Главные вкладки

    Открытый урок русского языка в 4 классе "Связь слов в словосочетании. Согласование" 2015-2016 уч.г
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Афонина Елена Николаевна

    Урок русского языка разработан  в соответствии с современными требованиями ФГОС.Материал будет интересен широкому кругу целевой аудитории и может быть использован в практической работе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc60 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок русского языка в 4 классе

    МКОУ «Мачешанская СШ» 2015-2016 уч. г

    Тема урока: Связь слов в словосочетании. Согласование.

    Цель урока:  познакомить обучающихся с новым видом связи в словосочетаниях – согласованием.

    Задачи:

    Образовательные

    - Учить  определять вид связи в словосочетаниях.

    - Создать условия для вовлечения детей в исследовательскую и поисковую деятельность по составлению алгоритма определения нового вида связи.

    - Продолжать работу по развитию орфографической зоркости.

    Воспитательные

    - Продолжить работу по формированию умения работать в паре и в группе.

    - Воспитывать интерес к изучению родного языка.

    Развивающие

    - Развивать умения сравнивать, сопоставлять и обобщать.

    - Развивать мышление, речь учащихся.

     Использованные современные образовательные технологии

    • Технология развития критического мышления
    • Разноуровневое обучение
    • Обучение в сотрудничестве (работа в парах, в группах)

    Оборудование:

    Пособие «солнце», карточки с предложениями, алгоритм разбора словосочетания, модели словосочетаний, презентация.

    Программа: Начальная школа XXI в

                                                Ход урока

    I. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

    Всем, всем добрый день!

    Прочь с дороги наша лень!

    Не мешай трудиться,

    Не мешай учиться!

    У. Ребята, какое сейчас время года?

    Д. Весна.

    У. Наконец мы дождались тёплых лучей солнца, ласково согревающих нас. На уроке у нас тоже будет весеннее солнышко (выставляю солнце с надписью весна), но мне нужна ваша помощь, чтобы у солнца появились лучики, для этого надо ответить на вопросы (лучики – ответы вывешиваются на доске).

    У. А какое бывает солнышко весной? Приведите примеры слов.

    Д. Яркое, тёплое, весеннее, лучистое, весёлое, жёлтое.

    У. Как называются такие слова в русском языке?

    Д. Имена прилагательные.

    У. Ребята, а почему в слове солнце пропущена буква?

    Д. Это словарное слово.

    У. Какая буква пропущена.

    Д. Л.

    У. Давайте придумаем предложение, используя слова, написанные на лучах. Что у нас получилось?

    Д. В небе светит тёплое, весеннее солнце.

    У. Молодцы! Теперь откроем тетради, запишем число, классная работа. И наше весеннее предложение.

    У. Найдите в этом предложении словосочетания и назовите их.

    II. Актуализация знаний.

    У. Что мы сейчас с вами составляли? Какова основная мысль нашего урока (тема)?

    Сегодня на уроке мы продолжим работу над словосочетанием и узнаем, какие бывают  словосочетания.

    У. Ребята, что такое словосочетание?

    Д. Словосочетанием называется такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью.

           Составление таблицы «ЗУ».

    - Что вы знаете о словосочетании? (Заполняется таблица  на карточках)

    Знаю

    Узнал

    Соединение слов

    Главное + зависимое

    Не являются словосочетанием: главные члены предложения, однородные члены предложения, фразеологизмы.

    -Проверка по таблице на слайде №2.

     

    III. Объяснение нового материала.

    1. Работа в парах.

    У. –Ребята, давайте поработаем в парах. Вам даны на карточках словосочетания. Вы должны распределить их в 2 колонки: в первую с главным словом существительным,  во вторую - остальные.

    Звонкий ручей

    Плыл по ручью

    Зелёная трава

    Трава у дома

    Голосистый жаворонок

    Жаворонок поля

    2. Знакомство с согласованием.

    - Найдите  главное слово. Обозначьте его?

    - Какой частью речи является?

    - Определите у имени существительного род, число, падеж.

    - А теперь самостоятельно определите род, число, падеж имени прилагательного, с которым они связаны?

    - Скажите, имена существительные согласуются в том же роде, числе и падеже с именами существительными?

    - Значит, связь существительного с прилагательным называется согласованием? (Прилагательное подчиняется существительному, во всём с ним соглашается)

    3. Сообщение детей о согласовании (выступление ребёнка).

    - А как выяснить, что означает слово – СОГЛАСОВАНИЕ?

    - Где можно найти информацию? (в словарях, в сети Интернет)

    -Заслушаем, что по этому вопросу  для нас приготовила…        

          У.   Проверим  нашу таблицу. В каком столбике  вид связи согласование?

    Д. В первом.

    У.Почему?

    Д. Согласуется в роде, числе, падеже.

    - Чтение определения в учебнике (с. 119)

    - Как найти словосочетания с согласованием?

    - У. Давайте познакомимся с алгоритмом на с. 120

    (Вывешивание главных слов алгоритма на доске)

    1. Найди…
    2. Задай вопрос…
    3. Если какой, какая, какое, какие, чей, то…
    4. Проверь себя…

    У. – Обратимся к нашему первому весеннему предложению и, опираясь на алгоритм, выделим словосочетание со связью согласование.

    Д. – Солнце тёплое, солнце весеннее.

    Физминутка.

            IV.Первичное закрепление.

    У. -Выполним задания на определение нового вида связи в словосочетаниях.

    1. Фронтальная работа у доски.

    На доске написаны словосочетания: бабушкина комната, вкусный пирог, мой дневник, второй год, первые цветы, лист клёна.

              - Работаем по алгоритму.

    - Все ли словосочетания со связью согласование? (лист клёна)

    -Почему?

    2. Самостоятельная работа по вариантам (разноуровневые задания)

    Уч. С. 121 упр. 1

    1 вариант выписывают словосочетания со связью согласование и указывают часть речи главного и зависимого слова.

    2 вариант выписывают словосочетания со связью согласование и определяют род, число, падеж слов в словосочетании.

     ( После выполнения производится проверка, учитель подходит к некоторым ученикам и ставит им оценки, пока они работают в группах).

    V. Работа в группах (4 группы).

    -Даны весенние картинки, необходимо придумать словосочетания со связью согласование.

    - Защита выполненной работы в группах.

                   

           Резерв.        Индивидуальная работа

    Упражнение 2, с. 121

    - Из словосочетаний составь словосочетания с согласованием.

    Игрушка из бумаги – бумажная игрушка, сок из вишни – вишнёвый сок, ягоды из леса – лесные ягоды, костюм в полоску – полосатый костюм, одеяло на пуху – пуховое одеяло, дом из кирпича – кирпичный дом.

    - Проверка.

    - Все ли словосочетания можно преобразовать в словосочетания с согласованием? («Платье в горошек» нельзя преобразовать)Почему?

           VI. Итог  урока. Рефлексия.

    - Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Заполнение второй колонки таблицы «ЗУ»: 1) можно поставить вопрос «какой?»; 2) тип связи – согласование; 3) главное слово - существительное)

    - Какая связь слов в словосочетании называется согласованием? (Согласование – вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. Красивая шляпка, об интересном рассказе)

    Выставление оценок.

    Домашнее задание.

    С. 122, упр. 3, алгоритм

    - Если вам  всё было понятно, и вы многое узнали, подойдите к моему столу и прикрепите весенние цветочки на зелёную полянку.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок русского языка 2 класс "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"

    Система Д.Б.Эльконина -В.В.ДавыдоваРабота по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова....

    презентация к уроку русского языка по теме: "Связь слов в предложении"

    Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме: "Связь слов в предложении." Этапы работы над составлением текста об осени....

    Урок русского языка 2 класс "Связь слов в предложении. Словосочетание"

    Цель: Сформировать представление о том, что предложение можно составить не только из слов, но и из словосочетаний; привлечь внимание к тому, что слова в словосочетаниях связаны по смыслу и форме; закр...

    открытый урок. русский язык. 2 класс."Состав слова"

    открытый уроу по русскому языку. Тема: "Состав слова" по программе "Планета знаний". Учебник "русский язык" - 2 класс, 1-часть. Авторы Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина....

    Урок русского языка 2 класс "Связь слов в предложении"

    Урок русского языка 2 класс "Связь слов в предложении" разработан по учебнику Т.Рамзаевой, в соответствии с требованиями ФГОС НОО и Технологии А.Кушнира "Обучение образному креативному чтению и письму...

    Конспект открытого урока русского языка на тему: «Перенос слов» (урок-путешествие), 2 класс

    Тип урока: урок открытия новых знанийФорма урока: урок-путешествиеМетоды: словесный, наглядный, практическая работа, самостоятельная работа.Форма работы: групповая, индивидуальная.Технологии, использу...

    Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс. Связь слов в словосочетании. Примыкание.

    Технологическая карта урока. Русский язык.4 класс. Связь слов в словосочетании. Примыкание....