

Хочу – преображусь в название

Блестящей, шелковистой ткани.

(Атлас – атлас)

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они.

В ведерко руку окуни,

Не бойся, это …(окуни).

Сосульки, как носы у цапель,

И тают, словно карамель.

Я слышу звон апрельских капель,

Поет апрельская …( капель)

Ведущий подводит итоги

Праздник завершается песней «Чему учат в школе»

Праздник

           

         фонетики

                                                                         Подготовлен и проведен

                                                                         учащимися 2 «Б» класса.

                                                                         Классный руководитель

                                                                         Васильева Ольга Петровна.

                                     2009 – 2010 уч.год                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания на тему "Графика и фонетика"

Предлагаемые тестовые задания ориентированы на оценку учебных достижений в одной из областей русского языка - «Графика и фонетика».Проводить контроль знаний, используя данные тестовые задания можно во...

Фонетика

Подготовка четвероклассников к тестированию...

Тест по теме "Фонетика"

Тест по теме "Фонетика"...

Тест по фонетике.

Тест по фонетике для 2 класса....

Праздник фонетики для 2-3 кл.

Праздник проводится с целью углубления и закрепления знаний по фонетике, развития фонематического слуха, отработки правильного произношения....