Главные вкладки

    Повторение по теме Части речи.4 класс
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Сабельникова Ольга Владимировна

    Предлагается урок повторения по русскому языку по теме Части речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.rar11.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 4 классе "Части речи" (обобщение)

    Урок русского языка в 4 классе.


    Тема: Части речи (обобщение).
    Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
    Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания о частях речи; расширить знания по данной теме с помощью дополнительной литературы; развивать орфографическую зоркость, словесно-логической мышление, умение строить умозаключения; воспитывать любовь и уважение к родному языку.
    Оборудование: учебник, сигнальные карточки, карточки для индивидуальной работы, схема-опора, мультимедийная программа.

    Ход урока.
    1. Целеполагание и мотивация.
    Ну-ка вместе подтянулись
    И друг другу улыбнулись,
    Тихо сели на урок.

    Грамматика, грамматика –
    Наука очень строгая.
    Учебник по грамматике
    Всегда беру с тревогой я.
    Она трудна, но без нее
    Плохое было бы житьё.

    2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
    - Сегодня на уроке русского языка мы продолжим знакомство с тайнами родного языка, повторим изученные части речи и попытаемся выяснить какие из них самые важные и нужные, будем изучать особенности каждой части речи, учиться грамотно писать и правильно выражать свои мысли.
    - Девиз нашего урока прочитайте на доске. (Грамотную речь приятно слушать).
    - Исследуйте предложение и найдите «опасные» места (подчеркнуть на доске).
    - Запишите девиз урока. Обозначьте знакомые вам части речи.

    3. Совместное открытие знаний.
    - С давних пор существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое собственное название, имя. Однажды жители этих частей заспорили, кто из них нужнее и важнее. Первым вступило в спор имя существительное.
    Ученица (на голове шапочка с названием части речи): Имя существительное – самая главная часть речи. По наблюдениям ученых, именно имя существительное появилось в речи в числе самых первых слов. Человек с самого рождения смотрит на мир и хочет знать и назвать все то, что его окружает.
    - Я предлагаю вам провести грамматическое исследование и сделать вывод о значении имен существительных в нашей речи. Прочитайте отрывок из стихотворения А.А. Фета (проецируется портрет и выссказывание).
    Шепот, робкое дыханье,
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья3.

    Свет ночной, ночные тени,
    Тени без конца.
    Ряд волшебных изменений
    Милого лица3.
    - Мальчики сосчитают все слова в стихотворении (22 слова).
    - Девочки сосчитают имена существительные (14 слов).
    - Давайте сравним количество имен существительных в стихотворении и всех слов в нем и сделаем вывод о значении имен существительных в нашей речи (высказывания детей).
    - Итак, мы выяснили, что имена существительные важны и нужны в нашей речи. Покажите, как вы научились давать характеристику имени существительного (проецирование схемы-опоры). (У доски с комментированием выполняют морфологический разбор один ученик)
    Ручья – (чего?),н.ф. ручей, сущ., неодуш., м.р., 2-е скл., ед.ч., в Р.п., второст. член предл.
    (Самостоятельно у доски работает другой ученик)
    Лица – (чего?), н.ф., лицо, сущ., неодуш., ср.р., 2-е скл., ед.ч., в Р.п., второст. член предл.
    (Дети оценивают самостоятельную работу ученика)
    - Вы показали умение давать характеристику имени существительного и сделали вывод о значимости его в речи. Но в спор вступила другая часть речи – глагол.
    Ученик (на голове шапочка с названием части речи): Глагол – самая важная и нужная часть речи.
    Что без меня предметы?
    Лишь названья.
    А я приду –
    Все в действие придет.
    Летит ракета.
    Люди строят зданья.
    Цветут сады.
    И хлеб в полях растет.
    - Чтобы выяснить, прав ли глагол, я предлагаю вам провести грамматический опыт. Прочитайте высказывание А.М. Горького (проецируется портрет и высказывание):
    Любите книгу, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, человеку.
    - Какой полезный совет дает автор? Выскажите свое мнение.
    - Назовите глаголы, которые встретились в тексте.
    - Прочитайте текст, убрав глаголы. Что вы заметили?
    - Какой вывод можно сделать из проделанного грамматического опыта? (высказывания детей)
    - Докажите, что вы умеете разбирать глаголы по составу.
    (Один ученик с комментированием выполняет разбор по составу глаголов из данного высказывания.)
    Любите, научит, уважать, окрыляет.
    (Один ученик самостоятельно у доски работает по карточке. На ней записаны глаголы для разбора: перелетают, садится, строить, читают, узнаешь)
    ( Дети оценивают самостоятельную работу ученика)
    - Итак, мы сделали вывод о важности глагола в нашей речи и показали умение выполнять их разбор. Но спор вступила еще одна часть речи – имя прилагательное.
    Ученица (на голове шапочка с названием части речи): Имя прилагательное – самая важная и нужная часть речи. Чтобы вы не делали, где бы вы ни были, вы постоянно стремитесь не только назвать предмет, но и оценить его. Когда вы научитесь пользоваться именами прилагательными, тогда ваша речь станет ярче и красивее. Прочитайте высказывание А.Н. Толстого и вы сами в этом убедитесь (проецируется портрет и высказывание).
    Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего дождя, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.
    - Найдите в тексте имена прилагательные, которые использовал автор для оценки русского языка.
    - Сделайте вывод о роли имени прилагательного в нашей речи (высказывания детей).
    - Давайте учиться делать нашу речь яркой и красивой, используя имена прилагательные. Запишем высказывание, преобразовав его в предложение с прямой речью. Слова автора поставим впереди. Вспомним схему полученного предложения (проецирование схемы-опоры: А: «П.»)
    - Итак, мы выяснили, что имена прилагательные важны и нужны в нашей речи.
    - Какие еще части речи вы знаете?
    - Что можете сказать об их значении в нашей речи?
    - Все вместе части речи делают нашу речь грамотной, выразительной. А мы с вами будем изучать особенности каждой части речи.

    4.Релаксация.
    - Вспомним красивые уголки окрестностей и улиц нашего родного города. Закройте глаза. Представьте себе, что к вам в гости приехал друг из другого города. Какие интересные места вы бы ему показали и что интересного рассказали о своей маленькой родине (высказывания детей).(Проецирование фотографий старинных зданий нашего города, уголков городского парка, окрестностей города)
    - Запишем предложение о нашей маленькой родине.
    Улицы нашего города украшают старинные здания. (у доски с комментированием выполняется разбор предложения по схеме-опоре, которая спроецирована на экран)
    (Самостоятельно у доски работает ученик по карточке. На ней записано предложение: Ж…тели гор…да выс…живают кр…сивые цв…ты и поддерж…вают п…рядок на ул…цах.)
    - Рубрику «Это интересно» подготовила ваша одноклассница.
    Девочка (в руках книга о нашем городе):
    Годы бегут, как роли в сказке
    Среди тревог, забот, мытарств.
    А на земле сейчас Аткарской
    Есть город в честь реки - Аткарск.
    Это отрывок из стихотворения нашего земляка Юрия Анненкова.
    Город Аткарск был основан по приказу императрицы Екатерины II в 1780г. Называли его тогда «соломенный город», потому что все крыши были покрыты соломой, а вокруг каждого дома стоял забор из хвороста. Из-за пожаров город не раз горел и снова восстанавливался, постепенно меняя свой облик. Но здания из красного кирпича стоят до сих пор. Они украшают наш современный город.

    5. Самостоятельное применение знаний.
    - Сегодня мы повторяем части речи и изучаем их особенности, доказываем, что все они важны и нужны в нашей речи. В гости к нам пришел наш друг Знайка (проецирование героя на экран). Он приготовил для вас несколько заданий. Постарайтесь правильно их выполнить и доказать, что вы были внимательны на уроке и все запомнили.
    Задание 1.
    Назовите алгоритм написания безударных окончаний имен существительных. Докажите, что вы умеете пользоваться этим алгоритмом.
    Читал в библиотек…, причалил к пристан…, вышел из рощ…, лежали в портфел…, скакал на лошад…
    (Работа с сигнальными карточками. Устные объяснения детьми выбранного окончания имен существительных)
    Задание 2.
    Какие глаголы относятся ко II спряжению? Докажите, что вы умеете определять спряжение глагола. (Работа в парах по карточкам)
    Найдите и выпишите 10 спрятавшихся глаголов. Укажите их спряжение.
    р н к а й р т м к з с
    г о в о р и т ь п у Д
    м с о а ю п р д б в а
    ю и ч и т а т ь н ч щ
    к т а н ц е в а т ь ж
    ц ь ю у ж б п м р е л
    я н с м п р ы г а т ь
    с т е к р л х д т а о
    у ю с т о я т ь и я б
    ф к т к с г е ч т ж р
    ш и ь в и а т о ь у ю
    з б ю б т в ь л ю а о
    а с ц к ь м ф ч я ю р
    (Проверка с помощью спроецированного кадра, на котором выписаны все глаголы с указанием спряжения)
    Задание 3.
    Составьте пословицы, соединив черточкой их части и вставьте окончания (у каждого ученика – карточка. Работа выполняется на ней)

    - Назовите алгоритм написания окончания имен прилагательных (алгоритм спроецирован на экран). (Взаимопроверка и оценивание работы детьми. Общая проверка по экрану).
    - Объясните смысл одной из пословиц по вашему выбору.

    6. Подведение итогов.
    - Вы справились с заданиями Знайки и показали умение учиться, добывать знания, применять их в жизни. Подходит к концу наш урок.
    - Чем занимались на уроке?
    - Какой вывод о значении частей речи мы сделали?
    - Что было интересным?
    - Что показалось трудным?
    - Работу кого из одноклассников вы сегодня отметите? Почему?
    - Впереди у нас еще много нераскрытых тайн родного языка. Я желаю вам успехов, потому что грамоте учиться – всегда пригодится. Я благодарю вас за работу на уроке. Вы добросовестно трудились и помогали мне учить вас. (спроецировано слово – МОЛОДЦЫ).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 3 классе по теме: Части речи (повторение)

    Тема: Части речи (повторение), 3 классЦели: 1. Создать условия для обобщения знаний учащихся о частях речи. Формировать умение распознавать части речи. 2.Способствовать развитию творческого мышле...

    Урок русского языка по теме :" Части речи. Повторение." 3 класс.

    Урок - повторение изученного материала ....

    Урок русского языка в 3 классе по теме "Части речи.Повторение"

    При подготовке к данному уроку была определена дидактическая цель:  создать условия для повторения и закрепления обучающимися изученных частей речи, и достигалась через принципы воспитывающего и ...

    Технологическая карта урока русского языка, проведенного в 3 классе Тема: Повторение изученного о частях речи.

    Урок  построен  в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно- деятельностный  подход, который опирается на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся...

    Урок русского языка по теме «Части речи. Повторение и обобщение» 2 класс

    Урок русского языка по теме «Части речи. Повторение и обобщение» 2 класс...

    Повторение по теме «Части речи»

    Повторение по теме «Части речи»...

    Технологическая карта урока русского языка на тему: «Повторение по теме Части речи» 2 класс.

    Класс: 2 «А»Цель: Повторение по теме «Части речи»Задачи:-формировать у учащихся познавательную мотивацию к изучению русского языка;-обобщить знания учащихся по теме «Част...