Урок русского языка в 4 классе: «Путешествие по городу Глагольску»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Виноградова Ирина Борисовна

Тема: Правописание глаголов.

Цель:  Развитие умения распознавать орфограммы связанные с написанием глаголов, обосновывать их написание, определять грамматические признаки глаголов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_gorodu_glagolsku.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 4 классе « Путешествие по городу Глагольску »

Тема: Правописание глаголов.

Цель:  Развитие умения распознавать орфограммы связанные с написанием глаголов, обосновывать их написание, определять грамматические признаки глаголов; провести комплексный орфографический тренинг.

Задачи: 1) повторить правописание мягкого знака после шипящих на конце глаголов, правописание НЕ с глаголами, ТЬСЯ и ТСЯ а глаголах, спряжение глаголов, написание безударных суффиксов -а,-и,-е,-я.                                                                                                                                                                             2) способствовать развитию умений работать с учебным материалом, обобщать информацию анализировать, делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи, работать в группе, оценивать свою деятельность.                                                                                                                         3) создать условия для расширения кругозора учащихся, формирования действенного мотива учения и интереса к предмету.

Ход урока

I. Организационный момент.                                                                                                              Громко прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок.
Парта у меня в порядке:
И учебник, и тетрадки.
Я настроился, готов
Слушать следующий урок.

II. Актуализация знаний.                                                                                                                            Что без меня предметы?                                                                                                                                         Лишь названья.                                                                                                                                                       А я приду -                                                                                                                                                                                     Всё в действие придёт.                                                                                                                                                          Летит ракета.                                                                                                                                                                        Люди строят зданья.                                                                                                                                           Цветут сады                                                                                                                                                                                    И хлеб в полях растёт.

III. Самоопределение к деятельности.

- Составьте слово, которое будет ключевым на сегодняшнем уроке.

Первая буква обозначает парный согласный к звуку [к].                                                                                           Вторая буква – глагольный суффикс прошедшего времени.                                                                       Третья буква - обозначает безударный гласный звук, который запоминаем в слове календарь.                                      Четвёртую букву пишем на конце слова друг.                                                                                                    Пятая буква - окончание глагола прошедшего времени в среднем роде.                                                                    Шестая буква обозначает непарный звонкий согласный звук.                                                                  (ответ – глагол)                                             

- Чему будет посвящён сегодняшний урок? (повторению правописания глаголов).                                      -  Какие орфограммы будем повторять, какие умения закреплять?

Мы с вами отправимся  в необыкновенный город Глагольск. Улицы города имеют разные названия: улица Настоящего времени, улица I спряжения, улица Условного наклонения, проспект Совершенного вида, проспект Начальной формы. На каждой улице, проспекте  есть автобусные остановки для пассажиров. Для проезда вам нужен билет. Проездным документом будет ваше знание глаголов – исключений (расскажите друг другу глаголы исключения)

IV. Работа по теме урока.                                                                                                                                           Итак: Отправляемся в путь                                                                                                                                      Движения рук: Завести моторы, соединить контакты, подготовиться к поездке, двери закрываются, поехали.

Остановка « Проверь-ка»

-Каким было ваше д/з ? (упр. в тетради)                                                                                                                            -Какие это слова? (словарные)                                                                                                                                              -Прочитайте их по слогам (чтение по цепочке)  по горизонтали: капитан, путешествие, забава, памятник, кабинет,                                                                                                                                                                   по вертикали: ситуация, пассажир, портрет, обида, пейзаж                                                                        -Пользовались ли вы словарём при написании этих слов?                                                                                 - Молодцы. Едем дальше.

Движения рук: Завести моторы, соединить контакты, подготовиться к поездке, двери закрываются, поехали.

Остановка «Напиши-ка чисто»

(мин. чистописания) - Напишите 5 вариантов расположения букв жрс (жср, ржс, рсж, сжр, срж)

желать, решать, строить                                                (на доске)

беречь, стеречь, спрячь, обрежь

-Слова какой части речи написаны на доске?

-Что такое глагол?                                                                                                                                                    -В какой форме стоят глаголы?      ( желать, решать, строить  )                                                                                                                  - Поставьте их в форму изъявительного наклонения ,настоящего времени ,2 лица, ед. числа      (желаешь ,решаешь, строишь)  и запишите в тетрадь.                                                                                                      -Как пишутся эти глаголы?                                                                                                                                           -В какой форме стоят глаголы: беречь, стеречь, спрячь, обрежь?   запишите их в тетрадь.                                     - Что вы можете сказать о правописании мягкого знака после шипящих на конце глаголов?                    (Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак)                                                             - Хорошо. Едем дальше.

Движения рук:  Завести моторы, соединить контакты, подготовиться к поездке, двери закрываются, поехали.

Остановка «Вспоминай-ка»

 Работа по вариантам: записать пословицы в тетрадь : Iвариант - НЕ с глаголами  -раздельно, IIвариант - НЕ с глаголами- слитно.

Кто (не) работает, тот (не) ест.                                                                                                                                                   Семеро одного (не) ждут.                                                                                                                                              Потчевать велен , а (не)волить грех.                                                                                                                             Хочешь есть калачи – (не) сиди на печи.                                                                                                                Плохо можется, коли (не )здоровится.                                                                                                                          Кто кого обидит, тот того и (не)навидит.

- Вспомните как пишется частица НЕ с глаголами?  (частица НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без НЕ не употребляются: ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, неволить, нездоровится).                                                                                                                                        - Молодцы. Едем дальше.

Движения рук:  Завести моторы, соединить контакты, подготовиться к поездке, двери закрываются, поехали.

Остановка «Думай-ка»

 Работа в парах: выписать глаголы с ТЬСЯ и ТСЯ

Соседи уехали утром купа[ца]                              (что делать?)
И пса захватили, пускай порезвит[ца]                 (что сделает?)
А кошку оставили. Что с ней вози[ца]                 (что дела
ть?)
Подумаешь, тоже мне важная пти[ца].

О чем-то мурлычет
Сосе[ц]кая кошка
Налью молока – отверне[ца] от блюд[ца]             (что сделает?)                
И долго глядит, не мигая в окошко:
- Не видно ль хозяев?
А вдруг не верну[ца]?                                                 (сделают?)

-Когда в глаголах пишутся ТЬСЯ и ТСЯ?  (если глагол стоит в начальной форме (что делать? что сделать?) , то пишется ТЬСЯ,                                                                                                                                            если глагол стоит в форме 3-го лица, ед.числа (что делает? что сделает?) или мн.числа (что делают? что сделают?) -то на конце пишется –ТСЯ).                                                                                 - Хорошо. Едем дальше.

Движения рук: Завести моторы, соединить контакты, подготовиться к поездке, двери закрываются, поехали.

Остановка «Физкультминутка»

- Я называю глагол, а вы выполняете действие:
Встать, потянуться, распрямиться, присесть, подняться, 2 раза прыгнуть, хлопнуть в ладоши, улыбнуться, сесть.                                                                                                                                               - Отлично. Едем дальше.

Движения рук:  Завести моторы, соединить контакты, подготовиться к поездке, двери закрываются, поехали.

Остановка « Тренировочная»

Работа в группе (на тренировочных листках): вставить безударные окончания, поставить спряжение:  

 смотр..шь, вяж…шь, игра...т, бел…т, рису…м, терп…м, обид…те, чита…те, (мн.ч.) пиш…т, терп…т                                                                                                                                                                              - Какие глаголы относятся   ко II спряжению,Iспряжению? (правило).                                                                              - Хорошо. Едем дальше.

Движения рук:  Завести моторы, соединить контакты, подготовиться к поездке, двери закрываются, поехали.

Остановка «Распределяй-ка»

Упр №1 стр 39: распредели и запиши слова по столбикам в зависимости от суффикса неопределённой формы глагола

-На какие 4 столбика мы распределим глаголы? (-а,-и,-е,-я)                                                                                         -Написание безударных суффиксов -а,-и,-е,-я перед ть в начальной форме нужно запомнить, а в случае затруднений обращаться к словарю.                                                                                                      - Основы прошедшего времени и начальной формы совпадают (таять – таял).                                                    - Хорошо. Едем дальше. 

Движения рук:  Завести моторы, соединить контакты ,подготовиться к поездке, двери закрываются, поехали.

Остановка «Итоговая»

Самостоятельная работа - Упр. № 2 стр. 39-40

V.  Рефлексия:                                                                                                                                                           - Оцените свою работу на уроке (светофор)

VI.  Итоги урока                                                                                                                                                                        Вот и подошло к концу наше путешествие по городу Глагольску. Много было остановок на нашем пути. Ваши ответы помогли водителю автобуса благополучно завершить поездку.                                 - Что мы повторяли сегодня на уроке?                                                                                                                           - Какое задание было самым интересным?                                                                                                                   - Что показалось вам трудным?                                                                                                                                             - С чем легко справились?

VI I.  Домашнее задание: Перевести рассказ, подчеркнуть глаголы (на листках):

Л.Петрушевская “Пуськи Бятые”

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

- Калушата, калушаточка! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стряшкали. И подудонились. А Калуша волит:

- Ой-ой! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучели. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит:

- Бутявок не трямкают, бутявки дюбые и зюгиотзюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А бутявки волит за напушкой:

- Калушата подудонились!

Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи Бятые!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 3 класс: «Путешествие по стране Имени Существительного»

Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»Учитель: Исаева Татьяна Михайловна. Тема. « Обобщение знаний об имени существительном»...

Урок-обобщение по русскому языку 4 класс "Путешествие в страну Глаголию"

Урок-обобщение по русскому языку "Путешествие в страну Глаголию" 4 класс 3 четверть....

Урок русского языка 2 класс "Зимнее путешествие в страну безударных гласных"

Урок закрепления знаний по теме "Безударные гласные" 2 класс...

Конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме «Путешествие по стране Языкознания».

Данный урок является заключительным уроком в обучении грамоте. Проводится как уроук отчёт для родителей, знакомит их с достижениями учащихся....

Методическая разработка к открытому уроку русского языка по теме: "Путешествие в страну Морфемику. Части слова. Разбор слова по составу" 3 класс

Открытый урок русского языка по теме: "Путешествие в страну Морфемику. Части слова. Разбор слова по составу" 3 класс...

Город Грамматика. Приложение к уроку русского языка. 3 класс. Главные члены предложения.

Презентация к уроку русского языка "Главные члены предложения"...