технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тех.карта урока по русскому языку, тема: "Сложные слова" программа "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе

Тема: Знакомство с понятием «сложные слова».

Предмет: русский язык

Программа: «Школа 2100»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель как деятельность учеников:

Метапредметные:

- развивать умение делать выводы и обобщения;

 путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова,  развивать чувство языка;

- дальнейшее овладение родным языком на основе освоения нового понятия – «сложные слова».

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент урока

- Прозвенел звонок, начался урок.

  Все на месте?

  Всё в порядке: ручка, книга и тетрадки?!

Посмотрите, на ваших столах должны лежать пенал с принадлежностями (карандаш обязательно) и всё необходимое к уроку русского языка.

- Сядьте за парты, приготовьтесь слушать, думать, анализировать, делать выводы.

(Если готовы, значит, начинаем урок.)

- Прочитайте дату. Начался ноябрь – последний месяц осени. Посмотрите, как надо писать название месяца.

- Откройте тетради, возьмите правильно ручку в вашу рабочую руку, расположите тетрадь правильно, измерьте расстояние от глаз до письма, запишите аккуратно разборчивым почерком число и «Классная работа».

- Отложите ручки и послушайте.

Дети молча проверяют готовность к уроку, следуют указаниям учителя.

Проговаривают по слогам, делая паузы.

Пишут дату и словосочетание.

ТТ. Актуализация изученного.

Постановка проблемного вопроса

Формулирование темы урока

Физминутка

Работа с понятием новых слов

 Рефлексия.

Оценивание.

1. Вспоминаем изученные орфограммы.

    В одном словесном государстве жили и не тужили орфограммы. Орфограммы-буквы согласных часто собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибки в правописании. Но иногда они шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот что от них осталось.

(Вывешиваются на доске или открываются таблички:

безударные

согласные

удвоенные

непроизносимые

- Вспомните полное название этих орфограмм.

2. Работа в парах.

-  Поработайте в парах, приведите примеры слов с этими орфограммами, продиктуйте по два слова друг другу.  (У. 119)

(примеры: дорогой, моря, солить, стебелёк, поля;

        сказка, лодка, губка, сторожка, …;

                Анна, масса, аллея, килограмм, …;

             лестница, праздник, звёздный, …;

- Проверим, что у вас получилось?

(Заслушиваются ответы  2 – 3 пар, если есть ошибки, находят, исправляют).

3. Словарная работа.

Орфограммы веселились, и ошибки появились.

Вы, скорее их найдите, правильно слова пишите.

На доске запись:

Шыроко, ворабьи, вороне (перо), мухолофка.

- Напишите правильно. Обозначьте орфограмму.

- Я увидела в тетрадях учеников следующее:

   

 мухоловка                мухоловка

- Какой возникает вопрос?         

1. Беседа по вопросам.

- Почему птицу так назвали?

Запись на доске:

мухоловка – ловит мух.

- Какой корень в слове муха? Подберите однокоренные слова.

- Какой корень в слове ловит? Подберите однокоренные слова.

- Есть ли корни мух и лов в слове мухоловка

(В этом слове два корня).

На доске запись: мухоловка.

2. Работа по учебнику.

а) Упр. 122 ( с. 104) – выявление в тексте слова, состоящего из двух корней.

водопад

- Из каких слов сложилось это слово?

-  Сколько в нём корней?

- Выделите эти корни.        водопад

б) Упр. 123 – определение места сложных слов в ряду однокоренных слов.

- Прочитайте слова. Определите,  сколько здесь групп однокоренных  слов? Выполните задание сами, потом проверим, что у вас получилось.

Детям даётся время подумать и самостоятельно выписать слова группами.

Проверка: (3 группы слов)

1. водитель     2. вода        3. упаду

    водить        водопад            падать

        водичка            водопад

 

- В какой группе оказалось слово  водопад?

(Мнения могут разделиться. Если это произошло, тогда подвести детей к следующему выводу):

- Объясните, что означает слово водопад?

- В чём особенность этого слова?

- Выделите корни в этом слове. Ответьте на вопрос: в какой группе однокоренных слов оно может оказаться?

Физминутка

в) Упр. 123 устно  «по  цепочке» - друг за другом.

г) Подведение итогов работы по наблюдению за новыми словами.

-  Как бы вы назвали такие слова?

- Прочитайте название этих слов на странице 104 в учебнике.

- Почему их так назвали: сложными?

- Запишите тему урока.

- На стр. 106 прочитайте определение и сравните со своей формулировкой.

- Нарисуйте схему сложного слова.

- Приведите пример сложного слова.

- О каких словах вы сегодня узнали?

- Что такое сложные слова? Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными». Буратино сказал, что все длинные слова – это сложные слова. Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными».

- Кто из героев прав?

Записано заранее на доске:

1. Упр. 85 Д. м.;

2. П. Сочинить сказку про сложные слова (по желанию).

Слушают.

Наблюдают, рассматривают.

Дети дают полное название данных орфограмм:

- безударные гласные, парные согласные, удвоенные и непроизносимые согласные.

Работают в парах, приводят примеры слов, диктуют друг другу, записывают в тетрадях. Без помощи учителя.

Далее идёт проверка.

Слушают, проверяют написание, исправляют ошибки, записывают в тетрадях.

Один ученик  работает у доски.

- Кто из учеников прав? Сколько корней в слове мухоловка?

- Она ловит мух.

Записывают за учителем в тетрадях.

Корень:  мух.

Корень: лов.

-Да.

Записывают в тетрадях, выделяют корни.

Коллективно выполняют заданиепо плану упражнения.

Записывают в тетради: водопад

- вода, падает.

- Два: вод и пад

В тетрадях запись: водопад.

Выполняют задание самостоятельно, с последующей проверкой.

В двух группах выделяем корень вод, но эти слова не однокоренные, т. к. у них разное значение, их нельзя объяснить через одно и то же слово, например, вода, поэтому выделяем две группы;

Дать попробовать проанализировать самим. Если будут ошибки, тогда с помощью наводящих вопросов, привести к истинному результату.

-  Поток воды, который падает с высоты.

- Состоит из двух корней.

- В обеих: с корнем вод-  и корнем пад-.

Ученики устно дают толкование сложных слов:

садовод – разводить сад,         волнорез – резать волны,

луноход – ходить по луне,      носорог - носит рог на носу,

                     пустослов – говорит пустые слова.

Предложения детей.

Читают, возможно их мнения подтвердились.

- Сложили из двух слов.

Пишут: Сложные слова.

Читают, сверяют выводы свои с выводами учебника.

Выполняют задание. Желающие её демонстрируют.

Приводят примеры. Проверяют правильность ответов. Слова состоят их двух слов.

Афанасий – такой ответ должны выбрать дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...