Конспект урока по русскому языку 4 класс УМК "ПНШ" Написание ударных и безударных личных окончаний глаголов
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Васюкова Таисия Анатольевна

Тип урока: урок применения предметных ЗУНов и УУД.

Цель: создание условий для применения  умения определять и сравнивать спряжения глагола по его начальной форме; развитие орфографической зоркости.

 Закреплять умения определять:

 – специфику окончаний внутри каждого спряжения;

– спряжение глагола по его начальной форме.

Продолжать формировать представления о спряжении глагола;

– о личных окончаниях глагола; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 34_tema.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

№34 Тема: Написание ударных и безударных личных окончаний  глаголов

Тип урока: урок применения предметных ЗУНов и УУД.

Цель: создание условий для применения  умения определять и сравнивать спряжения глагола по его начальной форме; развитие орфографической зоркости.

 Закреплять умения определять:

 – специфику окончаний внутри каждого спряжения;

– спряжение глагола по его начальной форме.

Продолжать формировать представления о спряжении глагола;

– о личных окончаниях глагола;

Регулятивные УУД:- определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками при изучении того, что существительные склоняются, глаголы спрягаются; при определении вида орфограммы, сравнении личных окончаний глаголов, принадлежащих к разным спряжениям; работе с толковым, обратным, словообразовательным, орфоэпическим словарями; - прогнозирование и составление алгоритма решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками при изучении того, что существительные склоняются, глаголы спрягаются; при определении вида орфограммы, сравнении личных окончаний глаголов, принадлежащих к разным спряжениям; работе со словарями;

Познавательные УУД. Общеучебные УУД:- знаково – символическое моделирование при выделении приставок и суффиксов глаголов, обращении к условным знакам учебника, словаря и тетради; - поиск и выделение необходимой информации при работе с толковым, обратным, словообразовательным, орфоэпическим словарями; с инструкциями и таблицами; - умение структурировать знания при изучении правил русского языка, что гласные в личных окончаниях глаголов под ударением и без ударения пишутся одинаково; что глаголы, образованные от других глаголов с помощью приставки, всегда сохраняют спряжение «глаголов-родителей; об общих закономерностях, связывающих глагол со словами других частей речи:могут быть разные наборы окончаний (разные склонения в одном случае и разные спряжения в другом); и там и здесь окончания могут быть ударными и безударными

Логические УУД:- анализ, синтез, сравнение, классификация при определении спряжений глаголов; вида орфограммы, какой частью речи выражены однородные дополнения; сравнении личных окончаний глаголов, принадлежащих к разным спряжениям; объяснении написания глагольных окончаний;

Коммуникативные УУД. - осознанное построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками (принятие различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера) при работе с толковым, словообразовательным, орфоэпическим словарями; обсуждении различных орфограмм (в группах).

Методы и приемы организации деятельности учащихся: проблемно-репродуктивный метод; беседа, самостоятельная работа с учебником.

Пособия для урока: учебник «Русский язык», ч. 1, Тетрадь для самостоятельной работы № 1.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Оргмомент (1 мин).

Цель: организовать направленное внимание на начало урока.

Проверка готовности к уроку. Приветствие.

Проверка готовности к уроку. Приветствие. Запись числа и классной работы.

Личностные: понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место.

Определение темы и цели урока. (1-3 мин). Цель: сформулировать представление о том, что нового узнают на уроке и чему научатся

Помощь учащимся в определении темы, цели урока. Составлении плана действий.

Формулирование темы, цели урока, высказывают предположения о содержании урока, исходя из содержания параграфа.

Личностные: устанавливают связи между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы при сравнении личных окончаний глаголов, принадлежащих к разным спряжениям.

Регулятивные: определяют тему и цель урока, волевая саморегуляция в условиях затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью аргументация своего мнения и позиции, учет разных мнений.

Актуализация знаний () Цель: повторить понятия, правила, алгоритм или способ использования алгоритма.

Упражнение 58. Это упражнение рассчитано на самостоятельное выполнение.  Тем  не  менее  несколько  слов  требуют  коллективного обсуждения, предваряющего письменную работу. Речь идет о словах с[и]д[и]ной, рукавиц(е/о)й, л[и]д[и]ной.

К первому слову дети смогут самостоятельно найти два проверочных слова:

сЕденькийи седЕть.

Однако нужно обратить особое внимание на написание этого слова, так как без этого (как мы убедились на  практике)  многие  сделают  ошибки.  При  рассмотрении  второго слова  нужно  напомнить  детям  о  правиле  написания  окончаний  слов разных  частей  речи  после Ц:

- в  безударной  позиции  пишется е,  под ударением – о.

В случае  с  третьим  словом  надо  сказать  детям,  что  в  прилагательном лед/ян/ой– суффикс «-ян-», и показать, как образовано это прилагательное (от основы существительного «лед» с помощью суффикса «-ян-»):

лёд/ + ян + …= ледяной.

Обращаем внимание детей на суффикс, с которым они не знакомы, подчеркнуть в нем букву Я.

Дети должны знать, как пишутся прилагательные с этим суффиксом,  можем  предложить  им  образовать  с  его  помощью  прилагательные от основ существительных (на выбор): трава, вода, земля, соль, шерсть, жесть, нефть, торф.

Трав/ + ян + … = трав/ян/ой; соль/ + ян + … = соляной.

Пусть школьники подумают над значением суффикса «-ян-»: «Шерстяной костюм – это какой костюм? Какое отношение он имеет к шерсти?»  (он  связан  или  сшит из шерсти.)  «Земляная  насыпь  –  почему называется земляной?» (она из земли.) «Травяной настой – почему называют травяным?» (делается из травы.) какое же значение у суффикса  «-ян-»?  Этот  суффикс  в  прилагательном  показывает,  что  оно  обозначает то, из чего сделано или из чего состоит, то есть вещество или материал, о котором говорится в основе исходного существительного.

      Работа со словообразовательным словарем (использование интерактивного учебника, проекция на экран). Задание по словообразованию предполагает, что дети догадаются о двух шагах при образовании слова льдинка:

а) само слово льдинка образовано от основы слова льдина: льдин/ + к + … = льдинка;

б) но слово льдина было  образовано,  в  свою  очередь,  от  основы  слова лёд: лёд/ + ин + … = льдина.

Таким образом, дети должны восстановить последовательность:

1)  лёд/ + ин + … = льдина; 2)  льдин/ + к + … = льдинка.

При образовании слова льдина от основы слова лёд имело место чередование звука [о] c нулевым звуком: [о]/[-].

Коллективное  обсуждение.  Думают над значением суффикса «-ян-». Самостоятельное выполнение.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу. Коммуникативные: участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; оформляют свои мысли в устной письменной речи с учетом учебной ситуации; сотрудничают в совместном решении проблемы.

Физпауза. Цель: смена вида деятельности, снятие напряжения.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

Применение и закрепление теоретических положений в условиях выполнения упражнений (13-15 мин). Цель: сформировать учебные действия по использованию алгоритмов, правил.

Упражнения  59–60. Оба  эти  упражнения  нацелены  на  повышение орфоэпической  культуры  школьников:  они  учат  правильному  произношению  глаголов  в  форме  прошедшего  времени.  Учебник  знакомит детей  с  общей  закономерностью  произношения  глаголов  прошедшего  времени:  «в формах  ж.р.  ударение  падает  на  окончание,  а  во  всех остальных  –  на  основу».  Эта  закономерность  закрепляется  с  помощью таблицы и с помощью орфоэпического словаря («Произноси правильно»). Если  на  начальном  этапе  (в  упражнении  59)  сама  рифма  в стихотворных  отрывках  подсказывает  детям,  как  правильно  поставить ударение  в  глаголах  прошедшего  времени,  то  на  втором  этапе  (после знакомства с закономерностью) школьники должны в достаточно большом  связном  тексте  сами  правильно  поставить  ударение  в  глаголах прошедшего времени.

Упр. 59. Устно разобрать задание. Рассмотреть таблицу на с.81.

Упр. 60 – письменно. Выполнить в соответствии с заданием (списать, поставить ударение в выделенных словах).

Личностные: осознают свои возможности, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: общеучебные – проявляют познавательную инициативу, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы. Регулятивные: определяют план выполнения работы; соотносят выполненное задание с образцом. Коммуникативные: участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; оформляют свои мысли в устной письменной речи с учетом учебной ситуации; сотрудничают в совместном решении проблемы.

Итог урока. Рефлексия.

Выставление оценок. Цель: сформировать личную ответственность за результаты коллективной деятельности.

- Что сегодня на уроке повторили?

 - Справились ли с поставленной целью и задачами урока?

 - Где мы можем применить знания о спряжении глагола?

Рефлексия настроения:

Спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Как итог, я хотела бы, чтобы вы закончили его продолжив предложения:

- Сегодня я доволен работой, так как…

 - Не совсем доволен, потому что…

 - Не доволен своей работой, ведь я …

Выставление оценок.

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учеб.деятельности; самооценка на основе критерия успешности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.. Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; оценивают результаты работы. Коммуникативные: слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

 Домашнее задание.

тетрадь для самостоятельной работы 1, упражнение 40 (с.39).

Запись домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

На уроке упражнения принимают занимательный характер, этому способствуют сказочные герои. Закрепление и проверка знаний проходит через написание сказки....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

Анимация в презентации и сказочные персонажи позволяют грамматические упражнения сделать интересными и занимательными....

Конспект урока по русскому языку в 4 кл "Правописание безударных личных окончаний глаголов"

Школа 2100Цель: закрепить умение выбирать способ определения спряжения глаголаЗадачи: Образовательные: отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов...

Открытый урок русского языка в 4 классе на тему: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".

Цель урока: показать зависимость написания безударного личного окончания глагола от спряжения.Тип урока: изучение нового материала.Помощниками учителя на уроке были герои коми народных сказок - ВЭРСА,...

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Цель: формирование умения писать безударные личные окончания глаголов на основе формулирования правила и построения   алгоритмаЗадачи:  вывести алгоритм для определения гласной в безуда...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...