" Обобщение и закрепление знаний о грамматических признаках глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Баскакова Елена Николаевна

" Обобщение  и закрепление  знаний о грамматических признаках глагола"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет – Русский язык

Образовательная программа: « Школа России ».

Тема: " Обобщение  и закрепление  знаний о грамматических признаках глагола"

Класс – четвертый

Авторский медиапродукт – презентация 21 слайда  (среда POWER POINT)

Тип урока: закрепление и обобщение материала.

Метод обучения: поисковый, словесный, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления.

Тема: Обобщение  и закрепление  знаний о грамматических признаках глагола

Цели:

  • образовательные:
  • формировать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;
  • отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;
  • развивающие: 
  • учить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста;
  • способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
  • создать организационные и содержательные условия для развития у детей критического мышления.
  • обогащение словарного запаса детей, уточнение лексического значения ряда слов;

  • воспитательные: 
  • Воспитывать взаимоуважение, взаимоподдержку при работе в группах, в парах.
  • формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.

           Задачи

  • Организовать пространство поиска, диалога, творчества.
  • Общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества.
  • Организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, экран;
  • карточки с заданиями;
  • презентация 21 слайда  (среда POWER POINT);
  • учебник русского языка, Канакина
  • справочное пособие по русскому языку, 4 класс О.В. Узорова, Е.А. Нефедова/М.  
  • словарь С.И. Ожегова

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие учителя: “Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе.

У.Учитель называет слова: печь, мел, пчела, девочка.

У. Вы, меня поняли?

Д. Нет.

У.  Сели, выпрямились, улыбнулись.

У. А теперь вы меня поняли?

Д. Да!

У. Что объединяет слова второй группы?

Д. Все слова являются глаголами.

2. Минутка чистописания

На доске: -ешь,- ут, -ишь, -ет, -ем,- ят, -ти, - им, -ите, -ат, -ть, - ит, -ют, -ете,

У. Первый вариант -  выписывает окончания глаголов I-спряжения.

Второй вариант - выписывает окончания глаголов  I I-спряжения.

Проверяем:

Д. 1вариант: -ешь, -ет, -ем, -ете,-ут, -ют

2вариант:-ишь,-ит,-им,-ат,-ят

У. Какие части слов не выписали? Почему?

Д. Не выписали -ти,- ть, так как это суффиксы глаголов н.ф.

3.  Стадия вызова.

Приём «Продолжи фразу». (Слайд № 5)

(Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала)

Каждый ученик работает по карточке №1:

а) Часть речи, которая обозначает действие …(предмета) и отвечает на вопросы (что делать? что сделать? что делал? что будут делать?) называется … (глаголом)

б) Не с глаголами  пишется … (отдельно)
в)   Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы… (что делать?, что сделать?)
г)   Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы ….  
(ть, ти,чь)

д) Глаголы  изменяются  в  прошедшем времени и …(по числам, в ед. ч. –   родам), в нас. и буд. времени глаголы изменяются по ... (числам и лицам)

е) В предложении глагол является …. (сказуемым).
ё)  Спряжение – это … (
изменение глаголов по лицам и числам в настоящем  и будущем времени).

У. Объединитесь в пары и обсудите результаты своей работы. Информацию, с которой не согласны, помечайте знаком “?”

У. Проверим вашу работу.

Слайды № 6 -12

 (Несколько пар зачитывают свои ответы. При несогласии остальные ученики высказывают свою точку зрения).

4. Составление кроссворда

У. У вас на столе лежат кроссворды. Запишите ответы, ставя глаголы н.ф. в ед. ч.2-л

1. Одержать победу (победить) I спр.- победишь

2.Обратиться к кому-нибудь с вопросом (спросить) I I спр.- спросишь

3.Относиться к людям с уважением (уважать) I спр.- уважаешь

4.Завязать дружбу (подружиться) I I спр.- подружишься

5.Водить за нос (обманывать) I спр.- обманываешь

6.Давать обещания ( обещать) I спр.- обещаешь

У. Что общего у этих глаголов? Какой глагол отличается от других?

Д. Подружиться – это возвратный глагол.

У. Прочитайте слово, которое получилось по вертикали. (Дружба)

У. Как вы понимаете это слово?

  1. Мозговой штурм «Дружба - это ...».

А).Работа над понятием «дружба». «Дружба - это ...». Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба» и зачем она нужна людям? После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли. Учитель подводит итог .

Б).Работа со словарём.

У. Посмотрите в словаре С.И. Ожегова слово «дружба»

Д. « Дружба»- Близкие отношения, основанные на взаимном доверии.

У,Друг – это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга

У. Образуйте от слова дружба глагол н.ф.- дружить.

У. Измените глагол дружить по временам.

Д. н.вр.- дружит, пр. вр. – дружил, буд. вр.- будет дружить

- У нас сегодня будет не совсем обычный урок. Повторяя и обобщая знания о глаголах, мы будем вести разговор о дружбе.

6. Обобщение знаний о глаголе. (Работа в парах)

- У.Работая в парах заполните кластер. Что вы знаете о глаголе?

Заполнение кластера. (слайд 4)

У. Сколько склонений у существительных? (три)

     -А сколько спряжений у глаголов?(два)  (слайд 8)

    -Что такое спряжение?

Как определить спряжение глаголов по неопределённой форме?

Для чего мы учимся определять спряжение глагола?

7. Физминутка.

У.  Если я назову глаголы 1 спряжения – приседают мальчики, 2 спряжения – приседают девочки.

Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь, говорит.

8. Составление алгоритма.

У. Что общего между словами, которые я называла?

Д. У этих слов было ударное окончание. Спряжение было определить легко.

У.  Давайте вспомним алгоритм: (Слайд № 15)

Если окончание глагола ударное, по какому признаку определяется спряжение?

А если окончание безударное?  Давайте продолжим составление алгоритма.

1шаг

Надо поставить глагол в н. ф. и посмотреть на глагольный суффикс.

2 шаг

Если суффикс И –I I спр.

3 шаг

Все остальные-а,-у,-е,-о- I спр. Пишем в окончании Е

У. 1 вариант выпишите глаголы I спр., а 2 вариант  выпишите глаголы  I I спр.

У дороги встал репей,

Ищ…т он себе друзей.

Он за всех цепля..тся,

С дружбой набива…тся.

С дружбой не везет ему.

Ты не зна..шь, почему?

Кто в дружбу вер…т горячо,
Кто рядом чувству..т плечо,
Тот никогда не пропадёт,
Тот никого не подведёт.

Дружба крепкая не слома..тся,
Не раскле…тся от дождей и вьюг.
Друг в беде не брос..т, лишнего не спрос…т –
Вот что значит настоящий верный друг
!

9."Лови ошибку" пословицы

- О дружбе есть много пословиц. Сколько скрытого смысла в них таится, а, главное, - мудрых жизненных уроков.

 У вас на партах лежат карточки с заданием: Восстановите пословицы, соединив стрелками.

Работа с пословицами в парах:

Дружба как стекло:

(не)друж..т.

С ложью правда

(не)куп..шь

Дружбу за деньги

а имей сто друзей.

(Не) имей сто рублей

раскол..шь – (не) собер..шь

Проверка.

С ложью правда не дружит.

Дружба как стекло: расколешь – не соберёшь.

Дружбу за деньги не купишь.

Не имей сто рублей , а имей сто друзей.

У. Объясните, как понимаете.

- Спишите, объяснив написание глаголов.

-Ребята, посмотрите внимательно, в отрицательном значении как будем писать частицу НЕ с глаголами? (Раздельно.)

У.Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы.

10. Поработайте в группах и создайте секреты дружбы.

Какими качествами должен обладать настоящий друг? /Ответы детей./ Предлагаю детям обвести свою ладонь на месте цветной бумаги, вырезать, написать на ладони качество, которым должен обладать настоящий друг, приклеить на плакат с радугой.

  • Уступать
  • Не бояться просить прощения, если обидел друга
  • Не грубить
  • Не злиться
  • Не жадничать
  • Помогать другу
  • Быть честным

У. Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга - ищи, а нашел - береги».

11.Работа в парах. Составление синквейна «Спряжение», «Глагол», «Дружба»    

1.Спряжение

2.Сложное, интересное

3.Изменяются, запоминаются, выучиваются

4.В русском языке два спряжения

5.Обязательно выучу!

1.Дружба
2.Взаимная,открытая
3. Доверять, уважать, помогать
4. Бескорыстные взаимоотношения между людьми
5. Взаимопонимание

1.Глагол.
2.Живой и яркий.
3.Работает, знает, говорит.
4.Важная часть речи.
5.Действие.

1.Глагол

2.Интересный, живой
3.Называет, спрашивает, отвечает.
4. Могут оживить окружающий мир.

5. Часть речи

12. Итог урока.

Какова была тема урока?

А проблема?

Как отличить глаголы I и I I спряжения?

Для чего мы учимся определять спряжение глагола?

13.   Рефлексия.

  • Как оцениваете свою работу?  Расскажите по схеме:

Сегодня на уроке

img3.JPG (1957 bytes)

узнал, открыл для себя…

научился, смог…

могу похвалить себя и своих одноклассников за …

14. Дз. Напишите сочинение-миниатюру на тему « что я чувствую, когда слышу слово «дружба»?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Закрепление и систематизация знаний об изученных грамматических признаках глагола" 3 класс

    Урок  по теме "Закрепление и систематизация знаний об изученных грамматических признаках глагола"3 кл.  разработан с применением рейтинговой системы оценки знаний,...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение знаний о признаках глагола,как части речи".

Систематизация знаний о глаголе,как части речи,формирование умения определять грамматические признаки глагола,развивать умения осознанно употреблять глаголы в настоящем.прошедшем и будущем временах....

Конспект урока "Закрепление и систематизация знаний о грамматических признаках глаголов".

УМК " Гармония" 3 класс 2 четверть конспект урока " Закрепление и систематизация знаний о грамматических признаках глаголов"...

Закрепление и систематизация знаний о грамматических признаках глагола

Углубить знания детей о глаголе как части речи, неопре­деленной форме глагола, временах глагола....

Урок по русскому языку "Грамматические признаки глагола. Спряжение глагола и способы его определения".

Этот урок предназначен для учителей 4 классов, работающих по системе развивающего обучения Л.В.Занкова....