Конспект урока обучения грамоте в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Синева Валентина Эдуардовна

 

Тема урока: Письмо заглавной буквы Ш. Правило написания ши с буквой и.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_zaglavnoy_bukvy_sh.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Письмо заглавной буквы Ш. Правило написания ши с буквой и.

Планируемые  результаты:

умение писать заглавную букву Ш, слоги и слова со строчной буквой ш, применять правило написания сочетания ши с буквой и;  

умение характеризовать звуки; делить слова на слоги; составлять текст из отдельных предложений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

умение анализировать, сравнивать, выделять лишнее, точно выражать свои мысли;

умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

осуществление контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества;

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном  обсуждении проблем, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками.

Ресурсы:

Презентация Microsoft PowerPoint (плакат с буквами Шш; репродукция картины И.И.Шишкина «На севере диком…»; портреты А.С.Пушкина и И.И.Шишкина)

Выставка книг А.С.Пушкина

Ход  урока         

Этап

Формируемые УУД

Деятельность       учителя

Деятельность         учащегося

Приветствие. Настрой на работу

На доске написано предложение:

Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро.

- Кто хотел бы прочитать это предложение вслух?

Изменяет знак в конце предложения на (!): Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!

- Кто хотел бы прочитать это предложение вслух?

Изменяет знак в конце предложения на (?): Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро?

- Кто хотел бы прочитать это предложение вслух?

- Что изменилось при чтении? Что осталось неизменным?

- Кто из литературных героев говорил эти слова?

- У нас сегодня на уроке гости: это ваши родители. Поприветствуйте их.

Читают предложение про себя.

По желанию несколько человек читают это предложение вслух.

По желанию несколько человек читают предложение вслух.

И еще несколько человек читают предложение вслух.

Отвечают на вопросы .

Приветствуют своих родителей.

Определение темы урока

- Прошу выйти к доске: Сашу, Сашеньку, Ксюшу, Танюшу.

- Назовите всех ребят, которые стоят у доски по именам, как назвала их я.

- Что заметили? По какому принципу я сформировала эту группу?

- Можно ли в нее добавить еще кого-либо из детей нашего класса?

Почему?

- Итак, в именах всех ребят данной группы звук [ш]. Что вы можете о нем сказать?

- Какой буквой на письме обозначается  звук [ш]?

На доске появляется изображение букв Шш.

-  Кто постарается сформулировать тему нашего урока?

4 названных ученика выходят к доске.

Называют имена  ребят, четко артикулируя звуки.

- Во всех именах звук [ш]

Называют еще Гошу, Пашу.

Дают характеристику звука.

Предлагают варианты тем.

Постановка цели урока

- Умеете ли вы писать буквы Шш?

Необходимо ли  учиться писать заглавную букву Ш? Когда  вы будете ее применять?

- Тогда сформулируйте основную цель нашего урока.

Умеют только строчную, заглавную пока – нет.

Письмо буквы Ш

- Рассмотрите внимательно заглавную букву Ш. Что вы можете о ней сказать?

- Посмотрите, как пишется буква Ш.  

Я пишу на доске, а вы вместе со мной, но - глазами.

- Что заметили при письме буквы?

- Работаем в тетради.

Следит за правильной посадкой. Оказывает индивидуальную помощь.

- Сравните написанную букву с образцом. Оцените свою работу.

Подробно анализируют элементы, из которых состоит буква, соотносят с буквами, состоящими из таких же элементов.

«Пишут глазами» вслед за учителем.

Пишут буквы по точкам под счет, затем – по линиям – помощницам. Затем – самостоятельно.

Просматривают написанную строчку, обводят зеленым карандашом лучшую с их точки зрения букву.

-  На доске написаны имена известных людей. Прочитайте их про себя:

Александр Сергеевич Пушкин

Иван Иванович Шишкина.

- Девочки хором читают первое имя.

- Кто такой А.С.Пушкин? Что вы о нем знаете?

Открывает портрет А.С.Пушкина

- Какие произведения Пушкина вам известны?

Выставляет книги с названными сказками, добавляет те, которые дети не назвали.

- Мальчики читают второе имя.

- Кто такой И.И.Шишкин?

- Если мы не знаем, то где это можно узнать?

- Шишкин – русский художник, который воспевал красоту родной природы.

Открывает портрет художника.

- Я хотела бы сегодня вас познакомить с одной из картин этого художника, а если точнее, с репродукцией картины. Кто знает, что такое репродукция?

- Репродукция – картина, воспроизведенная путем фотографии, либо типографским способом. Большинство картин Шишкина находится  в Государственной Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Санкт-Петербурге. У нас на уроке – репродукция картины «На севере диком…», которая находится в Музее русского искусства в городе Киеве. Рассмотрите ее.

- Что вы видите на картине? Что чувствуете, глядя на нее?

Читают про себя имена людей.

Девочки читают хором: Александр Сергеевич Пушкин.

Отвечают на вопрос.

Называют известные сказки.

Мальчики читают: Иван Иванович Шишкин.

Пытаются ответить.

Обращаются к справочному материалу в конце тетради.

Рассматривают портрет.

Высказывают предположения.

Слушают рассказ учителя.

Рассматривают репродукцию.

Высказывают свои чувства.

Дописывание предложений

- Посмотрите в свои тетради и найдите имена людей, о которых мы только что говорили. Сравните записи на доске и в тетради.

- Прочитайте начало предложения на следующей рабочей строке: Русский поэт - …

- Закончите предложение самостоятельно, выбрав нужное имя из двух предложенных.

- Прочитайте вслух записанное предложение.

- Разделите слова этого предложения на слоги. Прочитайте предложение по слогам.

Фамилии написаны одинаково, имена на доске написаны полностью, а в тетради – сокращенно.

Читают предложение про себя.

Записывают предложение в тетрадь.

1 человек читает вслух, остальные дают сигнал согласия или несогласия.

Делят слова на слоги, читают предложение.

Правило написания сочетания ши с буквой и

- Рассмотрите слоги, написанные на первой и второй строке в тетради. Определите закономерность. Подумайте, как ее продолжить.

- Хором читаем слоги на первой строке. Вслушиваемся в каждый звук. Что заметили? Какой слог лишний?

(Аналогичная работа со слогами второй строки).

- Составить и записать слова из слогов первой и второй строки.

Работают устно в парах.

Высказывают свои предложения. Дописывают слоги на второй строке.

Выявляют противоречие между произношением и написанием сочетания ши, выведение правила написания.

Составляют и записывают 2 слова: живи, пиши.

Физминутка

Восстановление деформированного текста

- Обратимся к выставке книг А.С.Пушкина. Берет сборник, читает отрывок:

Опрятней модного паркета,

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ,

Коньками звучно режет лед.

- Это небольшой отрывок из большого романа в стихах «Евгений Онегин». О чем он?

Сейчас мы тоже будем составлять текст о зимних забавах. Прочитайте предложения про себя. Можно ли сказать, что это текст?

- Что надо изменить, чтобы текст получился?

- Пронумеруйте предложения в правильном порядке.

- Прочитайте, кто хочет, свой вариант получившегося рассказа.

Слушают.

О зимних забавах.

Читают предложения.

Отвечают на вопросы.

Составляют текст, пронумеровывая предложения в правильном порядке.

Читают все варианты полученных текстов. Обсуждают под руководством учителя, выявляя наиболее удачный вариант.

Подведение итога.

Рефлексия

- Подойдите к своим родителям. Сегодня свою работу на уроке оцените вместе с ними.

Открывает на доске запись трех вариантов предложения: Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро(.!?)

Предлагает родителям теперь тоже прочитать это предложение с той интонацией, с которой им бы хотелось.

Оценивают вместе с родителями работу на уроке по заданным критериям соответствующими условными обозначениями.

Читают предложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте 1 класс

На данном уроке дети осваивают работу в четвёрках(подготовка к работе в группе). Работа проводится на этапе закрепления.Задания на уроке - моя педагогическая находка....

Конспект урока обучения грамоте, 1 класс

Конспект урока с применением ЭОР...

Конспект урока обучения грамоте, 1 класс

Конспект с применением ЭОР...

Конспект урока обучения грамоте. 1 класс.

Тема:  Слова, слова…Практическое пользование изученными буквами. Цель урока: Развитие навыка чтения и  формирование представления о словах....

Конспект урока обучения грамоте 1 класс. (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Тема. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.

Тема урока. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.Тип урока. Урок решения частных задач.Цель урока. Продолжить работу над формированием действий чтения и письма.Задачи урока.1) ...

Конспект урока обучения грамоте 1 класс

Конспект с технологической картой урока  обучения грамоте. Тема "Согласная буква Ч". Программа "Школа России" , авторы учебника  Горецкий и др....

Конспект урока обучение грамоте 1 класс по теме: «Звуки [г] и [г’], буква Гг» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуках [г], [г’], графического облика печатных  букв Гг; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые ре...