открытый урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Бутусова Екатерина Николаевна

Дательный падеж имени существительного

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Дательный падеж имен существительных"

Цели урока:

1. Обучающие.

Познакомить учащихся с особенностями имён существительных в дательном падеже; формировать сознательное употребление в речи существительных в дательном падеже. Отрабатывать прием распознавания падежей.

2. Развивающие.

Развивать творческие способности учащихся, чувства языка и речевого слуха; работать над развитием орфографической зоркости.

3. Воспитывающие.

Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к познанию.

Оборудование: карточки со словарными словами, карточки с заданиями для самостоятельной работы, у учащихся на партах карточка с отпечатанным стихотворением, плакат с кроссвордом, смайлики, конверт или почтовая открытка.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Время

Деятельность учащихся

I. Оргмомент.

Проверка готовности учащихся к уроку, мобилизация внимания учащихся

1 мин

II. Чистописание.

- Ребята, послушайте четверостишье и определите, какую букву мы будем сегодня повторять.

Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому!

- Расскажите всё, что вы знаете об этой букве.

Учитель показывает на доске письмо заглавной и строчной буквы Дд

На доске записаны слова:

Дождливый, дождевик, дождь, подожди

- Какое слово здесь лишнее? Почему?

- Какие слова мы называем родственными или однокоренными?

- Запишите в тетрадь только однокоренные слова, выделите корень

  • С какой орфограммой в корне слова вы встретились?
  • Как проверить безударную гласную в корне слова?
  • Какое из данных слов является проверочным словом?

5 мин

Букву Д

Буква Д обозначает звук /д/ - согласный, звонкий, твердый, парный

Дети записывают в тетрадях:

Дд Дд Дд до ди де жд

Подожди. Оно не является однокоренным.

У которых одинаковый корень и общее лексическое значение

Дождливый, дождевик, дождь

Безударная гласная в корне

Нужно подобрать проверочное слово так, чтобы безударная стала ударной)

Дождь

III. Работа со словарными словами.

На доске карточки со словарными словами:

п..года, д..ревня, д..рога

- Какая орфограмма встретилась в этих словах?

-  Запишите данные слова, поставьте ударение, подчеркните непроверяемую гласную в корне слова.

- Составьте (устно) с каждым из слов предложение.

- Что такое предложение?  

4  мин

непроверяемые безударные гласные в корне слова

Проверка: чтение и объяснение правописания слов.

Одно или несколько слов, связанные по смыслу

IV.Подготовка к восприятию новой темы (повторение)

Письмо с комментированием.

По краю дороги росли дикие кусты малины.

- Сделать синтаксический разбор предложения.

- Определите падеж существительных - кусты, дороги, малины.

  • Вспомните, сколько в русском языке падежей?
  • Назовите по порядку все падежи с вопросами.
  • В каком падеже будет стоять имя существительное, если в предложении оно является подлежащим?
  • Как определить падеж имени существительного?

5 мин

Один ученик работает у доски

Кусты – И.п; Дороги – Р.п; Малины – Р.п

Шесть

Называют падежи

В И.п

Чтобы определить падеж имени существительного, надо:

- найти слово, к которому относится имя сущ., и поставить от него вопрос

- по вопросу и предлогу определить падеж

V.Физкультминутка

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашёл,
Чтобы ключик нам достать
Надо на мысочки встать.

1 мин

VI. Работа по теме.

- Сегодня мы продолжим работу о падежах. О каком падеже будем говорить, узнаете, решив кроссворд.

Вопросы:

  1. Что обозначают имена существительные?
  2. Знак, который ставится над одним из гласных букв в слове?
  3. Какая часть слова пишется перед корнем?
  4. Из чего состоит наша речь? С помощью чего мы выражаем свои мысли? (предложение)
  5. Какая часть речи пишется раздельно со словами? Как называются слова-помощники?
  6. Как называется часть слова, от которой образуются новые слова?
  7. Как называется изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении?
  8. Какие звуки выполняют слогообразующую функцию?
  9. Что обозначают глаголы?

- Итак, о каком падеже мы сегодня будем говорить?

( Учитель открывает тему урока на доске)

- На какие вопросы отвечают имена существительные в дательном падеже?

- С какими предлогами употребляются?

- Всё ли мы знаем о дательном падеже?

- Что вы хотели  еще бы узнать?

Вороне где-то бог послал кусочек сыру

-Найдите существительное в дательном падеже

- Как вы думаете,  на что указывают имена существительные в дательном падеже?

Объяснение учителя.

- Имена существительные в дательном падеже часто указывают на лицо, для которого совершается действие, точнее на лицо, которому что - то дают. Это основное значение дательного падежа, поэтому он так и называется.

- Чтобы узнать дательный падеж, какое слово надо поставить к существительному слово Даю

- Например: ДАЮ (кому?) другу

ДАЮ (кому?) воробью

Предлоги употребляемые с дательным падежом К и ПО.

- * Вернёмся к нашему предложению и найдём в нём имя существительное, употреблённое в дательном падеже. (по краю)

- Как вы его нашли?

- ребята, а что у меня в руках?

- Как вы думаете, какое отношение имеет конверт к теме нашего урока?

Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!
А ещё как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу.
А ещё КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону!
К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь.

- Прочитайте стихотворение и найдите в нём имена существительные, употреблённые в дательном падеже.

15 мин

Предмет

Ударение

Приставка

Предложение

Предлог

Корень

Окончание

Гласные

Действие

Дательном

Учащиеся находят среди множества вопросов вопросы дательного падежа КОМУ? ЧЕМУ?

Находят аналогично предлоги – К, ПО

Варианты ответов

Варианты ответов: на что указывают имена существительные в дательном падеже

Вороне

Варианты ответов

слово ДАЮ

по краю

По предлогу и по вопросу

конверт

имена существительные на конверте(открытке) мы пишем в дательном падеже

Работа в парах

на листочках дети крестиком указывают главное слово, ставят от него стрелочку с вопросом к существительному в Д.п.

VII. Закрепление.

1. Самостоятельная работа. Составить и записать словосочетания, употребляя предлоги и ставя имена существительные в дательный падеж.

На листочках

Полететь (ветер), идти (озеро),плыть (вода), стучать (крыша),гулять (парк), побежать (земля).

2. Работа по учебнику.

Упр. 127, стр.70

3. Исправить ошибки

Обрадовался теплу (Д,п), лес заснул(Р.п), прыгает по дереву( Р.п), спешат к обеду( И.п),побежал по долине( Т.п),проснулся от шума(Р.п), подарил сестричке(Р.п)

10 мин

(Ученики  работают  индивидуально. Предварительно оценивают свои работы на линеечках оценок ( на первой линеечке), а после проверки – на второй линейке)

Проверка - индивидуальный опрос.

( полететь по ветру, идти к озеру, плыть по воде, стучать по крыше, гулять по парку, побежать по земле,)

 2 ученика работают у доски с объяснением

Работа в парах

IX. Обобщение

  1. С каким падежом мы познакомились сегодня на уроке?
  2. На какие вопросы отвечают имена существительные дательного падежа?
  3. С какими предлогами употребляются?
  4. Как определить падеж имени существительного?
  5. На что указывают имена существительные в дательном падеже

2 мин

Дательным

КОМУ? ЧЕМУ?

К, ПО

По вопросу и предлогу

на лицо, для которого совершается действие, точнее на лицо, которому что - то дают.

X. Домашнее задание

А) Упр. 130 ( для средних учеников)

Б) Составить мини сочинение на тему « Поздняя осень», используя имена существительные в дательном падеже. ( для сильных учеников)

1 мин

Рефлексия.

С каким настроением мы подошли к концу урока? Поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению.

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"

урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....