Урок русского языка "Падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ермакова Ирина Ивановна

Заключительный урок по теме "Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели урока:

  • Образовательные: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, его грамматических значениях (роде, числе, падеже), о согласовании с именем существительным; закрепление знаний о синонимах, о словообразовании имен прилагательных, закрепление навыков правильного написания родовых окончаний имен прилагательных; повторить разбор по членам предложения и разбор слов по составу.
  • Развивающие: способствовать развитию умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; умению делать выводы, обобщения; расширить и обогащать речь учащихся,  развитие познавательного интереса к языку, мыслительных процессов, совершенствование устной и письменной монологической речи, формирование орфографической зоркости, речевой культуры.
  • Воспитательные:  воспитывать умение чувствовать; понимать и любить красоту родной природы, любви к знаниям, русскому языку.

Планируемые результаты

Личностные:

  • проявление творческого отношения к процессу обучения;
  • проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;
  • формирование внимательного и бережного отношения к природе;
  • формирование познавательной потребности.

Метапредметные:

  • познавательные: осуществлять информационную переработку текста; анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • коммуникативные: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения;
  • регулятивные: актуализировать и восстанавливать знания о частях речи, принимать и сохранять учебную задачу; контролировать правильность и полноту ответов одноклассников;
  • предметные: выделять морфологические признаки слов разных частей речи, определять части речи в тексте, различать самостоятельные и служебные части речи.

Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал, таблицы.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах (группе).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к деятельности

Слайд 1

У нас сегодня не совсем обычный урок, на нём присутствуют гости.

Желаю вам успехов и творческих удач.

Встают, приветствуют учителя, друг друга.

2.Проверка д.з.

Проверка домашнего задания.

-Прочитайте пословицы, которые у вас получились.

- Объясните их смысл.

- В каких падежах употреблены прилагательные большой и  маленький?

3. Мобилизующий этап

Слайд 2

Сядьте правильно, откройте тетради, запишите дату и слова “Классная работа”.

 

Актуализация знаний

Слайд 3

Слайд 4

- Прочитайте слова

Кр .сивый ,   гр . бник,
д . ждевая,  л . сок,  л . тел,
л . сёнок,  гн . здо,
бл . год . рил, б . лизна,
загл . денье, х . лодное

Проверка, самооценка.

 - Что у них общего?

- Спишите, подбирая проверочные слова, обозначьте орфограмму.

Самоопределение к деятельности

Слайд 5

Слайд 6

Среди записанных слов найдите имена прилагательные в мужском и среднем роде.

- Подберите к ним подходящие по смыслу имена существительные. Просклоняйте получившиеся словосочетания.

- Какие знания нам пригодились при выполнении задания?

- Сформулируйте задачи урока. 

 Красивый , холодное

Два человека работают на доске.

Поупражняться в склонении и правописании имён прилагательных мужского и среднего рода.

Работа по теме урока.

- Давайте посмотрим  в наши таблички «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе»

- В каких падежах имена прилагательные мужского и среднего рода имеют одинаковые окончания?

- В каких падежах окончания различаются?

- Как различить им. и вин. падежи имён прил-х?

- Как различить вин. и род. падежи имён прил-х?

 

 

 

Закрепление

Работа по учебнику.

Стр.26 упр.55

Слайд 7

 - Прочитайте. Кто написал? Кто знает чем всё закончилось? Чему учит С. Михалков?

Спишите, вставьте пропущенные окончания, укажите падеж имён прилагательных мужского рода.

Грамматическое задание 2 ученика выполняют на доске.

Что такое имя прилагательное?

Как изменяются имена прилагательные?

Как определить число, род, падеж имён прилагательных?

Как проверить безударные окончания имён прилагательных?

Какими бывают имена прилагательные?

 По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:

"Братец, вот какое дело:

Здесь вдвоем нельзя пройти,

Ты стоишь мне на пути."

Черный брат ответил: "Ме,

Вы в своем, баран, уме?

Пусть мои отсохнут ноги,

Если я сойду с дороги!"

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами...

Как рогами ни крути,

А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печет,

А внизу река течет.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

По числам, родам, падежам

 

 Слайд 8

 

 

 

 

 

 Давайте посмотрим в окно.

Ребята, каких птиц можно увидеть зимой?

В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти птичек выживает только одна.

Как мы можем помочь птицам?

Физкультминутка

Упражнение 1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 2. Руки на поясе. Напряженно свести локти вперед. Отвести локти назад, прогнуться. Повторить 2-3 раза.

Упражнение 3. Посмотреть вдаль 5 секунд, на вытянутый палец -5 секуд. Повторить.

Упражнение «кулак, ребро, ладошка» ( как определить род прилагательных?)

М.р. – кулак

Ж.р. – ладошка

Ср.р. – ребро

Весёлый праздник,  снежная зима, трескучий мороз, синее небо, любимая школа, серьёзный ученик, лёгкое облако, красивая птичка, пушистый снег, интересное задание.

7. Творческая работа в группах с.26 упр.56

 Слайд 10.

 Слайд 11.

 

 

 

 - Поставьте прилагательное «интересный» в начальную форму.

- Подберите синоним к слову «интересный» 

А сейчас поработайте в группах, подберите подходящие по смыслу прилагательные. Запишите любую группу составленных предложений.

- Проверка первой группы.

-  Прочитайте синонимы к первой группе предложений.  (2-ую и 3-ю)

- Каждая группа выбирает себе группу предложений и записывает. Взаимопроверка.

Ко второй группе, к третьей…

Взаимопрверка.

Увлекательный, занимательный, забавный, любопытный,

Определить число, род падеж имен прилагательных.

Окончание имени прилагательного можно проверить по окончанию вопроса, на который отвечает имя прилагательное.

.

Рефлексия.

Программный уровень.

Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите падеж.

Цветы обладают волшебн..  даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк..  ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лютике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.

Повышенный уровень.

Спишите, правильно обозначая звуки буквами. Укажите падеж имён прилагательных.

Попутн[ава] ветра! Это крылат[айэ] выражение появилось во времена парусн[ава] флота. Тогда успешн [айэ] плавание было связано с погодой, с направлением ветра. Для удачн [ава] выхода в море парусные корабли нуждались в сильн[ам] и ровн [ам] попутy [ам]  ветре.

Самостоятельная работа

 

 

 

 

Итог занятия

Давайте ещё раз повторим, как проверить падежные окончания имён прилагательных?

Как определить число, род, падеж имени прилагательного?

 

. Рефлексия

Вернитесь к шкале и оцените свои знания.

На уроке

  • я узнал...
  • я повторил...
  • мне было легко...
  • мне было интересно...
  • моё настроение...

Заканчивают предложения своими словами.

Домашнее задание

1.с. 27 упр57

2.  Перечитать и принести на следующий урок «Сказку  о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – соревнование по русскому языку. 4 класс.«Падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода»

Цели урока:  - обобщить знания учащихся по теме «Имя прилагательное», совершенствовать умение писать безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода....

Синяя сказка. Урок русского языка в 4 классе.Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. и Д.п. единственного числа. Презентация.

Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода  в родителном и дательном падежах единственного числа....

Синяя сказка.Конспект урока русского языка в 4 классе. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. и Д.п. единственного числа.

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном и дательном падежах единственного числа. Урок изучения нового материала....

Конспект урока русского языка "Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

Тип урока: формирования умений и навыков. Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончан...

Урок русского языка.Тема урока. Склонение и правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Цели урока.  Создать условия для ознакомления со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных, с окончаниями имен прилагательных мужского и среднего рода ; ...

Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж"

Короч лучше док скачайте, так рил проще хдЯ даже презенташку добавил  Мне хочется еще чего-нибудь написать ( ͡° ͜ʖ ͡°) ( ͡° ͜ʖ ͡°) ( ͡° ͜ʖ ͡°)...

Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж" (УМК Школа России, 4 класс)

Тема: «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж»Цели деятельности учителя: формирование умения определять  окончания имён прилаг...