конспект открытого урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ордина Людмила Алексеевна

Конспект урока на тему "Общее понятие о глаголе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Визитная карточка

                                         Открытый урок по русскому языку

Дата проведения: 12 февраля 2014 года

Учащиеся: 4»Б» класса ГБОУ СОШ №416

Учитель: Ордина Людмила Алексеевна

Тема урока: Общее понятие о глаголе

Цель: обобщить знания о грамматических особенностях глагола, об его роли в языке,

           совершенствовать умение распознавать изученные части речи

Технология: игровые технологии, ИКТ

Задачи:

Образовательные:

  1. Развивать умение выделять признаки глагола как части речи,
  2. Совершенствовать орфографическую зоркость, память, мышление, внимание, кругозор учащихся.

Развивающие:

  1. Учить применят полученные знания в конкретной языковой ситуации.
  2. 2. Формировать умение употреблять глаголы в речи.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и уважение к русскому языку.

Дидактический материал: карточки с личными достижениями,сигнальные карточки, презентация к уроку,  карточки для записи глаголов.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Приложения: №1-карточка самоанализа

                        №2-карточка «Общее грамматическое значение глагола»

                                                         Ход урока.

  1. Орг. момент. Приветствие. Готовность к уроку.

-10.02-день памяти А.С. Пушкина. И мы на уроке будем использовать тексты из его произведений

-Какие сказки А.С. Пушкина вы читали?

-Кто помнит, что мы учили наизусть?

Презентация.

  1. Эмоциональный настрой:

-Мы уже многое знаем, сегодня продолжим идти дальше, раскрывая тайны русского языка. Сегодня на уроке мы будем думать, рассуждать, слушать, доказывать, наблюдать.

На уроке ведём себя:поднимаем руки, не выкрикиваем, пользуемся сигнальными карточками.

За правильный ответ я буду выдавать жетон.

      3.   О карточке личных достижений.(приложение1)

      4.   Новый материал:

-Запишите число в тетради. Какие орфограммы вы видите?

а).Словарные слова из стих. А. Пушкина:

-Из каких сказок? Какие словарные слова?+ чистописание (карточки на доску)

1). Так светло и так душисто

      Так румяно, золотисто,

      Будто мёдом налилось!

      Видны семечки насквозь... ( яблоко)

2). Под столицей, близ ворот,

      С шумом встретил их народ (столица)

3). … то по кровле обветшалой

      Вдруг соломой зашуршит,

      То, как путник запоздалый,

      Вдруг в окошко застучит. (солома)

4).  Там Царь Кощей над златом чахнет,

      Там русский дух...

      Там Русью пахнет! (русский)

б).Актуализация знаний. Введение в тему.

-Какие части речи мы уже знаем?

-А сегодня  мы продолжим познакомиться с ещё одной частью речи

в).Решение кроссворда (слайд):

-Я вам буду читать задания, а вы вставляйте отгадку в каждое задание. В результате вы определите ключевое слово.

  1. Вот открыл царевич очи,

            отрясая грёзы ночи

            И, дивясь перед собой

            Видит (город) он большой.

  1. Пушки с пристани палят,

            (Кораблю) пристать велят.

  1. Царь Дадон к шатру спешит

            Что за страшная (картина)!

            Перед ним его два сына...

  1. Море вздуется бурливо,

            Закипит, подымет вой,

            Хлынет на берег пустой,

            Расплеснётся в скором беге

           И очутятся на бреге,

           В чешуе, как жар горя,

           Тридцать три (богатыря)

  1. Корабельщики в ответ:

           «Мы объехали весь свет,

           Торговали мы не даром

           Неуказанным товаром,

           А лежит нам путь далёк:

           Восвояси на (восток)

      6.  (Белка) песенки поёт,

           Да орешки всё грызёт.

-Какое слово получилось?

Да, мы сегодня будем говорить о глаголе.

-Слово ГЛАГОЛ в старославянском языке означало слово РЕЧЬ. Предки наши рассматривали его как слово из слов-важнейший вид слова. Ведь глагол одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений.

-О каких частях речи говорит автор? (О сущ-ном и глаголе)

По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного.

-Чем является глагол в русском языке? (частью речи)

-Чем особенна эта часть речи? (рассказывает о действиях, обозначает действия)

г).-Сформулируйте тему урока. («Общие сведения о глаголе») (слайд)

(слайд) Наша цель: обобщить знания о глаголе, учиться распознавать его в речи.

д). Работа по учебнику.

Упр. 1 с 50 (-Эти слова сущ или глагол? От чего зависит?

(-Подумайте, что обозначают ? На какой вопрос отвечают?)

Упр. 5 с 51-выполнить.

-На какой вопрос отвечает?

-Что обозначает?

Упр. 6,7  выполнить (-Из какой сказки эти строки?)

е). Запись  глаголов  в таблицу на карточке «Общее грамматическое значение глагола» (приложение№2)(на парте): работа в парах (-Можно тихо советоваться)

-Первые 7 слов пишет один человек, остальные слова сосед по парте.

-Я диктую слова, а вы записываете в определённую колонку: знобить, плавать, повторять,ремонтировать, радоваться, мечтать, учиться, собирать, подморозить, чувствовать,проговаривать, шагать, вечереть, выращивать, путешествовать

-Придумайте по одному глаголу к каждому значению

Проверка выполнения задания в парах. (отвечает несколько человек)

-У кого так? (зелёная карточка)

                            Физкультминутка: (1 человек показывает)

               5. Закрепление :

а).Работа с текстом стихотворения: (пропущены орфограммы) (слайд)

! Обратите внимание, что у Пушкина в тексте устаревшие слова.!

-Посмотрите на слайд, здесь изменены строки из произведения А.С. Пушкина:

-Вставьте глаголы и орфограммы

  1. В сени...цар_-_тец.

           Все... во дв_рец.

  1. Белка песенки...,

           Да _решки всё …

  1. Тут он очен_ …,

            Шмелем княз_...,

            … и …

  1. Под с_сной... там

            На с_едение в_лкам

Проверьте (слайд):

  1. В сени вышел царь-отец.

           Все пустились во дворец

  1. Белка песенки поёт,

           Да орешки всё грызёт.

  1. Тут он очень уменьшился,

           Шмелем  князь оборотился,

           Полетел и зажужжал.

  1. Под сосной оставить там

           На съедение волкам.

  б). Работа над предложениями:

            3.  запись и разбор 2,4 отрывков  по членам и по частям речи (с записью  на доске)

            4.  фонетический разбор: очень (с записью на доске)

            5.  разбор по составу:съедение (с записью на доске)

            6.  морфологический разбор:  местоимения- он

                                                               существительного-под сосной

                                                               прилагательного-( к сущ-му под сосной)-большой

-Найдите глаголы.

-Каким членом предложения являются глаголы?

-На какие вопросы отвечают глаголы в этих предложениях?

-Что обозначают эти глаголы?

             6. Занимательность:

  1. (слайды)- Подберите глаголы к действиям животных. (запись в тетрадях)
  2. (рисунки детей) -Подберите глаголы по рисункам.
  3. Придумать глаголы по алфавиту.

             7. Минутка для памяти:

-Я сама очень люблю стихотворения Пушкина, он очень современный поэт.

Вот послушайте и подумайте, какая мысль здесь главная и что она обозначает:

-Если жизнь тебя обманет,

  Не печалься, не сердись!

  В день отчаянья смирись.

  День веселья , верь, настанет.

              Сердце в будущем живёт,

              Настоящее уныло.

              Всё мгновенно, всё пройдёт.

              Что пройдёт, то будем мило.( учитель читает 2 раза)

              -Запишите по памяти наиболее понравившиеся вам строки.

Учащиеся пишут. Затем несколько человек читают написанное.

              8. Итог урока.

-С какой частью речи мы сегодня познакомились?

-Мы достигли цель нашего урока?

Расскажите о глаголе:-глагол-это...

                                     -отвечает на вопросы...

                                     -обозначает....

                                     -в предложении бывает...

              9. Рефлексия:

-Какие чувства у вас после нашего урока? (смайлик в тетрадь)

-Заполните карточку самоанализа.

-У кого всё получилось, что он хотел? СПАСИБО за урок!

              10. Домашнее задание и выставление отметок (по жетонам)

-Запишите 6 предложений в тетрадь на тему «Мои любимое произведение А.С. Пушкина»

Приложения

№1

Карточка самоанализа

Хотел бы достичь

У меня получилось

Работать старательно и активно

Выполнять записи в тетради аккуратно и без ошибок

Узнать что-то новое для себя

Порадоваться за товарищей

Получить похвалу от учителя

№2

Карточка «Общее грамматическое значение глагола»

            Обозначают

    Вопрос: что делать?

       Вопрос: что сделать?

Действие предмета

Трудовая деятельность человека

Умственная деятельность

Состояние предмета

Изменение признака

Перемещение в пространстве

Состояние природы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема урока: «Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов».

Цель урока: учить образовывать новые однокоренные слова с помощью суффикса, учить определять значимые части слов....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.

Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.Цели:Образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формирова...