Урок русского языка для учеников 2 класса по теме: "Способы проверки парных согласных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Нечепаева Светлана Анатольевна

Проблемно-исследовательский урок изучения нового материала был построен с использованием элементов здоровьесберегающей технологии прежде всего потому, что дети 2 класса ещё слишком малы, чтобы быстро воспринимать такой важный учебный материал как правила проверки парных согласных. Для лучшего усвоения темы в урок были введены элементы игровой и ИКТ технологий. Элементы опережающего обучения позволили рагрузить следующие не менее важные для изучения русского языка темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Для учащихся второго класса

12.01.2013

МБОУ ПРОГИМНАЗИЯ №2

Подготовила: учитель начальных классов Нечепаева Светлана Анатольевна


УМК: «Перспектива», Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина «Русский язык» 2 класс  часть 2, Москва, издательство «Просвещение» 2012 г.

Тема урока: «Способы проверки парных согласных»

Тип урока: тренировочный проблемно-исследовательский урок изучения нового с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий, а также ИКТ – технологии, а также с элементами технологии опережающего обучения.

Цель урока: Научить детей разным возможностям проверки парных согласных в словах 

Задачи урока: 

1) образовательная: отработать навык выбирать использования удобного способа проверки парных согласных для себя.

2) развивающая: формировать познавательный интерес к предмету, способствовать развитию умения анализировать, сравнивать; умение  распределяя задания для всех участников, регулировать своё поведение в зависимости от способов реализации поставленных задач.

3) воспитательная: воспитывать терпение и способность взаимодействия с участниками работы; уважать к чужой труд; желание уважать труд людей любой профессии.

Планируемые результаты: 

1) предметные: наметить собственный алгоритм выбора проверки парных согласных;

2) личностные: пополнить критерий самооценки и взаимооценки на основе успешности учебной деятельности;

3) метапредметные: 

а) регулятивные: формулировать цель урока, разрабатывать последовательность действий и распределять время, оценивать свои действия во время работы в группе и индивидуально;

б) коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать ответы товарищей и оценивать их точность, учиться работать в паре, исполняя свою роль для повышения качества работы;

в) познавательные: ориентироваться в системе собственного запаса знаний, преобразовывать информацию из текстовой формы в схематичную, делать выводы о результатах работы в группе по заданной теме.

Основные понятия: проверочное слово, единственное и множественное число, предложения и словосочетания.

Межпредметные связи: литературное чтение.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах, ИКТ.

Ресурсы: учебник «Русский язык», авт. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина 2 класс  часть 2, Москва, издательство «Просвещение» 2012 г., компьютер; мультимедийный проектор; экран; презентация по теме урока; словообразовательный словарь.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Здравствуйте, ребята. Проверьте, пожалуйста подготовку к уроку на своих рабочих местах. Запись числа в тетрадях, проверка присутствия детей.
  2. Проверка домашнего задания.
  1. Упражнение №166 с. 110.

- Какое название сказки вы придумали? Прочитайте.

(Уж и ежи. Соревнование. Добежал первый. Обманщики. Пошутили!)

 - Какие из названий подходят более точно? (Уж и ежи. Пошутили!)

 - Какие правила вы услышали в названиях, которые мы оставили?

(Парные согласные на конце слов - ж, сочетания с шипящими - жи)

  1. Чистописание.

На первой строке доске прописаны пары согласных: б – п; в – ф; г – к;

 - Как можно продолжить этот ряд? (д – т; ж – ш)

На второй строке прописаны слова: ёж, корж, морж, стог, слог, круг

 - Что объединяет эти слова? (На конце этих слов – парные согласные)

На третьей строке записано предложение с пропущенными буквами. Учитель просит прочесть предложение нескольких учеников, чтобы убедиться, что дети понимают смысл.

У . рины  . етровны гото . обе .  (У Ирины Петровны готов обед.)

 - Почему слова Ирина Петровна пишутся с заглавной буквы? (Имя собственное)

 - Какое правило в словах «готов» «обед»? (Парные согласные можно проверить. Обеды. Готовы.

  1. Актуализация новых знаний учащихся.

 - Что важно помнить при проверке парных согласных на конце слов? (Рядом с неясно звучащим согласным нужно поставить гласный. Для этого слово нужно изменить. Озвучить множественное число предметов, например)

 - Сегодня мы попытаемся найти новые способы проверки парных согласных на конце слов.

С. 111 учебника Упр. №167. Давайте хором прочитаем словосочетания и послушаем согласные на конце слов.

 - Как вы думаете, будет написание отличаться от звучания?

  1. Физкультминутка.

Учитель просит детей встать около своего рабочего места. Давайте поиграем в игру «Слушаем внимательно!» Если вы услышите на конце слова, которое я буду произносить, парный согласный, то вы хлопаете в ладоши. Если парного согласного на конце нет, то вы подпрыгиваете на месте.

  • Поезд, игра, арбуз, клад;
  • Острый, клюв, сладкий, мёд;
  • Этаж, олень, шарф, шар;
  • Сказка, сказ, утюг, сон.
  1. Новая тема.

1) Упр. № 167.

 - Как проверить написание парных согласных на конце слов? Обратите внимание на образец. Устная работа и фиксирование в учебнике пропущенных букв.

2) Упр. №168.

 - Прочитайте слова. На конце этих слов – парные согласные. Как их проверить? Посмотрите в образец. (Нет (кого, чего?)) – Это новый способ. Работа в тетради с комментированием в группах – 4 группы. У каждой по 5 слов. Дети по очереди записывают свои слова на доске каждый в свой столбик. Выигрывает команда, которая справится с заданием быстрее других и без ошибок. К доске выходят дети по решению руководителя группы.

Лебедь (нет кого?) лебедя,                       дед (нет кого?) деда,

овраг (нет чего?) оврага,                         сторож (нет кого?) сторожа,

голос (нет чего?) голоса,                         огород (нет чего?) огорода,

глаз (нет чего?) глаза,                             солдат  (нет кого?) солдата,

самолёт (нет чего?) самолёта,                 груз (нет чего?) груза.

 - Какие вопросы вы задавали? Чем они отличаются? (Предметы живые и неживые) – пропедевтика работы над существительными одушевлёнными и неодушевлёнными. (Технология опережающего обучения)

  1. Закрепление изученного.

С. 112 «Шаги к умению» - самостоятельная работа по подведению итогам правила проверки парных согласных.

 - Какой ещё способ правил проверки парных согласных вы заметили?

(Можно подобрать слово – родственник)

 - Давайте поиграем: постарайтесь подобрать слова – родственники для моих слов и услышать там проверочное слово.

Снег – снеговой – снежный.

Вред – вредный – навредить.

Грязь – загрязнить – грязнуля.

Берег – береговушки – побережье.

Лёд – ледовый – ледяной.

Улов – ловить – переловить.

 - Много ли слов для проверки можно подобрать? (Достаточно много)

  1. Задание на дом.

С. 112, упр. №169 (разобрать способ выполнения задания с детьми.

  1. Итог урока.

Кто сможет назвать понравившиеся ему способы проверки парных согласных на конце слов.

  • Один – много;
  • Задать вопрос: нет кого?
  • Подобрать проверочные слова – родственники.

(На каждое предложение дети приводят свой пример)

Спасибо за хорошую работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка во 2 классе Тема: «Способы проверки парных согласных» Подготовила: учитель начальных классов МБОУ «Прогимназия № 2» г. Воронежа Нечепаева С ветлана Анатольевна

Слайд 2

Проверка домашнего задания Уж и ёжи. Соревнование. Добежал первый! Обманщики! Пошутили!

Слайд 3

Чистописание б – п ; в – ф ; г – к; Ёж, корж, морж, стог, слог, круг д – т; ж - ш Парные согласные можно проверить Ёж и , корж и , морж и , стог а , слог и , круг и У . рины . етровны гото . обе . У И рины П етровны гото в обе д.

Слайд 4

Актуализация новых знаний. Поезд, игра, арбуз, клад. Острый, клюв, сладкий, мёд. Этаж, олень, шарф, шар. Сказка, сказ, утюг, сон.

Слайд 5

Новая тема. Нет кого? Лебедя, деда, сторожа, солдата, голубя, ерша, народа Нет чего? Оврага, голоса, глаза, самолёта, огорода, груза, труда, мороза, Города, завода Упр. №168

Слайд 6

Закрепление изученного. Снег – снеговой – снежный. Вред – вредный – навредить. Грязь – загрязнить – грязнуля . Берег – береговушки - побережье Лёд – ледовый - ледяной Улов – ловить - переловить

Слайд 7

Закрепление изученного. Снег – снеговой. Вред – вред н ый – навредить. Грязь – загряз н ить – гряз н уля . Берег – береговушки. Лёд – ледовый – ледяной. Улов – ловить – переловить.

Слайд 8

Итог урока. Один – много Крот - кроты, столб – столбы. Задать вопрос: нет чего? (кого?) Нет града, плуга, урока, слова. Нет зверя, голубя, соседа. Подобрать слова – родственники Час – часовой – часики - часовщик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку во 2 классе на тему: «Учимся писать парные согласные в корне слова»

В данном уроке рассматривается одна из труднейших орфограмм корня - парные согласные в корне. Все этапы урока представлены интересными заданиями, которые способствуют развитию творческих способностей ...

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме "Безударные гласные, парные и непроизносимые согласные в корне слова. Обобщение". УМК "Школа 21 века"

Данный урок можно назвать универсальным, по любому УМК изучаются данные темы и всегда они важны для повторения....

Конспект урока русского языка во 2 классе "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"

Технологическая карта конспекта по русскому языку во 2 классе по теме: « Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова» Программа «Перспективная начальная школа»...

Урок русского языка во 2 классе. "Правописание безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слов» (для классов коррекции IV вида)

Этот урок был разработан и апробирован в классе для детей с нарушениями зрения. В урок включены элементы здоровьесберегающих технологий....

Урок русского языка во 2 классе по теме "Способы проверки парных согласных на конце слов"

Представлена разработка урока, презентация и самоанализ....

Презентация урока по русскому языку во 2 классе на тему "«Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.» "

Презентация урока по русскому языку во 2 классена тему ««Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.» »(к УМК В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России»))....