Третье склонение имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шартон Ирина Александровна

Урок русского языка в 4 классе по программе "Школа России" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trete_sklonenie_imyon_sushchestvitelnyh.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок    русского языка в 4 классе по программе  «Школа России»                      

Тема:  Третье склонение имён существительных.

 Цели: Создать условия  для знакомства с признаками имён существительных 3 – го склонения, формирования умения распознавать имена существительные 3-го склонения. 

Результаты:

Личностные: Создать условия для формирования умения проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала

Регулятивные: Определять цель учебной деятельности, соотносить свои действия с поставленной целью. (РУУД1);  осуществлять само- и взаимопроверку работ (РУУД2); Оценивать собственную успешность в выполнении заданий

(РУУД 3)

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, анализ, сравнение, классификация по выделенным признакам.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Оборудование: учебник 4 класса,

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг.момент

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Вам нравится узнавать новое?

Готовы ли к новым открытиям? Тогда в путь. Все свои достижения вы будете в листе достижений тремя цветами. Критерии на доске.

Настраиваются на урок, проверка готовности.

ЛУУД3

РУУД1

2.Актуализация опорных знаний

- Запишите число.

- Я сегодня очень спешила и поэтому перепутала некоторые карточки. Поможете разобраться?

- Прочитайте слова, записанные на доске. Какое слово здесь лишнее?

Ученик, учитель, пенал, класс, библиотека, береги, карандаш

- Почему так решили?

- А что такое имя существительное?

- У меня есть конверт с такой надписью «Имя существительное». Посмотрим, что в нём.

(прикрепляю на доску)

РОД, ЧИСЛО, ПАДЕЖ, СКЛОНЕНИЕ, ВРЕМЯ

- Есть ли тут лишнее слово? Почему?

- Докажите, иначе у меня возникли сомнения.

Н-р: Существительное бывает женского рода – мама, среднего рода – солнце, мужского рода- пень.

- Какую фразу можно сложить из лишних слов?

- Используем её для минутки чистописания.

- Оцените свою работу на первом этапе «Повторение»

Ответы детей

береги

Это

Глагол

ответы

обобщают грамматические признаки имени существительного

ЛУУД

ПУУД

КУУД

3. Самоопределение к деятельности.

- Запишем предложение:

К утру на улице разыгралась метель.

- По каким признакам можно определить склонение?

-  Определите склонение у всех существительных.

- Возникла проблема. Слово МЕТЕЛЬ не подходит ни к 1, ни ко 2 склонению.

- Как вы думаете, это исключение или ещё одно склонение?

- Бывает ли много исключений?

- Вы определили, что у существительное  МЕТЕЛЬ женского рода  с  нулевым  окончанием. Подберите  слова с такими же грамматическими признаками.

(дополнительно)

[й’э л’], [к о н’], [н о ч’], [м ы ш], [д’э н’], [п ы л’]

- Какие из слов  в транскрипции можно дописать к данным словам?

- Что объединяет эти слова?

- Много ли слов в русском языке с такими признаками? Могут ли они образовать 3 склонение?

- Сформулируйте тему урока.

- Проверьте себя.

- Какую учебную задачу надо выполнить?

Познакомиться с особенностями имён существительных  3-го склонения,  научиться их распознавать.

Записывают в тетрадь, один на доске

Род, окончания

Определяют, сталкиваются с проблемой

Мнения детей

Подбирают и записывают

         

Ж.р.нулевое окончание

Мнения

Формулируют тему и цель урока

 

ПУУД

РУУД1

КУУД

ФИЗМИНУТКА

Ветер ветки закачал: «У-У-У».

Шарик тоже зарычал: «Ры-ы».

Зашептал в воде камыш: «Ш-ш-ш».

И настала снова тишь: «Тс-с».

3. Построение выхода из проблемной ситуации

 1. «Открытие» новых знаний.

-  Кто из вас был самым внимательным и услышал в физ.минутке имя существительное 3-го склонения?

- Кто может сказать, какие имена существительные относятся к 3-му склонению?

(высказываются 2-3 человека)

- Можно ли как-то подтвердить ваши выводы?

- Найдите нужную информацию. Сравните её со своей

2. Первичное осмысление и закрепление.

- Информация получена. Что дальше?

- Верно. Надо научиться её использовать.

- Найдите упражнение 170. Прочитайте слова.

- К какой части речи они относятся?

- Что обозначают?

- Какие из этих слов вы могли бы поставить рядом со словом СОВЕСТЬ?

- Прочитайте второе задание к упражнению.

- Спрогнозируйте свой результат.  Поставьте ту оценку, на которую рассчитываете, за выполнение этой работы.

- Приступите к выполнению.

- Сличите с эталоном и исправьте ошибки.(слайд) Если ваша оценка совпала, обведите её в кружок, если нет, зачеркните и оцените правильно.

- Как вы рассуждали?

ОЦЕНИТЕ этот этап урока.

Находят информацию

Работают фронтально

мнения

Самостоятельно с последующей проверкой

мнения

КУУД

ЛУУД

ПУУД

РУУД 2

4. Закрепление изученного материала

1. Упражнение в различении склонений имён существительных.

1) Работа в паре.

- С какими склонениями можно спутать имена существительные 3-го склонения?

- Как различить имена существительные 2 и 3 склонения?

- Перед вами карточки со словами. Распределите их в два столбика.

- По какому признаку распределяли?

- Назовите имена существительные 2 склонения, 3 склонения.

Вывод: Имена существительные 2 и 3 склонения различают по роду.

2) Игра «Не зевай!»

- Я показываю существительные 3 склонения, а вы – записываете – однокоренное 1 склонения.

Сельдь, метель, пыль, ночь, цепь, кость, ель.

Вывод: Имена существительные 1 и 3 склонения различают по окончаниям в именительном падеже.

3) Самостоятельная работа.

Упр.173

- К какому склонению относятся выделенные имена существительные?

- Как определили?

С существительными 2 склонения

По роду

Работают в паре

Проверка по слайду

2 слова – коллективно, затем – самостоятельно с последующей проверкой

ПУУД

КУУД

 Итог урока

- Какие имена существительные относятся к 3-му склонению?

- А как определить склонение существительных в косвенном падеже?

КУУД4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме «Третье склонение имён существительных» 4 класс.

Разработка открытого урока по теме «Третье склонение имён существительных» 4 класс. Программа «Школа России», русский язык - Рамзаева Т. Г. Тип урока: комбинированный. Метод обучения: проблемный....

Третье склонение имён существительных

Правописание имён существительных третьего склонения....

Третье склонение имён существительных

Правописание безударных окончаний имён существительных 3 склонения....

Урок русского языка в 3 классе по теме "Третье склонение имён существительных"

На уроке ребята знакомятся с падежными окончаниями имён существительных 3-го склонения...

Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Третье склонение имён существительных"

План-конспект урока изучения нового материала с презентацией....

Урок русского языка в 4 классе "Третье склонение имён существительных"

Тема: Третье склонение имён существительных. Цель урока: знакомство учащихся с существительными третьего склонения....

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...