Конспект урока русского языка в 4 классе "Глаголы-исключения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Алпацкая Ольга Семёновна

Цель:

Познакомить с глаголами-исключениями.

Задачи:

Образовательные: Формировать представление о глаголах – исключениях.

Формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение.

Совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать их личные окончания.

Способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе. Прививать интерес к русскому языку, знать о Дне Великой Победы, помнить героев своей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_glagoly-isklyucheniya.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Глаголы-исключения»

Подготовила учитель начальных классов МБОУ Верхнеспасской СОШ Алпацкая О. С.

УМК: «Перспектива»

Тип урока: освоение новых знаний

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), наглядный.

Оборудование: компьютер, колонки, интерактивная доска

Цель:

Познакомить с глаголами-исключениями.

Задачи:

Образовательные: Формировать представление о глаголах – исключениях.

Формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение.

Совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать их личные окончания.

Способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе. Прививать интерес к русскому языку, знать о Дне Великой Победы, помнить героев своей Родины.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке ; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь находить в тексте глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Глаголы-исключения, Iспряжение, II спряжение, личные окончания глаголов, неопределённая форма глаголов.

Организация пространства

групповая работа

Девиз урока: «Лучший способ изучить что-либо- это открыть самому»

I. Самоопределение к деятельности. (1-2 мин)

- Ребята, прочитайте слова (На интерактивной доске написаны слова):    

Победить, воевать, верить, ценить, чествовать, радоваться, любить, вспоминать.

- С каким великим событием вы можете связать эти слова? (с 70-летием Победы)

День Победы 9 Мая – слайд

Праздник мира в стране и весны.

В этот день мы солдат вспоминаем,

Не вернувшихся в семьи с войны.

 

В этот праздник мы чествуем дедов,

Защитивших родную страну,

Тех, кто нам подарил Победу

И вернул всем мир и весну!

-Давайте сегодня на уроке немного окунемся в атмосферу военных лет.

У вас есть цветные листы, соберите картинку из фрагментов.

Объединитесь в группы «Танкисты», «Летчики», «Моряки».

Посовещайтесь, выберите командира группы.

Я желаю каждому из вас одержать личную победу в освоении знаний, поверить в свои силыценить помощь ближнего, порадоваться свои успехам и успехам одноклассников.

Вернемся к словам (слайд с глаголами)

-Какой частью речи они являются?

Что будем исследовать на уроке? (глаголы)

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (5-6 мин)

Сегодня у нас необычный урок, и на партах у вас лежат не тетради, а «Боевые листки».

На некоторое время вы станете разведчиками, снайперами и даже саперами.

Вы согласны?

На БОЕВОМ листке запишите число, классная работа.

И для начала предлагаю провести «разведку боем».

Прочитайте 1 задание на боевом листке.

Что вы должны сделать? (Распределить глаголы на 2 группы)

Все вместе, посовещайтесь в группе и выполните это задание.

- По какому признаку распределили? (по спряжению)

- А какая группа даст объяснение? (по тому, на что оканчивается н.ф.)

А зачем мы определяем спряжение? (чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола)

Приглашаю к доске двух ребят, знатоков русского языка, помогают составить кластер.

I спряжение II спряжение

-е -у(-ю) -и -а(-я)

Оцените себя, если вы справились, поставьте 3 баллов, если…..

III. Выявление места и причины затруднения–2-3 мин.

-Ребята, на что чаще всего оканчиваются глаголы 1 спряжения в начальной форме?

(-ать, -еть)

-Отлично, у меня есть для вас интересное задание, бойцы мои ненаглядные.

Представьте, что вы - САПЕРЫ.

А саперы всегда действуют сообща, только вместе!

РАЗМИНИРУЙТЕ поле боя!!!

А мины-это глаголы, оканчивающиеся на -ать, -еть.

-Сколько нашли глаголов? Выписываем в боевой листок.

Побеждает та группа разведчиков, которая первая обнаружит 11 глаголов.

Зачитайте, какие глаголы вы обнаружили?

-На что они оканчиваются в начальной форме? (-ать, -еть)

-А если глаголы в н.ф. оканчиваются на –ать, -еть, какого они спряжения? (первого),

Следовательно, в личных окончаниях мы должны написать гласные –е, -у(-ю)?

IV. Выявление места и причины затруднения–5-6 мин.

Стреляем в цель, мои меткие СНАЙПЕРЫ, выделите окончания и определите спряжение.

Дышать - я дышу, ты дышишь, мы дышим, они дышат.

Терпеть-я терплю, ты терпишь, мы терпим, они терпят.

-Какого спряжения эти глаголы? (второго)

Почему? (в личных окончаниях на –и,- а (-я))

Что же получается: глаголы оканчиваются в начальной форме на –ать, -еть, но относятся ко 2 спряжению?

Интересная ситуация, надо опять провести разведку и найти необходимую информацию, вы - РАЗВЕДЧИКИ.

Откройте словарь, найдите глаголы 1 группа - держать, 2 -терпеть, 3 -обидеть)

(Работают со словарем)

Как их можно назвать? (исключения)

Какая тема урока?

Определим цели: я смогу, хочу, уверен…

V. Реализация построенного проекта- 5-6 мин.

Работа по учебнику с. 105, Иван Иванович Самоваров предлагает прочитать правило.

По очереди читаем стих.

-Ребята, давайте добавим в наш кластер новую информацию.

11 глаголов отнесем к какому спряжению? (ко 2 спряжению).

Чтобы запомнить глаголы-исключения, можно стишок исполнять как песенку.

И на фронте солдат всегда сопровождала песня.

Физминутка.

Я предлагаю вам встать и сделать физминутку по песню «Катюша»

Выполняем движения.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 4-5 мин.

В редкие минуты отдыха, солдаты пели песни и, конечно, писали письма домой.

Загляните в боевой листок. Найдите «Письмо с фронта».

Прочитайте слова для справок, что вы о них можете сказать?

Восстановите текст письма, используя слова для справок.

Кто самый смелый? Кто готов заработать звездочку для команды?

Здравствуй, мама!

Пишу тебе с фронта. Каждый день мы _______________ в глаза

смерти, ________________ взрывы снарядов. Но ты не переживай,

скоро мы ________________ врага от рубежей нашей Родины. И хотя мы

с трудом ________________ оборону, я уверен, мы всё _________________

и ещё __________________ салют Победы!

Мама, я вернусь домой, ты только жди…

Твой сын Алешка

(Слова для справок: смотр.м, слыш.м, прогон.м, держ.м, вытерп.м, увид.м)

- Какую гласную написали в личных окончаниях глаголов? (и). Почему?

-Обратили ли вы внимание, что некоторые глаголы выделены курсивом?

- Как вы думаете почему? (появилась приставка)

- Изменился ли состав слова?

- Влияет ли приставка на написание личного окончания у глаголов?

А давайте обратимся к учебнику, с. 106, прочитайте совет Мудрой Совы.

- Так влияет ли приставка на написание личного окончания у глаголов? (нет)

Давайте в очередной раз убедимся.

Предлагаю, доставить в штаб секретное донесение.

Гимнастика для глаз.

 VI.      Самостоятельная работа.

Секретное донесение доставили, теперь нам предстоит поймать диверсанта

(кто знает, кто это?)

«Третий лишний»

В боевых листах задание, выполняйте.

Каждый глагол может являться «диверсантом» по какому-либо признаку. Постарайтесь найти признак у каждого глагола!

Услышать, держаться, читать.

Посовещайтесь в группах нового состава и приведи свои аргументы.

VIII.  Включение в систему знаний и повторение.

Вы с честью выдержали все испытания, но продемонстрируйте в заключении свои знания.

Пройдем тест.

  1. Определите строчку, где все глаголы являются исключениями:

А) рисовать, смотреть, гнать, читать.

В) гнать, держать, дышать, звать

С) смотреть, видеть, зависеть, вертеть

2. К какому спряжению относятся глаголы – исключения на –ать, -еть

А) к I спряжению

В) ко II спряжению

3. Выбрать глагол с гласной «е» в личном окончании глагола

А) держ.шь

В) гон.шь

С) рису.шь

4. Выбрать глагол с гласной «и» в личном окончании глагола

А) дыш.шь

В) зна.шь

С) игра.шь

3. сколько глаголов- исключений?

А) 10

В) 12

С)11

Д) 9

Молодцы!!!

IX. Подведение итогов. (Рефлексия деятельности)

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Почему эти глаголы являются исключениями?

- Какого они спряжения?

Чему вы научились?

 Я узнал, я смог, я сделал выводы.

Д/з: 1. Выучить стихотворение про глаголы - исключения, учебник, стр. 105,

  1. Творческое задание «Написать сказку о глаголах – исключениях»,
  2. Выполнить самопроверку заданий на уроке.

Ребята, у вас на парте есть маленький конверт, возьмите картинки голубей, напишите пожелание одним словом ветеранам Великой Отечественной Войны, прикрепите их на нашу планету.

Пусть летят эти голуби над нашей Землей, в чистом голубом мирном небе, чтобы каждый помнил и чтил подвиг тех людей, которые подарили нам мир на земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...