Снова о значении слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кузнецова Екатерина Валерьевна

Конспект урока русского языка. 2 класс. УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuznetsova_e.v._snova_o_znachenii_slova.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

12.02.2016 г.

Учитель Кузнецова Е.В.

2 класс

Тема: Снова о значении слова

Цель: создание условий для формирования умения решать орфографические задачи в корне в зависимости от значения слова.

Задачи:

  1. Предметные:

- повторить способы решения орфографических задач в корне;

- познакомить со словами, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному в зависимости от значения;

- способствовать формированию умения подбирать проверочные слова, объясняя значение слова.

      2. Метапредметные:

Познавательные:

- способствовать формированию умения анализировать, сравнивать и выбирать критерии для сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, делать выводы; применять методы информационного поиска; искать и выделять необходимую информацию.

Регулятивные:

- способствовать формированию умения формулировать тему и определять учебную задачу урока; составлять план и определять последовательность действий;

- содействовать формированию умения осуществлять самоконтроль, давать оценку собственной деятельности на уроке.

Коммуникативные:

- содействовать развитию диалогической и монологической речи (с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать учителя и одноклассников).

     3. Личностные:

- способствовать формированию познавательного интереса к работе со словом, его значением;

- способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов;

- помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный этап

- Проверьте вашу готовность к уроку русского языка.

- Садитесь за парты. Вспомните, как правильно надо сидеть при письме. Откройте тетради. 2 строки вниз. Запишите число и «Классная работа».

Проверяют готовность к уроку. Садятся за парты. Записывают в тетрадях число и слова «Классная работа».

Регулятивные

- Осуществлять самоконтроль.

  1. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний

На экране страницы из книги «В стране Невыученных Уроков».

- Кто узнал, из какой книги эти страницы?

- Как зовут этого мальчика?

- Почему Витя никак не мог съесть то, что хотел?

- Что пришлось исправлять Вите в стране Невыученных Уроков (далее СНУ)?

- Сегодня утром мне пришло тревожное сообщение от нашего друга – мальчика-иностранца Макса. Прочитаем его.

- Как вы поняли, о какой помощи просит нас Макс?

- А что же надо решить, чтобы исправить ошибки в словах?

- Кто хочет помочь Максу и навести порядок в СНУ?

- В первую очередь спасателям надо размяться и выяснить, какую именно проблему предстоит решить.

Записываем под диктовку слова: храбрец, крикун, мясной, [лук].

- Какое слово «лишнее» и почему?

- Проверим, как вы записали слова:

1. Читаете слово.

2. Называете орфограмму.

3. Называете букву.

4. Проверочное слово.

5. Способ проверки.

- Можно ли точно определить, какую букву написать на конце слова [лук]? Почему?

- Какое значение может быть у слова [лук]?

- Подберём проверочное слово к каждому из вариантов значений слова [лук].

- «В стране Невыученных Уроков».

- Витя Перестукин.

- Не мог правильно написать слова.

- Свои ошибки.

Один из учеников читает сообщение на экране: «Ребята, я попал в cтрану Невыученных Уроков! Похоже, я сделал какие-то ошибки в словах, и теперь из-за меня здесь происходят беспорядки.  Жители этой страны на меня очень сердятся. Помогите, пожалуйста, я очень хочу выбраться

отсюда!!!»

- Найти и исправить ошибки в словах.

- Решить орфографические задачи.

Записывают слова под диктовку.

-  [лук] – 1 слог, орфограмма парный согласный на конце слова.

- Мясной – называет признак.

Называют слово, орфограмму, букву, проверочное слово, способ проверки.

Могут появиться разные варианты в слове лук-луг.

- Растение; оружие; участок, покрытый травой.

Подбирают проверочные слова.

Познавательные

- Анализировать.

- Сравнивать и выбирать критерии для сравнения слов.

Коммуникативные

- Слушать учителя.

- Слушать одноклассников.

- Высказывать и обосновывать своё мнение.

Регулятивные

- Осуществлять самоконтроль.

Личностные

- Познавательный интерес к работе со словом, его значением.

- Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

  1. Определение темы и учебной задачи.

- От чего же зависит буква согласного на конце в слове [лук]?

- О чём сегодня мы будем снова размышлять, решая орфографические задачи?

- От значения слова.

- Снова о значении слова.

Регулятивные

- Формулировать тему и определять учебную задачу урока.

  1. Первичное усвоение новых знаний

- Прежде чем начать спасательную операцию, определим план наших действий:

1. Если в слове, как в слове [лук], на месте орфограммы могут быть разные буквы, то что сначала следует определить?

2. Какое наше следующее действие, чтобы решить орфографическую задачу?

3. Что сделаем, узнав букву в проверочном слове?

- Посмотрим, какие ошибки допустил Макс и к чему это привело в СНУ.

- Прочитайте предложение на экране.

- Посмотрите на картинку. Ошибка в каком слове привела к таким последствиям?

- На месте какой буквы Макс мог допустить ошибку?

- Что по этой картинке  обозначает слово слизал?

- Докажите, что если мы в слове слизал пишем букву и, то оно означает слизал языком (подберите проверочное слово).

- Запишите проверочное слово слижет, поставьте ударение, подчеркните букву и двумя чертами, поставьте тире, запишите слово слизал, подчеркните одной чертой букву и.

- В каком же значении Макс хотел употребить слово?

- Подберите проверочное слово, чтобы узнать букву гласного.

- Запишите проверочное слово лезет, поставьте ударение, подчеркните букву е двумя чертами, поставьте тире, запишите слово слезал, подчеркните одной чертой букву е.

Далее аналогично ведётся работа в предложениях:

Мальчик полоскал собачку.

Маша хочет сорвать с дерева

плот и съесть его.

Приходи с мечом, поиграем

в футбол.

Мак в цирке показывал фокусы.

- Макс посетил в нашем городе много достопримечательностей. В Русском музее его особенно впечатлила эта картина Ивана Айвазовского. Прочитайте её название.

- Предположите, что может означать слово вал.

- Где мы можем уточнить значение слова?

- По старинным представлениям, именно 9-я волна во время шторма самая высокая и бурная, роковая для мореплавателей. Макс, рассматривая картину, вспомнил произошедшую с ним однажды историю и прочитайте, что написал в сочинении.

Работа, аналогичная работе с предыдущими предложениями.

- Итак, от чего может зависеть выбор проверочного слова и буквы на месте орфограммы?

- Что произойдёт, если неверно выберем букву?

- Определить значение слова.

- В зависимости от значения, подобрать проверочное слово.

- Узнав букву в проверочном слове, написать ту же букву в проверяемом.

- Все уже спустились с горы,

а Витя всё слизал.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают проверочное и проверяемое слова.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают проверочное и проверяемое слова.

- Девятый вал.

Один из учеников читает в толковом словаре значение слова вал – очень высокая волна.

- Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону.

- От значения слова.

- Может измениться значение слова, нас неправильно поймут.

Познавательные

- Анализировать, сравнивать.

- Делать выводы.

- Обращаться к толковому словарю.

- Устанавливать причинно-следственные связи.

- Доказывать.

Коммуникативные

- Слушать учителя.

- Слушать одноклассников.

- Высказывать и обосновывать своё мнение.

Регулятивные

- Составлять план и последовательность действий.

Личностные

- Познавательный интерес к работе со словом, его значением.

- Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

ФИЗМИНУТКА

Полоскали мы бельё,                                                                                                                                       В цирке представление всем на удивление.

Поласкали кошку.                                                                                                                                                                         Слова волшебные шепча

Поиграть с мячом в саду                                                                                                                                                  Маг острых два схватил меча.

Успели мы немножко.                                                                                                                                                          Взмахнул руками вверх и вниз

Как весёлый звонкий мячик,                                                                                                                                                   И вдруг откуда ни возьмись

На одной ноге поскачем.                                                                                                                                                       С круглым маленьким мячом          

И пройдёмся мы немного.                                                                                                                                                           Сел голубь магу на плечо.

И вернёмся вновь к уроку.                                                                                                                                                       Как весёлый звонкий мячик,

                                                                                                                                                                                                        На одной ноге поскачем.

                                                                                                                                                                                                         Отдохнули мы немного.                          

                                                                                                                                                                                                      И вернёмся вновь к уроку.    

  1. Первичное закрепление

- Мы устранили беспорядки в СНУ, но Макс не сможет оттуда вернуться, пока сам правильно не выполнит  задание. Давайте его подготовим. ТПО с. 35 упр. 403.

- В чём секрет этих слов?

- Прочитайте вопрос, который возник у Макса.

- Сейчас вы поработаете в паре. Возьмите карточки, которые лежат на ваших партах. Многие слова пришли в наш язык из других языков. Слева напечатаны греческие слова, как они произносятся, а справа их перевод на русский язык. Выберите подходящие 2 греческих слова и на оставленной внизу строке запишите получившееся у вас название слов, которые пишутся по-разному, но одинаково звучат.

- Какое слово у вас получилось?

- Кто может объяснить, что же такое омофоны?

- В олимпиаде «Русский медвежонок» встречаются задания с омофонами. Объявляется олимпиадная минутка. Прочитайте задание из «Русского медвежонка» на экране.

- Пришло время Максу самостоятельно выполнить задание, а вам – проверить. Но, прежде чем проверять, вам самим надо с этим заданием поработать. Внимание на экран. Прочитайте пары слов.

На экране слова:

пруд – прут

обижать – обежать

- Одинаковые ли слова собраны в пары?

- Докажите.

- Я предлагаю вам задание на выбор:

1. Записать каждое слово со своим проверочным (проверочное – проверяемое).

2. Выбрать одну пару слов и составить с ними по одному предложению.

- Макс сдал работу, давайте проверять. Внимание на экран. Объясняем значение слова и называем проверочное.

- Кто составил предложения?

- Прочитайте, что у вас получилось, какую букву выбрали.

- От Макса пришло новое сообщение. Прочитаем его.

Выполняют задание в ТПО самостоятельно.

Выполняют проверку.

- Слова произносятся одинаково, но пишутся по-разному, имеют разное значение.

- А как называются такие слова, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному? 

Работают в паре со словами на карточке:

[омо] – одинаковый

[анти] – против

[графо] - писать

[онома] - имя

[фон] – звук

- Омофоны.

- Омофоны – слова, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение.

Читают и выполняют задание:

Маша протянула младшему брату леденец и сказала: «Л…жи и молчи!»

Какими буквами можно заполнить пропуск?

(А) только е;   (Б) только и;  

(В) только о;   (Г) только е и и;

(Д) е, и, о

- Разные.

- Они отличаются одной буквой.

Выполняют задание самостоятельно.

Выполняют самопроверку.

Один из учеников читает сообщение на экране: «Ура! Я вернулся! Большое вам спасибо от меня и от жителей cтраны Невыученных Уроков! Теперь я понял, что слова могут звучать одинаково, но их написание зависит от их значения».

Познавательные

- Искать и выделять необходимую информацию.

- Анализировать, сравнивать.

- Делать выводы.

Регулятивные

- Осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные

- Слушать учителя.

- Слушать одноклассников.

- Высказывать и обосновывать своё мнение.

Личностные

- Познавательный интерес к работе со словом, его значением.

  1. Рефлексия (подведение итогов)

- Молодцы! Подведём итог нашего урока.

Высказываются, опираясь на слова на экране:

Узнал…

Научился…

Расскажу дома о…

Регулятивные

- Давать оценку собственной деятельности на уроке.

Коммуникативные

- С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- Слушать одноклассников.

Личностные

- Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на тему: «Объяснение значения слова как способа проверки. От значения слова – к правильной букве.» 2 класс Автор: Терентьева А.С.учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»

Тип урока - урок  общеметодологической направленности.Планируемые образовательные результаты:-  Предметные: Знакомство со способом проверки орфограммы в корне через значение слова.- Мет...

От значения слова - к правильной букве. (Объяснение значения слова как способ проверки орфограмм корня)

Познакомить с новым способом подбора проверочных однокоренных слов для  слов - предметов: от значения слова – к правильной букве. Развивать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки; восп...