«Удивительная приставка СО»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Красносельцева Ольга Александровна

Школа призвана взращивать человека, личность. Именно это составляет сегодня цель и основной результат образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pristavka_so.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового урока развития речи в 3 классе по теме:

                 «Удивительная приставка СО»

(Из опыта работы, направленной на духовно–нравственное развитие  младших школьников)

         Школа призвана взращивать человека, личность. Именно это составляет сегодня цель и основной результат образования. Проблема духовно –нравственного развития детей особенно актуальна для учителей начальной школы, ведь именно здесь закладывается ядро личности ребенка. Путь к решению проблемы я увидела в идеях классической гуманной педагогики: ребенок не готовится к жизни, он уже живет; следовательно, можно и нужно воспитывать его средствами любого школьного предмета. Неисчерпаемыми возможностями для развития духа, нравственности, мышления, творчества обладает родной язык. Поэтому уроки русского языка и развития речи были переосмыслены мною с позиции гуманно-личностного подхода Ш.А.Амонашвили.

                                        

Конспект итогового урока развития речи в 3 классе по теме:

                 «Удивительная приставка СО»

(Из опыта работы, направленной на духовно–нравственное развитие  младших школьников)

Урок проводится совместно с родителями и ему предшествует серьезная подготовка.

Тема урока: «Удивительная приставка СО»

Эпиграф: «Где есть согласие, там благодать, где нет согласия, там зло»

Лейтмотив: «В начале было Слово»

«Если человек плачет от своей боли – он живой, если он плачет от боли чужого человека – он Человек».

Цель урока: вызвать интерес к размышлению о феномене приставки СО-, готовить почву для осмысления предназначения человека.

Задачи:

- учить трепетному отношению к слову как к творящей силе;

- «вырастить «дерево» значимых для человека слов с приставкой СО-

- создать на уроке ситуации для приобретения учащимися опыта учебного сотрудничества и эмоционального единения;

- используя притчи, афоризмы, пословицы, художественные тексты. Примеры из жизни, создать нравственную среду для проявления лучших качеств детей, их родителей, учителя.

Тексты, с которыми работали в процессе подготовки к уроку:

Вавилонская башня. Легенда.

Л.Н.Толстой «Отец и сыновья». Басня.

Н.Абрамцева «Волшебная сказка».

Б.Ганаго «Чудо в жизни сапожника»

В.Катаев «Цветик-Семицветик»

«Сила согласия», «Испытание учителя». Притчи

Притча о двух буйволах.

А.вознесенский «Баллада о подвиге профессора Жордания»

Марианна Озолиня. Стихи.

Ход урока.

1. Настрой на урок.

У. Дети, сегодня урок потребует от каждого напряжения душевных сил. Мне хотелось бы, чтобы вы были  Сотрудниками на уроке, Соавторами и СОтворцами урока. Скажите мысленно: «Поможем друг другу, чтобы Урок состоялся».

2. Осмысление темы урока и постановка задач.

    У. Итак, тема урока «Удивительная приставка СО».

«В начале было Слово…» Этот лейтмотив часто звучит на наших уроках. Вам хорошо известно и понятно это библейское изречение. Но сегодня речь пойдет о приставке. Как можете это объяснить? Ваши мысли?

Д. Вся Вселенная создана Словом, Логосом. Но после Вавилонского столпотворения (распада логоса на отдельные языки) сутевой смысл слова скрыт от человека. Нам нужно учиться заново открывать смысл слова, чтобы понять замысел Творца о человеке. Мы уже неоднократно убеждались, что смысл слова скрыт не только в его корне, но и в значимых частях слова (приставка, суффикс).

У. А что выяснили о приставке СО- по словарю?

Д. Она обозначает: 1. Вместе с… 2. Образует слова, обозначающие совместное участие в чем-либо.

У. Какова же наша цель на уроке?

Д. Выяснить, чем удивительна приставка СО-, внимательно к ней присмотреться, попытаться понять замысел Творца и чему-то научиться.

3. Выращивание Дерева Сознания.

У. Готовясь к уроку, вы провели маленькие исследования языка, результаты обобщали в трех рабочих группах. Капитаны групп предложили вырастить на уроке Дерево самых дорогих и важных для человека слов с приставкой СО-. Принимаете? Тогда за работу. Итак, в корнях этого Дерева я помещаю приставку СО-. А какое название предлагаете дать нашему Дереву?

Д. Дерево Сознания.

Сознание – способность человека мыслить и определять свое отношение к действительности. Значит, сознание человека – не просто накопитель знаний и опыта, но и искатель смысла жизни, хранитель прошлого, строитель будущего.

У. Итак, помещаем слово  СОЗНАНИЕ в название нашего дерева.

Теперь нам надо выбрать самые дорогие слова – листья этого Дерева.

Вспомните сказку М.Скребцовой «Лесные певцы». Почему не получился концерт у замечательных лесных певцов ко дню рождения леса? Чему их научило солнышко?

Д. Каждый певец думал о себе, был эгоистом, не было согласия. Солнышко научило их  сотрудничеству.

У. А вы открыли для себя эти замечательные слова?

Дети, которые приготовили эти слова – листья, выходят и помещают их на дерево, объясняя их значение:

СОГЛАСИЕ – дружественные отношения, единодушие

СОТРУДНИЧЕСТВО – работа совместная, общий труд

СОДЕЙСТВИЕ – помощь, поддержка в чем-либо

СОЕДИНЕНИЕ – составление из многих одного целого

СОДРУЖЕСТВО – дружеское единение

СОТВОРЧЕСТВО – совместный творческий труд

СОЗВУЧИЕ – единение людей с общими взглядами, интересами, целями

СОЗВЕЗДИЕ – соединение талантов

СОВЕРШЕНСТВО – полнота всех достоинств, высшая степень качества

У. Дети, каково же общее сутевое значение этих слов? В чем замысел Творца о человеке?

Д. Людям необходимо находить общий язык, необходимо согласие, умение дружить, вместе трудиться на общее благо.

 

У. Да, действительно, « живем мы во вселенском общем доме». Приведите примеры сотрудничества из жизни, подтвердите пословицами, афоризмами.

Д. Согласному стаду и волк не страшен.

- Был бы разум да согласие, а там и горе с горы колесом.

- Много раз враги пытались захватить нашу страну. Это и татаро – монголы, и Наполеон, и фашисты.

Но общими усилиями мы побеждали врага (Куликовская битва, Бородинская битва, разгром фашизма).

- Пословицы: Согласие крепче каменных стен.

- Где есть согласие, там благодать, где нет согласия, там зло.

- В басне Л.Н.Толстого «Отец и сыновья отец наказывал сыновьям жить в согласии, а те не слушались. Велел отец принести веник и сломать его. Сколько сыновья ни бились, не смогли его сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по прутику. Сыновья легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит:

«То-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит».

- Пословицы: Работу делают умением, трудность преодолевают согласием.

Общими силами горы ворочают.

- После Великой Отечественной войны в нашей стране было разрушено полностью более 1400 городов и сел. Они были восстановлены в короткие сроки, так как все работали сообща.

- Пословица: Маленькие потоки, сливаясь вместе, образуют реки.

- Сейчас перед всем человечеством стоят одни и те же проблемы: экология, стихийные бедствия, болезни. Решить их можно только сообща, в сотрудничестве всех стран.

У. Спасибо,  дети, вы привели убедительные примеры сотрудничества.

Действительно,  «И зверь, и горы, и моря,

                               И человек – мы все  семья…

                               Чудесный наш Единый дом

                               С любовью сотворен Творцом! (М.Озолиня)

На клеточном уровне заложены Творцом принципы согласия и сотрудничества. Клетки нашего организма работают согласованно, как сплоченный коллектив, во имя общей цели. Работать на себя каждая отдельная клетка не может. То есть только альтруистическое поведение клетки – залог здорового организма. Раковое заболевание, причиной которого на клеточном уровне является выход отдельных клеток из согласованной работы клеточного сообщества, есть проявление клеточного эгоизма, что ведет к гибели организма.

Значит, и человеческое  общество должно строиться на заложенных Творцом принципах альтруизма и согласованной работы, сотрудничества во имя общей цели. Только в этом случае возможно процветание общества.

У. Дети, давайте обратимся к вашему опыту учебного сотрудничества. Вспомните случаи, когда  какое-либо дело получалось лучше, если выполнялось сообща.

Д. Подготовили и провели урок для 2-го и 3-го классов о растительном мире нашего края.  Работая в команде, каждый узнал намного больше, чем если бы работал один.

- Тоже самое можно сказать про урок об Америке, когда мы подготовили общий проект.

- А мне запомнилось задание «Снежный ком», которое мы выполнили в сотрудничестве – составили предложение по грамматической основе ….подснежник…тянется…Мы превзошли намеченную планку в 20 слов. У нас получилось предложение из 36 слов. Мне очень оно понравилось. Думаю, никто из нас один не смог бы придумать такого предложения, а все вместе – смогли.

Вот это предложение:

       Маленький хрупкий беззащитный, но отважный подснежник самоотверженно, жизнеутверждающе тянется из-под холодного снежного покрывала к весеннему ласковому солнышку и распускает свои нежные лепестки, исполняя вечный Гимн весне, радуя доброго человека, наполняя его сердце Верой, Надеждой, Любовью.

У. Какой сделаете вывод? Что помогло вам так успешно справиться с заданиями?

Д. То, что работали вместе, в тесном сотрудничестве. Не каждый мог бы справиться,  если б работал один.

У. Вы сами пришли к выводу, что сотрудничество в учении поднимает каждого на новую высоту, позволяет справиться с трудностями, с которыми не каждый бы справился в одиночку. В результате каждый, принимающий участие в сотрудничестве, приобретает новый уровень возможностей. Ваш вывод?

Д. Вместе мы сила. В сотрудничестве и согласии каждый становится сильнее.

Об этом говорят пословицы:

Хотя у муравья немного сил, рой муравьиный горы своротил.

Малые ветры, собравшись вместе, образуют тайфун.

У. Давайте вернемся к нашему Дереву Сознания и добавим слова, обозначающие людей, которые умеют сотрудничать, другими словами то, какими должны быть по замыслу Творца люди  по отношению друг к другу.

СОТРУДНИКИ – помощники друг другу, вместе трудятся

СОРАТНИКИ – надежные товарищи в бою и в труде

СОБЕСЕДНИКИ – умеют не только говорить, но и слушать

СОБРАТЬЯ – товарищи по духу и роду деятельности

СОГРАЖДАНЕ, СООТЕЧЕСТВЕННИКИ – граждане одной великой нашей страны, одного Отечества, направляющие все усилия на ее  или его процветание

У. А какими качествами по замыслу Творца должны обладать люди?

 Чему учит приставка СО-? Какие еще добавим слова?

СОСТРАДАНИЕ - жалость, сочувствие

СОЧУВСТВИЕ - отзывчивое, участливое отношение

СОСЕРДЦАНИЕ - душевный отклик, заставляющий трепетать сердце (слово, придуманное поэтом А. Вознесенским «Не созерцанье, сосердцанье меня к природе пригвоздит…»)

СОПЕРЕЖИВАНИЕ – сочувствие, совместное переживание

СОЖАЛЕНИЕ – жалость, сострадание

СОБОЛЕЗНОВАНИЕ – сочувствие, сожаление

СОПРИЧАСТНОСТЬ – чувство ответственности за происходящее

У. Герои каких литературных произведений умели сопереживать, сострадать?

Д. Женя из сказки В. Катаева «Цветик – Семицветик», когда у нее остался только один волшебный лепесток, сумела отказаться от своих желаний и попросила выздоровления хромому мальчику Вите, так как посочувствовала ему.

- Старый сапожник из рассказа Б. Ганаго «Чудо в жизни сапожника» умел сочувствовать и помогал каждому, кто нуждался.

- Машенька из «Святочного рассказа» помогла бедной семье, потому что умела сопереживать, и ее приняли за Ангела.

У. Приведите примеры из жизни, пословицы, афоризмы, стихи.

Д. Пословицы: Сочувствие во время несчастья подобно дождю во время засухи.

- В пути нужен спутник, а в жизни сочувствие.

- Чем достойнее человек, тем большему числу людей он сочувствует.

Помогите друг другу!

     с ветром зов прилетел…

Помощь ближнему-

     истинный сердца удел.

Поспешите,

     чтоб к сроку не опоздать

Всем страдающим

      помощи руку подать!..

Ради блага других

      свой пожертвуйте час,-

Заступается ж кто-то

       и где-то за нас,

Чья-то мысль милосердная

       ночью и днем

Охраняет и греет

       незримым огнем…     ( М.Озолиня)

Сострадание своей приходит волей,

Добротой навеяно оно.

На себя берет чужие боли,

Самости не ведая давно.

Состраданье – доброты великой сила,

Нежность и отзывчивость сердец.

Лишь оно своей слезой омыло

Воскресенья истинный венец.     (М.Озолиня)

У. На доске написана мудрость, постарайтесь ее закончить:

  «Если человек плачет от своей боли, - он живой, если он плачет от боли чужого человека, он - …

Д. От чужой боли плачет тот, кто умеет сострадать, сосердцать, значит, в нем есть сердце, значит, он Человек.

У. А что живет в сердце человека, который сопереживает, сострадает людям и соучаствует в их судьбе?

Д. Совесть. Это тоже слово с приставкой СО-, весть во мне , со мной.

У. Весть от кого и о чем?

Д. Весть от Творца о том, что нельзя творить зло.

 Приставка со- обозначает совместность – весть не должна меня покинуть, иначе я потеряю человечность.

У. Значит, человек рождается со знанием о добре и зле, но нельзя автоматически стать добрым или злым. Такими нас делают наши поступки, отношение к миру, людям. Все зависит от окружающих, воспитания и самовоспитания.

Д. Об этом мы читали притчу о белом и черном буйволе.

 Старик подарил молодому человеку жизненную мудрость.

В каждом человеке ежеминутно изо дня в день идет борьба двух буйволов за сердце человека. Один буйвол, черный, как ночь, представляет зло – зависть, жадность, лень и другие пороки человечества. Другой буйвол, белый, как луч дневного Солнца, представляет добро – мир, красоту, любовь, веру, надежду, верность и преданность. Молодой человек, тронутый до глубины души, спросил:

- А какой буйвол побеждает?

Мудрец улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот буйвол, которого ты кормишь…

У. А какого буйвола вы будете кормить? Выбор за вами. Прислушаемся к народной мудрости. Что она говорит о совести?

Д. Как ни мудри, а совести не перемудришь.

- Совесть без зубов, а грызет.

- Нечистую совесть глаза выдают.

- Живи по совести – минуешь горести.

У. А.С.Пушкин так сказал о совести: «Когтистый зверь, скребущий сердце»

    Как понимаете?

Д. В притче «Испытание учителя» учитель решил проверить, как ученики поняли его наставления, и устроил им испытание. Он попросил найти такое место, где их никто не увидит, и тихо дождаться. Как пойдет богач, незаметно украсть кошелек. Так они помогут старому учителю. Хотя ученики были удивлены и смущены такой просьбой учителя, все же собрались выполнить. Только один ученик отказался это делать. Он сказал, что невозможно найти место, где никто тебя не увидит. Даже если ты совершенно один, часть тебя самого все равно смотрит. Твое второе «Я» всегда наблюдает за тобой. Это второе «Я» и есть СОВЕСТЬ – весть, о том, что нельзя творить зло. И если пойдешь против совести, она не даст тебе спокойно жить. Поэтому вывод один – живи по совести.

У. Дети, а можете назвать людей с обостренным чувством совести, сострадания, жизнь которых пример всем нам?

Д. Грузинский профессор Жордания погиб в авиакатастрофе, но спас французскую девочку, отдав ей последний спасательный жилет (самолет упал в море). Об этом  мы узнали, прочитав «Балладу о подвиге профессора Жордания» А. Вознесенского.

У. Сила сострадания в этом человеке была столь велика, что толкнула его сознательно выбрать собственную смерть во имя жизни другого человека.

Д. Блестящий врач, детский писатель поляк Януш Корчак так сострадал обездоленным детям, что оставил врачебную практику и стал воспитателем сиротского дома в Варшаве. Когда фашисты захватили Польшу, они обрекли этих детей на гибель в печах Треблинки. Когда гестаповец, читавший в детстве книгу Януша Корчака, предложил ему выбрать жизнь без детей или смерть с детьми, Корчак без колебаний и сомнений выбрал смерть.

У. «Я не торгую совестью», - таков был ответ Януша Корчака. Он пошел на смерть вместе с детьми, успокаивал их, заботясь, чтобы в сердца малышей не проник ужас ожидания смерти.

Д. Я хочу назвать еще одно имя – Мать Тереза или Мать Мира. Ее огромное сердце соболезновало всем нуждающимся. Она всю жизнь помогала людям, чтобы на земле было меньше больных, обездоленных и несчастных людей.

У. Да, дети, жизнь Матери Терезы – пример подвижнического подвига служения людям. Почему она это делала? Она безгранично любила людей и использовала любую возможность, чтобы служить им. «Господи! Позволь мне проповедовать любовь не словами, но примером своей жизни…» - это слова из каждодневной молитвы Матери Терезы. Сопереживать и содействовать людям – вот в чем нашла она свое СЧАСТЬЕ. Вслушайтесь в это слово.

Д. Наверное, в этом слове тоже приставка С- в значении «вместе с»?

У. Действительно   сутевой   смысл   слова  СЧАСТЬЕ  в  том,   что человек будет

     с уделом, с долей (хорошей), с частью, если будет жить в согласии со своей       совестью.

 

Д. «Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом» - так советовал Пифагор. Об этом же восклицал Г. Державин несколько столетий спустя:

«Что слава? Счастье нам прямое жить с нашей совестью в покое».

У. Вот какие дорогие слова мы открыли. Поместим их на наше Дерево и будем помнить их сутевой смысл. Мир, дети, держится на людях, которые живут по совести, и как важно для всех нас, чтобы таких людей было как можно больше. Ведь по словам поэта Сергеева

Мы все несем одну большую ношу,

Взбираясь потихоньку в гору с ней,

И если я свой край нелегкий брошу,

То всем немножко станет тяжелей.

Какие уроки вы для себя извлечете из нашего урока?

Д. Надо прислушиваться к сердцу, жить в согласии со своей совестью.

- Надо думать о других, не быть эгоистами.

- Будем дружить с приставкой СО - , будем учиться сотрудничеству, согласию, умению сопереживать и содействовать людям.

У. Хочу подарить вам еще одно стихотворение Марианны Озолини, которое, несмотря на глубокий философский смысл, я уверена, будет вами осмыслено разумом и прочувствовано сердцем:

                           

         Сотрудничать

                                           и соболезновать,

                              Соизмерять

                                           и сознавать,

                              Соратникам

                                           во всем содействовать,

                              И жизнь

                                           любовью созидать…

                              Собратья!

                                           Без приставки этой

                              Нам опыт жизни

                                           не собрать.

                              Мы - сотворцы

                                            явлений Света,

                               И время –

                                            С Богом созвучать…

У. Дети, как вы понимаете, что означает Быть сотворцами явлений Света?

Д. Это означает, что надо помогать Творцу делать добрые дела на Земле, самим становиться лучше, добрее, жить по совести.

У. Дети, я считаю, что урок сегодня состоялся. Благодарю вас за напряжение душевных сил и сотрудничество.

Если будет желание, напишите дома сочинение – размышление «Мои мысли после урока». Спасибо!

 

 

 

 

 

У.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании...

Части слова. Приставка. Определение приставки.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5024420","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"328","style":"width: 267px; height: 195px;","width":"448"}}]]    ...

Урок русского языка по теме: "Приставка как часть слова"с презентацией на интерактивной приставке "Mimio Studio", 2 класс, программа "Начальная школа XXI века"

Цель урока: Сформировать новые знания и умения по теме: Приставка как часть слова.Задачи:- образовательные:1. Сформировать понятие приставки, как части слова, которая стоит перед корнем и служит...

Конспект урока русского языка. Что такое приставка. как найти приставку в слове.

Урок изучения нового материала в разделе: "Формы слова". Учебник: Русский язык 3 класс. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. УМК "Школа России"....