Технологическая карта урока русского языка
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Явкина Валентина Алексеевна

Технологическая карта урока русского языка во 2А классе по программе УМК «Гармония»

Учитель: Явкина Валентина Алексеевна МБОУ «СОШ №31 им.А.П.Жданова»

Дата проведения: 22 октября 2015 года

 

Тема

Закрепление письма с «окошками» и умения решать орфографические задачи освоенными способами

 

Цели

Обучающая:

-создать условия для развития орфографической зоркости учащихся через умение предвидеть, прогнозировать орфограмму в слове.

-отрабатывать приём сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошком») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма.

- создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и  культурном облике родного края.

Развивающая:

-развивать внимание, память, логическое мышление, навыки контроля и самоконтроля, речь учащихся

Воспитательная:

- прививать интерес к родному языку;

-воспитывать самостоятельность и развивать навыки сотрудничества;

- воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.

Планируемые результаты

Предметные:  

-раскрывать сущность понятия «орфограмма», пользоваться термином «орфограмма», разграничивать орфограммы и «неорфограммы».

-пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошком»)   как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма.

-решать некоторые орфографические задачи, применять при письме известные правила, обобщать их, проверять написанное и вносить коррективы.

Метапредметные:

Личностные результаты:

 -представление о русском языке как языке своей страны и о себе как носителе этого языка; положительное отношение к учению (к урокам русского языка);

-появление элементов коммуникативного и социального мотивов изучения русского языка, элементов контроля за отдельными сторонами своей речи (в частности, за правописанием)

Регулятивные:

-понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

- выполнять действия по заданному алгоритму,

-осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль,

-вносить коррективы в свою деятельность при обнаружении ошибок.

Познавательные:

1. Общеучебные:

-самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в  обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

– применять разные способы фиксации информации  (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

– ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;

2. Логические:

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

Коммуникативные:

- выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на  задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка.

Межпредметные связи.

Окружающий мир, краеведение.

Тип урока

Урок рефлексии

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Методическое пособие, учебник русского языка  М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» для 2 класса, мультимедийный проектор, ноутбук  учителя, презентация к уроку, выполненная в программе POWER POINT, раздаточный дидактический и иллюстративный материал.

Формы и методы.

Фронтальная, индивидуальная работа, работа в группах, в парах, игра

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка во 2А классе по программе УМК «Гармония»

Учитель: Явкина Валентина Алексеевна МБОУ «СОШ №31 им.А.П.Жданова»

Дата проведения: 22 октября 2015 года

Тема

Закрепление письма с «окошками» и умения решать орфографические задачи освоенными способами

Цели

Обучающая:

-создать условия для развития орфографической зоркости учащихся через умение предвидеть, прогнозировать орфограмму в слове.

-отрабатывать приём сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошком») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма.

- создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и  культурном облике родного края.

Развивающая:

-развивать внимание, память, логическое мышление, навыки контроля и самоконтроля, речь учащихся

Воспитательная:

- прививать интерес к родному языку;

-воспитывать самостоятельность и развивать навыки сотрудничества;

- воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.

Планируемые результаты

Предметные:  

-раскрывать сущность понятия «орфограмма», пользоваться термином «орфограмма», разграничивать орфограммы и «неорфограммы».

-пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошком»)   как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма.

-решать некоторые орфографические задачи, применять при письме известные правила, обобщать их, проверять написанное и вносить коррективы.

Метапредметные:

Личностные результаты:

 -представление о русском языке как языке своей страны и о себе как носителе этого языка; положительное отношение к учению (к урокам русского языка);

-появление элементов коммуникативного и социального мотивов изучения русского языка, элементов контроля за отдельными сторонами своей речи (в частности, за правописанием)

Регулятивные:

-понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

- выполнять действия по заданному алгоритму,

-осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль,

-вносить коррективы в свою деятельность при обнаружении ошибок.

Познавательные:

1. Общеучебные:

-самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в  обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

– применять разные способы фиксации информации  (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

– ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;

2. Логические:

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

Коммуникативные:

- выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на  задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка.

Межпредметные связи.

Окружающий мир, краеведение.

Тип урока

Урок рефлексии

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Методическое пособие, учебник русского языка  М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» для 2 класса, мультимедийный проектор, ноутбук  учителя, презентация к уроку, выполненная в программе POWER POINT, раздаточный дидактический и иллюстративный материал.

Формы и методы.

Фронтальная, индивидуальная работа, работа в группах, в парах, игра

Технология проведения урока (этапы)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты УУД

I. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

1. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

(Слайд 1)

-Приветствие гостей урока (читает ученик)

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,

Возможно, есть классы и лучше и краше,

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам Вас сегодня встречать,

Но начнём же урок, не будем зря время терять.

(Слайд 2) - Ребята сегодня у нас есть замечательная возможность совершить заочное путешествие в прошлое, настоящее и даже будущее своей малой родины.

С собой нам необходимо взять дневники наблюдений (рабочие тетради), где будем делать записи и отметки на полях о результате своих наблюдений.

Читают стихотворение

 

Открывают тетради

Коммуникативные:

 умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других.

II. Этап актуализации и пробного учебного действия

Цели:

- развивать умение предвидеть, прогнозировать орфограмму в слове.

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

-Что для Вас значит слово «Родина»?

-Что вы понимаете под определением «малая родина»?

(Слайд 3)

Прочитайте пословицы о Родине.

Жить – Родине служить.

Родина  - мать, умей за неё постоять.

Своя земля и в горсти мила.

ответы, рассуждения  детей

чтение пословиц о Родине и объяснение их смысла

Познавательные:

выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; формулирование ответов на вопросы; описание предмета; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.                          

Регулятивные: 

принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

III. Этап локализации индивидуальных затруднений

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

-Посовещайтесь в паре и запишите в свой дневник наблюдения пословицу, где во всех словах есть проверяемые безударные гласные.

Что нужно сделать, чтобы не допустить ошибки?

Что рекомендуют нам авторы учебника?

Стр. 74.

Как будем решать проблему?

Сколько «окошек» в вашей записи? Докажите выбор букв.

(Слайд 4. Анимация)

Какие нам знания и умения пригодятся в путешествии?

Оцените свою работу.

Назовите символы государства.

Что общего у этих слов?

Какое слово лишнее?

Запишите оставшихся два слова  с «окошками» на месте орфограмм. Докажите выбор букв.

Выполните самооценку в дневнике.

Какие нам знания и умения ещё пригодятся в путешествии?

Запись в дневниках наблюдения (рабочих тетрадях) числа.

Работа в парах.

Ответы детей

Чтение темы урока

«Знаю или не знаю? Пиши или ….?»

Выполнить запись предложения  с «окошками».

Св.я з.мля и в г.рсти м.ла. (4)

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Умение проверять безударную гласную в слове, предварительно оставив «окошко».

Запись с выполнением заметок на полях после каждого задания.

+   - знаю

-   - не знаю

?   - сомневаюсь                  

Герб, гимн, флаг.

Один слог.

(гимн – в этом слове нет орфограмм)

Выполняют запись слов  с «окошками». У доски работает 2 ученика.

Заметки на полях дневника.

Умение проверять парную согласную в слове, предварительно оставив «окошко».

Познавательные:

 умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью;

-умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания.

 Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Регулятивные:

 умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

IV. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

 Постановка целей.

Цели:

- организовать постановку цели урока

-Есть ли у нашего города свои символы?

 (в конвертах лежат картинки с изображением государственных символов города, области, страны)

-Покажите герб, флаг нашего города, послушайте гимн.

(Слайд 5. Звучит гимн города Братска).

 -Что мы должны уметь, чтобы правильно,  без ошибок  делать записи  о своём путешествии?

Какие виды орфограмм вам известны?

(на доску прикрепляются символы орфограмм)

Предположения детей.

Работа в группах.

Слушают гимн города

С помощью учителя ставят цель урока и проговаривают ее.

(Уметь писать с «окошками» на месте орфограмм (выбора букв)

Под руководством учителя формулируют тему урока.

Познавательные:

 выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; формулирование ответов на вопросы; описание предмета;

 Регулятивные:

 умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

V. Этап реализации построенного проекта, обобщения затруднений во внешней речи

 Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения

С чего началось строительство города?

(Слайд 6)

В 1631 году был заложен острог – крепость. рядом находились кочевья бурятов. В ту пору русские люди называли бурятов «братами». Отсюда и появилось название «Братский острог».

Запишите слово «острог» в свой дневник наблюдения, оставляя «окошки». Докажите выбор букв.

(Слайд 7)

Ссылали в далекое село людей со всей России за то, что они не были согласны с политикой царского правительства. В Братске отбывал ссылку декабрист Петр Муханов. Он вел исследования Ангары, которые потом помогли нашим строителям в создании Братской ГЭС.

(Слайд 8)

И это событие не заставило себя долго ждать. На стройку молодого города ехала молодёжь со всей страны.

Физкультминутка

Ответы детей

Ученик работает у доски.

Познавательные:

выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 Для того, чтобы как-то разместить первых строителей, была установлена первая брезентовая палатка. Произошло это 9 декабря 1954 года. Эта дата и считается началом строительства нового современного Братска

(Слайд 9)

Запишите слово «палатка», не допустив ошибок при письме. Как это сделать?

Население росло, образовался рабочий посёлок, который получил название Братский посёлок.

Как записать слово, не допустив в нём ошибок?

(Слайд 10)

12 декабря 1955 года рабочий поселок Братск был преобразован в город.

Как записать слово «город», не допустив ошибок при письме?  (Слайд 11)

Дети записывают слово с «окошками» на месте орфограмм (выбора букв).

У доски работает 1 ученик.

Дети записывают слово с «окошками» на месте орфограмм (выбора букв).

У доски работает 1 ученик.

Дети записывают слово с «окошками» на месте орфограмм (выбора букв).

У доски работает 1 ученик.

Регулятивные: умение работать по составленному плану

VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

 Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

В наш город поехали не только люди строительных профессий, но и знаменитости: певцы, композиторы, которые слагали о Братске песни и прославляли его на весь мир.

Вот одна из известных песен того времени.

(Слайд 12. Видеофрагмент)

(«Я в таёжном смолистом краю, встретил первую песню свою»)

Запишите первое предложение песни в тетрадь.

-Сколько «окошек» в вашем предложении?

-Какие орфограммы встретились? У кого возникает затруднение при выборе орфограммы?

Выполните самооценку в дневнике.

Слушают песню.

Выполняют задание, сделав запись с «окошками» (7). сравнивают с эталоном.

Доказывают выбор букв.

Заметки на полях дневника.

Познавательные:

 умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные:

 овладение пооперационными действиями, готовность взаимодействия со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных

работ.

VII. Этап включения в систему знаний и повторения.

Цели:

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения

а). Мы немного узнали из истории развития города. Сейчас мы увидим, какой город сегодня, увидим, насколько красива наша малая родина.

(Слайды 13-22)

Цифровой диктант (каждое слово сопровождается слайдом с фотографиями города).

Записать только букву, которая является орфограммой.

  1. Земля
  2. Леса
  3. Моря
  4. Река
  5. Озёра
  6. Поля
  7. Дома
  8. Врачи
  9. Писатели
  10. Спортсмены

У кого, при выполнении задания, возникли трудности?

У кого работа не вызвала затруднение?

Выполните самооценку своей деятельности.

б). «Комплименты на день рождения»

Добрые слова мы сегодня посвящаем нашему городу.

 Прошу Вас не допустить ошибки при написании слов.

Звучит песня «Главное, ребята, сердцем не стареть»

(Слайд 23)

Времена так бегут – не догнать.

Ангара всё течёт, улыбаясь.

60, Братск, тебе 60!

Наш красивый, родной, легендарный!

Класс выполняет цифровой диктант, у доски работает 2 ученика.

  1. Е
  2. Е
  3. О
  4. Е
  5. О
  6. О
  7. О
  8. А
  9. И
  10. 0

сравнивают с эталоном.

Заметки на полях дневника.

Работа в группах

(пишут слова на лучах звезды)

Закрепление навыка письма с «окошками»

Выступление по 1 человеку от каждой группы.

Регулятивные:

 - выполнять действия по заданному алгоритму,

-осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль,

-вносить коррективы в свою деятельность при обнаружении ошибок.

Предметные:

-пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошком»)   как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма.

-решать некоторые орфографические задачи, применять при письме известные правила, обобщать их, проверять написанное и вносить коррективы.

Коммуникативные: умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других

VIII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

 Зачем мы во время путешествия, при записях использовали письмо с «окошками»?

Над какими орфограммами работали во время урока?

Посмотрите на заметки в дневнике. У кого преобладают +, ? или встретилась пометка - ?

Кому понравилось путешествие по нашей малой родине?

Но мы ничего не сказали о будущем. Каким вы его себе представляете, попробуйте написать дома.

Любите и берегите свой родной город.

Изучайте его историю и гордитесь им.

Чтобы писать без ошибок, увидеть в слове орфограмму и доказать выбор букв на письме.

Безударные гласные и парные согласные.

Ответы детей.

Записывают домашнее задание  в дневник

Регулятивные:

- умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, самооценки.

Личностные:

 - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...