Технологическая карта урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Технологическая карта урока русского языка. 4 класс. УМК Перспектива. Тема: "Три склонения имен существительных".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_r.yaz_.docx1014.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме:

 «Три склонения имен существительных». 4 класс.  Дата проведения: 9 декабря  2014 г.

Тема

Три склонения имен существительных.

Цель:

Формирование представления о типах склонения имен существительных,  навыка распознавать склонение по окончанию.

Задачи:

предметные: дать понятие о трех склонениях имен существительных по окончанию и по роду; расширить знания обучающихся об имени существительном; учить пользоваться разными видами словарей;

 формировать умение видеть красоту в простом, создать условия для успешного закрепления изученного  материала.

метапредметные: развитие навыка работы с учебником; развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; развитие памяти, внимания, орфографической зоркости, уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании  терминологии.

воспитательные: формирование норм нравственно-этического поведения в разных формах работы; воспитание интереса к русскому языку, чувства коллективизма и индивидуальности, взаимопомощи.

здоровьесберегающие: профилактика утомления учащихся.

Планируемый результат

Познавательные умения:

— представления о типах склонения имен существительных.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с правилом.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятные высказывания, используя термины.

Предметные умения:

- определять тип склонения существительных по роду и окончанию.

- уметь решать проблемные ситуации.

Основные понятия

Понятия: категории имен существительных: род, число, падежи; склонение.

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение.

Ресурсы:

Учебник  « Русский язык» 4класс, 2 часть. Автор: Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина.

Тема: «Три склонения имен существительных».

  • Методическое пособие,
  • рабочая тетрадь;
  • компьютер,
  •  проектор,
  • презентация;
  • карточки-задания №1, №2 (разноуровневые: базовый и повышенный уровни);
  • оценочная таблица;
  • сигнальные карточки  красного и зелёного цвета;
  • смайлики

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах


Этапы урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

I. Организацион-

ный момент

Цель:  мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

определить содержательные рамки урока.

Проверяют готовность рабочего места, приветствуют учителя и гостей. Настраиваются на работу.

Настраивает детей на работу, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе.

 Прежде чем начать урок, создадим себе и окружающим хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу. Подарим улыбки нашим гостям.

Мы с вами будем работать под девизом

«Не говори – не умею, а говори – научусь!»

- Покажем, как мы учимся.

Чтоб многое успеть,

Чтоб многое узнать,

Скорее урок

Нам нужно начинать.

Проверим готовность к уроку.

Личностные УУД

II. Актуализация знаний.

Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке.

Работать с информацией,

участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную работу по нахождению орфограмм в разных частях слова,

создать условия для повторения признаков родственных слов; включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

Эпиграф к уроку «Способность видеть чудесное в обыкновенном-несомненный признак мудрости» Ральф Уолдо Эмерсон. (Американский поэт и философ)

Сегодня мы с вами в обыкновенных словах постараемся увидеть что-то  чудесное и необыкновенное.

 Запишем дату в тетрадь.

Словарная работа.

На доске слова в 3 столбика.  Вставить пропущенные буквы.

К-пуста

Д-вочка

М-роз

Вес-ло

Т-тра-ь

К-р-ндаш

С-бака

Уч-ник

В—зал

Р-бина

С-поги

Сах-р

Т-традочка

Л-пата

М-г-зин

М-две-ь

С-ница

Х-р-шо

-та-

В-рона

Гор—

Д-журный

Т-тра-ка

К-ньки

К-ток

-ней

Т-тради

Пл-ток

П-года

П-мидор

Какой ряд быстрее и правильнее справится.( По команде ребята цепочкой  подходят к доске, вставляют пропущенные буквы)

В этих столбиках есть однокоренные слова. Найдите их. Какие слова  не являются однокоренными. Почему?

 

III. Создание проблемной ситуации.

Запишем в тетрадь однокоренные слова, изменяя их по падежам, выделите окончания. Что вы заметили? (разные окончания) Почему? Ответы детей.

Познавательные УУД

Сегодня на уроке вы познакомитесь с категорией склонения, и в конце урока сможете правильно ответить на этот вопрос.

Тема нашего урока: Три склонения имен существительных.

IV. Наблюдение проблемной ситуации

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные)

Цель: закреплять знания о падежных окончаниях, родах имен существительных;

-развивать орфографическую зоркость, творческое воображение;

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать  в группах).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу в парах;

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

-- Следующее задание: Каждая группа получает  задание. Разделите эти  слова на  группы.

Что вы заметили (эти существительные мы изменяли по падежам на прошлом уроке и составляли карточку)?

По каким признакам вы их разделили? (Выслушиваются разные ответы: по родам, по одушевлённости, неодушевлённости, есть окончания или нет, по сходству падежных окончаний). Сколько групп у вас получилось? Какие это группы?

1 группа

падеж

газета

ученик

степь

папа

печь

окно

И.п.

- а

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

-ой

-ом

-ой

-ом

П.п.

2 группа

падеж

вода

конь

смелость

Юра

честь

море

И.п.

- а

- а

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

-ой

-ем

-ой

-ем

П.п.

3 группа

падеж

деревня

угол

вещь

дядя

храбрость

зерно

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

-ей

-ом

-ей

-ом

П.п.

Все ответы верные, но сейчас для работы возьмём деление по одинаковым падежным окончаниям.

Какие существительные вы отнесли к 1 группе. (газета, папа). Почему? Какого рода получились слова? (ж.р. и м.р.) Какие окончания у этих существительных? (а)

А вы ребята из 2 группы какие слова отнесли к этой группе? (вода, Юра). А у вас ребята из 3 группы какие получились слова?(слова деревня, дядя,  м.р. и ж.р., но окончания я.) Это произошло потому что основа заканчивается на мягкий согласный.

Какие ко 2 группе? Почему? Какого рода получились слова? (м.р. и ср. р.) Какие окончания у этих существительных? (нулевое и окончание о). А  вы ребята из 2 группы какие слова отнесли к этой группе? (конь, море, с окончаниями нулевым и е). А у вас ребята и 3 группы какие получились слова? (угол, зерно.)

  Какие к 3 группе? (степь, печь) Почему? Какого рода получились слова? (ж.р.) Какие окончания у этих существительных? (нулевое). А вы ребята из 2 группы какие слова отнесли к этой группе? (смелость, честь). А у вас ребята и 3 группы какие получились слова? (вещь, храбрость).

Дорогие ребята! Я вас поздравляю! Вы только что сами открыли, что имена существительные можно разбить на три группы.  По какому признаку (по падежным окончаниям)? Эти группы называются: 1 склонение, 2 склонение,

3 склонение

1 скл.

ж.р., м.р.

-а, -я

Газета

Папа

Вода

Юра

Деревня

Дядя

2 скл.

м.р.

ср.р.-о, -е

Ученик

Окно

Конь

Море

Угол

Зерно

3 скл.

ж.р.

степь

печь

смелость

честь

вещь

храбрость

Давайте проверим по учебнику, правильно ли мы распределили существительные по группам. (Идёт проверка по учебнику. Правило на стр.88 один ученик читает в слух, остальные следят по тексту)

А как вы считаете склонение – это постоянный морфологический признак?

Склонение имён существительных зависит от рода, а род – признак постоянный, значит и склонение постоянный морфологический признак.

Склонение не может перейти из одного склонения в другое.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

А теперь составим алгоритм определения склонения.

V.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Цель – развивать умение находить родственные слова; создать условия для успешного закрепления изученного  материала.

Участвовать в  практической работе  по подбору слов.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать  в группах).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать практическую  самостоятельную  работу по нахождению и выделению корня в родственных словах.

Организовать работу  в группах

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов

Физминутка для глаз.

Дети следят глазками за снежинкой, которая летает по небу.

0008-008-Fizminutka-Lovi-snezhinku

Работа в группах.

Каждая группа  выбирает карточку,(№ 1) на обратной стороне которой написаны слова

1  карточка-  корень " подарок";

2 карточка - корень "лента";

3 карточка - корень "радость";

 

Каждая группа должна дать ответ (вопросы для всех групп одинаковые, на слайде)

1.Определите род.

2. Определите окончания.

3. Определите склонение, используя алгоритм.

Отчёт групп и оценка. Если группа ответила правильно, поднимите вверх  зелёную сигнальную карточку, если допустила ошибки-красную сигнальную карточку.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

VI.Творческое применение знаний (проблемные задания)

Цель – развивать умение находить родственные слова; создать условия для успешного закрепления изученного  материала.

Участвовать в  практической работе  по нахождению  родственных слов в предложении.

Оценивать правильность выполнения заданий.

- Закройте глаза и шепотом произнесите: «Зима…». Какое чувство возникло?

(Стало холодно и грустно. А мне стало радостно, я люблю зиму и т.д.).

- Зиму можно представить по-разному. Посмотрите, как представлена зима в работе известного художника. Очень ярко изобразил красоту зимнего леса известный русский художник, живописец Иван Иванович Шишкин в своей картине «Зима».

- Что можно сказать об этой работе художника?

- Иван Иванович Шишкин воспевал былинное величие русского леса.

- Художник для описания использует краски. А вот писатель и поэт при помощи слов описывает зиму.

-  Давайте прочитаем  «Снежную сказку»  Сергея Погореловского

Проплясали по снегам
Снежные метели,
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки,
В снежном переулке,
Звонко носятся снежки,
Режут лёд снегурки.
А в завьюженных лесах -
Снежные палаты,
На сверкающих кустах -
Снежные халаты.
Скрипнут лыжи на бегу
В белом Снегограде,
Впишут синюю строку
В снежные тетради.
А вокруг в снега одет
Весь простор безбрежный,
Чем не сказка, белый свет -
Снежный, снежный, снежный
.

-  Как поэт описывает зиму? Какая она у него?

Работа в парах.

- Выпишите «зимние» существительные. Определите у них склонение.

(Ключ на слайде) Взаимопроверка.

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД

VII. Динамическая пауза.

Цель: соблюдение санитарно-гигиенических норм,

мотивировать к изучению темы.

Задание: если слово будет относиться к 1 склонению –присесть, ко 2 - подпрыгнуть, к 3 – хлопнуть в ладоши.

Мороз, снеговик, лёд, шубка, вьюга, след, снежинка, холод, снегурка, год, глаз, метель, нос.

VIII. Практическое применение знаний.

Цель: оценивать свои знания при выборе заданий базового и повышенного уровня.

Применять знания при выполнении самостоятельной работы.

- Следующее задание - самостоятельная работа. Перед вами два пакета с материалами: на синих листах - карточки - задания №2 с четырьмя звёздочками (базовый уровень); на зелёных листах - карточки - задания №2 с пятью звёздочками (повышенный уровень). Выберите, пожалуйста, для себя ту карточку, которую вы пожелаете. На эту работу вам отводится 5 минут.

- Кто справится с заданием раньше остальных, может выполнить дополнительное задание.

Карточка№2 (базовый уровень)

1.Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика по склонениям.

Зима, лето, ночь, новость, карандаш, река.

2.  Найдите в предложениях существительные, определите их склонение.

Коршун высматривает добычу.

В саду поселилась осень.

По ночам сова охотится.

 Карточка№2 (Повышенный уровень)

1.Определи склонение существительных. Исключи лишние слова.

суббота

товарищ

радость

аллея

город

товарищ

дорога

уголь

честь

билет

яблоко

медаль

деревня

малина

смелость

автомобиль

лагерь

словарь

2.Составьте предложение о зиме, в котором подлежащее будет выражено существительным 3 склонения.

Дополнительное задание (базовый уровень)

  1. Отметь "+ " слова, которые относятся к 1 склонению

Перемена

Урок

Оценка

Журнал

Ответ

Задание

Дополнительное задание (повышенный уровень)

1.Замените данные слова однокоренными так, чтобы изменилось склонение

Тетрадь-…

Площадь-…

Дочь-…

Печь…

2. Каждое словосочетание замени одним словом, определи у него склонение.

Тот, кто любит мечтать, - :

Участок, где растёт виноград, - :

Стебелёк соломы - :

- Перед вами ключи к вашим заданиям. Проверьте сами себя.

Проверка: самоконтроль

- Поднимите руки, кто выполнил работу без ошибок. Молодцы!

V. Итог урока. Рефлексия деятельности.

 Цель: подвести итог проделанной работе на уроке;

соотнести полученный результат с поставленной целью;

 оценивать результат своей деятельности;

- оценивать результат учебной деятельности.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Подходит к концу наш урок.

Есть такие фразеологизмы: «Зри в корень», «Смотри в корень» 

Когда так говорят? (Когда о чём-то важном, просят выделить самое основное»)

Давайте выделим самое главное из нашего урока:

Закончите предложения:

1. Существительные бывают ……

2.  Чтобы правильно определить склонение существительного нужно ………….

3. Определять склонения существительных нужно, чтобы правильно писать …….

Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах тетрадь, тетрадка разные окончания? (сущ. тетрадь - 3скл., сущ.  тетрадка- 1 скл. )

Приклейте смайлик  в нужный столбик общей таблицы:

Я полностью и самостоятельно выполнял все задания

Я выполнял задания хорошо, но иногда мне требовалась помощь товарищей или учителя

Я не смог выполнить все задания так, как   мне хотелось. Мне надо еще поучиться…

А теперь, отгадайте, что вас ждёт дальше: составьте слово по подсказкам.

  1. Слово состоит из 4 частей.
  2. Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (мен)
  3. Приставка, как в слове переход.
  4. Суффикс тот же, что в словах травка, шубка (к)
  5. Окончание –первая буква алфавита (-а)

Ответ: переменка.

И у вас –переменка. Урок окончен. Отдыхайте

Личностные УУД

Коммуникативные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...