Тема урока: «Значение и грамматические признаки глагола»
методическая разработка по русскому языку по теме

                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_i_grammaticheskie_priznaki_glagola.docx81.56 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема урока: «Значение и грамматические признаки глагола»

Тип урока: Открытие нового знаний

Цель урока: Создание условий для развития умений находить глаголы в тексте, определять время глаголов, устанавливать зависимость количества форм времени от характера вопроса (вида) глагола.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Метапредметные (развивающие):

  • Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме и письменной речи.
  • Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план.); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Предметные (образовательные): умение находить глаголы в тексте, определять время глаголов, устанавливать зависимость количества форм времени от характера вопроса (вида) глагола.

Личностные (воспитательные): умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь.

Оформление доски:

Презентация

План урока:

Этапы урока

Регламент (мин)

1

Орг. момент

1

2

Мотивация к учебной деятельности

1

3

Актуализация знаний

2

4

Постановка проблемы

2

5

Постановка проекта выхода из затруднений

7

6

Реализация проекта

15

7

Первичное закрепление с произношением во внешней речи

5

8

Сам. Работа с проверкой по эталону

5

9

Включение в систему знаний

5

10

Итог

2

11

Рефлексия

1


Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Формирование УУД

Орг. Момент

- Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка.  

Проверка готовности к уроку.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и вступать в диалог

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

Мотивация к учебной деятельности

- Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Урок русского языка я хочу начать со слов Сабира Абдуллы.

Учите русский – годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда –

И та награда в нём самом.

- Что хотел сказать нам поэт? (Если мы будем учить русский язык, то узнаем, много нового, полезного, интересного)

Актуализация знаний

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

1. Языковая разминка.

1. Запись под диктовку:

За одну ночь вершины гор побелели от снега.

2. Обозначение знакомых орфограмм.

3. Синтаксический разбор предложения, составление схемы.

– Назовите словосочетания с вопросами.

4. Морфологический разбор слова гор.

Запись:

Гор – (чего?), н.ф. (что?) гора, сущ., неодуш., ж.р., 1-е скл., во мн.ч., Р.п., втор. член.

5. Разбор по составу слова  

6. Записать два глагола, которые стояли бы в той же форме, что и  сказуемое данного предложения. (Потемнели, подобрали.)

Постановка проблемы

– Какие слова вы вписали с суффиксом -ть? (Оградить, плеснуть, блестеть, угостить.) Какие глаголы вы вписали с суффиксом -ти? (Заплести, подмести.)

– Какие ещё показатели неопределённой формы существуют?

(Оканчивается на -чь.)

– Приведите примеры таких глаголов.

Регулятивные УУД:

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Постановка проекта выхода из проблемы

Составление рассказа о глаголе по опорным словам.

Опорные слова написаны на доске:

самостоятельная

обозначает

вопросы

роль

ти, ть, на -чь

– Посмотрите на следующую группу опорных слов.

Время

 окончания -ет, -ат, -ишь…

– Какую информацию можно извлечь из 2-й строки?

– О чём «говорят» эти части слов? (Конкретно о времени: прош., наст. или буд.)

– Сформулируйте тему урока. (Изменение глагола по временам. Прошедшее, настоящее и будущее время.)

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные УУД:

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Реализация проекта

– Как определить время глагола? (Задать вопрос.)

– На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени?

– Что обозначают глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени?

– Прочитайте следующие записи. Что вы заметили?

                  прош.вр.                        буд.вр.                       наст.вр.                          наст.вр.

Человек плыл, варенье кипит, бревно плыло, груша созреет,

     буд. вр.                              прош. вр.

считать саженцы, рос гриб.

– Исправьте ошибки.

Упр. 237 – развивается умение определять время глаголов.

Выполняется устно.

Упр. 238 – выводится зависимость форм времени от характера вида (вопроса) глагола (что делать? что сделать?).

Выполняется на доске под руководством учителя.

спать                 (что делать?)    наст. вр. (что делает?) спит

  прош. вр. (что делал?) спал                           

                                                                                                           

проспать 

(что сделать?)

(что сделал?) проспал

буд. вр. (что будет делать?)                            (что сделает?) проспит

будет спать

Вывод: от каждого глагола в неопределённой форме можно образовать 3 или 2 формы времени. От глаголов, которые отвечают на вопрос что делать?, образуются три формы времени, а от глаголов, которые отвечают на вопрос что сделать?, образуются только формы прошедшего и будущего времени.

Первичное закрепление с произношением во внешней речи

234 – развивается то же умение, что в упр. 233.

– Выписать глаголы с частицей не и поставить в неопределённую форму.

Познавательные УУД:

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Сам. Работа с проверкой по эталону

– Дополните схему, вписав формы времени.

Включение в систему знаний

– Запишите слово концерт и 2–3 однокоренных слова, обозначьте орфограмму.

– Составьте предложение со словом концерт в П.п., проговорите слово орфографически.

– Как вы понимаете слово отчаяние? (Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.)

– Составьте и запишите предложение с прямой речью с этим словом, составьте схему.

Итог

- Какова была тема урока?

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Смогли ли мы ее достичь?

- Какими знаниями мы пользовались?

- Что мы закрепляли, что отрабатывали?

Личностные УУД: смолообразование

Рефлексия

- Напишите свои отзывы об уроке и прикрепите к дереву

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Закрепление и систематизация знаний об изученных грамматических признаках глагола" 3 класс

    Урок  по теме "Закрепление и систематизация знаний об изученных грамматических признаках глагола"3 кл.  разработан с применением рейтинговой системы оценки знаний,...

Конспект урока "Закрепление и систематизация знаний о грамматических признаках глаголов".

УМК " Гармония" 3 класс 2 четверть конспект урока " Закрепление и систематизация знаний о грамматических признаках глаголов"...

Закрепление и систематизация знаний о грамматических признаках глагола

Углубить знания детей о глаголе как части речи, неопре­деленной форме глагола, временах глагола....

Урок по русскому языку "Грамматические признаки глагола. Спряжение глагола и способы его определения".

Этот урок предназначен для учителей 4 классов, работающих по системе развивающего обучения Л.В.Занкова....

" Обобщение и закрепление знаний о грамматических признаках глагола"

" Обобщение  и закрепление  знаний о грамматических признаках глагола"...

Конспект урока по русскому языку + презентация Презентация Значение суффиксов 2 класс УМК Начальная школа «XXI век». Тема урока:Значения суффиксов.

познакомить учащихся с группой суффиксов ,упражнять в нахождении суффикса в слове, составлении слов из заданных морфем,закрепить знания детей о корне слова и окончании, отрабатывать алгоритм нахождени...