Дидактический раздаточный материал по русскому языку для 3 класса по теме: "Правописание безударных гласных в корне слова"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Подоляк Елена Николаевна

Правописание безударных гласных букв в корне слова является слабым местом в работах большинства учащихся. Данный вид заданий предназначен для отработки данного правила. В упражнениях повторяется алгоритм безошибочного написания слов: обнаружение безударного гласного, определение части слова, в которой он стоит. Эти задания нацелены на формирование у детей орфографической зоркости

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное казённое  общеобразовательное учреждение

« Еремеевская  СОШ  »

Рассмотрено:                                    Согласовано:                              Утверждаю:

на  заседании  методического          Заместитель  директора  по        Директор   школы:

объединения                                      УВР   Н.В. Копыл.                      С.В.Кучеров

Протокол №  ________________

от  “____”  сентября  2013 г.            от  “____”  сентября  2013г.      от  “____”  сентября   2013г

Руководитель  МО:___________

Дидактический раздаточный материал

              по русскому языку для 3 класса по теме:

              "Правописание безударных гласных

                            в корне слова".

                                                                                                      Подготовила

                                                                   учитель начальных классов

Подоляк Елена Николаевна

                                                           2013 г.

                                                                   


Пояснительная записка.

Правописание безударных гласных букв в корне слова является слабым местом в работах большинства учащихся. Данный вид заданий предназначен для отработки данного правила. В упражнениях повторяется алгоритм безошибочного написания слов: обнаружение безударного гласного, определение части слова, в которой он стоит. Эти задания нацелены на формирование у детей орфографической зоркости.


Карточка № 1

1. Напиши словосочетания по образцу, выдели безударную гласную в корне слова.

Образец: свеча из воска - восковая свеча

настойка из трав - ..................................................

раскаты грома - ..................................................

опушка леса - ...................................................

лес из сосен - ..................................................

варенье из вишни - .................................................


2. Выпиши данные слова в два столбика. В первый столбик слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова, во второй столбик - слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, рядом с ними напиши проверочные слова и обозначь орфограмму.

Болото, садовник, зимовать, декабрь, левша, квартира, зайчонок, повар, орех. пятёрка, грибник, ужин, солома.

Подчеркни лишнее слово.


Карточка № 2


1. Из данных слов выпиши только слова с безударной гласной в корне.

Грибы, играть, дуб, зуб, стрела, стрелка, пчела, стрижка, малыш, водичка, мель, ночной, морской, детвора, книга.

2. Вставь пропущенную букву в словах, рядом напиши проверочное слово. Обозначь орфограмму.

Л...сной - ......................, сн...говик - ..........................., тр...пинка-.............,

з...ма - ..................... р....ка - ........................., в...да - ...........................,

гр...за - ...........................,

3. Из слов в скобках выбери и подчеркни одно или два проверочных слова.

С...сна - ( сосновый, сосенка, сосны )

ш...рокий - ( шире, широко, ширь )

зв...зда - ( звездочет, звёздочка, звёздный )

з...лёные - ( зеленеть, зелень, зелёнка )

х...лода - ( холодный, холод, холодильник )

г...лова - ( головушка, головы, головка )

л...нейка - линейный, линия, разлинованный


Карточка № 3

1. К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.

г...лодать - ............................... ст...рожка- ....................................

в...здушный - .......................... в...сёлый - ....................................

д...лёкий - ............................ ч...совщик - ....................................

ш...стёрка - ............................ кр...кливый - ...................................


2. Вставь нужную букву и рядом запиши проверочное слово.

к...рмушка - ( о,а) - ............................... д...ревья - (е,и) - ..................................

уг...щать - (а,о) - ................................... ст...рожить - ( а,о) - ..............................

ш...лестеть - (е,и) - .................................... ш...рстяной - (е,и) - ..............................

ж...стянка - (е,и) - ..................................... м...рской - (о,а) - ...............................

т...пло - (е,и) - .......................................... ж...мчужина - (и,е) - .............................


Карточка № 4

1. Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите в словах корень и напишите к каждой группе поверочное слово.

П...сатель, расп...сание, зап...сал, п...сьмецо;- .................................

Стр...лок, стр...льба, стр....лял, выстр...л; - ....................................

Т...рговля, т...ргует, т...рговый (город); - ........................................

Гл...тать, прогл...тил, гл...ток, гл....тнул; - ......................................


2. Найди и подчеркни в каждой группе лишнее слово. У однокоренных слов выдели корень.

Соринка, сорняк, сорвал, насорил;

Голубка, голубятня, голый, голубь;

Поле, полевой, полочка, полянка.

3. Подчеркни слова, в которых безударную гласную проверить нельзя.

Столбы, дорога, альбом, полетел, ходили, заяц, зелёный, рисунок, снежинка, мороз, дочурка.


Карточка № 5

1. Подчеркни те слова, по которым можно проверить написание данных слов.

Вставь пропущенную букву.

К...за - ( козы, козлиная, козочка )

Х...лмы - ( холм, холмик, холмистая )

С...сна - ( сосны, сосенки, сосновая )

Гр...бы - ( гриб, грибная, грибок )

Тр...ва - ( травы, травушка, травинка )

2. Отметь в словах буквы, обозначающие гласные звуки, которые надо проверить.

Кошка, лесной, зима, садик, домашний, печка, ночной, листья, речной, гора, снежный.


Карточка № 6

1. В каждой группе однокоренных слов подчеркни проверочные слова.

Коза, козлик, козёл, козочка;

Пруд, запруда, прудик;

Звёздочка, звезда, звёздный;

Часы, часики, часовой;

Крик, кричит, крикун;

Водичка, подводный, водяной, вода;

Берёзка, подберёзовик, берёза, берёзовый;

Тетрадка, тетрадочка, тетрадный.

2. Напиши проверочные слова:

село - .................................. дрова - ...................................

стена - .................................. страна - ...................................

волчонок - ........................... морской - ..................................

ленивый - ............................ весёлый - .................................

скрипучий - ......................... мастерить - ...............................

удивительный - ................... менять - ..................................

лепить - ........................... подчищать - ...............................


Карточка № 7

1. Вставьте пропущенные буквы в данный текст. В скобках напишите проверочные слова, подчеркните орфограммы.

Лес.

В л...су (.............) живёт рыжая л...са ( ...............). Лисий дом - н...ра ( ....................). У н....ры ( .............) играют весёлые л...сята (........). Л....сица (.................) учит их лисьим повадкам.


2. Распредели слова по столбикам: 1 столбик слова с безударной гласной -о, во второй столбик слова с безударной гласной - а.

С...сна, тр...ва, ст...лы, г...лодный, м...стерская, ст...ловая, к...чает, н....чной, в....лчонок, к....злёнок, хр...брец, х...дить, тр...винка,кр...снеет, с...лонка,

3. Распредели слова по столбикам: 1 столбик слова с безударной гласной -е, во второй столбик слова с безударной гласной - и.

С...дой, скр...пит, кр....чать, сн...жинка, в...сеть, в...селье, п...сьмо, д....ревянный, сл....вовое, з...лёный.


Карточка № 8

1. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы, в скобках напиши проверочные слова, там где это возможно.

Х...рошо у нас в...сной! ( .....................). Зацв...тут (.................) с...ды (.........)- б...лым- б...ло (.................). Утонут д...ма (.................) в белых с...дах (............), будто и нет их.

Одни ласточки над с...дами (.............) шныряют. Песни щ...бучут. (........................).


Карточка № 9


1. Вставь пропущенные буквы в стихотворение.

B...сна!, B...cнa! Kaк вoздyx чист!

Kaк ясeн нeбoсклoн!

Свoeй лaзуpию ж...вoй

Сл...пит мнe oчи oн!

2. 1. Спиши. Bcтaвь пpoпyщeнныe буквы. Напиши прoвepoчные слoвa. Обoзначь oрфoгрaмму.

В...лна, с...довый, л...гчайший, ст...рина, в...сенний, з...л...той, л...сица, м...довый.

3. Спиши и пoдчeркни в кaждoм pядy проверочное слово.


1. вoлчoнoк, вoлчий, вoлчицa.

2. Лёд, лeдянoй, лeдoк.

з. Mopcкoй, мopячкa, взмopьe

4, пpилeтeл, взлeт, пepeлётныe.

5' тяжёлый, тяжeсть, тяжeлeнный.


Карточка № 10

1. Спиши пoслoвицы и пoгoвopки.

Вставь пpoпyщeнныe бyквы. Pядoм в скoбкax пиши проверочные слова. Обозначь орфограммы.

1 Ук...тaли cивку кpyrыe гopки.

2. Стapый кoнь б...p...зды нe иcпopтит.

3. Пoд л,..жaчий камень в...дa нe т...чёт.

4. П...шком х...дить - долго ж...ть.

5. Б...да на с...ле - коль лебеда на ст....ле.


2. Вставь пропущенные буквы в словах, которые нельзя проверить.

К...ртина, х...рошо, меб...ль, л....ловый, кв...ртира, ч...тверг, ...рех, ж...лтый.


Карточка № 11


1. Приведи примеры своих слов с орфограммой: "Безударная гласная в корне слова". Напиши эти слова по столбикам:1 столбик - с безударной гласной - о, 2 столбик - с безударной гласной - е, 3 столбик - с безударной гласной -и.

1 2 3

................................. .................................... .........................

................................ ................................... .........................

................................... .................................... ..........................

................................... .................................... ..........................


  1. Составьте небольшой текст по теме: " Я люблю каникулы!" Найдите и подчеркните в своём тексте слова с безударной гласной в корне слова.




Карточка № 12

1. Вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочное слово.

Сп...шите ( ..........................) упражнение чмсто и красиво. Не сп...шите (............................) во время еды! Дети пол...скали (....................) пушистого котёнка. Мама пол....скала (..........................) бельё. Саша громче всех зап....вал ( .......................) песню. Больной зап....вал (............) лекарство водой. Бабушка давно пос....дела (...........................). Дедушка пос....дел ( ...........................) на скамейке и ушёл. Закр....пи (........................) полозья саней, чтобы они не скр...пели (..................).


2.Спишите, вставляя пропущенные буквы.

К...рова, г...зета, скв....рец, б...лет, д....кабрь, н...род, м....локо, пятн...ца, к....рабль, д....ревня, в...кзал, м...роз, к...пуста, р...кета, м....дведь, п....льто, к...стёр, к...мандир, р...сунок, л...пата, м...лина, р...бята, в....гон, п...года, к...ртина, ...втобус, м...сяц, п...суда.


Карточка № 13

1. Вставьте пропущенные буквы. рядом в скобочках запишите проверочное слово.

Скв....рцы (......................) прил....тают (...................) ранней в....сной (........................) в к....нце (.....................) марта. Они возвращаются дружной стаей и несколько дней носятся по п...лям (......................), осматривая знакомые м...ста (....................). Потом ут....хают (......................) и начинают рассаживаться парами пр веткам. Наступает пора строить жилища о обзаводиться пт...нцами (....................).

2. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

М...сква, Р....дина, к...ртофель, ст...лица, ябл...ко, св....бода, т....лефон, яг...да, за....ц, кла...., гор....д, в....р....бей, с...лдат, к...р...ндаш, сев....р, учит....ль, ф....милия, тр...мвай, ....зык, ч...тверг, т...пор, с....лют, п....мидор, ...гурец, б....рёза, д....вочка, б....гатство, комн....та, в....рона.


Карточка № 14

1. Потренируйся правильно писать слова с орфограммой.

Б...да, б....льшой, в...здушный, гл....зной, гр....бной, д....лёкий, дл...ннее, д...ждливый, з....лёный, зв....риный, к...лючий, кр....вой, л....сной, м....сной, м....рской, н...бесный, п...рнатые, пр....мой, п...следний, р....гатый, скр....пучий, ст....ловая, тр....скучий, т....нистый, т....жёлый, х....лодный, цв....тной, ч....рвяк.


2. Подбери проверочные слова к данным.

Бережок, берега, борозда, борода, вечереет, волосёнки, говорили, голодание, голова, голоса, гребешок, дорогой, древесина, зеленел, золотой, колосок. корешок, лепетать, молодняк, молотилка, полоса, сберегли. стерегли, сторожа, сторона, трепаться, трепетать, холодильник, холода, хохотать.


Карточка № 15


1. Вставь пропущенные буквы:


1. А – О 2. А – О 3. А – О

в.да вр.чи м.ря

тр.ва в.лна ст.лбы

тр.па стр.на гр.чи

гр.за д.жди гл.за

дв.ры з.нты сл.ны


4. А – О 5. А – О 6. А – О

ств.лы к.ты р.га

п.ля н.сы сн.пы

с.ды хв.сты х.лмы

ч.сы ск.ла зн.чок

п.стух с.довник тр.винка


7. А – О 8. Е – И – Я 9. Е – И – Я

в.ренье д.ньки л.док

к.тёнок м.чи р.ды

с.довник гр.бы стр.жи

к.рмушка л.щи цв.ты

тр.винка сл.ды б.да


10. Е – И – Я 11. Е – И – Я 12. Е – И – Я

ч.жи гн.здо зм.я

хл.ба з.рно зв.зда

бр.вно л.са (животное) пл.та

з.ма л.са (множество деревьев) стр.ла

л.цо р.ка сп.на


13. Е – И – Я 14. Е – И – Я

пл.чо б.гун

п.ла л.сток

ст.на л.сник

п.так пт.нец

цв.ток сн.жинка


Карточка № 16


1. Вставь пропущенные буквы:


1. А – О 2. А – О 3. А – О

ст.рожка в.здушный д.ждливый

н.чуем д.лёкий р.гатый

м.кушка к.лючий ст.льной

б.льшой м.рской х.лодный

гл.зной ст.ловая бр.сает


4. А – О 5. А – О 6. А - О

б.леть в.рил в.зить

вст.ёт г.стил д.рить

к.тают м.лчит к.рмил

з.вёт н.сил хв.лить

п.сёт сп.сает см.треть


7. Е – И – Я 8. Е – И – Я 9. Е – И – Я

с.дят кр.вой л.сточки

сб.гают л.нейка зв.риный

тр.щат пл.сал ц.почка

р.бит гр.бной м.сной

см.ётся з.лёный л.сной


10. Е – И – Я 11. Е – И – Я 12. Е – И – Я

н.бесный п.рнатые т.нистый

пр.мой тр.скучий цв.тной

скр.пучий т.жёлый ч.рвивый

бл.стит б.жит в.зать

в.днеется в.сел взл.тел


13. Е – И – Я 14. Е – И – Я

вр.дить гл.дел

взгл.нуть л.тел

кр.чат л.жал

л.пил м.гают

н.сут цв.тёт


Карточка № 17


1. Вставь пропущенные буквы:


1. пов.р 2. зап.х 3. полн.чь

б.р.жок  б.р.зда  б.р.да

м.л.дняк  м.л.тилка  п.л.са

заб.леть   б.дняжка    поб.лить

под.рок   изд.лека  пож.лели


4. выпр.мил 5. выб.жал 6. вых.д

в.ч.реет  в.л.сёнки  г.в.рили

ст.б.лёк  ст.р.жа  ст.р.на

б.гун  в.доём  вр.дить

зн.чок  зв.нок  к.лосья


7. выв.ла 8. вып.чка 9. выгл.нет

г.л.дание г.л.ва г.л..са

х.л.да  х..х..тать выг.няют

гл.деть в.зать  вал.жник

пок.тить   ук.лоть  м.л.дняк


10.вып.рил 11. выр.зать 12 вын.сти

гр.б.шок  д.р.гой  з.л.неет

зас.дить ул.тят  уб.жал

в.дитель веч.ром  в.лнение

н.чевать нап.дение  упр.сить


13.ц.почка 14.дер.вце 15. ж.леть

з.л.той  к.л.сок  зап.сает

ув.зить  б.льница  уг.щает

зад.вать д.бро  попр.сила

осв.щение ум.лкать разд.вала


16. уд.вительный

вд.ли

прот.кала

.ст.новка

д.лина


Карточка № 18


1. Вставь пропущенные буквы:

1. О – А 2. А – О 3. А – О

прош.гать х.ровой попр.вляют

спр.сил хр.брец нак.лол

в.лить оч.рование зат.ился

ск.листый ч.стокол хл.п.тливые

похв.ла охр.няют к.тать


4. О – А 5. О – А 6. О – А

нап.лняет к.лючие жур.влиный

п.хучие пок.зался зав.рил

пл.щадка к.мочки зам.лчала

зн.чок под.рить г.лодный

ухв.тились ск.льзить разн.сить


7. О – А 8. Е – И – Я 9. Е – И – Я

др.чливый ч.нить п.так

сч.стливый л.жачий обл.тела

уст.реть св.тлеть р.звиться

покр.шить осв.щали п.тнистый

тр.вяной р.чистый зв.ринец


10. Е – И – Я 11. Е – И – Я 12. Е – И – Я

пл.сать  взгл.нуть  ч.татель

осв.тил  зацв.тает  тр.щание

ож.вают  сб.гают  сл.допыт

закр.пили  с.неет  ст.кольщик

по.вилась  прибл.жаться  п.сатель


13. Е – И – Я 14. Е – И – Я

нар.дились    разд.валка

созр.вает     п.щат

н.зина     выд.ржка

од.ночество    повстр.чали

оп.риться    тр.скучий


Использованы источники:


  1. О.Д. Ушакова «Объясняем трудную тему по русскому языку, выделяем орфограммы», 3-4 класс, издательский дом «Литера», Санкт-Петербург, 2011 г.

  2. А.М. Александров Дидактический материал» 3 класс, «Просвещение», Москва, 1999 г.

  3. Ш.В. Журжина, Н.В. Костромина «Дидактический материал по русскому языку. 3 класс», «Просвещение», Москва, 1998 г.

  4. В. Волина «Русский язык, учимся играя»ТОО «Издательство АРГО», 1996 г.

  5. О.А.Шаповалова «Русский язык» 3 класс. Карточки заданий», «Лицей», Саратов, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание парных согласных в корне слова".

Урок, проведенный во 2 классе ( УМК "Планета знаний") в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограмме- правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова, раз...

Урок по русскому языку во 2 классе по теме: "Правописание парных согласных в корне слова""

Урок по русскому языку во 2 классе по УМК "Школа России" по теме: правописание звонких и глухих согласные в корне слова....

урок русского языка во 2 классе по теме:"Правописание парных согласных в корне слова" согласные"

Технологическая карта урока по русскому языку по теме" Правописание парных согласных в корне слова" содержит полную информацию по проведению урока в соответствии с ФГОС по системе Л.В.Занкова, презент...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: Правописание непроизносимых согласных в корне слова .

Учить детей опредделять слова с непроизносимой гласной в корне слова.упражнение в подборе проверочных слов к данным словам, упражнение в написании слов с непроизносимой согласной в корне слова....

Контрольный диктант по русскому языку 2 класс по теме " Правописание безударных гласных в корне слова"

Контрольный диктант по русскому языку  2 класс по теме " Правописание безударных гласных в корне слова"...

Конспект по русскому языку 3 класс на тему: «Правописание слов с двумя безударными гласными в корне»

Тема: «Правописание слов с двумя безударными гласными в корне»Класс: 3Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)Цель:Содержательная: сформировать знания о способах проверки безударных гласных ...