Конспект урока обучение грамоте в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Синева Валентина Эдуардовна

Письмо букв Хх

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_bukv_hh.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Письмо букв Хх

Цель: формирование умения употреблять буквы Хх в письменной речи, соотносить их с соответствующими звуками в устной речи.

Планируемые  результаты:                                                                 

умение писать буквы Хх, правильно соединять их с другими буквами в словах;

знание  признаков гласных и согласных звуков;                         

развитие наблюдательности на основе языкового материала, умения анализировать, сравнивать, делать вывод, оценивать свою работу;                                

умение слушать друг друга, отвечать на вопрос;        

развитие речи и читательских интересов.

Ресурсы:

Толковый словарь Ожегова

«Словарь русских пословиц и поговорок»

Сборник стихов Д.Хармса  (стихотворение «Веселый старичок»)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

- И пусть на протяжении всего нашего урока лица ваши останутся добрыми и улыбчивыми.

Проверяют готовность к уроку.

Слушают стихотворение, которое читает учитель.

Постановка цели и задач урока

На доске написаны слова: потеха, горох, хлеб.

- Прочитайте. Все ли слова понятны? (в случае затруднения  с помощью Толкового словаря определяется значение слова потеха – забава, развлечение)

- Определите признак, по которому эти слова объединены в одну группу.

- Найдите в алфавите буквы Хх. Что вы можете о них сказать?

- Можете ли сейчас записать эти слова к себе в тетрадь? Почему?  - Кто может сформулировать цель нашего урока? Какие будем решать задачи?

Смотрят на доску, читают написанные там слова.

Если возникает необходимость, обращаются к Толковому словарю, уточняют значение слова «потеха».

Определяют признак: наличие в каждом слове буквы х.

Показывают на плакате буквы Хх, рассказывают все, что знают о них.

Сталкиваются с проблемой: пока еще не умеют писать буквы Хх.

Выясняют, что недостаточно просто научиться писать буквы Хх, надо научиться соединять их с другими буквами, писать слова.

Знакомство

с новым материалом

1.Ориентировка

в тетради

2. Письмо строчной буквы х.

3. Письмо заглавной буквы Х

- Откройте тетради, найдите страничку, где будем работать.

-  Рассмотрите, что написано на первой рабочей строке. Почему?

Показ с объяснением на доске написания буквы х.

Письмо буквы в воздухе под счет.

- Возьмите зелёный карандаш и подчеркните самый точный элемент, сравнивая каждый с образцом.

Работа по анализу и написанию заглавной буквы Х проводится  аналогично.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Возьмите зелёный карандаш и подчеркните самый красивый элемент, который ближе всего к  образцу.

Называют номер страницы, объясняют, почему именно здесь,

ориентируясь на поставленные задачи.

(ж х – сравнивают строчные письменные буквы)

Определяют, что  буква х  состоит из 2 элементов.

Слушая объяснение, «пишут глазами»,  пишут в воздухе, обводят под счет  по пунктирной линии. Самостоятельно пишут до середины строки. Сравнивают с образцом. Пишут до конца строки.

Проверяют и оценивают свою работу.

Проверяют и оценивают  работу своего одноклассника.

4. Письмо соединений с буквой х

5.Обозначение твердости и мягкости букв согласных

- Мы начали наш урок улыбкой, а в стихотворении Д.Хармса один веселый старичок не просто улыбался. Он смеялся. Да еще как… Хотите узнать, как он это делал? Смотрим следующее задание.

- Кто догадался, как смеялся старичок? Прочитайте друг другу в парах.

- У кого возникли затруднения?

- Кто может прочитать вслух?

- Прочитаем все вместе.

- А теперь допишем каждую строчку, обращая внимание на соединения буквы х с другими буквами.

- Допишите сами веселое стихотворение.

- Подчеркнуть синим карандашом букву х, обозначающую твердый согласный звук (1 вариант), красным карандашом – мягкий согласный звук (2 вариант).

Проекция отрывка из стихотворения на интерактивную доску с помощью Документ-камеры.

- Проверим. В каких словах подчеркнули синим? Красным?

- Поднимите руку, кто не ошибся.

-Оцените свою работу восклицательным знаком.

- Поднимите руку, кто исправил свои ошибки.

-Все молодцы.

Читают в следующем задании отрывок из стихотворения Д.Хармса с недописанными строчками.

Читают друг другу в парах.

Поднимают руку, кто не смог выполнить задание.

Один читает, остальные слушают и следят по тексту.

Чтение хором.

Анализируют соединения, показывают на доске.

 Пишут в тетради. Проверяют по образцу, подчеркивают самые точные и аккуратные соединения.

Работают самостоятельно.

2 ученика, которые   выполнили задания первыми,  подчеркивают на доске буквы х по заданию фломастером соответствующего цвета.

Называют слова, остальные проверяют в тетради.

Ставят восклицательный знак на полях напротив стихотворения.

Чтение стихотворения Д.Хармса «Веселый старичок»

Физминутка

- Хотите послушать все стихотворение Д.Хармса «Веселый старичок»?

Жил на свете старичок

 Маленького роста,

 И смеялся старичок

 Чрезвычайно просто:

 «Ха-ха-ха

 Да хе-хе-хе,

 Хи-хи-хи

 Да бух-бух!

 Бу-бу-бу

 Да бе-бе-бе,

 Динь-динь-динь

 Да трюх-трюх!»

Раз, увидя паука,

 Страшно испугался,

 Но, схватившись за бока,

 Громко рассмеялся:

  «Хи-хи-хи

 Да ха-ха-ха,

 Хо-хо-хо

 Да гуль-гуль!

 Ги-ги-ги

 Да га-га-га,

 Го-го-го

 Да буль-буль!»

 А увидя стрекозу,

 Страшно рассердился,

 Но от смеха на траву

 Так и повалился:

  «Гы-гы-гы

 Да гу-гу-гу,

 Го-го-го

 Да бах-бах!

 Ой, ребята,

 Не могу!

 Ой, ребята,

 Ах, ах!»

Выражают свое желание услышать стихотворение.

Встают около парт, движениями сопровождают чтение стихотворения.

Читают строчки про смех старичка хором вместе с учителем.

Применение полученных знаний

1.Дописывание пословиц

- Вернемся к словам, за которыми наблюдали в начале урока.

- Теперь вы сможете написать их сами?

- Оказывается, что некоторые из этих слов выпали из пословиц. Надо вернуть их обратно. Читаем пословицы в тетради, выбираем подходящие по смыслу слова из данных.

- Как вы понимаете смысл пословиц?

- Есть целая книга, которая называется «Словарь русских пословиц и поговорок» (показ). Прочитаем, что написано там. Сравним с нашим толкованием.

-Допишите пословицы.

Читают еще раз слова на доске: потеха, горох, хлеб.

Говорят о том, что научились писать буквы Хх и соединения с другими буквами. Можно писать  слова.

Читают незаконченные пословицы: Делу время, _____ - час.          ______ - всему голова.

Устно вставляют пропущенные слова.

Высказывают свое понимание пословиц.

Слушают толкование двух пословиц. Оценивают свои предположения.

Пишут самостоятельно. Проверяют, сравнивая в парах правильность выбора и написания слов.

Списывание стихотворения

-Стихотворение, которое завершает задания на нашей сегодняшней страничке, тоже объясняет, почему хлеб – всему голова.

Прочитайте стихотворение про себя.

- Кто готов прочитать вслух для всех?

- Как же объясняет пословицу это стихотворение?

- Спишите красиво и аккуратно две последние строки.

Читают самостоятельно про себя.

Один читает вслух, остальные следят по тексту.

Выборочное чтение  (две последние строки)

Рефлексия

-Кому до конца урока удалось сохранить хорошее деловое настроение?

- Поднимите руку, кто сегодня был самым активным.

- Поднимите руку, кто сегодня был самым аккуратным.

- Поднимите руку, кто сегодня был самым внимательным.

- Кто помнит, какие задачи мы поставили с вами в начале урока?

Как нам удалось их решить?

- Кто считает, что  достиг поставленной цели?

- Оцените сегодня в своей работе в тетради то, что каждый посчитает важным для себя.

Оценивают собственную деятельность на уроке.

Вспоминают вместе поставленные задачи и цель, на которую они были ориентированы.

Каждый выбирает и на линеечке отмечает критерий, по которому оценивает свою работу (правильность, аккуратность, старательность)

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте 1 класс

На данном уроке дети осваивают работу в четвёрках(подготовка к работе в группе). Работа проводится на этапе закрепления.Задания на уроке - моя педагогическая находка....

Конспект урока обучения грамоте, 1 класс

Конспект урока с применением ЭОР...

Конспект урока обучения грамоте, 1 класс

Конспект с применением ЭОР...

Конспект урока обучения грамоте. 1 класс.

Тема:  Слова, слова…Практическое пользование изученными буквами. Цель урока: Развитие навыка чтения и  формирование представления о словах....

Конспект урока обучения грамоте 1 класс. (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Тема. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.

Тема урока. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.Тип урока. Урок решения частных задач.Цель урока. Продолжить работу над формированием действий чтения и письма.Задачи урока.1) ...

Конспект урока обучения грамоте 1 класс

Конспект с технологической картой урока  обучения грамоте. Тема "Согласная буква Ч". Программа "Школа России" , авторы учебника  Горецкий и др....

Конспект урока обучение грамоте 1 класс по теме: «Звуки [г] и [г’], буква Гг» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуках [г], [г’], графического облика печатных  букв Гг; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые ре...