Главные вкладки

    Урок русского языка во 2 классе. "Правописание безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слов» (для классов коррекции IV вида)
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Васильева Юлия Валентиновна

    Этот урок был разработан и апробирован в классе для детей с нарушениями зрения. В урок включены элементы здоровьесберегающих технологий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2.docx35.72 КБ
    Файл prilozhenie_1.docx46.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка во 2-м классе. Тема: "Правописание безударных гласных и  парных звонких и глухих согласных в корне слов» (для классов коррекции IV вида)

    Цель:

    1. Обобщение знаний учащихся по написанию безударных гласных, парных звонких и глухих согласных;
    2. Обучение определению темы и целей урока, умению самостоятельно делать выводы по теме, применять полученные знания для грамотного письма при самостоятельной работе.
    3. Развитие орфографической зоркости и внимательности.
    4. Воспитание уважительного отношения к родному языку.

    Материалы и оборудование: 

    1. словарные слова,
    2. карточки с гласными и согласными  буквами,
    3. карточки-схемы
    4. рабочие листы с заданиями
    5. массажные мячи

    Ход урока

    I.Орг. момент.
    1) Погружение в урок.
       -
    Так как у нас сегодня урок необычный, то и гости у нас необычные,  сказочные. Кто  это? ( Незнайка, Пилюлькин,  Знайка)    Приложение 2
        - Из какого произведения эти персонажи? Кто его автор?
    ("Приключения Незнайки и его друзей", автор Николай Носов.)
        -  Кто знает, на чём Незнайка с друзьями отправился в путешествие? ( на воздушном шаре)
         - Чтобы наш шар взлетел, надо наполнить корзину знаниями.

    2) Массаж
         
    - выполним перед  работой разминку ( выполняют массаж с помощью массажных мячей с проговариванием слов)
    Чтобы хорошо писать, надо пальчики размять,
    А теперь ладошки потрём ещё немножко.
    Ушки тоже не забудем,
    Разминать их дружно будем.
    Шейку помассируем, ручками подвигаем.

    II.  Актуализация знаний. Постановка темы и целей  урока.
    1) Чистописание.  
    Приложение 1. Рабочий лист
     
    Правила посадки (под счёт)
    - Знайка задаёт вам задание: на какие группы можно разделить данные буквы
    ( гл. и согл.)
                а о е и я   б  с в г д ж п ф к т ш з
    - напишите цепочку из гласных букв :
    - Что вы можете сказать об этих буквах?
      ( В корне слова, когда на них не падает ударение их нужно проверять)
    -
    Посмотрите на согласные, что вы можете сказать о них? ( обозначают согласные звуки, парные по звонкости-глухости)
    -
    назовите пары, напишите согласные буквы попарно по звонкости-глухости:
    2) По принципу деления  букв  сформулируйте тему урока, опираясь на первое слово  
    ( Правописание...
    -
    первый запас знаний готов

    3) определение целей урока
    - Задание задаёт доктор Пилюлькин:
    на доске написаны слова: молоко, мёд,  ребята, пчела.
    - Прочитайте вслух слова и определите, что о
    бъединяет эти слова (орфограммы в корне слова) и чем они отличаются (разные орфограммы в корне слов -  непроверяемые безударные гласные, проверяемые безударные гласные, парные согласные)
    -Используя опорные слова и схемы, назовите цель урока:
    - Закрепить умение …

    III. Закрепление знаний
    1) Зрительный диктант
    -  
    Запишите  слова по памяти, выдели орфограмму. Самопроверка (по записи на доске)
    -  Наш
    багаж знаний пополняется, а Пилюлькин даёт вам совет: пить молоко и вместо конфет есть мёд.

    Зрительная физминутка - массаж глаз (под музыку)
    - снимите очки, сядьте удобно, выполняем массаж глаз.

    2) Словарно-орфографическая работа.  Игра "Собери слова"
    -
    Доктор  Пилюлькин предлагает поиграть в игру «Собери слова».
    - Соедините половинки слов между собой так, чтобы получилось 5 слов.  Назовите слова. Запишите.
    1 ученик собирает слова на доске ( овощи, помидор, огурец, огород, морковь)
    ( самопроверка)
    На какую орфограмму эти слова? Каким правилом пользуемся?

    ово

      по

    рец

    ого

    мор

    огу

     щи

    род

    ковь

    мидор

    - Найдите   словарные слова  и покажите безударную непроверяемую гласную (называю слово, дети  встают, ищут слово  глазами, поворачиваясь)
    - Как можно назвать одним словом помидор, огурец, картофель? ( овощи)

    Совет доктора Пилюлькина: Ешьте овощи и  насыщайтесь витаминами!
    Пополним запас знаний!

    -Какая   орфограмма спряталась в этих словах? (Парная согласная, в словах морковь, огород)
    - Каким правилом будем пользоваться?
    (Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный или звук н).
    Одновременно с ответом детей на доску вывешиваются опорные схемы.
    -
    Парные согласные – самые опасные.
     В корне ты их проверяй-
     Рядом гласный подставляй!

    4)Фонетический анализ слов. Игра «Расшифруй слова»
    - Незнайка написал слова, посмотрите в чём он ошибся? ( написал так,  как слышит)
    - Расшифруйте его слова, если надо напишите проверочные, обозначьте орфограммы ( один  ученик  работает   на   доске)
     [сат] – сад – сады
    [слэт] – след – следы
    -Каким приёмом подбора проверочного слова пользовались?

    - Где у вас возникли затруднения при написании проверочных слов?  (  в слове  следы – в корне слова). - - Как называются эти орфограмма? (проверяемая безударная гласная).
    - Каким правилом пользуемся?

       Одновременно с ответом детей на доску вывешиваются опорные схемы.
    - Если буква гласная
      Вызвала сомнение,
     Ты её немедленно
     Ставь под ударение.

    - Молодцы! Помогли Незнайке! Пополняем  наш запас знаний.

    Физкультминутка

    Если в корне гласный звук – (маршируем)
    Вызвал вдруг сомненье – (
    поднимание и опускание плеч),
    Ты его немедленно – (
    маршируем)
    Ставь под ударенье – (
    руки на голову).
    Парный смело проверяй – (
    маршируем),
    Гласный сразу подставляй – (
    руки на пояс)

    5) Дифференцированная работа по степени сложности. Взаимопроверка. Оценивание. Самопроверка по образцу.

    - Незнайка предлагает очень  интересную работу - выберите то задание, какое сможете выполнить.
    - Когда сделаете, поменяйтесь местами и проверьте друг друга.

    1. Запиши однокоренные слова  к слову весна, поставь ударение, выдели корень и безударные гласные, подчеркни проверочное слово.

    весенний, весло, вёсны, весело, веснянка
    _______________________________________________________
    _______________________________________________________

    2.Запиши группы однокоренных слов. Подчеркни проверочные слова.

    горный, горюшко, гора,  водить, вода,  водяной, водный.
    _____________________________________________
    _____________________________________________
    _____________________________________________
    _____________________________________________

    !             разгадай слова, запиши, подбери проверочные:

    ____________________________________________________________________

    А теперь возьмите карточку  розового   цвета и проверьте себя. Если отметка совпала с карточкой, поставьте  +

    - У кого совпала отметка?

    Запас пополняем!

    6)Деформированный текст.

    - Незнайка написал сочинение. Прочитайте. ( Вслух) Что он забыл сделать? ( написать заголовок,  он пропустил в словах буквы)

    Вставьте в  слова пропущенные буквы.

    Ст… ят тёплые д…ньки.   Зел…неет    тра..ка.  В л…су по…вились первые цв…ты.  Гудят жуки и мо..ки.  Л..сные жители уже нашли в…сенние квартиры.

    -проверим

    Игра “Кто внимательный?” Если в слове гласный звук требует проверки, то хлопаем если парный согласный –  руки вверх, если безударный гласный непроверяемый ударением – присесть.

    Предъявляемые слова: годовой, год, голубь, голубок, дождь, дожди, дорога,  лист, листок, словечко, слово.

    IV.Обобщение. Грамматическое лото. Приложение 3.

    -  Вспомним правила, которыми мы сегодня пользовались        

    1.Корень – это общая часть родственных слов

    2. Слова, которые имеют одинаковый корень и общее значение называются – родственными или однокоренными.

    3. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо

    изменить форму слова

    или подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение

    4. Чтобы проверить парные согласные в корне слова, надо:

    1. изменить форму слова или
    2. подобрать однокоренное слово так, чтобы после этой согласной был гласный,
    3. или стоял звук [н]

    V. Подведение итога урока. Рефлексия.

    - Сигнал настроения (если довольны своей работой – улыбаемся, не совсем довольны, были затруднения - задумались) ;

    - Выставление отметок.

    VI. Домашнее задание.

    - Составьте  рассказ на тему «Весна»,(5-6) предложений. Подчеркни изученные орфограммы.

    - Похлопаем себе за хорошую работу.  Спасибо всем.

    - Урок окончен.  



    Предварительный просмотр:

            ______________________
            _____________________________________________________________  
    1.    _____________________________________________________________

           _____________________________________________________________
    2.   _____________________________________________________________
          _____________________________________________________________

    ово

       по  

    огу

    ого

    мор

    рец

     щи

    род

    ковь

    мидор

    3.   Собери  слова:

     

    Запиши: ________________________________________________________
                   ________________________________________________________

    4. Расшифруй слова, подбери проверочные, запиши:
                           ______________________________________________________
    [сат] –        ________________________________________________   [слэт] -       ________________________________________________

    5.      Запиши однокоренные слова  к слову  весна , поставь ударение,  
            выдели корень и безударные гласные, подчеркни проверочное слово:
           
    весенний, весло, вёсны, весело, веснянка
    _______________________________________________________
    _______________________________________________________

             Запиши группы однокоренных слов. Зачеркни лишние. Выдели орфограммы.  Подчеркни   проверочные слова:
    горный, горюшко, гора, водить, вода, водяной, водный
             
    _______________________________________________________________
    _______________________________________________________________

    !              разгадай слова, запиши, подбери проверочные:_______________________________________________________________________________________________________

    6.  Прочитайте. Вставьте в  слова пропущенные буквы. Выделите орфог-
        рамы:
                                            ____________________________ .


           Ст…ят тёплые  д…ньки.  З…ленеет  тра..ка.  В   л…су  по….вились  
    первые   цв…ты.   Гудят  жуки  и  мо…ки.   Л…сные   жители   уже  
    нашли   в….сенние   квартиры.

    7. Домашнее задание:
        Составьте рассказ на тему «Лето» из 5-6 предложений. Запиши. Подчеркни изученные орфограммы.

                                       ______________________  . ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка во 2 классе по теме " Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова"

    формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова....

    Урок русского языка во 2 классе по теме: "Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова". УМК "Планета Знаний"

    Урок русского языка во 2 классе по теме: "Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова"  УМК "Планета Знаний"...

    урок по теме: Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова. 3 класс ФГОС

    Открытый урок обобщения знаний проведен на методической неделе, получил высокую  оценку коллег....

    Урок русского языка по теме: "Правописание безударных гласных в приставке и корне слова" 3 класс

    Данная разработка содержит конспект и презентацию к уроку русского языка в 3 классе на тему "Правописание безударных гласных в приставке и корне слова"...

    учебно-методическая подборка диктантов по теме " Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. 2 класс"

    Учебно-методическая подборка диктантов по теме " Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. 2 класс" направлена отработку навыков письма парных согласных, безударных гласных, раздели...

    Проверочная работа по теме «Правописание безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слова» 2 класс

    Проверочная работа  по теме «Правописание безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слова» 2 классЗамени подчёркнутый звонкий согласный парным глухим. Запиши слов...