Технологическая карта "Сложные слова"
план-конспект по русскому языку на тему

"Сложные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slozhnye_slova.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Козлова Г.Н.

г. Нижневартовск; МБОУ «СОШ №34»

Предмет: Русский язык

Класс:  4 класс

Тип урока: открытие новых знаний

УМК: школа России

Технологическая карта

Тема

Сложные слова

Цель

Путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова, развивать чувство языка.

Задачи

-Формировать представление о словах, которые имеют два корня; умение правильно писать в таких ловах соединительные гласные о или е; познакомить со способами образования сложных слов, расширять знания о составе слова

- Способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления

- Воспитывать прилежание, стремление хорошо учиться

Формируемые УУД

Личностные: Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 

Познавательные:   умения извлекать информацию из текстов, выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам

Коммуникативные: Развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;  оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре.

Основные понятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Орфограммы веселились,

И ошибки появились.

Вы скорее их найдите,

Правильно слова спишите.

На доске запись:

Шыроко, вороне (перо), ворабьи, мухолофка.

– Напишите правильно. Обозначьте орфограмму.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Работа в тетрадях

Ученик работает у доски.

Пишут словарные слова, исправляя ошибки

Повторение написания словарных слов

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

– Я увидела в тетрадях учеников следующее:

мухоловка        мухоловка

Какой вопрос возникает? Кто из учеников прав?

Сколько корней в слове мухоловка?

Почему птицу так назвали?

Подберите однокоренные слова.

Так сколько корней в слове мухоловка?

Ставят цели, формулируют

(уточняют) тему урока.

Отвечают на вопросы

Подбирают однокоренные слова к слову муха и ловит

Формировать представление о словах, которые имеют два корня

Способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления

Регулятивные :целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Коллективное выполнение задания с мотивировкой выбора слова.

Ученики выписывают три группы однокоренных слов. В двух группах выделяют корень вод-, но отмечают, что слова не однокоренные, так как у них разное значение, их нельзя объяснить через одно и то же слово, например вода.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

а) Упр. 122 – выявление в тексте слова, состоящего из двух корней.

– Из каких слов сложилось это слово?

– Сколько в нём корней? (Два.)

– Выпишите это слово и выделите в нём корни.

б) Упр. 123 – определение места сложных слов в ряду однокоренных.

 Подведение итогов работы по наблюдению за новыми словами.

– Как бы вы назвали такие слова? (Предположения детей.)

Путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова, развивать чувство языка.

Регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

V. Первичное закрепление

Цель.

Устанавливает осознанность ситуации.

– Какие слова называются сложными? Прочитайте определение и сравните со своей формулировкой. Приведите свой пример сложного слова.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Работа с определением

 (с. 106).

умение правильно писать в таких ловах соединительные гласные о или е; познакомить со способами образования сложных слов, расширять знания о составе слова

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Упр. 124 – развивается умение определять лексическое значение сложных слов с опорой на значение двух корней.

Ученики устно дают толкования сложных слов, записывают рядом с каждым словом только опорные сочетания:

Садовод – разводить сад, луноход – ходить по луне, волнорез – резать волны и т.д.

Умение правильно писать и употреблять сложные слова в речи

Развитие внимания, интереса к предмету русский язык

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

– О каких словах вы сегодня узнали?

– Что такое сложные слова?– Кто из героев прав?

Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными». Буратино сказал, что все длинные слова – это сложные слова. Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами».

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

Организует рефлексию.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование

IX. Д/з.

Сочинить сказку про сложные слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме: «Слова с безударными гласными в корне слова» (по системе Л.В. Занкова) Тип урока: закрепление новых знаний

Технологическая карта урока русского языка во 2 классеТема урокаСлова с безударными гласными в корне словаТип уроказакрепление новых знаний;      ЦельНаучить школьников ...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова". УМК "Начальная школа 21 века"

Урок разработан в соответствии с требоаниями ФГОС НОО для учителей, работающих по УМК "Начальная школа 21 века". Урок решает следующие учебные задачи:развитие речи, мышления, побуждение познавательног...

Технологическая карта "Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова"

Технологическая карта "Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов  в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...

Технологическая карта «Слова и их дальние родственники»

Технологическая карта «Слова и их дальние родственники»...