Закрепление и систематизация знаний о грамматических признаках глагола
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Бутенко Надежда Леонидовна

Углубить знания детей о глаголе как части речи, неопре­деленной форме глагола, временах глагола.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Закрепление и систематизация знаний о грамматических признаках глагола

(Урок - путешествие)


Цели:
1.
обучающая: углубить знания детей о глаголе как части речи, неопределенной форме глагола, временах глагола;

2.развивающая: формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

3. воспитывающая: вовлечь детей в активную практическую деятельность, совершенствовать навыки общения.

4.  коррекционная: развитие навыков группировки и классификации.


Тип урока: Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков:

Методы : словесный, наглядный, практический


Оборудование; проектор, презентация


Последовательность этапов урока :
1. Организационный

2. Актуализация темы урока
3. Проверка домашнего задания.

 Мозговая гимнастика.

4. Закрепление новых знаний
5. Всесторонняя проверка знаний: работа в группах, работа с учебником

 Физкультминутка.

6. Информация о дом. задании, инструктаж
7. Итог урока

Ход урока

I. Организационный момент.

Все ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, карандаш, тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят

II. Актуализация темы урока.

- Тему нашего урока узнаете, если отгадаете загадку.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду – всё действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят знанья.

 Цветут сады.

И хлеб в полях растет.

- Что это за часть речи? Что мы о ней знаем?

- Так о какой части речи мы сегодня поговорим?

- Нас пригласили в страну Глаголию посетить сказочный дворец. Дорогу нам будет указывать волшебный клубок. Но подойти ко дворцу не так просто! Невидимые жители страны будут чинить нам все новые и новые испытания для проверки наших знаний об изученной части речи - глаголе. Итак, отправляемся в путь!

III. Проверка (выполнение теста )( да, нет ) 

                                             

1. Верно ли утверждение, что все эти глаголы неопределенной формы:

белить, беречь, болел.

2. Верно ли утверждение, что все эти глаголы прошедшего времени:

идёт, покупала, молчали, смеялись.

3. Верно ли утверждение, что у всех слов раздельное написание:

(не)хотеть, (не)говорить, (не)бояться

- Какой вопрос теста вызвал затруднение?

- Какая орфограмма встречается во всех словах? (безударная гласная в корне)

- Все ли орфографические задачи мы можем с вами решить?

- Какими будут ваши действия, если орфограмма неизвестна?

(будем оставлять «окошки»)

«Мозговая гимнастика»

Выполнение упражнений для улучшений мозговой деятельности.

Качание головой (стимулирует мыслительные процессы)

«Ленивые восьмерки» (активизация структуры мозга, повышение устойчивости внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «Восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений (улучшает внимание, ясность восприятия, речь): мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

Моргания (полезно для улучшения зрения)

IV. Комментированный словарный диктант.

(На доске изображение сказочного колодца

- «Утолить жажду» можно при условии, если случайно попавшие в «колодец» слова будут превращены в неопределенную форму глагола.

 Дети достают из «колодца» слова с непроверяемыми написаниями - обед, черный, беседа, свобода.) 

                                                                 

- Определите, какой частью речи являются данные слова?

- Подберите   к   словам   однокоренные   глаголы,   ставя   их   в
неопределенную форму.

- Запишите глаголы, комментируя их написание.

(Запись глаголов.)

- Как различить глаголы в неопределенной форме среди других частей речи?

- Можно ли от глаголов в неопределенной форме образовывать другие формы глагола? Обоснуйте свои ответы.

V. Третье препятствие (работа в группах).

- На пути во дворец стоит частый лес, через который надо проложить три дорожки, ведущие ко дворцу.

(На доске появляется изображение деревьев.)

- Такими дорожками могут стать три группы глаголов, которые
вы должны найти в текстах, взятых из сказок.

(Третьеклассники узнают сказки, находят в предложениях текста глаголы, выписывают глаголы в тетрадь по группам: в первую -глаголы настоящего времени, во вторую - глаголы прошедшего времени, в третью — глаголы будущего времени.)

Текст:

1. Кто снесет этот камень на гору и там. Разобьет его на части, тот вернет свою молодость и начнет жить сначала.

2. Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит; глядъ - поверх текучих вод лебедь белая плывет.

3. И чайник шепнул утюгу: «Я дальше идти не могу».
И заплакали блюдца: «Не лучше ли вернуться?»

И зарыдало корыто: «Увы, я разбито, разбито!»

4. - Вот уж не думала, что из топора этакую кашу можно сварить, - дивится старуха.

(После выполненного «испытания» на доске «деревья» раздвигаются и открываются дорожки ко дворцу)

Физминутка.

Учитель: - Встаньте. Представьте и изобразите, что вы несете груз 1 кг., 5 кг, 10 кг;

передаете розу, хрустальную вазу,

 вы – семечко цветка, вас посадили в землю, греет солнце, льют дожди, росток растет, появляются листочки, бутон, цветок распустился.

 Покажите ваше настроение.

VI. У дворца Времен глаголов.

(На доске открывается изображение сказочного дворца.)

- Посмотрите, перед нами дворец Времен глаголов.   А вот и парадный вход, через который могут войти только глаголы в неопределенной форме. Прочитайте, какие глаголы нас ждут у парадного входа.

(Дети читают: блестеть, заблестеть, засверкать, сверкать, гореть, сиять. 

Устанавливают, что это действительно глаголы в неопределенной форме, обращают внимание на близость их значений: излучать яркий свет, блеск, отражать свет.)

- Видите,   какие   яркие,   красивые   глаголы   идут   с   нами   в

удивительный  дворец.  Смотрите,   перед   нами  три  зала.   В каждом    из    них    живут   времена    глаголов:    Настоящее, Прошедшее,   Будущее.   У  входа  в  залы  стоят сундуки  с одеждой. Заходя в зал, глаголы должны переодеться в свою одежду - форму. Что это за одежда?..

 Помогу вам ее узнать: вспомните, как изменяются глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени?

(Дети отвечают на поставленный вопрос.)

— Значит, в залах Настоящего и Будущего времени глаголы могут надеть форму любого лица и числа, в зале Прошедшего времени глаголы наденут форму мужского, женского и среднего рода в единственном числе и форму множественного числа. А теперь зайдем вместе с нашими глаголами в любой зал.

(Учащиеся вместе с выбранным глаголом в неопределенной форме подходят к любому залу из «сундуков» - конвертов, в которые вложены карточки с личными окончаниями глаголов настоящего и будущего времени и родовыми окончаниями глаголов в прошедшем времени,  суффиксом -л-, выбирают нужную «одежду», «одевают» глагол и проходят с ним в зал. На доске и в тетрадях появляется соответствующая запись, у глагола указываются его признаки (форма):

сверкаешь |- (н.вр., 2-е л., ед.ч.) блестишь \- (н.вр., 2-е л., ед.ч.) засверкают- (буд.вр., 3-е л., мн.ч.) сияла - (пр.вр., ж.р. ед.ч.)       и т. д.

VII. В дворцовом парке (проверь свои знания).

- Аллеи парка ведут нас в дворцовый парк. (Звучит тихая музыка.) 

- Парк полон солнечного света, аромата душистых трав и цветов, звонких голосов птиц.  Нас захватывает волна восторга. Но радость будет полной, если мы поможем нашему иностранному другу тоже пройти в этот чудный сад.

- Запишите предложения, исправляя ошибки в связи слов. Буквы некоторых слов узнавайте на словарной странице.

(После выполнения работы ученики обмениваются тетрадями. Отметку ставят  сами учащиеся.)

VII. Задание на дом

- Прочтите задание. Кому нужна помощь в дополнительном объяснении задания?

X. Итог урока.

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Но путь нам закрывает у выхода из страны Глаголии Вопросительный знак (?)

 Он требует ответа на вопросы:

- Чем заинтересовала вас страна Глаголия?

- На какие вопросы невидимых жителей страны вы ответили?

- Можно ли обойтись в речи без глаголов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Закрепление и систематизация знаний об изученных грамматических признаках глагола" 3 класс

    Урок  по теме "Закрепление и систематизация знаний об изученных грамматических признаках глагола"3 кл.  разработан с применением рейтинговой системы оценки знаний,...

Урок математики в 4 классе по теме: Закрепление и систематизация знаний по теме «Письменное умножение на двузначное число».

Урок-закрепления в 4 классе. Показаны разные виды работы на уроке математики с детьми в классе КРО,...

Конспект урока "Закрепление и систематизация знаний о грамматических признаках глаголов".

УМК " Гармония" 3 класс 2 четверть конспект урока " Закрепление и систематизация знаний о грамматических признаках глаголов"...

Урок по русскому языку "Грамматические признаки глагола. Спряжение глагола и способы его определения".

Этот урок предназначен для учителей 4 классов, работающих по системе развивающего обучения Л.В.Занкова....

" Обобщение и закрепление знаний о грамматических признаках глагола"

" Обобщение  и закрепление  знаний о грамматических признаках глагола"...