Уроки развития речи 4 класс
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) по теме

Внеурочная деятельность по развитию речи учащихся. Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                            УРОК № 1

1. Прочитай текст.

                              ___________________   осень.

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Прозрачны становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глухой древесной чаще. Старые деревья давно облетели, и только молодые берёзки сохраняют ещё свои желтоватые листья. Зато хорошо видны зелёные ели и сосны. Грустно смотреть на лес поздней осенью.

2. Ответь на вопросы.

О чём этот текст?  Это текст-описание или текст-повествование? Почему ты так думаешь?

Как выглядит небо? Что ещё изменилось в природе?

Почему сады, рощи и леса стали прозрачными? Как выглядят старые деревья?

Сохранились ли листья на молодых берёзах?  Как можно назвать этот текст?

Впиши слово – название текста.  Слово какой части речи надо вписать?

В каком предложении текста выражена основная мысль текста? Обведи номер правильного ответа.

1. В первом.

2. Во втором.

3. В последнем.

Выбери подходящий эпиграф для текста.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса… (А.С.Пушкин)

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!.. (А.Н.Плещеев)

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят. (М.Ю.Лермонтов)

3. Для того, чтобы написать хорошее изложение, нужно составить план.

   Расположи пункты плана по порядку.

Грустная картина.

Наступление поздней осени.

Прозрачные леса и рощи.

Попытайся пересказать описание по плану.

4. Проверь, правильно ли ты понимаешь слова.

Глухая (чаща) – непроходимая, непроглядная.

Древесный – относящийся к деревьям.

5. Вставь пропущенные буквы.

Ни…кие облака, ст…новятся, с...ды, обл…тели,  ж..лтоватые,  грус…но,  поз…ней ос..нью.

6. Найди во втором столбике слова или сочетания слов, которыми можно заменить примеры из первого столбика. Соедини их стрелками.

глубокая осень                                                 глядеть

деревья облетели                                             лесная чащоба

древесная чаща                                                отлично

смотреть                                                           поздняя (осень)

хорошо                                                              с деревьев опали листья

7. Найди прилагательные, использованные в тексте в переносном значении.

Глубокая осень, серое небо, низкие, тяжёлые облака, глухая древесная чаща.

8. Перечитай текст ещё раз и напиши изложение. Не забывай пользоваться планом.

Слова для справок:  прозрачны становятся,

                                   видно насквозь,

                                  видно в самой глухой древесной чаще.



Предварительный просмотр:

УРОК № 2

Тема: Обучающее изложение текста-повествования

Цели: содействовать формированию умения письменно воспроизводить текст повествовательного характера; содействовать развитию орфографической зоркости, речи учащихся, их творческих  способностей; создавать условия для воспитания любви к животным, умения приходить на помощь.

Оборудование: карточки с текстом, презентация.

Ход урока:

  1. Орг. момент
  2. Подготовительная работа

Чтение текста изложения учителем.

Мурка и ежата

   У  маленьких ежат пропала мать. Колючие комочки погибали. Они были очень голодные.

   У кошки Мурки родились котята. Она кормила их молоком. Днём Мурка подошла к ежатам. Кошка тронула их лапой и отбежала. Ежи кололись.

   Ежата уткнулись рыльцами в прутья корзины и затихли. Им грозила беда. Ежей завернули в тряпочку. Они больше не кололись. Мурка накормила их молоком. Зверьки были спасены. (70 слов)

 Слова для справок: завернули, спасены

  • Послушайте текст и определите его тему. Закончи предложение «Этот текст о том, как…». (Тема текста – это то, о чём говорится в тексте. ) и основную мысль ( Основная мысль текста – это главное, о чём хотел сказать автор.)
  • Подумайте, почему текст так называется.        
  • -Что вас привлекло в рассказе?
  • Чтение текста вслух по предложениям, комментирование.
  • Чтение по абзацам. Составление плана. Нахождение ключевых слов.

- На сколько частей можно разделить текст ? ( На 3 части .)

- О чём говорится в первой части ? Как её можно озаглавить ? и т. д.

– Обрати внимание на количество абзацев ( сколько абзацев, столько и микротем в тексте, столько будет пунктов плана).

- Давайте найдём и  выпишем ключевые слова каждой части.

             

   План:

1.Какая беда случилась с ежатами?

( пропала, комочки, голодные)

2.Почему кошка Мурка отбежала от ёжиков?

 (родились, кормила молоком, днём, тронула, кололись)

3.Как зверьки были спасены?

 (уткнулись рыльцами в прутья , беда, завернули, накормила, спасены)

  • Перескажите  текст по плану  и ключевым словам.
  • Орфографическая подготовка

-   Объясните  орфограммы, сделайте простым карандашом необходимые обозначения в тексте.

  • Послушайте  текст ещё раз.

  1. Написание изложения и самопроверка

1.пропала, комочки, голодные

2родились, кормила молоком, днём, тронула, кололись

    3.уткнулись рыльцами в прутья, беда, завернули, накормила, спасены 

План:

1. Какая беда случилась с ежатами?

2. Почему кошка Мурка отбежала от ёжиков?

    3. Как зверьки были спасены?

УРОК № 2

ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА-ПОВЕСТВОВАНИЯ

                                             

   1. Прочитайте текст и определите его тему. Закончи предложение «Этот текст о том, как…». (Тема текста – это то, о чём говорится в тексте. ) и основную мысль ( Основная мысль текста – это главное, о чём хотел сказать автор.)

________________________________________

   У  маленьких ежат пропала мать. Колючие комочки погибали. Они были очень голодные.

   У кошки Мурки родились котята. Она кормила их молоком. Днём Мурка подошла к ежатам. Кошка тронула их лапой и отбежала. Ежи кололись.

   Ежата уткнулись рыльцами в прутья корзины и затихли. Им грозила беда. Ежей завернули в тряпочку. Они больше не кололись. Мурка накормила их молоком. Зверьки были спасены.

2.На сколько частей можно разделить текст?

Обрати внимание на количество абзацев (сколько абзацев, столько и микротем в тексте, столько будет пунктов плана).Составьте план.

3. Найдите  и  выпишите  ключевые слова каждой части.

4.Перескажите  текст по плану  и ключевым словам.

5. Прочитайте  текст ещё раз.

6.Напишите изложение и проверьте его.




Предварительный просмотр:

                              УРОК № 3

Тренировка в определении падежей имен существительных.

1. Напишите в скобках падежный вопрос и определите падеж.

Образец: Писать (в чём?) в тетради (чем?) ручкой.

1. Плыть (_____________) по реке (________________) на лодке.
Расти (_______________) на опушке (________________) леса.
Уколоть (_______________) палец (_______________) иглой.
Идти (_______________) по тропинке (_______________) к лесу.
Сварить (_______________) компот (_______________) из яблок.
Работать (_______________) учителем (_______________) в школе.
Приехать (_______________) в деревню (_______________) к бабушке.
Играть (_______________) с другом (_______________) во дворе.

2. Съехать(_____________) на санках ( _____________) с горы.
Построить (_____________) крепость (_____________) из снега.
Попасть (_____________) снежком (_____________) в окно.
Кататься (_____________) по лесу (_____________) на лыжах.
Поздравить (_____________) друга (_____________) с праздником.
Бежать (_____________) по льду(_____________) на коньках.

2. Напишите в скобках падежный вопрос, определите и подпишите падеж имён существительных, выделите окончания и, конечно, попробуйте отгадать загадки.

1) Вот ( _____________  ) по небу ходит
Маляр ( ______________ ) без кистей,
И (______________) краской коричневой 
Красит (______________) людей. 

2) (______________) Над домом (______________) у дорожки
Висит кусок (______________) лепёшки. 

3) (______________) С неба падает (______________) слезами,
(______________) По земле бежит (______________) ручьями.

4) Зимой (______________) в поле лежал,
А весной (______________) в реку побежал.

5) Рассыпалось (______________) к ночи зерно,
Глянули поутру – нет ничего. 

6) (______________) Через речку переходит, 
А (______________) с места не сходит.

7) Залез (______________) под потолок, 
Забился (______________) в уголок.
(______________) Без рук и веретена 
Наткал (______________) полотна 

Надпишите падежи всех имён существительных.

1) Я сам себя в пальто одел
И рукавом свой нос задел.
Решил пальто я наказать
И без пальто пошёл гулять.

2) Я взял бумагу и перо.
Нарисовал утюг.
Порвал листок, швырнул в ведро –
В ведре раздался стук.

3) Ехала деревня мимо мужика
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Лошадь ела сало, а мужик овёс,
Лошадь села в сани, а мужик повёз.

4) "Не шумите!"А разве шумели
Мы? Андрюша стучал еле-еле
Молотком по железной трубе.
Я тихонько играл на губе,
Пальцем книзу её отгибая.
Таня хлопала дверью сарая.
Саша камнем водил по стеклу.
Коля бил по кастрюле в углу
Кирпичом, но негромко и редко.
"Не шумите!"– сказала соседка.

Падежи и предлоги

Раскройте скобки, поставив имена существительные в падежную форму и вставив, где необходимо, предлоги.

О, ОБ (ОБО), К (КО) и В (ВО).

Удариться (угол стола) ______________________________.
Рассказать (поездка) ______________________________.
Гулять (куртка) (двор) ______________________________.
Увидеть (окно) ______________________________.
Думать (поездка) (родители) и (подарок) (день рождения) ______________________________.



Предварительный просмотр:

Подробное изложение в 4-м классе

Цель урока:

  1. Закрепить понятия подробное изложение текста.
  2. Совершенствование умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.

Отважный пингвинёнок.

   Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

   Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.

   Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

   Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

   От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

   Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

Предварительная работа.

 Цель предварительной работы – предупредить возможные орфографические ошибки и речевые недочёты. Предварительная работа может включать следующие задания:

Образовать множественное число от существительного птенец.

Составить предложения с глаголами купаться – купаются; бросаться – бросаются.

Объяснить значение слова вскарабкаться. (“Подняться, цепляясь руками и ногами. Вскарабкаться на гору”)

 Ход урока

  1. Постановка задачи урока.
  2. Вступительная беседа.
  3. Чтение текста.
  4. Анализ текста.
  5. Работа над планом.
  6. Повторное чтение текста.
  7. Написание изложения.
  8. Самоконтроль.

1.Постановка задачи урока.

Учитель сообщает о том, что предстоит письменно пересказать текст, который будет прочитан, т.е. написать изложение. Текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль.

2.Вступительная беседа.

- Что значит подробно пересказать текст? ( Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)

- В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о маленьком пингвинёнке. Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они живут?

3.Чтение текста.

Предлагается прослушать текст и подумать, как лучше его озаглавить: “Как купался пингвиненок”, “Отважный пингвиненок”, “Маленький пингвиненок”. (Учитель не читает название текста).

4.Анализ текста.

  • О чем говорится в тексте (его тема)?
  • Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?
  • Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.
  • От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? (“Однажды я…”)
  • Опишите внешний вид пингвиненка. (Маленький, голый, три пушинки на голове и маленький хвостик.)
  • Как вы понимаете выражение голый пингвиненок?
  • Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий пингвиненка?
  • Обратите внимание на то, что все глаголы употреблены в прошедшем времени.
  • При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.
  • Как автор связывает предложения? (Он, пингвиненок, ему…)
  • Подберите синонимы к слову пингвиненок. (Пингвиненок – птенец – малыш)
  • Как оценивает автор поступок маленького пингвиненка? (Это был самый отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море.)
  • Прослушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ.

Маленький пингвиненок от страха закрыл глаза и бросился вниз. Он быстро вынырнул и закружился на одном месте. А потом малыш быстро вскарабкался на камни и с удивлением посмотрел на зеленое море.

- Это изложение нельзя назвать подробным, так как пересказывается не весь текст, со всеми деталями, а воспроизводится только та его часть. В которой говорится, как искупался пингвиненок.

5. Работа над планом.

Вспоминаем с учениками, как составляется план текста. Затем коллективно текст делится на смысловые части, определяется тема каждой части и дается ей заглавие. Наиболее удачные заголовки учитель записывает на доске. Первый – третий пункты плана оформлены своими словами (это простые повествовательные предложения). Коллективно решается, что последнюю часть можно озаглавить словами из текста, так ярче будет выражена главная мысль всего изложения. Обращается внимание на пунктуационное оформление плана и на то, что слова из текста, взятые без изменения, заключаются в кавычки.

Примерный план

  • Маленький пингвиненок.
  • Птенец смотрел, как купаются взрослые пингвины.
  • Наконец малыш решился и бросился в море.
  • “Это был самый отважный пингвиненок”.

6.Повторное чтение текста.

7.Написание изложения.

Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование идет от 1-го лица (Я спускался…увидел…).Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске. Обращается внимание на постановку двоеточия в пятом предложении (предложение зачитывает учитель и выделяет в нем две части основы).

8. Самоконтроль.

После написания работ учениками предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.



Предварительный просмотр:

УРОК № 5

        Творческая работа

1. Озаглавь текст. Составь к нему план.

2. Дополни текст описанием осеннего листочка (например, кленового, дубового, осинового). Обрати внимание на его контур, окраску. Подбери подходящие эпитеты и сравнения.

      ________________________

                           ПЛАН

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   Я шла по дорожке парка и любовалась яркими осенними листьями.

   Многие листья еще оставались на ветках деревьев и кустов. Одни зябко трепетали на ветру, другие приветливо помахивали с веток прохожим. Многие листья уже улеглись разноцветным ковром на газонах и дорожках и весело шуршали под моими ногами.

   Я стала собирать осенний букет. Вот большие кленовые листья -  самые нарядные. А вот веточка осины с красными листочками-монетками, которые так грустно позванивают на ветру. И как не взять в мой букет рябинову ю веточку с гроздьями алых ягод!

   Я подняла один самый красивый осенний листок и стала внимательно его рассматривать.

МАТЕРИАЛЫ для описания осеннего листочка:

ЭПИТЕТЫ: пурпурный, багровый, багряный, золотой, резной, праздничный, скромный, незатейливый, узорчатый, кружевной.

СРАВНЕНИЯ: словно жёлтая свечка, будто большая яркая звезда, похож на разноцветный карнавальный костюм, точно праздничная одежда, напоминает золотое убранство, как великолепная желтая корона, точно роспись талантливого живописца.

Вадим Шефнер

Листок

Снова листья легли на дорогу

И шуршат под ногами опять —

Так их в мире бесчисленно много,

Что никак их нельзя не топтать.

Мы спешим, мы красы их не ценим —

В жизни есть поважнее дела.

Но вчера на асфальте осеннем

Ты упавший листок подняла.

Как он вырезан точно и смело,

Как горит предзакатным огнем!

Ты на свет сквозь него поглядела —

Кровь и золото смешаны в нем.

Может вызвать он гордость и зависть,

Драгоценностью вспыхнуть во мгле...

Как дивились бы, как изумлялись,

Если б был он один на земле!

                                                  (1956)



Предварительный просмотр:

УРОК № 6

Вставь пропущенные буквы, допиши рассказ.

Наш кот Васька – б..льшой проказник и задира. Целыми днями он ищет приключения на даче. То караулит мышку под крыльцом, то пытается поймать в саду воробьев, то вдруг примется раскапывать норку кр..та. И каждый раз его ждёт неудач..! Мыш..  всегда оказывается терп..ливее нашего кота, в..робьи – ловчее, а крот – сноровистей.

   Однажды Васька увидел курицу с цыплятами во дворе. Цыплятки маленькие, ж..лтые, пуш..стенькие. Ходят они за насе..кой и громко п…щат. Как же отвлечь курицу? Как же поймать Ваське хотя бы одного цыплёнка?

                                                     

УРОК № 6

Вставь пропущенные буквы, допиши рассказ.

Наш кот Васька – б..льшой проказник и задира. Целыми днями он ищет приключения на даче. То караулит мышку под крыльцом, то пытается поймать в саду воробьев, то вдруг примется раскапывать норку кр..та. И каждый раз его ждёт неудач..! Мыш..  всегда оказывается терп..ливее нашего кота, в..робьи – ловчее, а крот – сноровистей.

   Однажды Васька увидел курицу с цыплятами во дворе. Цыплятки маленькие, ж..лтые, пуш..стенькие. Ходят они за насе..кой и громко п…щат. Как же отвлечь курицу? Как же поймать Ваське хотя бы одного цыплёнка?        

                                                           

                                                                                               



Предварительный просмотр:

                        УРОК № 7

1. В каком ряду во всех словах есть звук [к]? Выпишите этот ряд слов. 
а) Композитор, вдруг, кисель. 
б) Кимоно, кишечник, прятки. 
в) Друг, очерк, корешок.

2.  Перепиши, заключая, где надо, в кавычки только имена собственные.

Книга Сын полка                        Рассказ Чук и Гек 
Кинофильм Семеро смелых      Река Волга 
Собака Отважная                       Город Самара 
Семья Беликовых                       Газета Известия

3. Прочитайте тексты, вставьте вместо многоточия слова, противоположные по смыслу выделенным словам (например, друг - враг). Не забывайте, что это стихи.
Я сегодня не помню, что было ..., ___________
По утрам забываю свои ..., _________________
В белый день забываю огни,
По ... забываю дни. _______________________(А.А. Блок) 
Придумайте свои пары слов, обозначающие признак, противоположные по значению.
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________


4. Из букв каждой пары или тройки слов составьте название блюда или название фруктов:
Риф + ель + кадки = фрикадельки
Ель + сад + рак = ________________________

Рис + кепи = ____________________________ 
Рыба + соки = ___________________________
Нива + реки= ____________________________

5. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - слова или фразы разного смысла, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.
Логика - иголка
Ракета - ___________________
Каприз - ___________________
Мольба - ___________________
Каратист - __________________

6. Перед Вами транскрипция нескольких предложений. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии. 

[п а ш о л й, а в л, э с н а й, о л к у в л, э с с, и ж у н а й, э л, и ш т о б в о л к, и н, и с й, э л, и

7. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов.



Предварительный просмотр:

                  УРОК № 8

              ИЗЛОЖЕНИЕ «КАРАБАСИК»

   У нас дома жили овчарка Борька и кот Жорик. Ещё мы подкармливали во дворе  бездомную кошку Мотьку. Мотька привыкла к нам и сама приходила, когда была голодна.

   Однажды она принесла к нашим дверям троих котят. Мы впустили Мотьку в дом. Она потащила детёнышей на Борькину подстилку. Пёс громко залаял. Кошка выгнула спину и зашипела. Но пёс не унимался, лаял и рвался к Мотьке.

   Тогда Мотька схватила одного котёнка и выбежала на улицу. Потом вернулась за вторым. А про третьего забыла и больше не появлялась.

   Мы оставили котёнка себе и  назвали его Карабасик. Потому что он первое время часто шипел и принимал грозный вид. Жорик и Борька с ним подружились и даже спят теперь все вместе.

                                                         http://karapuz.kr.ua/upload/forum/5f6d0c8d8b258354e9f94aa17b9b0297.gif

                    УРОК № 8

             ИЗЛОЖЕНИЕ «КАРАБАСИК»

   У нас дома жили овчарка Борька и кот Жорик. Ещё мы подкармливали во дворе  бездомную кошку Мотьку. Мотька привыкла к нам и сама приходила, когда была голодна.

   Однажды она принесла к нашим дверям троих котят. Мы впустили Мотьку в дом. Она потащила детёнышей на Борькину подстилку. Пёс громко залаял. Кошка выгнула спину и зашипела. Но пёс не унимался, лаял и рвался к Мотьке.

   Тогда Мотька схватила одного котёнка и выбежала на улицу. Потом вернулась за вторым. А про третьего забыла и больше не появлялась.

   Мы оставили котёнка себе и  назвали его Карабасик. Потому что он первое время часто шипел и принимал грозный вид. Жорик и Борька с ним подружились и даже спят теперь все вместе.

                                                               http://karapuz.kr.ua/upload/forum/5f6d0c8d8b258354e9f94aa17b9b0297.gif



Предварительный просмотр:

 УРОК № 9

Дельфин 
Вы видели когда-нибудь дельфинов? Дельфин – животное-загадка на нашей планете. Интеллект этого морского жителя считают настолько высоким, что его называют “человеком моря”. Блестящие тела дельфинов своей формой напоминают капли. Морда вытянута в узкий клюв, ноздри слиты в одно “дыхло”, из которого животное может выпускать фонтан брызг высотой два метра. Хвост у дельфинов, в отличие от рыб, расположен горизонтально.

"Люди моря" прославились как неутомимые спутники кораблей. Часто видели, как они провожали суда в открытое море. Дельфины могут плавать со скоростью 50 километров в час, никто в море не плавает быстрее них. Самый быстрый дельфин – белобочка.

Дельфины – это не рыбы, а млекопитающие. Они выкармливают детенышей молоком и дышат не жабрами, а легкими. Им часто нужно выныривать из воды, чтобы вдохнуть. Ныряют в воду обычно не дольше чем на 3 минуты. Дельфины встречаются во многих морях и океанах мира. В день дельфин съедает до 30 килограммов живой рыбы. Дельфины всегда охотятся стаями. Они нагоняют косяк рыб и окружают его. Потом выталкивают рыбу на самое мелководье и там поедают ее.

Живет дельфин около 50 лет. Средняя масса их – 500 килограммов. А белуха может весить до 940 килограммов. Дельфинята рождаются примерно один раз в два года. Дельфиниха в это время старается высоко выпрыгнуть, чтобы детеныш смог сделать первый вдох. Дельфины – очень трогательные родители, опекающие своих детенышей около 5 лет. 

Дельфины могут издавать различные звуки – свист, щелканье, лай, стон, визг, похрюкивание, мяуканье, чириканье и другие. Унылый протяжный свист и следующий за ним высокий и мелодичный означает, что дельфин зовет на помощь. Когда дельфины сердятся, они начинают лаять! 

Задания

I. Тест по литературному чтению


1. Дельфина называют "человеком моря" из-за его:
а) загадочности  б) интеллекта 

2. Хвост дельфинов расположен:
а) горизонтально  б) вертикально 

3. Откуда у животного бьет фонтан:
а) из клюва  б) из дыхла 

4. Дельфин может плыть со скоростью:
а) 30 км/ч  б) 50 км/ч 

5. Дельфин может находиться под водой:
а) 2 мин  б) 3 мин  в) 5 мин 

6. Дельфин – млекопитающее животное, потому что:
а) выкармливает своих детенышей молоком б) ловит рыбу на мелководье 

7. Дельфин может весить
а) 500 кг б) тонну 

8. В тексте 6 абзацев. В каком абзаце говорится о том, почему дельфины млекопитающие? 
а) 1-й  б) 2-й  в) 3-й  г) 4-й   д) 5-й   е) 6-й 

9. В каком абзаце говорится о внешнем виде дельфина?
а) в первом  б) в последнем 

10. В каком абзаце говорится о том, какие звуки может издавать дельфин?
а) в первом  б) в последнем 

11. Какой абзац повествует о способе охоты дельфинов на рыб?
а) 1-й  б) 2-й  в) 3-й  г) 4-й   д) 5-й  е) 6-й 
     
12. Какой абзац рассказывает о том, какие дельфины пловцы?
а) 1-й  б) 2-й  в) 3-й  г) 4-й   д) 5-й  е) 6-й 

13. Какой абзац может быть назван “Хороший пародист”?
а) 1-й  б) 2-й  в) 3-й  г) 4-й   д) 5-й  е) 6-й 

14. Данный текст:
а) художественный  б) научно-популярный 

IV. Тест по русскому языку

1. В тексте про белых дельфинов больше всего предложений:
а) повествовательных  б) вопросительных 

2. Восклицательное предложение находится:
а) в начале текста  б) в конце текста 

3. Вопросительное предложение находится
а) в начале текста  б) в конце текста 
  
4. Выпиши из четвертого абзаца текста четвертое предложение. Выдели грамматическую основу предложения: . Что ты можешь сказать о сказуемых? Они являются:
а) родственными словами  б) однородными членами предложения 

5. Что можно сказать о глаголах, которыми выражены сказуемые? Эти глаголы: 
 а) I спряжения б) II спряжения 

6. Эти глаголы стоят в форме: 
а) настоящего времени  б) будущего времени в) прошедшего времени 

7. Эти глаголы стоят в форме: 
а) единственного числа  б) множественного числа 

8. Эти глаголы стоят в форме: 
а) 1-го лица  б) 2-го лица  в) 3-го лица г) нельзя определить 

9. Эти глаголы стоят в форме: 
а) женского рода  в) среднего рода 
б) мужского рода  г) нельзя определить 

10. Найди в пятом абзаце текста все слова, которые являются родственными существительному, являющемуся подлежащим в первом предложении этого же абзаца. У тебя получилось: 
а) два слова  б) три слова 

11. Найди в первом абзаце текста другую форму слова, которое является подлежащим в третьем предложении второго абзаца. Выпиши такое словосочетание глагола с формой этого слова, из которого можно определить его падеж. Этот падеж: 
а) родительный  б) винительный 



Предварительный просмотр:

УРОК № 10

ФОНЕТИКА.

50 б.- Расставьте ударения в словах

Статуя, положил, торты, красивее, столяр, баловаться, звонит, документ, свёкла.

40 б. – Уберите одну букву, чтобы получилось новое слово.

Кобра, вдруг, краска, выдох, экран.

30 б. – Сколько раз встречается звук (С) в предложении? Подчеркните эти слова.

Через поле и лесок подаётся голосок.    

20 б. – Подчеркни слово, в котором количество букв и звуков совпадает.

Мать, ясли, беречь, боюсь, сеют.        

10 б. – В каком слове все согласные твёрдые?

Мел, лось, может, слива, конь.        

ФРАЗЕОЛОГИЯ и ЛЕКСИКА.

50 б. – Соедините фразеологизмы с их значением.

Держать язык за зубами                         неожиданно

Яблоку негде упасть                               молчать                            

Как снег на голову                                  очень быстро

Сломя голову                                           тесно

Ломать голову                                          раздумывать

40 б. – Объясните, что означает устойчивое выражение:

Хоть шаром покати. ______________________________  

               

30 б. – Подберите антонимы:

Теряет-   __________________              

Горький-  _________________            

Темнеть- __________________              

Кончать-___________________                

Вчера- ____________________

20 б. – Какое из словосочетаний не имеет переносного смысла?

Обвести вокруг пальца, смотреть сквозь пальцы, согнуть палец, пальцем не шевельнуть.

10 б. – Подчеркни «лишнее» слово

-огонь, осень, пламя;

-бросать, кидать, прыгать.

СОСТАВ СЛОВА.

50 б. – Отгадай слова.

Его корень в слове писать,

Приставка в слове рассказать,

Суффикс в слове книжка,         

Окончание в слове вода.        ________________________

40 б. – Назови слова с приставками.

Забрызгать, зал, завитушка, загадка, зайчик.

30 б. – Подчеркни «лишнее» слово.

-боль, большой, больница;

-пища, пищевой, пищать;

20 б. – Все ли из приведённых пар слов являются однокоренными?

Виноватый  -  извиняться

Конец – кончать

Смешивать – смешить

10 б. – Грамматическая арифметика.

С + место стоянки судов = …     __________________    

С + спрятанные ценности= …    ___________________      

ОРФОГРАФИЯ.

50 б. - Вставь, где нужно, пропущенные буквы.

Прекрас..ный,  извес…ный, ужас…ный, ненас…ный.

40 б. – Придумайте 5 слов с парной согласной в конце слова.

30 б. – Подбери слова к данным с безударной гласной.

Лист-…

Цвет-…

След-…

Дом-…

20 б. – Исправь ошибки.

Чючело, жырав, шыповник, чащя.

10б. – Разгадать ребус и объяснить орфограмму.

ВИ

_______  

 Г           

«Своя игра»

по русскому языку для 3 класса

Цели:

- развитие речевого и познавательного мышления;

- формирование положительного отношения к русскому языку;

- обобщение ранее изученного материала.

4 сектора: ФОНЕТИКА, ФРАЗЕОЛОГИЯ и ЛЕКСИКА, СОСТАВ СЛОВА, ОРФОГРАФИЯ.

Фонетика

10

20

30

40

50

Фразеология и лексика

10

20

30

40

50

Состав слова

10

20

30

40

50

Орфография

10

20

30

40

50

ФОНЕТИКА.

50 б.- Расставьте ударения в словах

Статуя, положил, торты, красивее, столяр, баловаться, звонит, документ, свёкла.

40 б. – Уберите одну букву, чтобы получилось новое слово.

Кобра, вдруг, краска, выдох, экран.

30 б. – Сколько раз встречается звук (С) в предложении? Подчеркните эти слова.

Через поле и лесок подаётся голосок.    (3 раза)

20 б. – Подчеркни слово, в котором количество букв и звуков совпадает.

Мать, ясли, беречь, боюсь, сеют.        (боюсь)

10 б. – В каком слове все согласные твёрдые?

Мел, лось, может, слива, конь.         (может)

ФРАЗЕОЛОГИЯ и ЛЕКСИКА.

50 б. – Соедините фразеологизмы с их значением.

Держать язык за зубами                         неожиданно

Яблоку негде упасть                               молчать                            

Как снег на голову                                  очень быстро

Сломя голову                                           тесно

Ломать голову                                          раздумывать

40 б. – Объясните ,что означает устойчивое выражение:

Хоть шаром покати.                  (ничего нет, пусто)

30 б. – Подберите антонимы:

Теряет-                 (находит)

Горький-               (сладкий)

Темнеть-               (светлеть)

Кончать-                (начинать)

Вчера -                   (завтра)

20 б. – Какое из словосочетаний не имеет переносного смысла?

Обвести вокруг пальца, смотреть сквозь пальцы, согнуть палец, пальцем не шевельнуть.

10 б. – Подчеркни «лишнее» слово

-огонь, осень, пламя;

-бросать, кидать, прыгать.

СОСТАВ СЛОВА.

50 б. – Отгадай слова.

Его корень в слове писать,

Приставка в слове рассказать, 

Суффикс в слове книжка,         

Окончание в слове вода.        (расписка)

40 б. – Назови слова с приставками.

Забрызгать, зал, завитушка, загадка, зайчик.

30 б. – Подчеркни «лишнее» слово.

-боль, большой, больница;

-пища, пищевой, пищать;

20 б. – Все ли из приведённых пар слов являются однокоренными?

Виноватый  -  извиняться

Конец – кончать

Смешивать – смешить

10 б. – Грамматическая арифметика.

С + место стоянки судов = …          (спорт)

С + спрятанные ценности= …          (склад)

ОРФОГРАФИЯ.

50 б. - Вставь, где нужно, пропущенные буквы.

Прекрас..ный,  извес…ный, ужас…ный, ненас…ный.

40 б. – Придумайте 5 слов с парной согласной в конце слова.

30 б. – Подбери слова к данным с безударной гласной.

Лист-…

Цвет-…

След-…

Дом-…

20 б. – Исправь ошибки.

Чючело, жырав, шыповник, чащя.

10б. – Разгадать ребус и объяснить орфограмму.

ВИ

_______  (подвиг)

 Г



Предварительный просмотр:

УРОК № 11

Изложение по самостоятельно составленному плану

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

– Ребята, слышали ли вы случаи, когда животные спасают жизнь человеку? Об одном таком случае мы сегодня будем писать изложение.
– Что такое изложение? Как вы понимаете смысл слова изложение?
– Какие учебные задачи стоят перед нами на сегодняшнем уроке? 
(Запомнить текст, определить его тему и основную мысль; составить план текста; по нему грамотно записать текст.)
– Работать мы сегодня будем группами. – Вспомним правила работы в группах… 
(Ребята перечисляют):

  • Право поднятой руки (отвечает только тот, кто поднимает руку).
  • Быть внимательным и активным.
  • Быть терпимым к мнению друга.
  • Не перебивать говорящего, уметь слушать товарища.

II. Работа над изложением.

а) Определение этапов работы над изложением.

– Чтобы наша деятельность была продуктивной, давайте составим план работы.

  1. Прочитать (прослушать) текст. Определить его тему и основную мысль. Озаглавить.
  2. Найти в тексте опорные слова.
  3. Составить план. Разделить текст на части и каждую из них озаглавить.
  4. Найти слова, которые нужно проверять, объяснить их написание.
  5. Еще раз внимательно прочитать текст. Обратить внимание на употребление слов и словосочетаний.
  6. Написать изложение, проверить свою работу.

– Итак, начнем с первого шага.

б) Чтение текста (учителем). Определение его темы и основной мысли.

Как много может подсказать внимательному человеку поведение животных!

Была у одного геолога собака. Самая обыкновенная собака. Однажды поздним вечером геолог сидел за столом, карты геологические рассматривал. Рядом в коляске маленькая дочка спала. В углу дремала собака. Вдруг собака рванулась с места, схватила девочку за рубашку, выхватила ее из коляски и кинулась в дверь.

Геолог очень испугался. Он решил, что собака взбесилась. С ружьем в руках он выбежал из дома. И тут затряслась земля, рухнул дом. Началось землетрясение.

Так собака спасла своего хозяина и его маленькую дочку. (По Б. Зубкову)

– Какой это текст по типу? (Текст – повествование.)
– Определите его тему. (В тексте идет речь о самой обыкновенной собаке.)
– А основная мысль? (Чудо-спасение людей от землетрясения.)
– Подумайте, с какой целью автор рассказал этот случай? (Чтобы люди были внимательнее к животным.)
– Давайте в словарях найдем значение слова геолог. (Специалист по геологии). Геология – комплекс наук о строении, составе и истории земной коры и земли, о методах изыскания полезных ископаемых. 
– Каждая группа сейчас получит текст, внимательно его перечитает и составит вопросы по содержанию.
– Задайте вопросы своим товарищам.

в) Выделение опорных слов текста.

– Переходим к следующему этапу работы. Найдите в тексте опорные слова, которые вам помогут при изложении текста. (Много подсказать, поведение, рассматривал геологические карты, дремала, вдруг рванулась, схватила, выхватила, кинулась, собака взбесилась, землетрясение.) (Слова записывают на доске.)

– Что заметили? (В основном это глаголы, которые помогут вспомнить последовательность действий.)

г) Деление текста на части, составление плана.

Дети в группах самостоятельно текст делят на смысловые части и озаглавливают их.

Зачитывание своих планов и их коллективное обсуждение (если дети согласны, то поднимают зеленый сигнальный круг, если нет, красный).

– Какую часть рассказа вы считаете главной? Как вы ее озаглавили? (Перед землетрясением.)
– Какое название вы предлагаете первой части? (Поздним вечером.)
– Как можно озаглавить третью часть?
 (Спасение.)

Запишите свои планы к себе в тетрадь.

д) Лексико-орфографическая подготовка.

(У детей забирается предыдущий текст и раздается новый, с пропущенными орфограммами, где дети заполняют коллективно пропуски.)

Как много может п..дсказать вн..мательному ч..ловеку п..в..дение ж..вотных Была(у) .дного г..олога с..бака. Самая ..быкн..ве..ая с..бака. ..днажды поз..ним веч..ром г..олог с..дел (за) ст..лом карты г..ол..гические Ра..матривал. Рядом (в) к..ляске мал..нькая доч..ка спала. (В )углу др..мала с..бака.(В)дру.. с..бака рв..нулась (с) места (с)хв..тила девоч ..ку (за) рубашку (вы)хв..тила ее (из) к..ляски и кинулась (в )дверь. Г..оло.. очень (ис)пугался. Он реш..л что с..бака взб..силась.(С) руж..ем (в )руках он (вы)б..жал (из) дома. И тут (за)тр..слась з..мля рухнул дом. Н..ч..лось з..мл..тр..сение.Так с..бака спасла св..его х..зяина и его мал..нькую доч..ку.

(По Б. Зубкову)

– На какие орфограммы были пропуски? (Безударные гласные проверяемые и непроверяемые; сочетания чк, чн; жи, ши; парные согласные на конце слова; непроизносимые согласные; написание предлогов и приставок; запятые в предложениях с однородными членами.)

е) Пересказ и запись текста в тетрадях.

– Ребята, сейчас вы между собой должны распределиться, кто какую часть текста будет пересказывать, участники группы внимательно слушают своего товарища и исправляют его недочеты (если они будут). Затем вы запишете каждый свою часть изложения на черновиках. А потом все части соедините и проверите сообща грамотность написания изложения. Только после этого вы аккуратно перепишите текст в тетрадь.

III. Итог урока.

Группы зачитывают свои тексты. Дети оценивают результат.

– Какой этап урока у вас вызвал трудности?
– Что понравилось?
– Чему научились?

 Как много может п..дсказать вн..мательному ч..ловеку п..в..дение ж..вотных. Была (у) .дного г..олога с..бака. Самая ..быкн..ве..ая с..бака.  ..днажды поз..ним веч..ром г..олог с..дел (за) ст..лом ра..матривал г..ол..гические карты.  Рядом (в) к..ляске мал..нькая доч..ка спала. (В )углу др..мала с..бака.(В)дру..  с..бака  рв..нулась (с) места (с)хв..тила девоч ..ку (за) рубашку (вы)хв..тила ее (из) к..ляски и кинулась (в )дверь. Г..оло.. очень (ис)пугался. Он реш..л что с..бака взб..силась. (С) руж..ем (в )руках он (вы)б..жал (из) дома. И тут (за)тр..слась з..мля рухнул дом. Н..ч..лось з..мл..тр..сение.Так с..бака спасла св..его х..зяина и его мал..нькую доч..ку.

Как много может п..дсказать вн..мательному ч..ловеку п..в..дение ж..вотных. Была (у) .дного г..олога с..бака. Самая ..быкн..ве..ая с..бака.  ..днажды поз..ним веч..ром г..олог с..дел (за) ст..лом ра..матривал г..ол..гические карты.  Рядом (в) к..ляске мал..нькая доч..ка спала. (В )углу др..мала с..бака.(В)дру..  с..бака  рв..нулась (с) места (с)хв..тила девоч ..ку (за) рубашку (вы)хв..тила ее (из) к..ляски и кинулась (в )дверь. Г..оло.. очень (ис)пугался. Он реш..л что с..бака взб..силась. (С) руж..ем (в )руках он (вы)б..жал (из) дома. И тут (за)тр..слась з..мля рухнул дом. Н..ч..лось з..мл..тр..сение.Так с..бака спасла св..его х..зяина и его мал..нькую доч..ку.

Как много может п..дсказать вн..мательному ч..ловеку п..в..дение ж..вотных. Была (у) .дного г..олога с..бака. Самая ..быкн..ве..ая с..бака.  ..днажды поз..ним веч..ром г..олог с..дел (за) ст..лом ра..матривал г..ол..гические карты.  Рядом (в) к..ляске мал..нькая доч..ка спала. (В )углу др..мала с..бака.(В)дру..  с..бака  рв..нулась (с) места (с)хв..тила девоч ..ку (за) рубашку (вы)хв..тила ее (из) к..ляски и кинулась (в )дверь. Г..оло.. очень (ис)пугался. Он реш..л что с..бака взб..силась. (С) руж..ем (в )руках он (вы)б..жал (из) дома. И тут (за)тр..слась з..мля рухнул дом. Н..ч..лось з..мл..тр..сение.Так с..бака спасла св..его х..зяина и его мал..нькую доч..ку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Рабочая программа Кружка «Учусь правильно говорить» (коррекция письменной и устной речи) Класс 2

Данная программа позволяет скорректировать фонематическое недоразвитие за счет тщательной проработки смешиваемых звуков и букв изолированных, в составе слогов, слов, предложений. Такая проработка...

Группа учащихся, имеющих фонетические нарушения речи. ( класс: 1,2)

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКЫ...

Рабочая программа по письму и развитию речи. Класс - 4 (8 вид)

Рабочая программа составлена в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред.В. В. Воронковой...

Рабочая программа по развитию речи. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).

Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая пр...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи». Класс: 4

laquo;Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи».Создать условия для ознакомления с особенностями местоимения как части речи....