Программа внеурочной деятельности "Язык и речь" для 4 класса
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Программа внеурочной деятельности «Язык и речь»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данная  рабочая программа по внеурочной деятельности является авторской,  имеет предметную направленность и разработана на основе  программы  курса «Речь», рекомендованной Управлением  развития  общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazyk_i_rech_4_kl.docx36.01 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Язык и речь»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данная  рабочая программа по внеурочной деятельности является авторской,  имеет предметную направленность и разработана на основе  программы  курса «Речь», рекомендованной Управлением  развития  общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.  

 

Цель занятий - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.

Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению.

Задачи курса:

- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

-личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;

-личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;

-деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной  

 деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

Формы организации учебного процесса при реализации  курса «Язык и речь» могут быть разнообразными: дидактические игры, занятия-исследования, уроки-путешествия и др.

Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,  уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

 - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

- интерес к изучению языка.

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

 - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Материал учебного курса «Язык и речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:

Слово

Предложение и словосочетание

Текст

Культура общения

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.

Занятия построены следующим образом:

1.Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

  Литература:

1.Соколова Т. Н. «Школа развития речи» Методическое пособие для 4 класса; М: Издательство РОСТ , 2011 г.

2.Соколова Т. Н. «Школа развития речи» Рабочие тетради в двух частях; 4 класс; М: Издательство РОСТ, 2013 г.

3.Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.

4.Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.

5. Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002

 

2.Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

3.Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)

4.Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

 

 Календарно-тематическое планирование 4 класс

Условные обозначения:

К – занятие  контроля, ОНЗ – занятие «открытия» нового знания, РФ –рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений,

Б-беседа, В-взаимоконтроль, И-итоговый контроль, Р-рубежный контроль, С-самоконтроль.

 №

                   Дата

Тема занятия

Тип занятия

Элементы содержания

Вид контроля

Требования к уровню подготовки обучающихся

Место проведеня

план

факт

1-2

Что такое орфоэпия?

ОНЗ

Орфоэпически правильно чтение слов.

Б

Формирование  представления об орфоэпии.

Учебный класс

3

Что такое фонография или звукопись?

К

Работа с фонографией и звукописью.

И

Формирование представления о фонографии.

Учебный класс

4

Крылатые слова и выражения

К

Составить рассказ, используя фразеологизмы.

И

Навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи.

Учебный класс

5-6

О словарях энциклопедических и лингвистических.

ОНЗ

Разновидности словарей.

С,В

Формирование представления об энциклопедических и лингвистических словарях.

Учебный класс

7

Сравнение, эпитеты, олицетворение.

ОНЗ

Сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении, эпитете.

С,В

Навыки употребления изобразительно-выразительных средств в устной речи.

Учебный класс

8

Метафора.

ОНЗ

Знакомство с метафорой. Определение выражений с метафорой.

С,В

Роль метафоры в художествен-

ном тексте.

Учебный класс

9-10

Развитие речи. Творческая работа Составление рассказа по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

КЗ

Развитие умений связно передавать текст в письменной речи

С

Формирование умения ясно выражать главную мысль текста; передавать основное его содержание без искажения фактов.

Учебный класс

11-12

Развитие речи. Творческая работа. Составление рассказа по картине  В.М. Васнецова « Три  богатыря»

КЗ

Развитие умений связно передавать текст в письменной речи

С

Формирование умения ясно выражать главную мысль текста; передавать основное его содержание без искажения фактов.

Учебный класс

13

Пословицы и поговорки. Афоризмы. Сочинение по пословице.

ОНЗ

Работа с пословицами и поговорками. Знакомство с афоризмами.

Б

Умение уместного употребления пословиц в речи.

Учебный класс

14

Анализ сочинений по пословицам.

РФ

Работа над орфографическими и речевыми ошибками.

С

Умение редактировать текст, исправлять лексические и стилистические ошибки.

Учебный класс

15-16

Развитие речи. Творческая работа. Составление рассказа по картине  Т.Н. Яблонской «Утро»

К

Написание сочинений с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; подбор к словам синонимов, антонимов; использование их в речи.

С,В

Проверять и редактировать текст сочинения; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; работать по алгоритму

Учебный класс

17-18

Развитие речи. Творческая работа. Составление рассказа по картине  В.В. Васнецова  «Алёнушка»

К

Написание сочинений с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; подбор к словам синонимов, антонимов; использование их в речи.

С,В

Проверять и редактировать текст сочинения; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; работать по алгоритму.

Учебный класс

19

Художественный стиль. Общее понятие.

ОНЗ

Знакомство с художественным стилем. Изобразительные языковые средства художественного стиля.

С,В

Умение составлять текст в художественном стиле.

Учебный класс

20

Сочинение – пейзажная зарисовка.

К

Подбор образных средств для написания сочинения.

И

Умение составлять текст в художествен-

ном стиле.

Учебный класс

21-22

 Использование предложений с прямой речью в письменной речи.

Чтение по ролям.

К

Написание сочинений с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; подбор к словам синонимов, антонимов; использование их в речи.

С,В

Проверять и редактировать текст сочинения; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; работать по алгоритму.

Учебный класс

23

24

Слова, придуманные писателями.

ОНЗ

Определение в тексте диалогов, монологов.

Б

Диалог и монолог как форма речи.

Учебный класс

25

26

Слова уходящие и слова-новички.

ОНЗ

Знакомство с пьесой. Инсценировка отрывка из данного рассказа.

С,В

Уметь трансформировать рассказ в пьесу.

Учебный класс

27

28

Словарь языка Пушкина.

ОНЗ

Понятие о стихотворении как об определенном способом организованном тексте.

Б

Умение определять стихи, определенный ритм.

Учебный класс

29-30

Паронимы или «ошибкоопасные слова».

К

Нахождение «ошибкоопасных» мест в словах.

С,В

Умение находить паронимы в тексте.

Учебный класс

31-32

Композиция текста. Основные элементы композиции.

ОНЗ

Знакомство с элементами композиции текста.

С,В

Уметь определять все части текста.

Учебный класс

33-34

Композиция. Работа с деформированным текстом.

ОНЗ

Определять стиль, тему, основную мысль текста. Работать с деформированным текстом.

С,В

Уметь определять элементы композиции текста.

Учебный класс

35-36

Развитие речи. Творческая работа. Составление рассказа по картине  А.А. Пластова  «Первый снег»

К

Написание сочинений с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; подбор к словам синонимов, антонимов; использование их в речи.

С,В

Проверять и редактировать текст сочинения; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; работать по алгоритму.

Учебный класс

37-38

Творческая работа.

К

Письмо сочинения на определенную тему.

И

Писать сочинение на определенную тему.

Учебный класс

39-40

Развитие речи. Творческая работа. Составление  рассказа по наблюдениям «В парке весной».Анализ сочинений.

К

Развитие умений связно передавать текст в письменной речи

С

Формирование умения ясно выражать главную мысль текста; передавать основное его содержание без искажения фактов.

Учебный класс

41-42

Развитие речи. Творческая работа. Составление  рассказа-впечатления. «Прогулка».Анализ сочинений.

К

Написание сочинений с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; подбор к словам синонимов, антонимов; использование их в речи.

С,В

Проверять и редактировать текст сочинения; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; работать по алгоритму.

Учебный класс

43-44

Сочинение – миниатюра в художественном стиле.

К

Письмо сочинения в художественном стиле.

И

Составлять текст в художественном стиле.

Учебный класс

45-46

Творческая работа.

К

Письмо сочинения «наоборот».

И

Сочинение сказки по опоре.

Учебный класс

47-48

Развитие речи. Творческая работа. Составление  рассказа-впечатления. «Мой день рождения».

К

Написание сочинений с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; подбор к словам синонимов, антонимов; использование их в речи.

С,В

Проверять и редактировать текст сочинения; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; работать по алгоритму.

Учебный класс

49

Публицистический стиль.

ОНЗ

Знакомство с публицистическим стилем и его особенностями.

Б

Уметь писать сочинения в публицистическом стиле.

Учебный класс

50

Газетно – публицистический стиль.

ОНЗ

Познакомить с особенностями газетно-публицистического стиля.

Б

Уметь определять корреспонденцию, репортаж, статью.

Учебный класс

51-52

Деловая игра «Вёрстка газеты».

ОНЗ

Научиться «собирать» газету, располагать типографский набор на страницах газеты.

С,В

Формирование умения выпускать стенную газету.

Учебный класс

53-54

 Деловая игра « Главный корреспондент газеты»

К

Научиться писать статьи в газету, выбирать темы интересные для читателя.  

С,В

Проверять и редактировать текст сочинения; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; работать по алгоритму.

Учебный класс

55

Официально – деловой стиль.

ОНЗ

Знакомство с официально – деловым стилем и  его особенностями.

С,В

Формировать умение написания деловых документов.

Учебный класс

56

Тезисы. Конспект.

ОНЗ

Составления конспекта.

С,В

Формировать умение написания конспектов статей.

Учебный класс

57

Аннотация.

ОНЗ

Написание аннотации к любимой книге.

С,В

Формировать умение составления аннотации к прочитанным книгам.

Учебный класс

58

 

Я пишу письмо.

ОНЗ

Знакомство с особенностями эпистолярного жанра.

С,В

Формирование умения оформления адреса на письме.

Учебный класс

59

60

об

Личный дневник.

ОНЗ

Важность ведения личного дневника.

С,В

Умение вести записи в личном дневнике.

Учебный класс

61

62

об

Сочинение «Мои любимые стихи». Сочинение стихотворения.

РФ

Выбирать любимых поэтов, любимые стихи.

С,В

Развитие познавательного интереса, внимания к поэзии.

Учебный класс

63-64

об

Сочини сценарий для мультфильма.

РФ

Придумать тему, каждому герою роль.

С,В

Формирование навыка составления мультфильма.

Учебный класс

65-66

об

Итоговое сочинение «Самый радостный день в моей жизни» .Анализ сочинений. Работа над ошибками.

РФ

Определить тему и главную мысль своего сочинения и раскрыть их в тексте.

С,В

 Проверять и редактировать текст сочинения; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; работать по алгоритму.

Учебный класс

67-68

об

 Что?Где?Когда?

К

Лингвистический турнир.

И

Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации

Учебный класс

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 1 класса " Декоративно-прикладное искусство"

Представляю программу по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления.  Программа " Декоративно - прикладное искусство" - программа по технологии. Направлена на ...

Программа внеурочной деятельности для 1 класса по Изобразительному искусству " Волшебная палитра"

Представляю программы по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления. Программа " Волшебная палитра" предусматривает развитие творческих способностей учащихся посред...

программа внеурочной деятельности в 1 классе кружок "Юный краевед"

Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта 2 поколения, Концепции духовно - нравственного развития личности....

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.

Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....

Программы внеурочной деятельности для первого класса "Основы проектирования" и второго класса "Основы проектирования. Моделирование"

Данные  образовательная программы направлены на развитие художественного творчества в области декоративно-приклад­ного искусства.  Самостоятельная  или управляемая  проектная...

Программа внеурочной деятельности во 2 классе на основе программы Юным умникам и умницам

Программа внеурочной деятельности во 2 классе основана на  программе Ольги Холодовой  Юным умникам и умницам.1 час в неделю...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» для 3 класса...