Конспект урока русского языка в 5 классе коррекционной школы 8 вида "Парные согласные в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Недопасенко Олеся Викторовна

Данный материал предназначен для учащихся и педагогов коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

для детей с ограниченными возможностями здоровья

«Школа-интернат» Юргинского городского округа

Интегрированный обобщающий урок

Письмо и развитие речи - Логопедическое занятие

в 5 классе по теме

«Парные согласные в корне слова».

                                                                                                   Составители:

                                                                                                   Недопасенко О.В.,

                                                                                                   учитель русского языка

                                                                                                   и литературы;

                                                                                                   Курильская О.В.;

                                                                                                   логопед

Юрга 


Цели: Закрепление навыков проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова; формирование орфографической зоркости.

Задачи: 1. Закрепить понятия учащихся, что парные согласные в конце слова произносятся одинаково глухо, и их написание нужно обязательно проверять либо изменением числа, либо подбором родственного слова, у которого после проверяемого согласного звука звучит гласный.

2. Развивать орфографическую зоркость

3.Содействовать воспитанию культуры учебного труда, воспитанию личностных качеств учащихся: взаимовыручки, дружелюбия, толерантности.

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.

В ходе урока обучающиеся получают возможность:

- закрепить понятия "звонкие" и "глухие" согласные;

- закрепить алгоритм и навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова; 
Личностные:

-уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- высказывать своё мнение.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

-  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование:

- мультимедийный проектор;

- сигнальные карточки;

- шаблоны осенних листьев;

- колокольчики, деревянные кубики;

- атрибуты команд (бейджи и эмблемы с изображением колокольчика и кубиков);

- карточки со словами;

- пруд с рыбками, удочки;


Ход урока.        

  1. Организационный момент (настрой на работу).

Все дети стоят у доски

Учитель:

Звенит звонок, зовёт звонок,
Пора нам начинать урок.

       Здравствуйте, ребята.

Учитель:

Итак, русский язык, друзья! 
На вас надеюсь, как всегда! 
Дети:

Мы хороший, дружный класс, 
Всё получится у нас! 

Логопед:

(Все дети стоят у доски)  

- Определите, какой первый согласный звук в вашей фамилии и покажите сигнальной карточкой звонкий он или глухой.

(Для определения звонкости и глухости  согласных, ученики используют сигнальные карточки зеленого и синего цвета.)

- У кого звонкий - бейджик с  изображением  колокольчика, а у кого глухой - с кубиком.

Как звучит колокольчик? – звонко, а кубик – глухо.

Логопед:

- Чем отличаются звонкие звуки от глухих, как мы можем это проверить почувствовать. (связки на горлышке вибрируют, когда звонкий  звук, а  когда глухой звук - не вибрируют)

Логопед:

- На партах лежат кубики и колокольчики. Догадайтесь сами,  на каком ряду вы будете сидеть и займите свои места.

Учитель:

- Сегодня необычный урок. Мы проведем его в форме соревнования. Будет много интересных заданий, которые требуют от вас хороших знаний, смекалки и внимания.

Прочитайте название ваших команд. ("Звонкие согласные", "Глухие согласные").

Учитель:

- Поприветствуйте друг друга. Улыбнитесь, позвените колокольчиками постучите кубиками.

1. Упражнение в нахождении парных согласных "Найди пару".

Логопед:

- Вначале проведем небольшую разминку.

Найдите и обведите буквы обозначающие  парные согласные  в одинаковые геометрические фигуры.

(На доске вразброс парные согласные, дети выходят по одному и обводят пары одинаковой геометрической фигурой. У одной согласной не будет пары, дети должны это заметить и назвать  ей пару.)

Логопед:

- С какими звуками  мы  работали?

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать парные согласные?

Слайд 1- правило

  1. Сообщение темы урока, постановка учебных задач

Учитель: 

- Кто сможет определить тему сегодняшнего урока?

Ответы  детей:

- Парные согласные в корне слова.

Учитель:

- Молодцы. 

Слайд 2 -  Тема урока «Парные согласные в корне слова».

- Сегодня мы будем тренироваться правильно писать парные согласные в корне слова, подбирать проверочные слова.

III.      Работа по теме урока.

Слайд 3

Логопед: 

- Посмотрите на слайд.

Какое природное явление вы видите? (Листопад)

- Молодцы! За каждый правильный ответ листопад будет осыпать вас листочками.

Проблемная ситуация

Логопед: 

- А сейчас внимание! Назовите последний звук в слове ЛИСТОПАД.

Логопед: 

- Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, глухой, парный)

Учитель: 

- А как надо писать слово ЛИСТОПАД?  

- Почему?

- Что нужно сделать чтобы проверить?  

- Повторим правило написания парных согласных в корне слова.

Слайд 4

Чтобы проверить написание парной согласной в корне слова,  надо изменить слово  так, чтобы после согласной стояла гласная.

+ схема  

Повторить правило хором.

Задание 2. Игра «Живые буквы» (устно у доски). 

Слова расположены в столбик посередине доски.

Учитель: - А теперь закрепим правило игрой «Живые буквы».         

Команда «Звонкие согласные» выбирает слова с пропущенными звонкими парными согласными и вписывают их зеленым маркером.

Команда «Глухие согласные» выбирает слова с пропущенными глухими парными согласными и вписывают их синим маркером.

мя...кий   (г)

ло...кий   (в)

коро...кий   (т)

сла...кий   (д)

це...кий   (п)

штра...ной   (ф)

ни...кий   (з)

кре...кий   (п)

ги...кий   (б)

хру...кий   (п)

Задание 3.  Игра «Рыболов» (Физ. минутка)

Логопед: 

- Отгадайте загадку:

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама – зеленая.  (ПРУД)

Логопед: 

- Предлагаю поиграть  в игру «Рыболов». Все берем удочки идем на пруд.

Каждый из вас должен поймать свою рыбку из волшебного пруда. У каждой рыбки  есть не дописанное слово.

Учитель:

- Рыбку ловим, прикрепляем на доску и отмечаем синим или зеленым магнитом согласный, который нужно  вставить.

(Дети берут магниты  и вставляют в слова.)

                       СЕЛЬ…Ь                      КАМЫ…

                       УЛО…                          РЫБА…

                       РЫ…КА                       ТРА…КА

                       ПРУ…                           ЁР…

                       БЕРЁ..КА                     БЕРЕ…

 

 - Найдите однокоренные слова. Какое из них будет проверочным?                      

Задание 4. "Проверяемое – проверочное"( работают 2 команды на боковых створках доски) 

(с обратной стороны доски расположены карточки со словами).

Логопед: 

- В следующем задании в корнях слов тоже есть парные согласные, которые нужно проверить. Найдите эти слова и соедините стрелочками с проверочными.

Проверяемые слова                               Проверочные слова

зоопарк                   прутик

травка                   пироги

овраг                    острова

пирог                  овраги

изумруд                трава

остров                      верстаки

отряд               отряды

прут                        изумруды

верблюд               зоопарки

верстак               верблюды

Учитель: 

- Посмотрите внимательно и назовите только словарные слова.

(Учитель и логопед убирают лишние слова, оставляют только словарные.)

Учитель: 

- Еще раз внимательно посмотрите. (Учитель закрывает доску).

Учитель: 

- А теперь запишите их по памяти. Выделите корни, парные согласные подчеркните.

Учитель: 

- Назовите среди данных слов одушевленное имя существительное. (ВЕРБЛЮД)

Учитель: 

А где мы можем увидеть живого верблюда? (В зоопарке)

Задание 5. "Путешествие в зоопарк".

Логопед: 

- Сейчас мы отправимся в зоопарк, где увидим разных животных и закрепим ваши знания о парных согласных в корне слова.

Вам нужно будет вставить пропущенные буквы и поднять соответствующую карточку.

Слайды 5-14.

бегемо…     медве…ь        

          

леопар…   верблю…        

жира…         кро…          

 

1314400_440_4

               

 уда…          лоша…ка                        

носоро…     гепар…

IV. Подведение итогов. Награждение победителей.

Учитель: 

- Ребята, что мы сегодня закрепляли на уроке? (Правописание парных согласных в корне слова).

Учитель: 

- Как же проверить написание парных согласных к корне слова?

На доску вывешиваются  4 схемы правил.

- Какая схема подходит к нашему правилу?

V. Рефлексия.

Логопед: 

- Вам понравился урок?

Учитель: 

- Какие задания вам были более интересны?

Логопед: 

- А где испытывали затруднения?

VI. Оценивание. 

Учитель: 

- Давайте оценим свою работу. Если считаете, что у вас все получалось и вы справились с заданиями, повесьте на дерево зеленый листочек, если испытывали небольшие затруднения - желтый, а если ничего не получалось - красный.

Слайд 15. (На слайде пояснение: зеленый листочек - справился с заданиями, желтый - испытывал небольшие затруднения, красный- ничего не получалось.)

 Учитель: 

- Пока дети оценивают свою работу,  попрошу двоих из гостей подсчитать количество листьев, заработанных каждой командой.

Оценивание учителем, логопедом.

Озвучивание результатов соревнования.

Логопед: 

- Молодцы, ребята! Вы все сегодня хорошо потрудились. Были внимательны, активны и за это мы хотим вас наградить.

VII. Награждение.

Учитель:                   Чтоб вы правильно писали

                                    И все буквы четко знали

Логопед:                    Дарим мы вам алфавит.

Учитель, логопед:  Он путь к знаньям осветит.

(Дети получают печенье "Алфавит").

Дополнительная физ.минутка

Логопед: Давайте отдохнем. Встаньте и выйдите из-за парт.

Если я показываю букву, обозначающую звонкий согласный - хлопайте, а если глухой - топайте. 

(Логопед показывает сигнальные карточки  парных согласных).

Б  Г Ф П Д Ж З К В С Ш Т

Логопед: Молодцы! Присаживайтесь.