Урок русского языка в 4 классе Тема: «Значение наречий»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Черкашина Ирина Богдановна

·        Отработать навык выделения в тексте наречий;

·        Научиться определять значение наречий;

·        Выделять наречия как член предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narechie.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема: «Значение наречий»

Цель: обеспечить закрепление понятий учащихся о наречии, обобщить представления о значении наречий, способствовать формированию орфографической зоркости, развивать творческие способности детей, воспитывать интерес к родному языку.

Задачи:

  • Отработать навык выделения в тексте наречий;
  • Научиться определять значение наречий;
  • Выделять наречия как член предложения.

Тип урока: закрепления знаний и способов деятельности.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями по группам, листы самооценки, компьютер, проектор, презентация.

Ход урока.

1. Организационный

- Здравствуйте, ребята! Сегодня вы принимаете много гостей, поэтому я предлагаю вам поприветствовать всех присутствующих.

- Каждый новый день нужно начинать с хорошего настроения. Я думаю, искренняя улыбка – отличное средство, чтобы поднять себе настроение. Желаю вам успехов и творческих удач!

2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся

- Давайте поиграем в игру «Доскажи пару». Ваша задача продолжить предложение, подобрав по смыслу противоположное слово.

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь – «низко».

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь – «близко».

Скажу я слово «медленно», а ты ответишь – «быстро».

Скажу я слово «громко», а ты ответишь – «тихо».

(слова записываются на доске)

- Какой частью речи являются слова, которые вы назвали? (наречие)

- Верно, ребята. А что вы уже знаете о наречии? (это неизменяемая часть речи, которая обычно поясняет глагол или прилагательное и имеет различное значение: образа, места, времени действия и степень качества)

- Итак, как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем уроке? (наречие)

- Что наиболее трудное? (определять значение наречий)

- Попробуйте сформулировать цель нашего урока. Сегодня мы посвятим наш урок

  • закреплению знаний о наречии как части речи,
  • научиться определять, что обозначают наречия
  • находить наречия в тексте и проследить, как они пишутся.

 - За каждое задание вы будете получать баллы, которые фиксируются в листе самооценки. В итоге баллы приравниваются к оценке.

- Откройте тетради. Запишите число и классную работу. Проведем небольшую словарную работу.

Словарная работа.

- Замените фразеологизм одним словом – наречием.

- Что такое фразеологизмы? (Фразеологизм – это устойчивое словосочетание, употребленное в переносном смысле)

Работать спустя рукава – небрежно

Рукой подать – близко

Навострить уши – внимательно

Как курица лапой – неразборчиво

Засучив рукава – старательно

С пятого на десятого – бессвязно

Зарубить на носу – крепко

В мгновение ока – моментально

На глазок – приблизительно

За тридевять земель – далеко

- Проверим, что у вас получилось. Сравните свои наречия с данными (на экране). Если все наречия совпадают поставьте себе 10 баллов в первом задании.

- Чем объяснить написание слов? (это наречия, неизменяемая часть речи, пишутся слитно, оканчиваются на -о)

- Одинаковое ли у них значение? А вопросы? (Нет, значения и вопросы разные)

3. Этап закрепления изученного 

Проектная деятельность.

- А сейчас выполним небольшую проектную деятельность по данной части речи. Разобьемся на группы по 4 человека. Каждая группа получает задание в папке. Ваша задача обсудить вопрос и выбрать правильный ответ, прикрепить его к карте-опоре.

Проверка. (карточки вывешиваются на доску в определенной последовательности, командиры команд защищают свои ответы)

- Посмотрите внимательно на карточки. Что вам напоминает эта последовательность? (план, алгоритм изучения наречия как части речи)

1. Часть речи …наречие

2. Отвечает на ?  как? Когда? Где? Куда? В какой степени?

3. Роль .. поясняет глаголы и прилагательные

4. Обозначает … место, время, образ действия и степень качества

5. часть речи изменяемая или неизменяемая

6. В предложении является чаще .. обстоятельством, реже определением

4. Этап применения изученного

Индивидуальная работа с карточками.   Игра «Редакция газеты».

- Как вы думаете, люди каких профессий трудятся в издательстве газеты? (редакторы, секретари, корреспонденты, технические служащие редакции, корректорская служба, библиотекари и т.д.)

- Давайте мы представим, что весь наш класс – это издательство газеты. Кстати, у нашей газеты пока нет названия. А какие вы знаете названия газет? Давайте придумаем такое название, которое бы содержало наречие. (варианты: «Двигайся вперед!», «Точно в цель», и т.д.).

- Как напишем название? (в кавычках с большой буквы)

- Чем занимаются корректоры газеты? (они корректируют готовые к публикации тексты)

- Машинисты набирали текст, но пропустили некоторые слова. Ваша задача отредактировать текст, вставив в него наречия по смыслу, которые даны ниже.

Среди зелени охотник увидел бурую голову и грудь медведя, который ______________________ озирался по сторонам. Убедившись, что опасности нет, медведь двинулся ________________. Следом за медведем ____________ скатились два медвежонка. Став на ноги, медвежата _____________________ кинулись догонять мать. __________ показался медведь-пестун. Он шел к воде __________, ___________ поглядывая на мать, и что-то дожёвывал на ходу. Пестун переминался с ноги на ногу и ____________________ ворчал.  

Слова для справок: наконец, кубарем, подозрительно, вперед, вприпрыжку, недовольно, боком, искоса.

Самопроверка! Откройте учебник на с.128 упр. 190. Правильно ли вы употребили наречия? За каждое верное наречие по 1 баллу, максимум 8 б.

- Подчеркните, каким членом предложения являются вставленные слова.(обычно обстоятельство)

- Скажите, можно ли обойтись без вставленных вами слов? (да, смысл текста понятен).

- Тогда какую роль выполняют наречия в тексте? (Они как будто заполняют пробелы в нашей речи. Наречия делают нашу речь точной, конкретной, красивой.)

Физминутка

(выполняются действия по тексту)

Влево наклонись, вправо наклонись,

Вниз опустись – вверх поднимись,

А теперь чуть-чуть попрыгай:

Влево, вправо повернись

И тихонечко садись.

- Ребята, слова какой части речи вы услышали в этом стихотворении? (наречие)

- А теперь встаньте еще раз и отыщите эти наречия в кабинете только глазами. Сколько их? (7)

5. Этап обобщения и систематизации изученного

Работа в группах (по рядам). Задание «Определи значение наречий»

- К данным глаголам подобрать и записать наречия, которые будут отвечать на вопросы:

                       1гр. – КАК?               2гр. – КОГДА?                3 гр. – ГДЕ?

Прыгал                                      шел

Играл                                        просил

Пел                                            писал

- Определите значение наречие по вопросу.

Проверка! Командиры записывают на доске свои наречия.

- Какое значение наречия здесь отсутствует? (степени качества)

- На какой вопрос отвечает? (насколько? В какой мере?)

За каждый верный ответ 1балл, максимум за задание 6б.

6. Этап  контроля  и самоконтроля

Работа в парах. Задание «Четвертое - лишнее»

На экране вы видите два столбика глаголы и наречия. Одно из наречий в каждом группе – лишнее, не соответствующее смыслу глагола, его писать не нужно.

РАБОТАТЬ – быстро, издалека, плохо, много

ПИСАТЬ – аккуратно, чисто, громко, разборчиво

ИГРАТЬ – весело, пешком, долго, дружно

Взаимопроверка! Контроль на слайде.

За правильно выполненное задание 3 б.

7. Этап рефлексии

Используя 3-4 наречия, продолжите фразу:

На уроке мне было…

- Заполните листы самоанализа, ответьте на вопросы письменно.

Подсчитайте количество баллов по заданиям. Переведите баллы в оценку.

9. Этап подведения итогов учебного занятия

О какой части речи мы говорили на уроке?

Какую роль выполняют наречия в тексте?

Какое значение имеют?

Каким членом предложения выражены?

Как пишутся наречия?

8. Этап информации о домашнем задании

Составить и записать 5 предложений на новогоднюю тему так, чтобы в каждом присутствовало наречие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка (4 класс) Правописание наречий.

Разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание наречий" с технологией проблемного обучения....

Урок русского языка по теме: Правописание наречий

Урок русского языка по теме: Правописание наречий (с самоанализом)...

Презентация к уроку русского языка "Обобщение сведения о наречии" с использованием Smart Notebook

Урок русского языка "Школа России" 4 класс "Обобщение сведений о наречии" с использованием мультимедийной доски....

Конспект урока порусскому языку по теме"Значение наречий"

В конспекте урока дан материал на нахождение наречий в предложениях ,определение значений наречий....

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о наречии как части речи; ознакомление учащихся с признаками наречия; формирование умения находить наречие в тексте.Планируемые результатыПр...

Урок русского языка в 4 классе Наречие как особая часть речи Технологическая карта урока

Тема урокаНаречие как особая часть речиЦель урокаДать общую характеристику наречия как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.Задачи урокаОрганизовать деятельность учащихся по:обна...

Конспект урока по русскому языку на тему "Значение наречий" (4 класс)

Конспект урока к учебнику русского языка Полякова А. В. 4 класс...