Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Наталия Александровна Муравьева

Ра бочая программа для 1-4 классов УМК "Перспектива" . Структура программы соответствует новым требованиям ФГОС. В программе отражены содержание, УУД, тематическое планирование с 1 по 4 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rus.yaz_1-4_kl.docx65.35 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 класса

(ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива»        

                                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа:

 Рабочая программа по предмету «Русский язык» 1-4 класс разработана на основе:

  • Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования;
  • -  Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Законом Тамбовской области  от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте  государственного образовательного стандарта  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
  • -  приказом Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
  • - постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
  • Примерной Программы начального общего образования. М., «Просвещение», 2009 год;
  • Программы курса «Русский язык» под редакцией Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой, «Просвещение», 2013 год;
  • Учебного плана школы на 2015-2019 учебный год.

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Л.Ф. Климановой, C.Г. Макеевой, а также планируемых результатов начального общего образования.

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основныецели:

1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

развитие коммуникативных умений;

развитие нравственных и эстетических чувств;

развитие способностей к творческой деятельности.

                                Общая характеристика учебного предмета

Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.  

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трёх принципов:

1) коммуникативного;

2) познавательного;

3) принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.

Коммуникативный принцип предусматривает:

осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;

развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);

знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);

формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;

развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записка, письмо, объявление и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;

организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.

Познавательный принцип предполагает:

усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;

развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;

поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;

осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);

освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;

осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;

рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;

формирование смыслового, а не озвучивающего чтения; объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;

поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.

Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:

пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;

формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;

развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке»(последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);

знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;

творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.

Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.

Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребёнка», становится доступным и интересным для учащихся.

Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идёт совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурно-историческом плане — от истоков возникновения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном уровне.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Изучение систематического курса русского языка обеспечивает:

сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;

развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;

формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;

формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;

приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.

Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.

Содержание курса раскрывается в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.

Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.

Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно -ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению.

Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.

Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.

Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса - анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях(сравнение, классификация, систематизация и обобщение).

В число основных содержательных линий Программы входят:

основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

орфография и пунктуация;

развитие речи.

Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью данной Программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой(классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий). Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики и синтаксиса.

Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщённым) значением слов в грамматике.

Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, т. е. значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т. д.).

В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов.Осознание различий между грамматическим (обобщённым) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики.

В курсе изменён подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершённость, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные — невосклицательные),по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.

Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.

Программой предусматривается отработка навыков чистописания своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщённых элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка.

Отдельный, весьма важный элемент Программы — знакомство со словарём. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов.

Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).

Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте.

Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т. д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения.

Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов.

Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.

 В разделах программы по русскому языку включены упражнения и задания агрономического направления.

                                        Место курса в учебном плане

        На изучение русского языка в начальной школе выделяется всего 675 ч.

В первом классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 115 ч(23 учебные недели) отводится на обучение письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — на уроки русского языка.

Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 175 ч (5 ч в неделю, по 35 учебных недель в каждом классе).

                                        Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Планируемые личностные результаты.

У выпускника будут сформированы (базовый уровень):

        - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

        - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающаясоциальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

        - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

        - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей и других людей;

        - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

        - основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

         - ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

        -знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,

дифференциация моральных и конвенциональных норм;

        - развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

          - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

        - установка на здоровый образ жизни;

        - основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

        - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования (повышенный уровень):

        - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;

        - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

        - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

        - адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной -деятельности;

        - положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

        - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

        - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

        - установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

        - осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

        - эмпатии как осознанного понимания чувств,  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Планируемые метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Выпускник научится (базовый уровень):

1 класс:

        - проговаривать последовательность действий на уроке (3 четверть);

        - учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника (3 четверть);

        - работать по предложенному плану совместно с учителем (4 четверть);

        - отличать верно выполненное задание от неверного с помощью учителя (4 четверть).

2 класс:

        -определять и формировать цель деятельности на уроке  с помощью учителя и самостоятельно(1 четверть);

        -преобразовать  цель деятельности на уроке в учебную задачу с помощью (2 четверть);

        - планировать учебную деятельность на уроке (3 четверть);

        - воспринимать оценку учителя и адекватно ее аргументировать (3 четверть);

        - высказывать свою версию, предлагая способы ее проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике) (4 четверть).

3 класс:

        - формулировать тему и цели урока совместно с учителем (1 четверть);

        - выдвигать версии и составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем (2 четверть);

        - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность (3 четверть);

        - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этим критерием.(4 четверть).

4 класс:

        - самостоятельно формулировать тему и цели урока (1 четверть);

        - самостоятельно выдвигать версии и составлять план решения учебной проблемы (2 четверть);

        - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность (3 четверть);

        - самостоятельно вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этим критерием (4 четверть).

Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень):

1 класс:

        - определять и формировать цель деятельности на уроке  с помощью учителя и самостоятельно;

        - преобразовать  цель деятельности на уроке в учебную задачу с помощью;

        - совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

        - воспринимать оценку учителя и адекватно ее аргументировать.

2 класс:

        - формулировать тему и цели урока совместно с учителем;

        - выдвигать версии и составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

        - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

        - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этим критерием.

3- 4 класс:

        - самостоятельно формулировать тему и цели урока (1 четверть);

        - самостоятельно выдвигать версии и составлять план решения учебной проблемы (2 четверть);

        - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность (3 четверть);

        - самостоятельно вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этим критерием.(4 четверть).

Познавательные универсальные учебные действия.

Выпускник научится (базовый уровень):

1 класс:

        - извлекать информацию из текста (4 четверть), рисунка (1 четверть), схематичного рисунка (3 четверть);

        - сравнивать и группировать предметы по одному основанию (1 четверть);

        - называть последовательность простых знакомых действий (2 четверть), находить пропущенное действие в последовательности(4 четверть);

        - подробно пересказывать небольшие тексты (4 четверть);

        - составлять ответы – высказывания(3 четверть).

2 класс:

        - находить необходимую информацию для решения учебной задачи в один шаг (2 четверть);

        - находить необходимую информацию в предложенных учителем учебниках, словарях, энциклопедиях (1 четверть);

        - сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям ( 1 четверть);

        - отличать высказывания от других предложений (1 четверть), отличать истинные и ложные высказывания (4 четверть);

        - составлять небольшие письменные тексты (ответы на вопросы) (3 четверть).

        - составлять план небольшого текста – повествования ( 4 четверть);

3 класс:

        - вычитывать все виды текстовой информации (1 четверть);

        - осуществлять анализ и синтез (1 четверть);

        - пользоваться разными видами чтения (2 четверть);

        - извлекать информацию, представленную в разных формах (3 четверть);

        - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (3 четверть);

        - пользоваться словарями, справочниками (2 четверть);

        - устанавливать причинно-следственные связи (4 четверть);

        - строить рассуждения (4 четверть);

        - находить необходимую информацию для решения учебной задачи в несколько шагов совместно с учителем (2 четверть).

4 класс:

        - овладевать гибким чтением (3 четверть);

        - составлять план письменного текста (4 четверть);

        - понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной работы (1 четверть);

        - самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (2 четверть).

Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень):

1 класс:

        - находить необходимую информацию для решения учебной задачи;

        - находить необходимую информацию в предложенных учителем учебниках, словарях, энциклопедиях;

        - сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям;

        - отличать высказывания от других предложений, отличать истинные и ложные высказывания;

        - составлять план небольшого текста – повествования;

        - составлять небольшие письменные тексты (ответы на вопросы).

2 класс:

        - вычитывать все виды текстовой информации;

        - осуществлять анализ и синтез;

        - пользоваться разными видами чтения;

        - извлекать информацию, представленную в разных формах;

        - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; пользоваться словарями, справочниками;

        - устанавливать причинно-следственные связи;

        - строить рассуждения;

3 класс:

        - овладевать гибким чтением;

        - составлять план письменного текста;

        - понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной работы;

        - самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи.

4 класс:

        - находить необходимую информацию для решения учебной задачи в несколько шагов самостоятельно;

        - выявлять причины и следствия простых явлений;

        - самостоятельно отбирать для решения учебных задач необходимые словари, энциклопедии;

        - записывать выводы в виде правил «если, … то…»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если, … то…»;

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Выпускник научится (базовый уровень):

1 класс:

        - оформлять свои мысли в устной и письменной речи (на уровне предложения) (2 четверть);

        - слушать и понимать речь учителя (2 четверть);

        - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (3 четверть);

        - учиться выполнять различные роли в паре (лидера, исполнителя, критика) (4 четверть);

        - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации с помощью учителя (4 четверть).

         2 класс:

        - оформлять свои мысли в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста) (2 четверть);

        - слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему, ключевые слова  (2 четверть);

        - совместно договариваться о правилах общения и поведения, оценки и самооценки и следовать им (3 четверть);

        - учиться выполнять различные роли в паре, группе (лидера, исполнителя, критика) (4 четверть);

        - самостоятельная постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (4 четверть).

3 класс:

        - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации с помощью учителя (2 четверть);

        - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач (1 четверть);

        - высказывать и обосновывать свою точку зрения (2 четверть);

        - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения (3 четверть);

        - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (4 четверть);

        - задавать вопросы (1 четверть).

         4 класс:

        - высказывать свое мнение и обосновывать его, приводя аргументы (1 четверть);

        - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации самостоятельно  (2 четверть);

        - принимать другую, непохожую на свою точку зрения (4 четверть);

        - вычитывать с помощью учителя информацию, данную в Неявном виде (3 четверть).

Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень):

1 класс:

        - оформлять свои мысли в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста;

        - слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему, ключевые слова;

        - совместно договариваться о правилах общения и поведения, оценки и самооценки и следовать им;

        - учиться выполнять различные роли в паре, группе (лидера, исполнителя, критика);

        - самостоятельная постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

2 класс:

        - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации с помощью учителя;

        - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

        - высказывать и обосновывать свою точку зрения;

        - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

        - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

        - задавать вопросы.

        3 класс:

        - высказывать свое мнение и обосновывать его, приводя аргументы;

        - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации самостоятельно;

        - принимать другую, непохожую на свою, точку зрения.

4 класс:

        - организовывать учебное взаимодействие в группе;

        - предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

        - самостоятельно вычитывать концептуальную информацию текста (формулировать главную мысль текста).

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

7.Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

                                                                Содержание курса

Виды речевой деятельности

Слушание.Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте,определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов,мимики, интонации в устном общении людей.

Говорение.Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчётливо произносить слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи.

Овладение умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо.Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных рисунков, серий рисунков, просмотренного фрагмента видео-записи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика.Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твёрдых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.

Графика.Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма.

Чтение.Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо.Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Освоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения).

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография и пунктуация.Знакомство с правилами правописания и их применение:

раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;

употребление ъ и ь как разделительных знаков;

прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам без стечения согласных;

знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи.Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

                Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

                Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.

Систематический курс русского языка

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости- мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный —непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика.Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика.Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).

Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Изучается во всех разделах курса.

Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).

Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов). Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.

Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

Состав слова (морфемика).Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология.Общее представление о частях речи.

Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих

на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1,2 и 3_му склонению. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на "ий,"ья, "ов, "ин. Морфологический разбор имён прилагательных.

Имя числительное.Общее представление об имени числительном как

части речи. Употребление числительных в речи.

Местоимение.Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3_го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.

Глагол.Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего

времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, её значение.

Синтаксис.Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

                Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого.

Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

                Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

                Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.

Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу;

сочетания чк—чн, чт, щн;

перенос слов;

заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроизносимые согласные;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

разделительные ъ и ь;

мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь,рожь, мышь);

безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на-мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);

безударные окончания имён прилагательных;

раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

не с глаголами;

мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);

мягкий знак в глаголах на -ться;

безударные личные окончания глаголов;

раздельное написание предлогов с другими словами;

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

                Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ.

Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

                Практическое овладение устными монологическими высказываниями на

определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

                Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста:озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

                План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

                Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

                Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

                Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.

                                                

                                        Учебно-тематическое планирование

1 класс – 165 часов

Тема раздела

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Обучение грамоте (117 ч.)

1.

Рисуй, думай, рассказывай

26

Ориентироваться на листе: в центре, слева, справа, в рабочей полосе (рабочей строке): выше, ниже, слева, справа. Штриховать фигуры. Проводить параллельные, прямые и наклонные линии. Раскрашивать, дорисовывать.

. Обводить предметы по контуру (силуэту), бордюр. Писать элементы печатных букв. Обводить петлеобразные и безотрывные линии. Классифицировать предметы, выделять звуки в словах, составлять рассказы.

2.

Пропись №1 «Мой алфавит»

35

Уметь обводить по пунктирным линиям. Делать звуковой анализ слов. Писать

элементы письменных букв  и слова, соединения букв. Составлять  предложения  по схемам. Списывать предложения  по образцу  и с печатного текста.  Уметь  читать письменный шрифт и писать  слова   под диктовку.

 3.

Пропись №2 «Мой алфавит»

37

Уметь читать  и записывать слова и предложения. Видеть границу предложений. Уметь  выделять  ударный слог.

4.

Пропись «Пишу красиво»

19

Уметь  оформлять  предложения на письме.  Уметь  списывать и  писать  под диктовку. Озаглавливать  тексты. Выделять в  словах  ударный слог. Проводить звуковой  анализ слов. Развивать навыки каллиграфического  письма.

Русский язык (48 ч.)

1.

В мире общения

4

Формировать  ценностное  отношение к языку, на котором говорим.

2.

Слово и  его значение

12

Формировать  представление слове как двусторонней звуковой единице. Развивать умения выбора точного слова для выражения мысли, создания  образа. Формировать представление о многозначности  слова. Имена собственные. Правописание имен собственных.

3.

Звуки и буквы

26

Формировать умение различать гласные (ударные и безударные) и согласные (твердые и мягкие, звонкие и глухие) звуки.  Знать смыслоразличительную роль звуков. Развивать умения обозначать звуки на письме буквами.
    Знать  два способа обозначения мягкости согласных: с помощью гласных
е, ё, и, ю, я  и мягкого знака.
      Развивать умения  писать сочетания:
жи — ши, ча — ща, чу — щу в словах.

4.

Предложение и текст

6

Различать слово и предложение, предложение и текст. Формировать умение написания прописной буквы в начале предложения.  Развивать умение в постановке знаков препинания  в конце предложения. Знать разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраски. Строить  схемы предложения. Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в начале предложения и в именах собственных).

2 класс- 175 часов

Тема раздела

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

1.

Мир общения

19 ч.

Анализировать, сопоставлять способы общения в зависимости от ролевых отношений партнеров(взрослый, ребёнок).Строить высказывание в устной и письменной речи. Контролировать свою речь в процессе общения.

2.

Звуки и буквы. Слог. Ударение

66 ч.

Различать гласные и согласные звуки, парные- непарные, твердые-мягкие звуки. Различать букву й  и букву и. Делить слова для переноса с буквой й. Обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью  ь и букв е, ё, ю, я, и.

3.

Слово и его значение

18 ч.

Различать значение слова и его звуко-буквенную форму. Классифицировать по тематическим группам. Знать омонимы, синонимы, антонимы.

4.

Состав слова

15 ч.

 Составлять наглядно - образные модели слова, называть и находить по алгоритму части слова.

5.

Части речи

30 ч.

Определять части речи, употреблять правильно в речи. Знать грамматические признаки частей речи.

6.

Предложение. Текст

14 ч.

Оформлять предложение на письме в соответствии с правилами. Находить в предложении главные члены. Составлять предложения   разные по цели высказывания.

7.

Повторение

15 ч.

Применять изученные правила и алгоритмы.

3 класс-175 часов

Тема раздела

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

1.

Речевое общение. Повторяем – узнаем новое.

16

Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации. Говорить выразительно, связно в нормальном темпе. Объяснять значение правильного написания слов в письменной речи.   Отличать текст от набора предложений. Делить текст на части, определять тему и основную мысль текста, озаглавливать. Распознавать  виды текстов.

2.

Язык- главный помощник в общении.

39

Проводить звуко-буквенный анализ слов. Определять ударение в словах. Делить слова на слоги. Находить словосочетание в предложении, проводить синтаксический разбор предложения.

3.

Состав слова.

18

Образовывать новые  слова с помощью суффиксов, приставок. Образовывать  слова с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Разбирать  слова по составу.

4.

Части речи

87

Понятие о частях речи.

Имя существительное как часть речи. Категориальное значение.

Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность.

Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.

Синтаксическая функция имен существительных в предложении.

Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний.

Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение.

Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).

Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.

Правописание безударных падежных окончаний.

Написание о-ё после шипящих и «ц» в падежных окончаниях существительных. Написание  существительных с суффиксом -ищ-.

Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение. Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.

Глагол как часть речи. Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма.Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам.

Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.

Синтаксическая функция глаголов в предложении.

Различение написания -ться и тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.

5.

Повторение

15

Применять изученные правила и алгоритмы.

4 класс-175 часов

Тема раздела

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

1.

Повторяем – узнаем новое

24

Составлять план текста. Писать сочинения и изложения с элементами рассуждения и описания. Составлять план текста. Находить обращения в тексте. Грамотно оформлять собственные речевые произведения.

2.

Язык как средство общения

45

Объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека. Находить в разных источниках необходимую информацию. Определять типы предложений. Находить однородные члены предложения и ставить знаки препинания. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения .Формирование умения составлять схему предложения.

Разбор простого предложения по членам предложения. Сравнивать простые и сложные предложения и ставить знаки препинания.

3.

Состав слова.

25

Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем.

Правописание наиболее употребительных приставок, приставки –с, приставок на  -с, -з-

Правописание предлогов.

Разграничение на письме приставок и предлогов.

Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов –ик-/-ек- с учетом беглого гласного. Разбирать  слова по составу.

4.

Слово как часть речи

81

Углубление знаний о частях речи.

Имя существительное как часть речи. Категориальное значение.

Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность.

Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.

Синтаксическая функция имен существительных в предложении.

Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний.

Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение.

Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).

Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.

Правописание безударных падежных окончаний.

Написание о-ё после шипящих и «ц» в падежных окончаниях существительных. Написание  существительных с суффиксом -ищ-.

Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение. Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.

Глагол как часть речи. Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма.Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам.

Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.

Синтаксическая функция глаголов в предложении.

Различение написания -ться и тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.

Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.

Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

        Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Рабочие программы.1-4 классы.

Учебники

- Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч.

- Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Русский язык.Учебник. 1 класс. Электронное приложение к учебнику.

- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.Русскийязык.Учебник. 2 класс.В 2 ч.Электронное приложение к учебнику.

- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.Русскийязык.Учебник. 3 класс.В 2 ч.Электронное приложение к учебнику.

-Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.Русскийязык.Учебник. 4 класс.В 2 ч.Электронное приложение к учебнику.

Методические пособия

- Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Уроки русского языка.1 класс

- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Уроки русского языка.2 класс

- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Уроки русского языка.3 класс

- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Уроки русского языка.4 класс.

Рабочие тетради, прописи

- Климанова Л.Ф.,Романина В. И., Борейко Л. Н. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. 1 класс.

-Климанова Л.Ф. Мой алфавит. Прописи. 1 класс. В 2 ч.

-Климанова Л.Ф., Желтовская Л. Я. Пишу красиво. Рабочая тетрадь. 1 класс.

- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс.В 2 ч.

- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс.В 2 ч.

- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс.В 2 ч.

Дидактические материалы

- Климанова Л.Ф. Читалочка. Дидактический материал. 1 кл

                                

                

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для учащихся 3 класса по программе "Начальная школа XXI века"

Настоящая  рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса  «Русский язык» для 3 классов общеобразовательных учреждений авторы программы С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О....

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов, КТП для 1 класса. Программа "Начальная школа 21 века"

Пояснительная записка  и календарно -тематическое планирование может быть использовано учителями национальных школ , КТП расчитано на 99часов ( 3 часа в неделю)...

Рабочая программа по русскому языку для 3-б класса по программе Школа России

Структура рабочей программы по русскому языку для 3 класса по программе Школа россии  включает в себя следующие элементы:·         Титульный лист (название...

Рабочая программа по русскому языку для ученика 4 класса, обучающего по адаптированной образовательной программе НОО для детей с УО

Рабочая программа по русскому языку для ученика 4 класса, обучающего по адаптированной образовательной программе НОО для детей с УО...

Рабочая программа по русскому языку для ученицы 1 класса, обучающейся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР

Рабочая программа по русскому языку для ученицы 1 класса, обучающейся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР...

Рабочая программа по русскому языку для учеников 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР.

Рабочая программа по русскому языку для учеников 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР....

Рабочая программа по русскому языку для 3-го класса программы "Школа России"

Программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания лич...