Программа дополнительного образования детей «Речевая копилка»
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Ахметшина Наталья Сергеевна

Программа дополнительного образования детей «Речевая копилка» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предназначена для работы с обучающимися 3 класса.

Программа составлена с учётом национально-регионального компонента и содержит возможности для дифференцированного и индивидуального подхода, развивает творческие способности  каждого ребёнка, построена по принципу от простого к сложному. В программе используются богатейшие возможности изучения русского языка в формировании речевой культуры учащихся, развитии лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma.docx62.24 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ

МБОУ «СОШ №31 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

 ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Утверждена

на педагогическом совете

протокол №_____  от_______

Директор

_____________ Р.Г. Галиахметов

АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«РЕЧЕВАЯ КОПИЛКА»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА

        

Учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Ахметшина Наталья Сергеевна

 Нижнекамск, 2015

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………………………………..…3

2. Учебно-тематический план………………………………………………………….....…10

3. Содержание программы…………………………………………………………….…......14

4. Используемые технологии………………………………………………….……….…….16  

5. Ожидаемые результаты……………………………………………………..……….….....18

6. Учебно-методическое обеспечение программы………………………………………... 27

7. Список литературы………………………………………………………………………...29  

8. Приложение…………………………………………………………………………..….…31

Занятие № 1   Многозначные слова.

Занятие № 2   Омонимы, омоформы  и омофоны.

Занятие № 3   Фразеологизмы.

Занятие № 4   Сравнения.

Занятие № 5   Олицетворение.

Занятие № 6   Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

Занятие № 7   Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

Занятие № 8   Откуда приходят слова.

Занятие № 9   Этимология.

Занятие № 10  Как тебя зовут?

Занятие № 11  Сочинение по картине В.М. Васнецова "Богатыри".

Занятие № 12  Наши фамилии.

  1. Пояснительная записка

«Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас»

                                                                                 Тургенев И. С.

Программа дополнительного образования детей «Речевая копилка» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предназначена для работы с обучающимися 3 класса.

Программа составлена с учётом национально-регионального компонента и содержит возможности для дифференцированного и индивидуального подхода, развивает творческие способности  каждого ребёнка, построена по принципу от простого к сложному. В программе используются богатейшие возможности изучения русского языка в формировании речевой культуры учащихся, развитии лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций.

Программа дополнительного образования «Речевая копилка» содержит богатый материал для нравственного, патриотического и эстетического воспитания, способствует успешному формированию гармоничной личности младшего школьника, развивает у учащихся воображение, мышление, внимание.

Преемственность программы  дополнительного образования с основным курсом русского языка позволяет углублять полученные знания и способствует более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействует развитию речи детей, совершенствует у них навыки лингвистического анализа, повышает уровень языкового развития школьников, воспитывает познавательный интерес к родному языку, решает проблемы интеллектуального развития младших школьников, способствует овладению детьми универсальными учебными действиями: познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными.

Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. В  процессе изучения грамматики школьники видят "волшебство знакомых слов", понимают, что обычные слова достойны изучения и внимания. Знание русского языка создаёт условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная деятельность.

Программа «Речевая копилка»  занимает важное место в решении практических задач, формируются познавательные интересы как основы учебной деятельности, углубляются и расширяются знания учащихся по русскому языку, развивается чувство слова и бережное отношение к нему, обогащается словарный запас детей, воспитывается чувство гордости за русский язык, вырабатываются этические нормы речевого поведения.

Программа содержит возможности изучения языка с фонетической (звуковой), лексической (словарём) грамматической стороны. Обращение учащихся к  истории отдельных слов и выражений позволит внимательнее относиться к словам русского языка. Большое внимание уделяется этимологической  работе со словом.

Содержание программы «Речевая копилка» построено на чередовании теоретических знаний с разными видами практической деятельности. Программа содержит возможности для индивидуальной  работы над словом, со справочной литературой, по подбору материала для подготовки сообщений.

Занятия выстроены следующим образом:

1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части: "Не спеши языком - торопись делом".

2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее: "Играть играй, да дело знай".

Дидактический материал в большинстве своём даётся в стихотворной форме, что способствует его более лёгкому усвоению и запоминанию.

Программа «Речевая копилка» предполагает использование различных форм, методов, приёмов обучения и воспитания. Значительное место в программе «Речевая копилка» отводится разнообразные виды работ с элементами занимательности: тематические конкурсы, ролевые игры, КВН, грамматический турнир, составление и отгадывание ребусов и кроссвордов, сочинение сказок, диалогов на заданную тему; подбор пословиц и поговорок, написание сочинений-миниатюр; защита рисунков, сообщений; презентация книги, научный дебют, устный журнал. Рождественские посиделки, праздник славянской письменности  - открывают для детей прекрасный мир слова, учат их любить и чувствовать русский язык, понимать и анализировать отдельные явления и факты, вырабатывают у них внимание к своей и чужой речи.

Методическое обеспечение программы:

В процессе реализации программы используются следующие методы:

- игра (деловая, ролевая, познавательная)

- беседа

- метод проектов

- беседа

- экскурсия

- решение ситуационных задач

- викторина

- конкурс

На занятиях используются различные лингвистические словари, научно-популярные книги о русском языке, материалы для бесед, тесты, рисунки, плакаты, цифровые и электронные образовательные ресурсы по темам занятий.

Данные занятия способствуют решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.

Нетрадиционные формы занятий  содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся: восприятия, внимания, наглядно-действенной, наглядно-образной,  словесно-логической форм мышления.

Программа составлена с учётом психологических особенностей учащихся данного возраста, содержит возможности для развития через игровую деятельность для удовлетворения потребностей каждого ребёнка в общей положительной оценке себя в детском коллективе.

Программа «Речевая копилка» составлена из расчёта  35 часов в год, занятия проводятся 1 раз в неделю на базе МБОУ «СОШ  №31 с углублённым изучением отдельных предметов».

Цель программы:

- расширение и углубление лингвистических знаний, повышение общей языковой культуры школьников;

- развитие познавательных интересов и творческих способностей школьников;

- формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной деятельности, использование языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;  

- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Задачи программы

Образовательные:

- предупреждение речевых и грамматических ошибок;

- расширение и углубление программного материала; выявление и поддержка лингвистически одарённых детей;

- приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний;

- обучение языковым нормам русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

- использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности  и повседневной жизни;

Развивающие:

- совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

- развитие языковых компетенций учащихся;

- развитие потребности в речевом самосовершенствовании;

- формирование активной жизненной позиции;

- развитие смекалки и сообразительности;

- развитие индивидуальности личности, её творческой активности, самостоятельности, критичности мышления;

- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

Воспитательные: 

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, уважения к народу – творцу его, приобщение к культуре и литературе русского народа и других народов;

- овладение культурой межнационального общения;

- формирование социально активной личности;  

- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

- воспитание культуры обращения с книгой;

- приобретение нового жизненного опыта и проявление нравственных качеств на новом уровне: любви и уважения в семье, милосердия, доброты, чуткости, сострадания, чувства долга, трудолюбия, отзывчивости;

- воспитание толерантности;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества;

Формы занятий: 

- групповые;

- массовые;

- индивидуальные.

Основные виды учебной деятельности педагога и детей:

- теоретические: рассказ, сообщение, беседа;

- практические: тематические конкурсы, грамматические турниры,  путешествие по страницам книг, встреча с писателями своего города, праздники славянской письменности, Рождественские посиделки,  олимпиады; выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём; составление и отгадывание ребусов и кроссвордов на литературную тему,  подбор пословиц и поговорок, защита рисунков;  редактирование предложений, подготовка сообщений, написание сочинений-миниатюр, сочинение сказок и диалогов на заданную тему, презентация книги, научный дебют, устный журнал; создание книжек-малышек; инсценировка; ролевые игры;

- индивидуальные: работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к подготовке сообщения и защита его.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на   следующих принципах:

- индивидуальный личностно-ориентированный подход к учащимся.

- связь теории с практикой;

- научность;

- наглядность;

- доступность;

- занимательность;

- сознательность и активность;

Методы

- словесный;

- игровой;

- частично-поисковый;

- исследовательский;

- наглядно-демонстрационный;

- проблемный.

Межпредметные связи

- русский язык;

- литературное чтение;

- музыка;

- изобразительное искусство;

- татарский язык;

- технология;

- окружающий мир;

- краеведение;

Оборудование и материалы:

- научно-популярные книги о русском языке.

- лингвистические словари;

- олимпиадные задания;

- тесты;

- образцы сообщений, исследовательских работ;

- памятки «Работа над планом», «Как совершенствовать написанное», «Произноси правильно»;

- материалы стенда «Учись учиться»;

- портреты учёных языковедов;

- рисунки и творческие работы учащихся;

- магнитофон и аудиокассеты;

- компьютер, диски с тематическими материалами по русскому языку.

2. Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1

Речь. Техника и выразительность речи.

1

5

6

2

Слово.

1

8

9

3

Предложение и словосочетание.

1

7

8

4

Текст.

1

5

6

5

Культура общения.

1

5

6

Итого

5

30

35

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата

1

Многозначные слова.

Знакомство с многозначными словами.

Уметь различать многозначные слова; уметь находить выражения с прямыми значениями слов.

2

Омонимы, омоформы, омофоны.

Познакомить с омонимами, омоформами, омофонами.

Уметь находить омонимы, омоформами и омофонами; уметь составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов

3

Фразеологизмы.

Познакомить с понятием «фразеологизмы».

Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи.

4

Сравнения.

Познакомить  с понятием «сравнение».

Уметь подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи.

Олицетворение.

5

Олицетворение.

Познакомить с понятием «олицетворение».

Уметь употреблять олицетворения в устной и письменной речи

6

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

Познакомить с эпитетами, их назначением

Уметь употреблять эпитеты в устной и письменной речи.

7

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

Познакомить с эмоционально окрашенной лексикой.

Уметь выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи.

8

Откуда приходят слова?

Познакомить с заимствованными словами.

Уметь находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя.

9

Этимология.

Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о происхождении и понятии слов в языке.

Уметь использовать этимологический словарь; уметь объяснять происхождение слов.

10

Как тебя зовут?

Познакомить с происхождением и значением имен. Познакомить с происхождением отчеств.

Уметь объяснять происхождение имен. Уметь объяснять происхождение отчеств.

11

Сочинение по картине В.М. Васнецова "Богатыри".

Знакомить с написанием сочинения – описание картины.

Уметь употреблять фразеологические обороты.

12

Наши фамилии.

Познакомить с происхождением фамилий.

Уметь высказывать предположения о происхождении фамилии

13

Топонимы.

Знакомить с топонимами.

Уметь объяснять топонимы

14

Устаревшие слова.

Исследовать устаревшие слова

Уметь находить и объяснять значение устаревших слов.

15

Проверочная работа.

Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации

16

Типы текстов.

Знакомим с разными типами текстов и их признаками.

Уметь различать типы текстов.

17

Темы текстов. Опорные слова.

Знакомить с признаками текста, совершенствовать навыки определения опорных слов.

Уметь определять тему текста; уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст.

18

Связь предложений в тексте.

Обсуждение признаков текста.

Уметь из предложений составлять текст.

19

Обсуждение признаков текста.

Составление из предложений текст.

Уметь из предложений составлять текст.

20

Цепная связь предложений в тексте.

Обсудить способы цепной связи предложений в тексте.

Уметь определять способы цепной связи предложений в тексте.

21

Цепная связь предложений в тексте.

Обсудить способы цепной связи предложений в тексте.

Уметь составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью.

22

Параллельная связь предложений в тексте.

Обсудить параллельную связь предложений в тексте.

Уметь составлять из предложений текст с параллельной связью.

23

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

Писать сочинение на определенную тему.

Уметь правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте.

24

Единый временной план текста.

Исследовать единый временной план в текстах с цепной и параллельной связью предложений.

Уметь определить типы текста; уметь находить глаголы в тексте и определять их время.

25

Единый временной план текста.

Знакомство с понятием о временной соотнесённости глаголов в повествовательных текстах.

Уметь объяснять фразеологизмы; уметь ставить в тексте в нужную форму.

26

Единый временной план текста.

Обсуждение с временной соотнесённостью глаголов.

Уметь редактировать повествовательные тексты.

27.

Олимпиада.

Развитие познавательного интереса, внимания.

Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.

28

Стили речи.

Знакомство с понятием «стиль речи» и с разновидностями стилей речи.

Уметь различать тексты в разговорном стиле и в книжном.

29

Стили речи.

Исследовать разговорный стиль речи; дать понятия «Монолог» и «Диалог».

Уметь находить текст в разговорном стиле.

30

Культура общения.

Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии.

Уметь соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии.

31

Научный стиль.

Обсудить признаки научного стиля.

Уметь различать научный текст от других.

32

Словари.

Исследовать разные виды словарей (толковые, или объяснительные словари; словари – справочники).

Уметь работать со словарями.

33

Пословицы.

Знакомство с пословицами.

Уметь применять пословицы в речи.

34

Конкурс аукцион лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.

Знакомство со скороговорками.

Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.

35

Проверь себя.

Развитие познавательного интереса, внимания.

Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.

                                             

3. Содержание программы

Тема 1. Речь. Техника и выразительность речи.

Практическая работа

  • Общие понятия о культуре речи.
  • Основные качества речи: правильность, точность, богатство.
  • Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи.
  • Монолог и диалог.
  • Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения.
  • Умение  выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

   

Тема 2.  Слово.

Практическая работа          

  • Слово и его значение.
  • Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.
  • Знакомство со словарём синонимов.
  • Изобразительно выразительные средства языка:  метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
  • Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
  • Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять вы тексте научного стиля.
  • Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
  • Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
  • Устаревшие слова.  Умение выделять их в речи, определять значение, стилистическую принадлежность.

Тема 3. Предложение и словосочетание.

Практическая работа

  • Предложение.  Обогащение словарного запаса учащихся.
  • Умение редактировать простые предложения:  исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

Тема 4. Текст.

Практическая работа

  • Тема, микротема,  основная мысль текста.
  • Опорные слова.
  • Структура текста.
  • План, виды плана.
  • Стиль речи: разговорный и книжный (художественный и научный) Умение определять  стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
  • Типы текста. Повествование, описание, рассуждение.
  • Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях.
  • Умение составлять повествование с элементами описания.
  • Связь между предложениями в тексте
  • Цепная и параллельная связь.
  • Средства связи при цепном построении текста.
  • Средства связи в тексте с параллельным построением.
  • Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Тема 5. Культура общения.

Практическая работа

  • Волшебные слова:  слова приветствия, прощания,  просьбы,  благодарности, извинения.
  • Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

4. Используемые технологии

Используемые

Технологии

Новые качества учащихся

Факты результативности

1.

Педагогика

сотрудничества

Доброжелательность, открытость, уверенность в себе, бесконфликтное поведение, комфортность, коммуникабельность, желание учиться, облагораживание души, формирование личностного отношения.

 Раскрытие духовных сил ребёнка, становление и развитие личности и её внутреннего мира: морали, культуры, красоты; активность, развитие эмоциональной сферы,  формирование духовной культуры. Активное участие в творческих конкурсах, высокая мотивация в получении знаний.

2.  .

Игровые технологии

Способность саморазвития, самовоспитания, наблюдательность, коллективизм, совершенствуется коммуникативный опыт, формируется отношение к социальному взаимодействию как к ценности

Усваивается в совершенстве диалектика общения, развиваются речь, организаторские и творческие способности, мышление, память, внимание, воображение, растёт познавательная активность; формируется социальная мобильность, повышается положительная мотивация учащихся к учению

3.

Личностно-ориентированная технология

Творческая активность, самоконтроль, самостоятельность,  развитие эмоциональной сферы, формирование личностного отношения к произведениям и событиям, формируются ключевые компетенции

Всестороннее развитие личности, взаимопомощь, формирование культуры чувств, развитие духовности, сострадания и милосердия, потребность беречь природу, формирование духовной культуры.

4.

Развивающее обучение

Любознательность, развитие способности анализа и планирования, свобода личного выбора, способность саморазвития и самовоспитания, сознательность, повысилось качество обучения, формируются ключевые компетенции.

Формирование логического типа мышления, способного изменить свою жизнь, рост познавательной активности, раскрытие духовных сил ребёнка

5.

Здоровьесберегающие технологии

Забота о сохранении и укреплении своего здоровья, формирование высоких морально-волевых качеств, неприятие вредных привычек

Принятие здорового образа жизни, укрепление здоровья, сохранение  работоспособности, исключение переутомления

5. Ожидаемые результаты

   К окончанию курса «Речевая копилка» обучающиеся должны знать:

-  многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение;

- эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

- типы текстов;

- языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения;

- материал из жизни и деятельности выдающихся учёных языковедов;

- назначение лингвистических словарей;

- историю современного русского письма;

- приёмы работы с текстом;

- художественно-выразительные средства языка;

- знать правила сравнения и описания.

Обучающие должны уметь:

- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по образцу;

- определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

-быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- редактировать предложения;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

- рисовать словами, ярко, живо, передовая своё настроение рассказывать о том, что      мы видим вокруг;

- составлять текст сравнительного описания;

- использовать средство выразительности (логические ударения);

- сочинять, рассказывать, придумывать различные истории;

- составлять текст по его началу или концовки;

- использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы;

- опознавать языковые единицы проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;

- подготовить сообщение по заданной теме;

- выступить с сообщением перед одноклассниками;

- подготовить презентацию по заданной теме;

- самостоятельно выполнять различные творческие работы;

- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач, пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения и языковыми нормами;

- применять полученный нравственный опыт в жизненных ситуациях;

- работать в паре, в группе, уметь договариваться, учитывать мнение других.

Личностные,  предметные и метапредметные  результаты

освоения программы

Результаты

Формируемые  умения

Средства формирования

Личностные

- Формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии;

- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,

- развитие критического и творческого мышления.

- Организация на занятии парно-групповой работы

Регулятивные

- Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

-уметь самостоятельно работать с новым произведением;

-уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

-уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

- уметь делать  целеполагание;

-прогнозировать уровень усвоения;

-осуществлять  итогового и пошагового контроль по результату;

-оценивать правильность выполнения действий на занятии;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;

- В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные

-выделение познавательной цели;

- построение сообщений в устной и письменной форме;

-пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы;

-анализировать;

-доказывать;;

-обобщать;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-построение логической цепи рассуждений;

-уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

- Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Коммуникативные

-адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, построение монологического высказывания, владение диалогической формой речи;

-задавать вопросы;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.

Ожидаемый результат и способы их проверки

Как показывает опыт при организации занятий по развитию речи по курсу «Речевая копилка» способствует на развитие устной и письменной речи учащихся как основного показателя интеллектуального уровня. В основе построения курса лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников грамотного письма, поскольку овладение устной и  письменной речью требует комплексного подхода.

Ожидаемый результат:

- Обогащенный словарный запас;

- Отчетливое произношение слов со свистящими, шипящими и сонорными звуками;

- Умение описывать, придерживаясь определенной последовательности;

- Умение строить сложные предложения;

- Умение составлять творческие рассказы.

Результатом апробации данной программы стали призовые места учащихся начальной школе в различных конкурсах, олимпиадах, исследовательских работ «Дебют в науке» (см. Приложение).

Гайнутдинов Михаил Сергеевич

Сертификат участника в III Всероссийском блиц-турнире по русскому языку «Путешествие по Лингвии»

Шишкин Максим Сергеевич

Сертификат участника в III Всероссийском блиц-турнире по русскому языку «Путешествие по Лингвии»

Артющенко Алексей Игоревич

Сертификат участника в III Всероссийском блиц-турнире по русскому языку «Путешествие по Лингвии»

Андреева Анастасия

Владиславовна

Сертификат участника в III Всероссийском блиц-турнире по русскому языку «Путешествие по Лингвии»

Григорьев Дмитрий Витальевич

Сертификат участника в III Всероссийском блиц-турнире по русскому языку «Путешествие по Лингвии»

Катунин Максим Сергеевич

Сертификат участника в III Всероссийском блиц-турнире по русскому языку «Путешествие по Лингвии»

Гатиатуллин Артур Дамирович

Сертификат участника в III Всероссийском блиц-турнире по русскому языку «Путешествие по Лингвии»

Сажнев Роман Михайлович

Сертификат участника в III Всероссийском блиц-турнире по русскому языку «Путешествие по Лингвии»

Абдулхаков Ильсаф Рифгатович

Сертификат участника в III Всероссийском блиц-турнире по русскому языку «Путешествие по Лингвии»

Сияцкая Виктория Ильинична

Сертификат участника в III Всероссийском блиц-турнире по русскому языку «Путешествие по Лингвии»

Нагимова Алина Ринатовна

Сертификат участника в III Всероссийском блиц-турнире по русскому языку «Путешествие по Лингвии»

Сияцкая Виктория Ильинична

Диплом победителя Всероссийской дистанционной викторины  «По любимым страницам»,2013г.

Пичугов Владислав Леонидович

Диплом победителя Всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку «Говорим и пишем правильно»,2013г.

Шишкин Максим Сергеевич

Диплом победителя Всероссийской дистанционной олимпиады по литературному чтению  на сайте www.vot-zadachka.ru,2013г

Нагимова Алина Ринатовна

Диплом победителя Всероссийской дистанционной олимпиады по литературному чтению  на сайте www.vot-zadachka.ru,2013г

Гатиатуллин Артур Дамирович

Диплом победителя Всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку  на сайте www.vot-zadachka.ru,2013г

Шишкин Максим Сергеевич

Диплом победителя Всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку  на сайте www.vot-zadachka.ru,2013г

Гайнутдинов Михаил Сергеевич

Диплом победителя Всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку  на сайте www.vot-zadachka.ru,2013г

Низамов Артур Ильдарович

Диплом победителя Всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку  «Страна грамматики»,2013г.

Григорьев Дмитрий Витальевич

Диплом победителя Всероссийской дистанционной олимпиады по литературному чтению «Книголюб»,2013г.

Гайнутдинов Михаил Сергеевич

Диплом победителя Всероссийской дистанционной олимпиады по литературному чтению «Книголюб»,2013г.

Нагимова Алина Ринатовна

Диплом победителя Всероссийской дистанционной олимпиады по литературному чтению «Книголюб»,2013г.

Фатхуллин Айрат Рафикович

Диплом победителя Всероссийской дистанционной олимпиады по литературному чтению «Книголюб»,2013г.

Нагимова Алина Ринатовна

2 Г

Диплом I степени в V республиканского конкурса исследовательских работ и проектов школьников «Дебют в науке»

Нагимова Алина Ринатовна

Диплом победителя Всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку «Пиши грамотно»,2014г.

Абдулхаков Ильсаф Рифгатович

Диплом победителя Всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку «Пиши грамотно»,2014г.

Сияцкая Виктория Ильинична

Диплом победителя Всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку «Пиши грамотно»,2014г.

Гайнутдинов Михаил Сергеевич

Диплом лауреата Всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку «Пиши грамотно»,2014г.

Пичугов Владислав Леонидович

Диплом лауреата Всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку «Пиши грамотно»,2014г.

Андреева Анастасия

Владиславовна

Диплом победителя Всероссийской дистанционной олимпиады по литературному чтению «Люблю читать»,2014г.

Тураева Елена Андреевна

Диплом победителя Всероссийской дистанционной олимпиады по литературному чтению «Люблю читать»,2014г.

Нагимова Алина Ринатовна

Диплом победителя Всероссийской дистанционной олимпиады по литературному чтению «Люблю читать»,2014г.

Григорьев Дмитрий Витальевич

Диплом победителя Всероссийской дистанционной олимпиады по литературному чтению «Люблю читать»,2014г.

6. Учебно-методическое обеспечение программы

1. Закон РФ "Об образовании"

2. Морозова М. М. Виды внеклассной работы по русскому языку. Москва “Просвещение”, 1998 г. 269с.

3.Сборник нормативных документов РУССКИЙ ЯЗЫК: федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2009 г.

4. Соколова Т.Н. Школа развития речи: курс "Речь": 3-й класс: рабочие тетради для детей 8-9 лет: в 2 ч. Издательство РОСТ, 2011 г.

5.Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс "Речь": Методическое пособие. 3 класс. Издательство РОСТ, 2012 г.

Мультимедийное обеспечение:

- компьютер, проектор, множительная техника, интернет

- телевизор, DVD- плеер

- музыкальный центр

Мультимедийные пособия

1. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка».

2.Универсальный мультимедийный тренажёр. ФГОС Русский язык.

3. Универсальный мультимедийный  пособие. Русский язык.

4. Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета».

5. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий.

Использование интернет-ресурсов:

  • Сайт Учительская копилка http://uchkopilka.ru/nachal-obraz/programmy/item/4967-razvitie-rechi-4-klass-programma-20141204
  • Презентация на тему  «Сравнения» к  занятию 4 http://www.myshared.ru/slide/693377/#    
  • Сочинение по картине В.М. Васнецова "Богатыри" занятие 11 http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/sochinenie-po-kartine-vmvasnecova-bogatyri0.html                                                    
  • Детские электронные презентации http://www.viki.rdf.ru
  • Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/
  • Сайт «Фактор роста» http://www.farosta.ru/

•        Сайт «Учительской газеты» http://www.ug.ru/

•        Сайт ИД «Первое сентября» https://my.1september.ru/

  • Культура письменной речи http://www.gramma.ru
  • Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
  • Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
  • Мир слова русского http://www.rusword.org
  • Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
  • Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
  • Продленка: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
  • Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru

 Использование ресурсов видеотеки:

Видео   «Что означает имя Дмитрий» к занятию 10, к 12 наши фамилии                                                    

http://www.bing.com/videos/search?q=%D0%92%D0%B8

7. Список литературы

Для преподавателя

1. Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. Москва «Просвещение»,  1993 г.

2.Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Занимательная грамматика. Донецк. ПКФ «БАО», 1997 г.

3.Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва «Просвещение», 1991 г.

4.Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. Ростов-на-Дону «Феникс», 2014г

5. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва «Просвещение», 1991 г.

6. Каркошкина Т.Н., Персидская  И.В., Донская О.Н. Олимпиадные задания 3-4 классы. Выпуск 3. Волгоград «Учитель»,2011 г.

7. Карпенко.М.Т.  Сборник загадок. М., 1988 г.

8.Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва «ВЛАДОС», 2003 г.

9. Лободина Н.В . Олимпиадные задания 3-4 классы. Выпуск 2. Волгоград «Учитель», 2011 г.

10. Полякова А. В. Превращения слов. Учебное пособие .Москва «Просвещение», 1991 г.

11.Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 3 класс. Издательство РОСТ, 2012 г.

12.Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва «Просвещение», 1991 г.

13.Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. «АРД ЛТД», 1997 г.

14.Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г.

15. Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва «Просвещение», 1988 г.

16. Чаус Е.А. Олимпиадные задания .3-4 классы. Волгоград «Учитель»,2009г.

17. Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва “Новая школа”, 1993г.

Для родителей

1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение.М.: Просвещение, 1991 г.

3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996 г.

4.Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

5. Дмитриева В.Г. 1000 загадок пословиц поговорок скороговорок М.: АСТ; СПб.: Сова; Владимир:  ВКТ, 2010 г.

Для детей

1. Журналы: «Весёлые картинки», «Мурзилка».

2.Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991г. 3.Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

4.Соколова Т.Н. Школа развития речи : курс "Речь" : 3-й класс : рабочие тетради: в 2 ч. Издательство РОСТ, 2011 г.

8. Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)

Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...

"Тропинки творчества"программа дополнительного образования детей по изобразительному творчеству для детей 6-9 лет

"Тропинки творчества" программа дополнительного образования детей 6-9 лет по изобразительному творчеству.Основная особенность программы - обучение детей живописи. Программа адаптирована для занятий с ...

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг

Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...