Открытый урок русского языка 2 класс "Школа 2100".
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Отрытый урок по русскому языку "Школы 2100" по теме "Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы"  во втором классе с использованием мультимедийного экрана, проектора,презентации "Одушевленные и неодушевленные предметы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Любовь Васильевна Вегерова

Урок русского языка во 2 классе

(система «Школа 2100», учебник под редакцией Бунеевых)

Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Цель урока: создание условий для освоения учащимися способа определения одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.

Задачи:

  • Содействовать формированию УУД (регулятивные: целеполагание, моделирование; познавательные: освоение нового понятия; коммуникативные: уважение к мнению других людей, умение высказывать и доказывать своё мнение, создавать мини – высказывание);
  • смоделировать алгоритм определения одушевлённых и неодушевлённых предметов;
  • формировать интеллектуальные учебные действия, умение мыслить и работать с информацией;
  • развивать устную речь учащихся;
  • воспитывать целеустремлённость, самостоятельность, инициативность.

Планируемые результаты:

Личностные:

-стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

- способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.

Предметные:

- освоение понятия «одушевлённые и неодушевлённые предметы»

- освоение алгоритма определения одушевлённых и неодушевлённых предметов.

Метапредметные:

Познавательные:

- формулировать правило на основе выделенных существенных признаков предметов;

- добывать новые знания, находить знания, пользуясь различными источниками информации.

Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной речи;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности сотрудничества с партнёром;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- освоение способа решения проблемного поискового характера.

Оборудование:

1. Учебник «Русский язык» - 2класс, авторы Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева,                                                                   О.В.Пронина.

2.  Презентация к уроку.

3.  Схемы – опоры.

4. Карточки с заданиями для групповой работы и самостоятельной работы.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Установка психологического комфорта.

-У нас сегодня на уроке гости. Повернитесь, подарите своё хорошее настроение гостям.

-А теперь посмотрите на меня.

-Дети, вам тепло?                        да

-В классе светло?                         да

- Прозвенел уже звонок?          да

- Уже закончился урок?             нет

- Только начался урок?              да

- Хотите учиться?                         да

- Хотите успеха добиться?        да

- Значит можно всем садиться.

2.Актуализация знаний.

- А что нужно для того, чтобы добиться УСПЕХА?

( трудиться: отвечать, активно работать, внимательно слушать и т.д.)

- Я думаю, что у вас всё получится, и вы будете стремиться к успеху на сегодняшнем уроке.

Работать будем под девизом: БЕЗ УСИЛИЙ НЕТ УСПЕХА!

- Откройте тетради, сядьте правильно. Запишите число, классная работа. Обратите внимание на «опасные» места, подчеркните их.

3. Минутка чистописания.

- Посмотрите на слово УСПЕХ. Сколько гласных в этом слове?

- Сегодня мы напишем заглавную У и строчную у.( показ на доске)

-На следующей строке запишем слово успех. Подберите однокоренные слова.

(успешный, успешно)                                                                                 - Запишите эти слова.(обращаю внимание на чередующую согласную –  х /ш)

           4. Словарная работа.

      - Ребята, кто может быть успешным? (дети называют)

     А я вам предлагаю такие слова:   . ртист

                                                                   т . атр

                                                                    ч . ловек

                                                                    мальч . к

                                                                     дев . чка

- Прочитайте. Что это за слова? (словарные)

- Запишите в тетрадь, вставляя пропущенную букву, и поставьте ударение.

Проверка.

(один ученик читает и объясняет, остальные проверяют у себя в тетрадях)

(Ударение падает на букву И ,а безударная гласная А)

- Поднимите руку, у кого не было ошибок?

-Поставьте на полях себе оценку 5, вы успешно справились с этим заданием.

-Как вы считаете какое слово «лишнее»? Почему?  (Отвечает на вопрос:  что? Остальные слова на вопрос:  кто?)

- Какие слова отвечают на вопрос : кто?

- А какие на вопрос: что?                      

Сегодня мы на уроке расширим свои знания о словах, которые отвечают на вопросы: кто?  что?

СЛОВА - ПРЕДМЕТЫ

/          \

                                                       КТО?                   ЧТО?

                     Люди, животные                               растения, явления природы,                            

                                                                                             неживые предметы

                   одушевлённые предметы                 неодушевлённые предметы

Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации. Работа в парах.

На  партах у детей лежат карточки со словами:

врач                      автомобиль

дети                       луна

лягушка                ветер

заяц                      ромашка

- Подумайте к какой группе относится ваше слово? (КТО?                   ЧТО?)

- Кто готов? Прикрепите на доску. Почему?

- Прочитайте слова первой группы. Почему эти слова вы отнесли к первой группе?( они означают людей и животных)

- Прочитайте слова второй группы. Почему эти слова вы отнесли к этой группе?(это те предметы, которые не обозначают ни людей и животных).

-Подумайте, а что объединяет животных и людей? ( это живые существа, они растут, питаются, двигаются, дышат)

-А как называются слова 1-й группы одним словом?

- В русском языке принято называть слова 1-й группы одушевлённые.

-А почему их назвали одушевлёнными?

-Подумайте, как можно назвать одним словом 2-ю группу? (неодушевлённые)

-А слова 2-й группы принято называть неодушевлёнными.

- Почему их так назвали?

-Наши предположения давайте сравним со словарной статьёй Ожегова.

(Работа со словарной статьёй из словаря Ожегова): определение и примеры.

- Прочитаем толкование из словаря.(2 ученика читают)

-Назовите тему нашего урока. ( одушевлённые и неодушевлённые слова –предметы)

-Чему мы будем учиться на уроке?(ответы детей)

Обобщим.

Задачи урока:

  • Ставить вопросы к словам;
  • Распознавать одушевлённый или неодушевлённый предмет;
  • Правильно употреблять их в речи.

Физкультминутка для глаз.

Приобретение новых знаний.

-Продолжаем нашу работу. Прочитайте стихотворение на экране.

(читает Полина)

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например, собака, стол,

Часы, жираф, окно.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмём слова утюг, пенал,

Ребёнок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.

- Что объединяет слова, которые выделены красным цветом?( предметы)

- Чем отличаются эти слова? (вопросами)

Как вы думаете, что мы будем делать с этими словами? (делить слова на две группы).

-По какому признаку? (одушев. и неодушев. предметы)

- Запишите в тетради в первый столбик слова, отвечающие на вопрос кто?

А во второй – на вопрос что?

(Работают самостоятельно)

Проверка.

- Прочитайте слова первого столбика.

- Что объединяет эти слова? (отвечают на вопрос кто?)

Они называют  какие предметы? ( одушевлённые предметы)

-Прочитайте слова второго столбика. А что их объединяет?(отвечают на вопрос что?)

- А эти слова какие предметы называют?(неодушевлённые предметы)

-Проверили, у кого нет ошибок, поднимите руку. Вы успешно выполнили задание. Поставьте карандашиком 5 на полях.

 

-А теперь, давайте обобщим, всё, что мы сказали, в одно общее правило.

Слова- предметы, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос кто, называются одушевлёнными.

Слова-предметы, которые обозначают неживые предметы или явления природы, отвечают на вопрос ЧТО, называются неодушевлёнными.

- Хорошо. А теперь, сравним наш вывод с правилом, которое написано в учебнике.( читает вывод ученик, учитель добавляет: и такие слова называются одушевлёнными и неодушевлёнными)

-Соответствует (или совпадает) ли наш вывод тому, который вы прочитали в учебнике?

Физкультминутка

Если я называю одушевлённый предмет, то вы шагаете, если я произношу неодушевлённый предмет, то вы приседаете. Если встречается «ловушка», то скрещиваете руки.

(Мартышка, бабочка, камень, акула, солнце, жёлтый, сестра, одуванчик, лететь, книга, ученик.)

РАБОТА В ГРУППАХ

- Продолжим работать над новым материалом в группах.

-Чтобы успешно поработать, что нам нужно помнить? Обратимся к памятке.

(Выбор ответственного в группах, раздача заданий.)

1 группа.

Прочитать слова и распределить их по столбикам:

Москва, Пушкин, Петрова, Белорецк, Ирина, Найда, Россия;

  1. Что общего вы заметили у этих слов? (пишутся с заглавной буквы);
  2. Уточните: к каким словам можно задать вопрос КТО? ( на вопрос кто? отвечают слова, которые называют имена и фамилии людей, клички животных.)

-А к каким  словам вопрос ЧТО?

2 группа

«Придумай слово»

Напишите однокоренные слова обозначающие одушевлённый предмет по образцу:

Что?                                          Кто?

сила                                          силач

гриб                                       ____________

лыжи                                   _____________

пожар                                   _____________

музыка                                _____________

3 группа

«Найди лишнее»

Найдите лишнее слово в каждой строчке и подчеркните его.

Объясните свой выбор.

  1. стол, яблоня, котёнок, линейка, ягода;
  2. гнездо, птица, комар, собака, бабочка;
  3. дом, берёза, машина, мальчик, цветок;
  4. друг, приятель, сосед, подруга, дружба.

ИТОГ УРОКА.-Что мы узнали нового на уроке? ( Одушевлённые и неодушевлённые)

- На какие вопросы они отвечают?(Одушевлённые  - кто? Неодушевлённые – что?)

-Какие слова входят в группу одушевлённых, а какие – неодушевлённых?

- Для чего нам нужны эти знания?

Домашнее задание: с 44, упр. 51

Рефлексия.

- С каким настроением заканчивается наш урок?

-Оцените свою работу.(Самооценка детей при помощи смайликов)

-Почему ты выбрал этот смайлик?

-А вам, друзья, хочу сказать:

Себе ведь надо доверять

И сильно верить в свой успех

И добрым другом быть для всех.

Идите, думайте, дерзайте

И о мечте не забывайте

Мечта, как птица, сквозь года

К успеху путь найдёт всегда!

Дополнительно.

1)Найди слова и поставь к ним вопросы.

Юмребятафйврачхдевочкар

Прклисаубетигрфэяволкчуг

Ютьмячбдычашкачьпргрибч

2)Разделите слова на две группы. Соедините стрелочками.

  • корова
  • стул
  • груша                           одушевлённое(кто?)
  • петух
  • снег                                
  • пенал                           неодушевлённое (что?)
  • пчела
  • повар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Автор...

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний о звуках русского языка. Фонетика"

Это урок обобщения и систематизации знаний. Проведён в конце 4 года обучения. На протяжении всего урока видно достижение планируемых результатов учащихся по разделу русского языка "Фонетика"....

Урок русского языка "Школа 2100", 4 класс

Изменение имён существительных по падежам в единственном и во множественном числе. Технологическая карта урока....

урок русского языка программа 2100

Данный урок разработан для 2 класса общеобразовательной школы. Цель урока: формирование познавательного интереса на основе создания ситуации успеха....

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...