«Согласные звуки [г] и [г]. Буквы Г, г.»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

познакомить учащихся с новыми согласными звуками [г] и [г¢],  буквами Г, г; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое  мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать выводы;  совершенствовать навыки чтения;  воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес к детской  книге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Согласные звуки [г] и [г]. Буквы Г, г.»

Цель: познакомить учащихся с новыми согласными звуками [г] и [г],

           буквами Г, г;

           обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое

           мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать выводы;

           совершенствовать навыки чтения;

           воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес к детской  

           книге.

Оборудование: слайды с видами грибов, карточки слогов с буквой «Г», карточки изученных букв, карточки-схемы для фонетического разбора, картинка гуся, маски лисиц и маски грибов-лисят, картинки совы, филина.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новыми буквами и звуками, а также узнаем много  интересного, будем совершенствовать навыки чтения, работать над выразительностью речи.

3. Повторение изученного.

а) Два ученика у доски составляют звуковые схемы слов «сова», «филин»

б) Игра «Лови звук»

Я буду произносить звук или говорить название буквы. Как только вы услышите звук, то вы должны «поймать» его в ладошки. Если я скажу название буквы – то вы «отбрасываете» название буквы.

     Эр, [м], эн, [н], бэ, [в], эль, эф, [ф], пэ, [л]

в) Игра «Назови букву – произнеси звук».

Я буду показывать карточку и говорить слово «буква» или «звук». Вы должны произнести звук или сказать название буквы.

г)Проверка фонетического разбора у доски

4.Знакомство с новым материалом.

а) Послушайте загадку, назовите отгадку.

                      По лужку он важно бродит,

                      Из воды сухим выходит,

                       Носит красные ботинки

                      Дарит мягкие перинки. (гусь)

Скажем хором. Сколько слогов? Скажем первый слог. А теперь только первый звук этого слога.

б) Характеристика звука

Какой этот звук? Почему?  Есть ли у этого звука парный по твёрдости- мягкости?

В) Знакомство с буквами Г, г.

Твёрдый и мягкий согласные звуки[г],[г] обозначаются буквами Г и г.(показ букв на карточках)

           На что похожа буква гэ? (кочергу, палку, косу и т. д.)

Возьмите карандаши и сконструируйте на парте эту букву.

(Учитель проходит по классу , комментирует работы учеников):

Г- крючок обыкновенный                            И подобно кочерге,

Но в труде помощник верный.                     Горбит спину буква Г.

                                          Букву на плече носил,

                                          На лугу траву косил.

в)Закрепление нового материала

Придумайте слова, чтобы звук [г] был мягким, а теперь –твёрдым.

4.         Отгадывание загадок

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы. (Гриб).

Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Бегать все равно не может. (Гусеница)

Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла,

И сады и огороды

Всей округи полила. (Гроза)

Лист бумаги по утрам,

На квартиру носят нам,

На одном таком листе

Много разных новостей. (Газета)

Он качалка и кровать,

Хорошо на нем лежать,

Он в саду или в лесу

Покачает на весу. (Гамак)

Ящик на коленях пляшет,

То поет, то горько плачет. (Гармонь)

Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь-

Чистоплотный серый гусь.

5. Физмиинутка.  ( Под музыкальное сопровождение)

А теперь встаньте  и пляшем, «показывая» гусей.

Веселые гуси.

1. Жили у бабуси два веселых гуся:(руки на пояс, повороты)

Один серый, другой белый-

Два веселых гуся.            - 2 раза.

2. Вытянули шейки – у кого длиннее: (покачиваем головой)

Один серый, другой белый-

У кого длиннее.            -2 раза.

3. Мыли гуси лапки в луже у канавки:(движения ногами)

Один серый, другой белый-

Спрятались в канавке. (присели)         -2 раза.

4. Вот, кричит бабуся: «Ой, пропали гуси!

Один серый, другой белый-

Гуси мои, гуси!»

5. Выходили гуси, кланялись бабусе-(ходьба на месте,наклоны)

Один серый, другой белый-

Кланялись бабусе.

6. Работа по учебнику. (стр. 58)

а) Определите сказку и ее героев.

б) Работа со столбиками слов. Хоровое чтение.

Пронаблюдайте за изменением букв. Как изменялись при этом слова?

в) «Расчитка» слов последующего текста.

Грибной (дождь, суп, лес, соус)

Главный (город, врач, штаб.)

Григорий (краткое имя Гриша).

Образуйте от имен фамилии. (Гришин, Григорьев).

г) Работа с текстом  «В бору».

Сколько частей в тексте? Как узнали? Можно ли по заглавию текста догадаться, о чем пойдет речь в тексте?

Послушайте весь рассказ и скажите, о каких грибах говориться в рассказе?

Чтение текста целиком.

Чтение текста по смысловым частям.

-Боровик-самый главный гриб в лесу.

-Опасный гриб.

-Корзина полна! Пора домой!

7.Показ слайдов с комментированием:

1. О каком грибе идет речь в первой части текста? А во второй?

Слайд№

Белый гриб назван так потому, что он не темнеет ни при варке, ни при сушке.

Слайд№

 Мухомор – несъедобный гриб. Его не любят многие насекомые, в том числе и мухи. Название гриба мухомор состоит из двух частей (мух морит- губит, отравляет). Во впадине шляпок старых мухоморов иногда скапливается дождевая влага. Насекомые, желая напиться, прилетают на «водопой». Утолив жажду из шляпок мухомора, они погибают и падают замертво возле гриба. Отсюда- и его название. А вот писатель Владимир Солоухин пишет: «У меня никогда не было ощущения, что красный мухомор- гриб поганый. Напротив, я всегда любовался и любуюсь до сих пор, когда увижу. Что и говорить, гриб красив. Яркий, с белыми крапинками по красному полю, он украшает чёрный колорит елового леса, внося прекрасное и нужное глазу разнообразие.»

А теперь попробуйте сами объяснить название некоторых грибов:

Подосиновик, подберезовик – эти грибы растут под осиной и березой.

Рыжики, чернушки – названы по своему цвету.

Сыроежки - раньше считалось что эти грибы можно есть сырыми;

Волнушки – грибы названы по волнистой форме самого гриба.

Маслята – эти грибы имеют жирную (маслянистую) пленку,

покрывающую их шляпку.

А как называют человека, который любит собирать грибы? (Грибник).

А специалистов, учёных по грибам, называют микологи. 

д) Работа со стихотворением А. Шибаева.

Обратите внимание на запись этого стихотворения. О чем говорит тире в начале строк? (Данный текст является разговорным или диалогом.)

Послушайте и скажите: кто ведет диалог в данном стихотворении?

Чтение учителем. 

Повторное чтение учащимися. Кто задает первый вопрос: грибы или лисицы?

Чтение стихотворения по ролям. Театрализация.

«Лисичка-сестричка»- так иногда зовут этот гриб. Лисичкой- за ярко-рыжую окраску, заставляющую вспомнить  меховой лисий наряд. «Сестричкой» -за то, что эти грибы никогда не встретишь поодиночке. Всегда в моховом ковре скрывается целая их семейка. Хорош этот гриб тем, что никогда не бывает червивым. Почему- учёным не вполне ясно.

е) Работа с пословицей.

7. Работа в тетради (стр. 28 № 1, 2)

№ 1 – из первых букв названия предметов составьте новое слово

№ 2 – составьте из слогов слова, запишите их.

8. Подведение итога урока. Игра «Любопытный»

-Где ты живёшь?(В городе.)

-Где твоя машина? (В гараже.)

-Кем ты будешь, когда вырастешь?(Геологом, губернатором, генералом и т. д.)

-На чём ты любишь играть? (На гитаре, гуслях, гармошке)

-Где остановились гости? (В гостинице.)

-В какую страну ты хотел бы поехать? (В Грецию, Голландию, Грузию и т. д.)

С какими новыми звуками вы сегодня познакомились?

Какой буквой они обозначаются?

Урок обучения грамоте

В 1 «Г» классе

Тема: «Согласные звуки [г] и [г]. Буквы Г, г.»

Дата проведения: 27. 11. 2014.

                                 Провела: Козлова Г.И.

г. Новочеркасск

МОУ СОШ № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.1 класс Школа 2100

Ребята смогут повторить гласные буквы, которые служат для смягчения согласных звуков, поупражняться в звуко-буквенном анализе слова, повторить правила переноса слов....

Урок обучения грамоте. Чтение. Согласный звук ш и строчная буква ш.

Образовательная программа "Школа 2100". 1 класс. На уроке использована технология формирования типа правильной читательской деятельности. Ознакомление с новым звуком происходило с помощью частично-пои...

Интегрированный урок обучения грамоте с презентацией по теме: Согласные звуки (ф) и (ф,),буква ф. Строчная буква ф.

Урок  по развитию умений и навыков всех видов речевой деятельности: чтения, говорения , письма и слушания.На уроке использованы разные виды работы, методы и приемы....

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

«Согласные звуки [к], [к\'], строчная буква к».Школа 2100

Тема урока:  «Согласные звуки [к], [к\'],  строчная буква к».Задача: познакомить с буквой К, со звуками [к], [к\'],  с ролью звуков и буквы в русском языке.Цели:Образовательная:...

Согласные звуки [д] и [д\']. Буквы Д, д .

Конспект урока с использованием ЦОР....

Урок обучения грамоте "Согласные звуки [ф и ф,], буква ф. Чтение слогов, слов. Написание слов и соединений со строчной буквой ф.".

Технологическая карта урокаУрок в 1 классе по ОС «Школа 2100» «Обучение грамоте и письмо» (2 часа), Букварь Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева, О.П.Пронина Москва БАЛАСС, Пропись №5 «Мои волшебные пальчик...