Конспект по русскому языку 3 класс на тему: «Правописание слов с двумя безударными гласными в корне»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Волкова Алина Юрьевна
Тема: «Правописание слов с двумя безударными гласными в корне»
Класс: 3
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)
Цель:
Содержательная: сформировать знания о способах проверки безударных гласных в корне слова.
Деятельностная: развивать  умения подбирать проверочные слова для слов с двумя безударными гласными в корне.
Задачи:
Дидактические:
  1. Формировать умение находить слова с безударными гласными в корне
  2.  Сформировать умение  подбирать проверочные слова; 
  3. Сформировать способность к написанию проверяемых безударных гласных в корнях слов;
Развивающие:
1.Содействовать развитию речи, внимания, мышления:
2. Развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету.
3. Способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке.        
Воспитательные:
  1. Содействовать воспитанию познавательного интереса к изучаемому предмету
  2.  Принятие и освоение социальной роли обучающегося.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_3v.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Правописание слов с двумя безударными гласными в корне»

Школа: МБОУ СОШ №1

Класс:

Учитель: Геращенкова Е.Н.

Студентка: Волкова А.Ю

Образовательная система: Школа России

Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)

Цель:

Содержательная: сформировать знания о способах проверки безударных гласных в корне слова.

Деятельностная: развивать  умения подбирать проверочные слова для слов с двумя безударными гласными в корне. 

Задачи:

Дидактические:

  1. Формировать умение находить слова с безударными гласными в корне
  2.  Сформировать умение  подбирать проверочные слова; 
  3. Сформировать способность к написанию проверяемых безударных гласных в корнях слов;

Развивающие: 

1.Содействовать развитию речи, внимания, мышления:

2. Развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету.

3. Способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке.        

Воспитательные:

  1. Содействовать воспитанию познавательного интереса к изучаемому предмету
  2.  Принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Умение содействовать развитию речи, внимания, мышления:

      2. Умение развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету.

3. Умение создавать атмосферу хорошего настроения при организации работы на уроке.        

Личностные:

1. Умение  содействовать воспитанию познавательного интереса к изучаемому предмету

2. Умение принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Метапредметные:

Регулятивные:

  1. Умение принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  2. Умение планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
  3. Умение оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
  4. Умение адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами

Познавательные:

  1. Умение самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
  2. Умение строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их

Коммуникативные:

  1. Умение учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
  2. Умение оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  3. Умение строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи

Оборудование: раздаточный материал, учебник.

План урока:

1. Мотивация к учебной деятельности

1.1. Приветствие

1.2. Эмоциональный настрой

2. Актуализация и пробное учебное действие

2.1. Индивидуальная работа

2. 2 Устный диктант

3. Выявление места и причины затруднений

4. Построение проекта выхода из затруднения

4.1. Определение темы урока

4.2. Формирование цели и задач

5. Реализация построенного проекта

5.1. Выборочный диктант

5.2. Работа по учебнику

5.3. Работа со словом из словаря

5.4. Работа по учебнику

5.5. Письмо по памяти

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 Работа с упражнением учебника

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

   Работа по учебнику

8. Включение в систему знаний и повторение

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подведение итогов урока

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу»

1.1. Приветствие

-Здравствуйте, ребята!

-Садитесь

-Напоминаю, меня зовут Алина Юрьевна  и сегодняшний урок русского языка у вас проведу я

1.2. Эмоциональный настрой

- Начинаем наш урок русского языка. Я хочу начать сегодняшний урок с высказываний Константина Георгиевича Паустовского:

“Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни”. (Слайд 1)

- Почему же так важно знать хорошо свой родной язык? (…)

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать наш русский язык.

Здороваются и садятся

Фронтальный опрос

Беседа

 

П2

К1

К2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

2.1. Индивидуальная работа

— Измените слова так, чтобы безударный гласный стал ударным. Запишите по образцу. Поставьте в словах ударение, выделите корень, подчеркните безударные гласные.

Образец: часы — час.

1) Мосты, долги, трава, листы, блины, леса, лиса, дожди.

2) Следы, шаги, овца, доска, цветы, число, ведро, мячи.

2. 2 Устный диктант

(Учитель называет слова, учащиеся поднимают сигнальную карточку с той буквой, которая обозначает безударный гласный, и называют проверочное слово.)

Скрипит, трещит, свистит, блестит, висит, сидит, пропадать, хватать, холода, весёлый, колосок, варить, сторожить, свисток.

Ставят ударение, списывают

1)Мосты- мост, долги-долг, листы-лист, блины-блин, леса-лес, лиса-лис, дожди-дождь. 

2) Следы-след, шагиаг, овца-овцы, доска-доски, цветы-цвет, число-числа, ведро-ведра, мячи-мяч.

Скрип, треск, свист, блеск, виснуть, сидя, пропал, хватка, холод, весело, колос, варка, сторож,  свист.

Фронтальный опрос

Р2

Р3

К2

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

— Спишите. Поставьте в словах ударение, подчеркните безударные гласные.

Колосок, зеленеет, молодой.

— Сравните слова. Чем они похожи? В чём их особенность? (Эти слова с двумя безударными гласными.)

(Не знаем способа проверки таких слов)

(В корне слова)

(Гласные находятся в слабой позиции)

 

Беседа

Р2

К1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Определение темы урока

- -Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

-Отлично!

4.2. Формирование цели и задач

-Как вы думаете, какую цель мы поставим на урок? А какие задачи?

 (научится писать правильно слова с безударными гласными в корне).(Находить способы проверки безударных гласных в корнях слов, подбирать проверочные слова)

Фронтальный опрос

Р1

Р3

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Выборочный диктант

— Выпишите слова с двумя безударными гласными в корне.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

«Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!»

Здравствуй,

Солнце золотое!

Здравствуй,

Небо голубое!

К. Чуковский

— Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите безударные гласные. (Помогите, золотое.)

— Подумайте, как проверить написание этих слов. Сколько проверочных слов нужно подобрать? (По два слова.)

— Подберите проверочные слова. (Помогите — помощь, помощник; золотое — золото, позолота.)

5.2. Работа по учебнику

Упр. 201 (с. 107).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и объясняют их написание.)

— Назовите в каждой группе слово, от которого образованы другие слова.

5.3. Работа со словом из словаря

— Отгадайте загадку.

Два братца

В воду глядятся

Век не сойдутся

 . (Берега.)

— Найдите слово берег в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом берег, запишите.

— Запомните написание этого слова.

5.4. Работа по учебнику

Упр. 202 (с. 108).

— Прочитайте стихотворение. Какое название подойдёт к этому стихотворению? (рояль)

— Как автор описывает устройство рояля?

- Выполните письменное задание к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)

5.5. Письмо по памяти

- Прочитайте. Назовите орфограммы в словах. Объясните их написание. Подберите проверочные слова.

Наб..рёзет..ремок,

Не в..сит на нём замок.

Дверь открыта для ж..льца —

Г..в..рливого скв..рца.

- Запишите стихотворение по памяти. (Взаимопроверка.)

 Физкультминутка

Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись)
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три)
Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (встали на носочки)

Помогите,золотое

Упр 201

Корень (∩) СТОРОЖ: сторожи́ть, сторо́жка, сто́рож.

Корень (∩) ВЕЧЕР: вечеро́к, ве́чер, вече́рний.

Корень (∩) ВЕСЕЛ: весели́ть, весёлый, ве́село.

Корень (∩) КОРОБ: коробо́к, коро́бка, ко́роб.

Корень (∩) ХОЛОД: холодо́к, хо́лод, холо́дный.

Корень (∩) СОКОЛ: соколёнок, соко́лик, со́кол.

Корень (∩) БЕРЕЖ/БЕРЕГ (чередование ж/г): бережо́к, бе́рег, побере́жье.

Корень (∩) ЩЕБЕТ: щебета́ть, ще́бет, щебе́чут.

  Мы сегодня увИдали

  ГО.р.Одок внутри рояля.

  Целый гор.Од кО.стяной,

  М.Ол.О.тки ст.О.ят горой,

Блещут струны жаром солнца,

Всюду мягкие суконца,

Что ни ул.Ица — струна

В этом гор.Оде в.Идна.

Вставим пропущенные буквы: увидали (видеть), городок (город, вт. о - надо запомнить), костяной (кость), молотки (молот, молотит), стоят (стой), видна (вид) - проверяемые безударные гласные;город, улица - надо запомнить.

На берёзе теремок ,не висит на нём замок. Дверь открыта для жильца-говорливого скворца.

Беседа, фронтальный опрос

Р2

П1

К1

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Ребята, откройте учебник на с.108 упражнение 203.

-Прочитайте что нужно сделать?

Спишите сначала слова с проверяемыми орфограммами в корне, затем слова, в которых есть и проверяемая и не проверяемая   орфограмма.

1) Колосок - колос - колосья, далеко - даль - далекий, гребешок - гребень - гребёнка, деревянный - дерево - деревья, борода - бородка - бороды, полосатый - полоска - полосы, сторона - стороны - сторонка, небеса - небесный - небо, берега - берег - прибрежный, зеркала - зеркало - зеркальный.
2) Сапожок - сапожник, соловей - соловушка, деревенька - деревня, молоко - молочный, серебристый - серебряный, тракторист - трактор

Групповая работа, фронтальный опрос

П2

Р2

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Работа по учебнику

Упр. 204(с. 108).

- Прочитайте. Выполните письменное задание к упражнению.

- Прочитайте текст.

- Как вы его озаглавили?

(Далее учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)

- Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных» нас. 109.

- Что интересного вы узнали?

Составляют ли предложения текст? Почему?
Нет, потому что они не соединены по смыслу, нет последовательности развития событий.

1. Посреди лесного озерца расцвела жёлтая кувшинка. 2. Высунулся из воды стебелёк, будто палочка, и на нём распустился большой круглый цветок. 3 Издалека его видно - золотой шарик на голубой воде.
Заглавие
Жёлтая кувшинка.
Какой получится текст: описание или повествование?
Описание.
Найдите в тексте сравнения.
1) стебелёк, будто палочка;
2) золотой шарик (о цветке кувшинки).

Беседа

Р2

К1

К2

Р2

П2

                                                   

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Ребята, посмотрите на доску

- Разделите слова на две группы.

B

- На какие две группы вы разделили слова? (С одним безударным гласным в корне и с двумя безударными гласными в корне.)

1) весна, вершина, ловушка.

2) мороз, сторожишь, молодой, зеленели

Фронтальный опрос

П1

П2

Р3

К1

Л2

9. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

  1. Подведение итогов урока

- Оцените свою работу на уроке

- -Какая тема урока была сегодня?

- Какую цель мы с вами ставили? А какие задачи?

-Как вы думаете, мы достигли цели и задач?

- Спасибо за урок, можете быть свободны

Беседа

П2

К1

Л2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова"

Урок моделирования и преобразования модели. По характеру познавательной  деятельности: частично-поисковый. По способам организации и осуществления познавательной деятельности: деятельностный, сло...

план-конспект урока по русскому языку "Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова"

Данная разработка может использоваться при изучении темы "Безударные гласные, проверяемые ударением"...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему:« Правописание слов с двумя безударными гласными в корне».

Конспект урока русского языка разработан по программе "Школа России" для учителей начальных классов....

Урок русского языка в 3 классе. Тема "Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова"

Цель урока:личностные: формировать мотивацию к обучению, целенаправленной познавательной деятельности, заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов.предметные: закреплят...

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова"(3 класс, УМК "Школа России)

Цель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о правописании слов   с безударными  гласными в корне.Задачи урока:Дидактические:1. Сформировать представление ...