урок русского языка 2 класс УМК "Школа России" по теме "Предлог. Роль предлога в речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Калинина Маргарита Алексеевна

Урок русского языка подготовлен и проведен учителем начальных классов Арсеньевской СОШ тульской области. Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_2_klass_umk.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 2 класс  УМК «Школа России»

Составила и провела: учитель начальных классов МОУ Арсеньевская СОШ

Калинина Маргарита Алексеевна

Тема урока: «Предлог. Роль предлога в речи».

Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

Задачи урока: 

Образовательные.

  • Расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке;
  • Учить писать предлоги отдельно от других частей речи.

Развивающие.

  • Развивать устную и письменную речь учащихся, фонетический слух, орфографическую зоркость, вырабатывать навыки грамотного письма;
  • Совершенствовать культуру речи учащихся;
  • Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение наблюдать, делать выводы;

Воспитательные.

  • Воспитывать навыки речевой культуры общения, как неотъемлемой части общей культуры человека;
  • Аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;
  • Формировать интерес к изучению русского языка.

Ход урока

  1. Оргмомент

Слышите, звенит звонок,

Весело, задорно.

Начинаем мы урок.

Все к нему готовы? (слайд)

Чтобы зрение, осанку

Лет до ста нам сохранить,

Сядем так, как на плакате

Девочка сидит. (слайд)

        Свет солнца в ладони я возьму

        И к сердцу положу

        И станет всё вокруг

        Добрее и светлее. (слайд)

- Ребята, мне очень хочется, чтобы вы не забывали, что нужно всегда с уважением и добротой относиться друг к другу и окружающим вас людям. В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогают им. а любовь и помощь согревают его, как солнце. Я очень хочу, чтобы урок был для вас действительно добрым и тёплым, принёс много нового и интересного. (слайд)

- Откройте тетради и запишите число, классная работа. (слайд)

      2.   Чистописание

Нн

На берёзах надулись маленькие почки. (слайд)

- Какие орфограммы нам встретились? Объясните их написание.

- Подчеркните главные члены предложения, определите части речи, выпишите словосочетания.

Дерево успеха

  1. Актуализация знаний учащихся.

Орфографическая минутка

Д…рев…я, м…л…дая, поч…ки, цв…тут, тр…ва, п…ют, под, прил…тели, з…леная, в…сёлая.

- Обсудите со своим соседом по парте какие буквы пропущены и постарайтесь объяснить орфограммы. (слайд, работа проводится на интерактивной доске)

- Прочитайте ещё раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?

- Сколько будет групп? Какие?

- Запишите слова в три группы самостоятельно.

1 ряд – записывает имена существительные

2 ряд – записывает имена прилагательные

3 ряд – записывает глаголы

- Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи?  Почему?

(Деревья, почки, трава – обозначают предмет и отвечают на вопрос что? – это имя существительное) (слайд)

- Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

(Молодая, зелёная, весёлая – обозначают признак предмета, отвечают на вопрос какая? – это имена прилагательные) (слайд)

- Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

(Цветут, поют, прилетели – обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делают? Что сделали? – это глаголы) (слайд)

Дерево успеха

- Какое слово оказалось лишнее? Почему?

(Под – это не имя существительное, не имя прилагательное, не глагол.)

- Кто знает, как можно назвать слово под? (Под – это предлог.)

- Может, кто-нибудь догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

(Мы будем говорить о предлогах.)

  1. Объявление темы урока и постановка целей

- Ребята, я подготовила вам предложение, но в компьютере произошел сбой и слова соединились. Попробуйте выделить слова и записать правильно.

Воробейвлетелвокно. (слайд)

- Что у вас не получилось? Чего вы не знаете?

(Не знаем как писать слово влетел, потому что есть слово летел.)

- Значит какую учебную цель мы поставим?

(Научиться находить предлоги и правильно их писать с другими частями речи.) (слайд)

- Ребята, как узнать, когда буквы входят в слово, а когда они сами – целые слова?

(Понаблюдать за правильно написанными предложениями.)

- Откройте учебник на стр. 108, найдите упр. 183 (коллективная работа)

- Прочитайте стихотворение.

- О чём в стихотворении идёт речь?

- По каким признакам вы определили, что это весна?

- Найдите в этом стихотворении предлоги со словами, с которыми они написаны.

- С какой частью речи в этом стихотворении используются предлоги?

(С именами существительными)

- Какое правило написания предлогов со словами использовали при письме?

- Какие предлоги нам встретились в этом стихотворении?

- Можем мы теперь правильно записать предложение о воробье?

(Нет. Мы не знаем как пишутся предлоги с глаголами.)

- Прочитайте сочетания слов, что интересного заметили?

Довёз                                     до дома

Узнал                                      у друзей

Отъехал                               от станции

Сбежал                                  с горки

- Сделаем вывод. (Перед глаголами предлогов не бывает.)

- Запишите предложение о воробье и объясните написание предлогов.

Воробей влетел в окно.

Дерево успеха

- У вас на партах карточки со словами. Используя слова, составьте предложение. Форму слов менять нельзя.

1 группа – пушистый, заяц, ёлочкой, построил, дом

2 группа – белочка, ветку, ветки, рыжая, прыгает

3 группа – кот, серый, подошёл, забору

- Составили предложение? Почему?

- Подберите недостающие слова и вставьте их в предложение. Прочитайте какое предложение у вас получилось. Назовите, какие слова вы вставили? Как они называются?

- Для чего нужны предлоги? Как они пишутся? С какой частью речи они дружат?

(Предлоги служат для связи слов в предложении, пишутся отдельно, дружат с именем существительным.)

Дерево успеха

- Давайте проверим ваше предположение по учебнику. Прочитайте правило на стр. 109.

5. Физкультминутка

Игра «Правда это или шутка?»

- Правда - сели, шутка – прыгаем.

1) Дед в печи, дрова на печи.

2) На столе лепёшки, под столом сапожки.

3) Овечки в речке, караси у речки.

4) Под столом портрет, над столом табурет.

6. Первичное закрепление

- Когда я шла к вам на урок гулял по улице щенок. Он рассказал мне обыкновенную историю, которую про него сочинил Вадим Левин. Он даже передал мне эту историю, но ветерок подул, и какие-то слова потерялись. Может, вы поможете восстановить эту историю?

Гулял __ улице щенок.

Не то Пушок, не то Дружок.

Гулял __ метель и солнцепёк

И __ дождём гулял и мок,

И если даже шёл снежок,

Гулял __ улице щенок.

- Что вы заметили?

- А кто знает, что это за слова?

- Читаем по строчке и вставляем предлоги

-О чём должны помнить? (Предлоги пишутся отдельно.)

- Раз мы говорим с вами о щенке, давайте составим и запишем о нём предложение.

- Для чего служат предлоги?

Дерево успеха

7. Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации

«Солнышки»

- Спишите предложения и подчеркните предлоги.

Из берёзы течёт много соку – к дождливому лету.

У Семёна с Соней в сетях сом с усами.

«Звёздочки»

- Прочитайте пословицы. Откройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

(Без) т…пора не ходят (в) лес (за) др…вами.

Плотник (без) т…пора, что изба (без) углов.

- Если кто-то хочет перейти из одной группы в другую, вы можете это сделать, но сначала предупредите меня об этом.

(Проверка путём чтения учащимися заданий.)

- Обратите внимание, что предлог это часть речи «незаметная», но «независимая». Произносится слитно с другими словами, а пишется всегда раздельно.

Дерево успеха

8. Домашнее задание: стр.109 правило, стр.108 упр.184

                       «Солнышки» - подчеркнуть предлоги

                        «Звёздочки» - определить части речи

9. Итог урока и рефлексия

- Какую часть речи мы исследовали на уроке?

- Что вы узнали о предлоге?

(Связывает слова в предложении, пишется раздельно со словами, дружит с именами существительными.)

- оцени свою работу на уроке.

- Возьмите в руки мордочки, которые лежат на ваших словах.

- Теперь дорисуем нос: (слайд)

- ! – если хорошо поняли тему урока и самостоятельно справитесь с заданием.

- ? – если вы не совсем хорошо поняли тему урока и у вас есть вопросы

- Теперь дорисуем рот: (слайд)

-  - урок понравился и вы довольны своей работой

-  - урок не понравился, я не очень доволен своей работой

- Давайте подведем итоги по дереву успеха. Посчитайте сколько совушек у вас на дереве, а сколько лягушат.

5 сов – оценка «5»

4 совы – оценка «4» и т.д.

- Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.

- Молодцы! Спасибо за урок! (слайд)

Не найти никак предлог.

Рассказать вам про предлог?

Так расскажем просто так,

Что он делает и как

В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе

На него показывает

И слова все связывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание местоимений с предлогами" (УМК "Школа 2100") 4 класс

Презентация содержит слайды по теме к уроку изучениея нового материала....

Урок русского языка на тему: "Общее понятие о предлоге" 2 класс

Открытый урок давался во 2 классе компенсирующего обучения....

Проект урока русского языка по теме "Общее понятие о предлоге" во 2 классе.

Технологическая карта данного урока содержит в себе этапы урока, деятельность учителя на уроке, деятельность учащихся и УУД. Это первый урок в системе уроков по теме "Предлог"....

Урок русского языка по теме "Упражнение в правописании предлогов и приставок" 3 класс

I.        Организационный момент.II.       Минутка чистописания.В, вВсякая работа мастера хвалит.III.     Сло...

Урок русского языка по теме "Правописание приставок и предлогов" 3 класс

Данный урок – это сочетание трёх факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих форм обучения. Использовались инновационные приемы и техники Технология личностно - деятельностн...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи». Класс: 4

laquo;Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи».Создать условия для ознакомления с особенностями местоимения как части речи....