Главные вкладки

    Урок русского языка в 4 классе по теме «Связь слов в словосочетании. Согласование»
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Данный урок входит в раздел «Как устроен наш язык» и является  уроком данных  разделов  по изучению связи слов в предложении,  типов словосочетаний, категорий самостоятельных и служебных  частей речи. Этому уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Связь слов в предложении»,  «Слово. Словосочетание. Предложение», «Правописание слов в словосочетаниях».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок  русского языка в 4 классе.

    Тема:  «Связь слов в словосочетании. Согласование»

    Образовательная система «Начальная школа XXI»

    Учебник: урок 114 стр. 119 – 121

    Цель: создать условия для  усвоения учащимися понятия согласование как типа  подчинительной связи слов в словосочетаниях.

    Задачи: 

    Создать условия для развития навыка выделения словосочетаний с типом связи – согласование, закрепить знания учащихся о частях речи и  их грамматических признаках.

    Создать условия для наблюдения за словосочетания с типом связи – согласование, выяснить отличительные особенности данного типа связи слов в словосочетании.

    Создать условия для развития умения  определять главное и зависимое слово в данном типе словосочетаний.

    Создать условия формирования культуры учебного труда.

    Планируемые результаты: 

    • Личностные УУД: самоопределение, готовность и способность обучающихся к саморазвитию; стремиться к повышению культуры речевого общения в паре, группе, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
    • Регулятивные УУД: фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии; умение концентрировать своё внимание, ориентироваться в  своей системе знаний, анализировать, синтезировать, обобщать  информацию, делать выводы.
    • Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты.
    • Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; поиск необходимой информации; установление причинно - следственных связей; определение основной  и второстепенной информации; построение логической цепи рассуждений, доказательств; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя ранее полученные знания; моделировать различные языковые единицы (слово, словосочетание,  предложение).
    • Предметные УУД:  наблюдение за словосочетаниями с типом связи – согласование, выяснение отличительных особенности данного типа связи слов в словосочетаниях; нахождению главного и зависимого слова в данном типе словосочетаний; активизация знаний учащихся о связи имён прилагательных с именами существительными в словосочетании;

    отработка  навыка выделения словосочетаний с типом связи – согласование, обобщение знаний о частях речи  и  их грамматических признаков.

    Оборудование:

    • Иванов С. В. Русский язык: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.
    • Индивидуальные карточки для парной работы, самостоятельной (разноуровневой) работы
    • Демонстрационные листы для алгоритма
    • Индивидуальные листы с алгоритмом (продукт урока)
    • Оценочные листы;
    • Проектор;
    • Презентация «Связь слов в словосочетании. Согласование».

    Форма проведения урока: урок открытия новых знаний.

    Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Как устроен наш язык» и является  уроком данных  разделов  по изучению связи слов в предложении,  типов словосочетаний, категорий самостоятельных и служебных  частей речи. Этому уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Связь слов в предложении»,  «Слово. Словосочетание. Предложение», «Правописание слов в словосочетаниях».

    Формы организации учебной деятельности: 

    • индивидуальная;
    • работа в парах;
    • фронтальная.

    Здоровьесберегающие технологии 

    - упражнения для снятия напряжения на глазах,

    - динамическая пауза,

    - смена видов деятельности на уроке.

    Ход урока

    1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

    «Добрый день, добрый час!

     Я очень рада видеть вас!

    Вы друг к другу повернитесь –

    Мило очень улыбнитесь.

    И тихонечко садитесь»

    - Приглашаю вас в страну  Русского языка для открытия новых тайн.  

    Откройте тетради, запишите: число,  классная работа.

    2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

    У вас на парте  лежит «Оценочное полотно»,  где вы будете на каждом этапе оценивать работу.  А в конце урока мы подведем итоги.

    - А сейчас вслушайтесь в фрагмент песни, о чем она? («С чего, начинается Родина?»)

    - Какой вопрос прозвучал? Главное слово в нём?

    - Что знаем о правописании этого слова, какое оно? (Словарное)

    - Опасное место? (и) (Учитель дописывает слово Родина)

    Приступили к Чистописанию по образцу (с доски), чередуя

    Р  Ро Родина

     - Какие ассоциации вызывает слово Родина?

    Словарная работа

    - Запишем ранее изученные словарные слова, вставляя непроверяемые орфограммы?

    Словарь: Р. ..ия, ф.д.рация, св.бода, М.сква, Красный площадь

    - Почему вы не согласны? Исправим (Красная площадь)

    -Взаимопроверка. Оцените работу соседа.

     - Я с вами согласилась, исправила, но почему?

    3. Выявление места и причины затруднения

    - Какая это единица речи? (Словосочетание)

    - Назовите главное слово. Отметьте. Надпишите часть речи.

    - Зависимое слово …, с вопросом. Обозначьте. Часть речи надпишите.

    - Почему же «Красная площадь», а не иначе?

    4. Построение проекта выхода из затруднения

    - О чем же мы будем говорить? (Связь слов в словосочетании)

    - А что вы знаете о словосочетании?

    Соединение слов

    Главное + зависимое

    Не являются словосочетаниями: главные члены,

                                                            однородные члены,

                                                            фразеологизмы

    - «Красная площадь», в чем же связь?

    - Как называется связь, посмотрите в учебнике, в названии темы (с.119) Согласование

    - На какие  вопросы мы должны с вами ответить?

    1. Что такое согласование?

     2. Какие вопросы от главного к зависимому слову?

     3. Как (в чём) согласуются слова?

     4. Какие части речи в согласовании (модели словосочетаний)?

    Это есть план нашей работы

    5. Реализация построенного проекта.

    Работа с информацией (учебник, толковый словарь Ожегова)

    Один ученик работает с толковым словарем -  Что такое согласование?

    Остальные читают правило в  учебнике. Рубрика «Тайны языка» с.119

     «Вспомним изученное» с.119:  имена прилагательные согласуются с именами существительными.

    Работа в парах

    Карточка

    Найти главное слово (х), поставить вопрос к зависимому. 

    Красная площадь

    красное знамя

    красные гвоздики

    красный цвет

    мой день

    Проверьте. Оцените.  

    Следуя плану, какие вопросы ставим от главного к зависимому слову?

    - Какой? Какая? Какое? Какие? Чей?

    - Что происходит с прилагательным «красная»? Почему?

    (Не сочетается в роде, числе)

    - От чего зависит? (От сущ.)

    - В чем согласуются? Согласуются: в роде, числе.

    Физкультминутка

    6. Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону

    Просклоняй одно словосочетание по выбору

    1 вариант                                        2 вариант

    И. п. дорогая книга                        И.п. дорогие книги

    Проверка по учебнику с.120. Оцените свою работу.

    Вывод. А еще в чем согласуются … ? (В падеже)

    7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

    Работа по  учебнику
    с.121 упр.

    Прием «Яркое пятно»  (Проблемная ситуация)

    - Платок сестры (Чей?)

    но

    Измените форму слова (например, нет (чего?)…)

    - Изменяются оба слова? (нет)

    - Значит, это другой вид связи, вы узнаете на следующих уроках.

    - Оцените свою работу.

    - Рубрика «Давай подумаем» с.121

    Вывод: прил. + сущ.(х), числ. + сущ.(х)

    - А мы использовали вначале урока словосочетание «Мой день»

    Значит: мест. + сущ.(х)

    8. Включение в систему знаний и повторение

    Задание на выбор по степени сложности.

    1 вариант

    Пиши по образцу. Будь внимателен: 1  словосочетание не преобразуется. Впиши число и род.

    Образец: игрушка из бумаги – бумажная игрушка           (ед. ч., ж. р.)

    Сок из вишни - … (….ч., ….. р.)

    Ягоды из леса - … (….ч., …..р.)

    Костюм в полоску - …        (….ч., …..р.)

    Платье в горошек - …        (….ч., …..р.)

    Одеяло на пуху -         …        (….ч., ….. р.)

    Дом из кирпича - …        (….ч., …..р.)

    2 вариант

    Будь внимателен: 1  словосочетание не преобразуется. Впиши число и род.

    Игрушка из бумаги – бумажная игрушка            

    Сок из вишни –

    Ягоды из леса -

    Костюм в полоску -

    Платье в горошек -

    Одеяло на пуху -

    Дом из кирпича -

    - Проверьте. Оцените.  

    9. Рефлексия учебной   деятельности на уроке

    Вернемся к плану урока.

    На все вопросы мы ответили.

    Оценивание своей работы. Оценка работы учителем.

    - Продолжите предложения.

    Сегодня я узнал…

    Было интересно…

    Было трудно…

    10. Информация о домашнем задании

    - 2 стихотворения на выбор: Пётр Синявский «Россия» или Вадим Семернин «Родиной зовётся...» -  выписать словосочетания со связью слов «согласование»

    Используемые источники:

    1. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/;
    2. pandia.ru/text/79/535/18819.php.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Связь слов в словосочетании. Согласование

    Цели урока:Обучающие:актуализировать и упорядочить знания детей о словосочетании; дать представление о связи слов в словосочетании; продолжить работу по формированию умения вычленять словосочета...

    Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века) Тема: Связь слов в словосочетании. Согласование

    Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века) Тема: Связь слов в словосочетании. Согласование Презентация к уроку...

    Урок русского языка 2 класс по теме: «Связь слов в предложений»

    Развивать умение работать с иллюстрациями, переводить информацию из одной формы в другую (из изобразительной, в графическую в словесную, словесную в графическую).Развивать  умения составлять пред...

    Открытый урок русского языка в 4 классе "Связь слов в словосочетании. Согласование" 2015-2016 уч.г

    Урок русского языка разработан  в соответствии с современными требованиями ФГОС.Материал будет интересен широкому кругу целевой аудитории и может быть использован в практической работе....

    Конспект урока русского языка в 4 классе на тему «Связь слов в словосочетании. Согласование»

    Тема: «Связь слов в словосочетании. Согласование»Цель: создать условия для усвоения знаний детей о связи слов в  словосочетании, формирования умения определять тип связи согласование....

    Урок "Связь слов в словосочетании. Согласование."

    Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века)Тема: Связь слов в словосочетании. СогласованиеЦели урока:Обучающие: актуализировать и упорядочить знания детей о словосочетании; да...