Имя существительное. Местоимение
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе к учебнику В.П. Канакина, В.Г. Горецкого

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. МЕСТОИМЕНИЕ

Цель деятель-
ности учителя

Создать условия для актуализации знаний учащихся об изученных частях речи (признаках имен существительных, местоимений), их роли в речи, обучения умению различать имена существительные и местоимения и правильно употреблять их в речи, организации повторения правила написания слов с заглавной буквы

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться
в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Методы и формы обучения

Фронтальная, парная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

1. Учебник

Оборудование

Интерактивная доска, проектор (по возможности)

Наглядно-
демонстрационный материал

Запись задач темы, элементов букв


Окончание табл.

Основные понятия и термины

Части речи. Имя существительное. Местоимение. Признаки имен существительных и местоимений. Слово
с непроверяемым написанием

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания
и упраж-
нения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия
на уроке

Формируемые
умения (универсальные учебные действия)

Проме-
жуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Постановка
учебной
задачи

Формулирование учебных задач
по названию темы

– Откройте учебник на стр. 53. Мы продолжаем работу над разделом «Слово в языке и речи». Прочитайте название темы урока.

– Подумайте и скажите, какие вопросы будем рассматривать на уроке?

– Сегодня на уроке постараемся обстоятельно ответить на следующие вопросы (на доске):

•  Какие части речи вы знаете?

•  Что обозначает и на какие вопросы отвечает каждая часть речи?

•  Что такое имя существительное?

•  Какие признаки имени существительного вы знаете?

•  Что такое местоимение?

•  Какие признаки местоимения вы знаете?

– «Части речи. Что такое части речи?».

Ответы уча-щихся.

Внимательно слушают

Фрон-тальная

П – извлекают
необходимую информацию
из высказываний одноклассников, сведений учителя, учебника.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу.

Л – осознают границы своего знания и «незнания»


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

II. Минутка чисто-писания

Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начерта-
ниями букв, соединений

– Посмотрите на доску. Элементы каких букв
будем прописывать?

Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.

– Расположите тетрадь правильно. Возьмите
правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.

– Посмотрите и отметьте элементы, которые
получились у вас лучше остальных

Заглавной
и строчной букв
Р, р.

Выполняют
задания

Фрон-тальная. Индиви-дуальная

П – владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия

Написание элементов букв

III. Повторение
изученного мате-
риала.

1. Работа
по таблице (учебник,
с. 53,
упр. 89)

Работа над упражнением с целью актуализации знаний о частях речи

– Откройте учебник на с. 53, найдите упр. 89. Рассмотрите таблицу «Части речи и их значение». Ответьте на вопросы, опираясь на сведения из таблицы:

1. Какие части речи вы знаете?

2. Какие части речи вы еще знаете, но они
не указаны в таблице?

Выполняют
задание.

– Имя существительное, имя прилагательное, глагол, место-
имение.

– Предлоги, частицы,
союзы.

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – используют различные способы поиска информации, речевые средства для ре-
шения познава-тельных задач; осознанно строят речевое высказы-вание в соответствии с задачами коммуникации, владеют логи-

Представ-ление
о частях речи и их значении


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Если учащиеся затрудняются ответить
на данный вопрос, можно обратиться к учебнику к последнему вопросу в упр. 89: к каким частям речи относятся слова «в», «на», «о», «к»; слово «не»; слова «и», «а», «но»?

3. На какие вопросы отвечает имя существительное и что оно обозначает? Приведите примеры имен существительных.

4. На какие вопросы отвечает имя прилагательное и что оно обозначает? Приведите примеры имен прилагательных.

– Отвечает
на вопросы
: кто? что?
кого? чего?
кому? чему?
кого? что? кем? чем?
о ком? о чем?
Обозначает предмет.
Например: солнце,
девочка.

– Отвечает
на вопросы:
 
какой? какая? какое? какие? каких?
 Обозначает признак предмета.

Например:
красный,

ческими дейст-
виями.

Р – принимают
и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, контролируют
и оценивают учебные действия
в соответствии
с поставленной задачей.

К – слушают взрослого и сверстников, излагают и аргументируют свою точку зрения.

Л – осознают границы своего знания и «незнания», проявляют интерес к изучению предмета


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

5. На какие вопросы отвечает глагол и что он обозначает?

6. На какие вопросы отвечает местоимение
и что оно обозначает?

морозная,
маленькие.

– Отвечает
на вопросы
: что делает? что сделает? что делают? что сделают? что делают? что сделают?

Обозначают действие пред-мета. Например: моет,
смоет, цветут, зацветут
.

– Отвечает
на вопросы
 имени существительного. Указывает
на предмет,
но не называет его.
Например: она, ей, их, ты.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

7. Что вы можете рассказать о предлогах, частицах, союзах?

– Сегодня на уроке подробно рассмотрим имя
существительное и местоимение

– Эти части
речи
 не могут употребляться самостоятельно. Они 
не являются членами пред-ложения.

Предлоги служат для связи слов в пред-
ложении, союзы – для связи простых предложений между собой.

Внимательно слушают

2. Работа
по учебнику, с. 54, упр. 90

Упражнение в актуализации
знаний
о типах предложений, о частях речи
и их при-

– Откройте с. 54, найдите упр. 90. Прочитайте стихотворение К. Саконской. О чем стихотворение? Какие чувства вызывают у вас стихотворные строки?

– Что обозначает словосочетание «осень
на носу»?

– Определите предложения по интонации
и цели высказывания.

Выполняют
задания,
отвечают
на вопросы.

– Скоро осень.

– Первое
предложение по интонации

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – ориентируются на страницах учебника, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, обладают навыками смыслового

Объяснение значения словосочетания.

Определение предложений
по инто-

1

2

3

4

5

6

7

знаках

– Найдите обращения.

– Найдите знакомые части речи. Объясните,
по каким признакам вы их определили.

невосклицательное, по цели высказывания повество-вательное.

Второе –
по интонации восклицательное, по цели высказывания повествова-тельное.

Третье и четвертое предложения по интонации невосклицательные, по цели высказывания вопросительные.

– Темные леса, птичьи голоса.

– Клекот, осень, леса,
голоса –
 сущ.
(отвечает
на вопрос

чтения текстов
различных стилей
и жанров в соответствии с целями и задачами;
владеют логичес-кими операциями анализа, синтеза, обобщения,
построения
рассуждений.

Р – принимают
и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

К – слушают
сверстников
и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения.

нации и цели высказывания, обращений.

Определение частей речи. Списывание стихотворного текста


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

что?, обозна-чает предмет), журавлиный – прил. (отвечает на вопрос
какой?, обозначает признак предмета),
на, в
 – предл.
(служит для связи слов
в предложении, не употребляется самостоятельно),
 носу – сущ.
(отвечает
на вопрос
(на) чем? (где?), обозначает предмет), паутины – сущ.
(отвечает на вопрос
чего?, обозначает предмет),

заплелось –

Л – проявляют
познавательный интерес к предмету, осознают гра-ницы своего знания и «незнания», находят выходы из спорных
ситуаций


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

глаг. (отвечает на вопрос что сделало?, обозначает действие предмета), лесу – сущ.
(отвечает
на вопрос
 
(в) чем? (где?)
, обозначает предмет), вы – мест. (отвечает на вопрос что?, указывает на предмет), заскучали, замолча-
ли –
 глаг.
(отвечают на вопрос
что
сделали?
, обозначают действие предмета), 
темные – прил. (отвечает на вопрос какие?, обозначает


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

– Спишите. Проверьте написанное

признак
предмета),
 
птичьи – прил. (отвечает
на вопрос
чьи?, обозначает принадлежность к пред-мету).

Осуществляют самопроверку

3. Работа
по учебнику, с. 54, упр. 91

Упражнение в актуализации
знаний
о частях
речи, членах предложения

– Найдите упр. 91. Прочитайте стихотворные строчки И. Сурикова.

– Запишите стихи по памяти. Проверьте написанное.

– Укажите, какой частью речи выражено каждое слово во втором предложении, обозначьте члены предложения.

– Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте. Проверьте выполненное задание (демонстрируется на доске или с помощью интерактивной доски):

Выполняют
задания.

Осуществляют взаимопро-
верку

Индиви-дуальная.

Парная

П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими операциями, навыками построения рассуждений.

Р – принимают
и сохраняют задачи учебной деятельности, пла-
нируют, контро-
лируют и оцени-вают учебные действия.

Списывание предложений.

Определение частей речи, членов предло-
жения


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

К – излагают
и аргументируют свою точку зрения

4. Работа
по учебнику, с. 55, упр. 93

Упражнение в различении одушевленных
и неодушевленных имен существи-
тельных.

– Перечислите признаки имени существитель-
ного.

– Какие существительные мы относим к оду-
шевленным?

– А к неодушевленным?

– Постоянные признаки: род, склонение,
одушевленное
(неодушевленное), нарицательное (собственное).
Непостоянные признаки: число, падеж.

– Те, которые отвечают
на вопросы:
кто? кого?
кому? кем?
(о) ком?
и обозначают названия зверей
и птиц, людей.

– Соответст-венно отвечают на вопро-сы: что? чего?

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – ориентируются на страницах учебника, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, обладают навыками смыслового
чтения текстов различных стилей
и жанров в соответствии с целями и задачами учебной деятельности; владеют логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

Р – принимают
и сохраняют цели и задачи учебной

Знание признаков имени существительного (оду-шевленное или неодушев-ленное).

Различение одушевленных и не-одушевленных имен существительных. Списывание предложения.

Выпол-
нение


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

– Найдите на с. 55 упр. 93. Прочитайте текст.
О чем он?

– Озаглавьте текст.

– Найдите и прочитайте предложение, в котором два имени существительных: одно одушевленное, а другое неодушевленное.

– Назовите одушевленное и неодушевленное имена существительные в четвертом предло-
жении.

чему? чем?
(о) чем?
 и обо-значают назва-ния географических объектов, предметов быта и др.

– О тракторе, который является помощником человека
в выполнении различных
работ.

– «Стальной конь». («Маши-на-помощ-
ник».)

– Четвертое предложение.

– Трактором – имя существительное неоду-шевленное. Тракторист – имя существи-

деятельности,
планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

К – слушают свер-стников и взрослого, излагают
и аргументируют свою точку зрения.

Л – проявляют
познавательный интерес к пред-
мету, осознают
границы своего знания и «незнания», находят выходы из спорных ситуаций

упражнений физкультминутки
(четко
следуя инструкции учи-
теля)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Упражнения физкульт-
минутки

– Выпишите предложение. Проверьте напи-
санное.

Физкультминутка
(см. урок 6)

тельное оду-шевленное.

Выполняют
задание. Осуществляют самопроверку.

Выполняют упражнения физкульт-
минутки

5. Словарная работа

Работа над словом
с непрове-ряемым написанием

– Прочитайте слово, записанное на с. 55 про-писными буквами, про себя. Чем произношение слова отличается от его написания?

– Это орфограмма. Назовите ее.

– Слово «трактор» – словарное. Необходимо запомнить написание безударной гласной в корне слова. Произнесите слово орфографически.

– Запишите это слово в тетради. Проверьте
написанное. Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую надо
запомнить.

– Запишите предложения с комментированием:

На пашне рокотал гусеничный трактор. Он медленно тащил плуги.

– Трактор*.

Отвечают
на вопрос.

– Безударная гласная
в корне.

– Выполняют задания.

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – владеют
логическими
операциями.

Р – принимают
и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск ее достижения.

К – слушают
взрослого и свер-стников, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему

Запись
и запоминание словарного слова


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

– Объясните значение слов: «пашня», «гусеничный», «рокотал», «плуг».

При необходимости педагог побуждает уча-щихся обращаться к толковому словарю.

– Дома заучите правильное написание слова
наизусть

– Пашня –
вспаханное
поле. Плуг – сельскохозяйственное орудие с широким металлическим
лемехом для вспашки земли. Рокотал –
издавал одно-образный рас-катистый звук, приглушенный гул, грохот. Гусе-
ничный (трактор) – трактор
у которого
на колесах широкая цепь для повышения проходимости машины


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

6. Работа
по учебнику, с. 55, упр. 95

Упражнение в различении собственных и нарицательных имен существительных

– Какие имена существительные мы относим
к нарицательным? к собственным?

– Как пишутся собственные имена существи-
тельные?

– Найдите упр. 95. Прочитайте. Подберите к нарицательным именам существительным собственные имена существительные.

– Имена существительные, которые обозна-чают географические названия, имена, фамилии, отчества людей, клички животных,
называются собственными. Имена существительные, которые обозначают названия предметов быта, растений и др., называются нарицательными.

– С заглавной буквы.

– Девочка
Рита, мальчик Сева, город Алушта, озеро Глубокое, село

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – ориентируются на страницах учебника, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; владеют логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

Р – принимают
и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

К – слушают свер-стников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения.

Знание признаков имени существительного (нарицательное или собственное).

Различение собственных
и нарица-тельных имен существи-тельных.

Знание правила написания собственных имен су-ществительных


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

– Запишите сочетания слов. Подчеркните
заглавную букву в собственных именах сущест-вительных

Вороново, деревня Богатая, улица Садовая, корова Буренка, собака Жучка, коза Машка, кошка Мурка, конь Гнедой.

Выполняют
задания

Л – проявляют
познавательный интерес к предмету, осознают гра-ницы своего знания и «незнания», находят выходы из спорных
ситуаций

7. Работа
по учебнику, с. 55, упр. 94

Упражнение в распознавании числа имен существи-
тельных

– Найдите упр. 94. Прочитайте пары слов,
обращая внимание на ударение. Объясните
лексическое значение слов.

– Докажите, что данные слова являются именами существительными.

– Назовите имена существительные, которые употреблены в единственном числе.

– Назовите имена существительные, которые употреблены во множественном числе.

Выполняют
задания.

– Зáмок – замóк, áтлас – атлáс, ирис – ирис.

– Гвóздики – гвозди́ки, стрéлки –
стрелки́.

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – ориентируются на страницах учебника, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, владеют логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

Р – принимают
и сохраняют цели

Знание признаков имени существитель-
ного.

Распознавание числа имен
существительных


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

– Составьте и запишите предложения с любой парой имен существительных. Зачитайте записанные предложения

Выполняют
задания

и задачи учебной деятельности,
планируют, контролируют и оценивают учебные действия

8. Работа
по учебнику, с. 56, упр. 96

Упражнение в актуализации
знаний
о местоиме-нии, замене имен существительных местоимениями или сино-нимами

– В чем сходство и различие в признаках
местоимения и имени существительного как
частей речи?

– Откройте учебник на с. 56, найдите упр. 96. Прочитайте предложения.

– Какое из выделенных имен существительных в каждой паре предложений надо заменить
местоимением или существительным-синонимом? Почему?

– Выполните письменное задание упражнения.

– Проверьте написанное (демонстрируется на доске или при помощи интерактивной доски):

– Могут отвечать на одни
и те же вопросы; местоимение указывает на предмет,
но не называет его; имя существительное называет
предмет.

Выполняют
задания.

Отвечают
на вопросы.

Выполняют
задания.

Осуществляют самопроверку

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – ориентируют-ся на страницах учебника, владеют логическими операциями.

Р – принимают
и сохраняют цели и задачи учебной деятельности,
планируют, контролируют и оценивают учебные действия.

К – слушают свер-стников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения.

Л – проявляют
интерес к предмету, осознают гра-

Знание признаков место-имения. Замена имен существительных местоимениями или сино-нимами

1

2

3

4

5

6

7

В лесу ребята собирали грибы. Под елью дети нашли семейку лисичек. Птенец выпал из гнезда. Он лежал на дорожке и жалобно пищал. Из-за туч выглянуло солнышко. Оно светило ярче летнего. На пень вползла ящерица. Она захотела погреться на солнышке

ницы своего знания и «незнания»,
находят выходы из спорных
ситуаций

IV. Итог урока.

Рефлексия деятельности

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная
беседа

– Над какой темой работали на уроке?

– Какие части речи вы знаете? С какой целью мы употребляем их в речи? Как найти в тексте имена существительные и местоимения?

– Что выполняли на уроке?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?
Почему?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 32,
упр. 74

Отвечают
на вопросы

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную
деятельность
на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету, стремятся

к приобретению новых знаний

Окончание табл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Употребление личных местоимений для замены имён существительных в тексте.

Конспект урока составлен по учебнику "Русский язык 3 класс ч. 2. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012 – 160 с."...

Проверочная работа 2 класс Местоимения, глагол to be, мн.число существительных

Проверочная работа 2 класс по теме: местоимения, глагол to be, мн.число сущ-х....

Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное. Местоимение».

Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное. Местоимение»....

Проверочная работа по местоимениям и существительным.

Проверочная работа по местоимениям и существительным. Программа "Перспектива"...

Конспект занятия по русскому языку как неродному "Согласование местоимений (МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ и ЧЕЙ, ЧЬЯ, ЧЬЁ, ЧЬИ) с существительными в роде и числе".

Согласование местоимений (МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ и ЧЕЙ, ЧЬЯ, ЧЬЁ, ЧЬИ)  с существительными в роде и числе. Цели занятия:1. Закрепление навыков согласования местоимений с именами существительными в ро...

Конспект урока по русскому языку «Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имен существительных» УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование умений употреблять личные  местоимения для замены повторяющихся имен существительныхПланируемые результатыПредметные:знать как определять у личных местоиме...

Подлежащее, выраженное существительным и личным местоимением , урок татарского языка в 4 классе

Подлежащее, выраженное существительным и личным местоимением , урок татарского языка в 4 классе...