Урок русского языка во 2 классе. Тема урока: Предлоги и союзы.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Склярова Наталья Александровна

 

Цель урока: познакомить учащихся с предлогом и союзом, как со служебной частью речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_predlogi_i_soyuzy.docx47.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Предлоги и союзы.

Цель урока: познакомить учащихся с предлогом и союзом, как со служебной частью речи.

Задачи урока:

1. Обеспечить усвоение знания учащимися предлога и союза  как части речи, сформировать умение находить и употреблять предлоги и союзы в речи, писать предлоги и союзы с другими словами.

2. Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, выводить правило, обеспечивать развитие речи учащихся через их аналитическую и мыслительную деятельность.

3. Содействовать формированию любви и бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

Дети учатся:

  1. Личностные.

Ценить и принимать такие базовые ценности как добро, родина, природа.

  1. Регулятивные.

Определять цель учебной деятельности с помощью направлений учителя, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, оценивать задания по степени сложности выполнения.

  1. Познавательные.

Ориентироваться в учебном материале, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения темы, владеть полученной информацией , сравнивать и группировать объекты по конкретным основаниям, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

  1. Коммуникативные.

Участвовать в диалоге с одноклассниками и учителем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, сотрудничать в совместном решении учебных задач, отвечать на вопросы учителя полным ответом.

Умения, характеризующие достижение результатов:

  1. Самостоятельно формулировать правило по теме.
  2. Применять изученное знание правила при письме.
  3. Работать в парах, группах.
  4. Сравнивать свои выводы с выводами в учебнике.
  5. Устанавливать причинно-следственные связи в природе.

Материалы к уроку: презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями), смайлики.

Ход урока

  1. 1. Мотивирование к учебной деятельности.
  2.  Эмоциональный настрой: слайд 1

- Начинаем урок русского языка. На уроке присутствуют гости. Поприветствуем их.

2 слайд

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали мы у парт красиво,

Улыбнулись всем на диво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда!

Так начнём урок, друзья.

Будем слушать? Рассуждать?

И друг другу помогать?

- Вы, наверное, заметили, как ярко светит солнышко и улыбается нам.

- Сегодня каждый из вас нарисует  своё солнышко. После каждого этапа урока вы будете пририсовывать к солнышку лучик. Если с работой справитесь без ошибок к солнышку добавляем  длинный лучик, если задание вызовет затруднение – средний, а кому будет очень трудно и непонятно -  короткий лучик.

Цель: активизировать опорные знания, целеполагание.

3 слайд  На доске: вы видите незаконченное предложение. Я вам предлагаю его закончить.

Сегодня я пришёл на урок русского языка для того, чтобы ………..

- Сегодня я пришла к вам на урок  русского языка для того, чтобы помочь вам становиться еще грамотней. В русском языке еще много секретов. Мы обязательно постараемся открыть еще один

- Ребята, для чего мы с вами изучаем русский язык? Где нам могут пригодиться знания и умения, полученные на уроке?

- А вы умеете писать красиво?

 - Откроем тетради. Запишем дату сегодняшнего дня.

- А вы умеете писать красиво?  На каком  этапе урока мы учимся писать красиво?

4 слайд. На доске запись: б ч а г с т и д р е ж ч и

- Что видите? Назовите буквы. Запишите в тетради каллиграфическим почерком.

  • Оцените свою работу лучиком (дети к солнцу пририсовывают  лучик)

Работа в паре. Исключите буквы (зачеркните карандашом), обозначающие парные звонкие согласные звуки.

  • Оцените свою работу лучиком.

- Прочитайте, соединив оставшиеся буквы в слова ?  (части речи)

- Как вы думаете,  почему эти слова у нас получились?

А как вы думаете, все ли части речи мы изучили? Значит,  какой будет наша цель на уроке?

Постановка темы и целей урока.(5 мин)  5 слайд.

- На уроках русского языка мы не только учимся писать красиво, но и грамотно.

- Посмотрите, на доске записаны  слова.

Сне.., вет..р, рыхлый, на, тает, г..лоса, птич..и, ..грает.

- Какие орфограммы вы увидели в словах?

- Вставьте пропущенные буквы, объясняя орфограммы. (Записываем только те слова,  где пропущены буквы)

  • Оцените свою работу лучиком.

- На какие группы можно разделить все эти слова? (по частям речи)

Работа в группах.

Во время работы в группе помните, что вы несете ответственность не только за себя, но и за всю группу; умейте слушать друг друга, уважать мнение товарищей.

Класс делится на 3 группы. У каждой группы находятся карточки со словами. Учащиеся должны распределить слова на группы по частям речи (сущ., прил., глагол).

Фронтальная проверка.

1 группа называет существительные.

2 группа – прилагательные.

3 группа – глаголы.

- Какое слово у вас не вошло ни в одну группу?

- Что это за слово?

- Предлог – это тоже часть речи.

- Какие еще предлоги вы знаете?

  • Оцените свою работу лучиком.

Давайте обобщим  свои умения на данном этапе урока. 6 слайд

умения

Умею

 «+»

Хочу

Научиться

 «- »

1.

Находить в предложении имена существительные

2.

Ставить вопросы к именам прилагательным

3.

Определять время у  глаголов

4.

Употреблять в речи предлоги и союзы

Что же  вы хотели бы узнать нового сегодня на уроке?

- Сформулируйте тему урока. (7 слайд)

- Сформулируйте цель урока.

- Какую цель поставит каждый для себя?

Где можем использовать новое знание?

Где пригодиться новое знание?

Давайте попробуем выяснить,  для чего в нашей речи употребляют предлоги и союзы.

8 слайд.

Какую информацию можно сообщить с помощью данных слов?

Составьте  предложение.

Катя, лес, прогулка, Вася, пошли.

Что нужно  сделать, чтобы получилось предложение?

Катя и Вася пошли на прогулку в лес.

Какие слова вы добавили?

Что такое в и на ?

А вот что такое это маленькое слово – и?

Найдите ответ в учебнике стр. 108 упр. № 1

  • Оцените свою работу лучиком.

- Для чего вам понадобилось изменять  и вставлять  слова?

- Для связи слов в предложении.

Значит можно сказать , что предлоги и союзы служат для связи слов в предложении , поэтому и  называют …  (продолжить)   служебные части речи

На парте лежат карточки. На них предлоги и союзы

Возьми только одну карточку и  поместите в нужную группу

Предлог              Союз

  • Оцените свою работу лучиком.

4. Наблюдение за употреблением предлогов с другими частями речи.

Запишем предложения.

Ребята  идут  по весеннему лесу. Ветки осин качаются от ветра.

Обозначьте в предложениях части речи. (Цепочкой).

Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет?

9 слайд.

Правильно, предлоги связаны с именами существительными и могут стоять  перед прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются.

        Но, обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.

  • Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
  • Оцените свою работу лучиком.

- Давайте попробуем сформулировать правило.

      - Что такое предлоги  и союзы?

- Для чего нужны предлоги в речи?

- С какой частью речи употребляются предлоги?

- Могут ли предлоги употребляться с глаголами?

Как пишутся предлоги и союзы  со словами?

 - Сравните свои выводы с правилом в учебнике. (находят и читают правило в учебнике).

Что ещё узнали нового из правила?  Зарядка для глаз слайд 11

 Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.  Слайд 12

1 уровень – самый простой. Списать скороговорку, подчеркнуть предлоги.

      У Семёна с Саней в сетях сом с усами.

2 уровень – средней сложности. (голубое поле)Объединить пары слов с помощью предлогов.   Запишие полученные словосочетания .                                                                                                                             Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)

3.уровень – самый сложный (красное поле) Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь.

        Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.   

 Время пошло слайд 13                                            

(Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде.14                                                                                                                           

Домашнее задание. Стр. 41 упр. № 2 (РТ) , стр. 108 упр. 2 (дифференцированное задание)

Подведение итогов. Рефлексия.(5 минут)

  • (15 слайд) - Давайте подведем итог урока. Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.

Что вы ему расскажите об уроке русского языка?

Продолжите предложения:

Мы научились…

Мы вспомнили…

Посмотрите на своё получившееся солнышко и заполняем лист самооценки 

 выставляем себе оценку. Слайд 16

Ну,  а теперь покажите смайликом свою оценку на уроке. Слайд 17

- Мне сегодня было очень приятно с вами работать. Если у кого-то не всё получилось – не вешать нос!

умения

Умею

 «+»

Хочу научиться «- »

1.

Находить в предложении имена существительные

2.

Ставить вопросы к именам прилагательным

3.

Определять время у  глаголов

4.

Употреблять в речи предлоги и союзы

        Лист   самооценки

Я могу объяснить, что такое предлоги и союзы.

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов.

В паре помогал находить парные звонкие согласные звуки

Внимательно слушал учителя, одноклассников .

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы .

Писал в тетради красиво и грамотно

Ф . И. ________________

оценка

умения

Умею

 «+»

Хочу научиться «- »

1.

Находить в предложении имена существительные

2.

Ставить вопросы к именам прилагательным

3.        

Определять время у  глаголов

4.

Употреблять в речи предлоги и союзы

       

умения

Умею

 «+»

Хочу научиться «- »

1.

Находить в предложении имена существительные

2.

Ставить вопросы к именам прилагательным

3.        

Определять время у  глаголов

4.

Употреблять в речи предлоги и союзы

        Лист   самооценки

Я могу объяснить, что такое предлоги и союзы.

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов.

В паре помогал находить парные звонкие согласные звуки

Внимательно слушал учителя, одноклассников .

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы .

Писал в тетради красиво и грамотно

Ф . И. ________________

оценка

1 группа

Распределить слова на группы

Снег, ветер, рыхлый, на, тает, голоса, птичьи, играет.

2 группа

Распределить слова на группы

Снег, ветер, рыхлый, на, тает, голоса, птичьи, играет.

3 группа

Распределить слова на группы

Снег, ветер, рыхлый, на, тает, голоса, птичьи, играет.

Карточка  для самостоятельной работы

1 уровень – самый простой. Списать скороговорку, подчеркнуть предлоги.

      У Семёна с Саней в сетях сом с усами.

2 уровень – средней сложности. Объединить пары слов с помощью предлогов.   Запишите полученные словосочетания .                                                                                                                             Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)

3 уровень – самый сложный . Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь.

        Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот

Карточка  для самостоятельной работы

1 уровень – самый простой. Списать скороговорку, подчеркнуть предлоги.

      У Семёна с Саней в сетях сом с усами.

2 уровень – средней сложности. Объединить пары слов с помощью предлогов.   Запишите полученные словосочетания .                                                                                                                             Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)

3 уровень – самый сложный . Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь.

        Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот

Карточка  для самостоятельной работы

1 уровень – самый простой. Списать скороговорку, подчеркнуть предлоги.

      У Семёна с Саней в сетях сом с усами.

2 уровень – средней сложности. Объединить пары слов с помощью предлогов.   Запишите полученные словосочетания .                                                                                                                             Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)

3 уровень – самый сложный . Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь.

        Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот

Карточка  для самостоятельной работы

1 уровень – самый простой. Списать скороговорку, подчеркнуть предлоги.

      У Семёна с Саней в сетях сом с усами.

2 уровень – средней сложности. Объединить пары слов с помощью предлогов.   Запишите полученные словосочетания .                                                                                                                             Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)

3 уровень – самый сложный . Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь.

        Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот

 

         

 

       

 

 

     

 

   

     

   

     

       

   

   

         

     

       

   

     

 

        Лист   самооценки

Я могу объяснить, что такое предлоги и союзы.

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов.

В паре помогал находить парные звонкие согласные звуки

Внимательно слушал учителя, одноклассников .

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы .

Писал в тетради красиво и грамотно

Ф . И. ________________

оценка

        Лист   самооценки

Я могу объяснить, что такое предлоги и союзы.

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов.

В паре помогал находить парные звонкие согласные звуки

Внимательно слушал учителя, одноклассников .

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы .

Писал в тетради красиво и грамотно

Ф . И. ________________

оценка

       

        Лист   самооценки

Я могу объяснить, что такое предлоги и союзы.

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов.

В паре помогал находить парные звонкие согласные звуки

Внимательно слушал учителя, одноклассников .

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы .

Писал в тетради красиво и грамотно

Ф . И. ________________

оценка

        Лист   самооценки

Я могу объяснить, что такое предлоги и союзы.

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов.

В паре помогал находить парные звонкие согласные звуки

Внимательно слушал учителя, одноклассников .

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы .

Писал в тетради красиво и грамотно

Ф . И. ________________

оценка

        Лист   самооценки

Я могу объяснить, что такое предлоги и союзы.

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов.

В паре помогал находить парные звонкие согласные звуки

Внимательно слушал учителя, одноклассников .

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы .

Писал в тетради красиво и грамотно

Ф . И. ________________

оценка

        Лист   самооценки

Я могу объяснить, что такое предлоги и союзы.

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов.

В паре помогал находить парные звонкие согласные звуки

Внимательно слушал учителя, одноклассников .

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы .

Писал в тетради красиво и грамотно

Ф . И. ________________

оценка

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс. Тема урока: "Разделительный мягкий знак"

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100"...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Олимпийский урок. Русский язык, 4 класс. Тема урока: "Склонение имён существительных".

Данный материал представляет конспект урока русского языка в 4 классе. Тема урока: "Склонение имён существительных". С целью актуализации информации о XXII  Олимпийских зимних играх и XI Пар...

Урок русского языка 2 класс Тема: Антонимы Форма: урок – игра «Цветик - семицветик»

формирование знаний об антонимах; закрепление знаний по теме «Синонимы»; развитие творческого мышления, речи, умений подбирать антонимы к словам, расширение кругозора учащихся....

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка

Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...