Урок русского языка во 2 классе. "Правописание безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слов» (для классов коррекции IV вида)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Васильева Юлия Валентиновна

Этот урок был разработан и апробирован в классе для детей с нарушениями зрения. В урок включены элементы здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2.docx35.72 КБ
Файл prilozhenie_1.docx46.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2-м классе. Тема: "Правописание безударных гласных и  парных звонких и глухих согласных в корне слов» (для классов коррекции IV вида)

Цель:

  1. Обобщение знаний учащихся по написанию безударных гласных, парных звонких и глухих согласных;
  2. Обучение определению темы и целей урока, умению самостоятельно делать выводы по теме, применять полученные знания для грамотного письма при самостоятельной работе.
  3. Развитие орфографической зоркости и внимательности.
  4. Воспитание уважительного отношения к родному языку.

Материалы и оборудование: 

  1. словарные слова,
  2. карточки с гласными и согласными  буквами,
  3. карточки-схемы
  4. рабочие листы с заданиями
  5. массажные мячи

Ход урока

I.Орг. момент.
1) Погружение в урок.
   -
Так как у нас сегодня урок необычный, то и гости у нас необычные,  сказочные. Кто  это? ( Незнайка, Пилюлькин,  Знайка)    Приложение 2
    - Из какого произведения эти персонажи? Кто его автор?
("Приключения Незнайки и его друзей", автор Николай Носов.)
    -  Кто знает, на чём Незнайка с друзьями отправился в путешествие? ( на воздушном шаре)
     - Чтобы наш шар взлетел, надо наполнить корзину знаниями.

2) Массаж
     
- выполним перед  работой разминку ( выполняют массаж с помощью массажных мячей с проговариванием слов)
Чтобы хорошо писать, надо пальчики размять,
А теперь ладошки потрём ещё немножко.
Ушки тоже не забудем,
Разминать их дружно будем.
Шейку помассируем, ручками подвигаем.

II.  Актуализация знаний. Постановка темы и целей  урока.
1) Чистописание.  
Приложение 1. Рабочий лист
 
Правила посадки (под счёт)
- Знайка задаёт вам задание: на какие группы можно разделить данные буквы
( гл. и согл.)
            а о е и я   б  с в г д ж п ф к т ш з
- напишите цепочку из гласных букв :
- Что вы можете сказать об этих буквах?
  ( В корне слова, когда на них не падает ударение их нужно проверять)
-
Посмотрите на согласные, что вы можете сказать о них? ( обозначают согласные звуки, парные по звонкости-глухости)
-
назовите пары, напишите согласные буквы попарно по звонкости-глухости:
2) По принципу деления  букв  сформулируйте тему урока, опираясь на первое слово  
( Правописание...
-
первый запас знаний готов

3) определение целей урока
- Задание задаёт доктор Пилюлькин:
на доске написаны слова: молоко, мёд,  ребята, пчела.
- Прочитайте вслух слова и определите, что о
бъединяет эти слова (орфограммы в корне слова) и чем они отличаются (разные орфограммы в корне слов -  непроверяемые безударные гласные, проверяемые безударные гласные, парные согласные)
-Используя опорные слова и схемы, назовите цель урока:
- Закрепить умение …

III. Закрепление знаний
1) Зрительный диктант
-  
Запишите  слова по памяти, выдели орфограмму. Самопроверка (по записи на доске)
-  Наш
багаж знаний пополняется, а Пилюлькин даёт вам совет: пить молоко и вместо конфет есть мёд.

Зрительная физминутка - массаж глаз (под музыку)
- снимите очки, сядьте удобно, выполняем массаж глаз.

2) Словарно-орфографическая работа.  Игра "Собери слова"
-
Доктор  Пилюлькин предлагает поиграть в игру «Собери слова».
- Соедините половинки слов между собой так, чтобы получилось 5 слов.  Назовите слова. Запишите.
1 ученик собирает слова на доске ( овощи, помидор, огурец, огород, морковь)
( самопроверка)
На какую орфограмму эти слова? Каким правилом пользуемся?

ово

  по

рец

ого

мор

огу

 щи

род

ковь

мидор

- Найдите   словарные слова  и покажите безударную непроверяемую гласную (называю слово, дети  встают, ищут слово  глазами, поворачиваясь)
- Как можно назвать одним словом помидор, огурец, картофель? ( овощи)

Совет доктора Пилюлькина: Ешьте овощи и  насыщайтесь витаминами!
Пополним запас знаний!

-Какая   орфограмма спряталась в этих словах? (Парная согласная, в словах морковь, огород)
- Каким правилом будем пользоваться?
(Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный или звук н).
Одновременно с ответом детей на доску вывешиваются опорные схемы.
-
Парные согласные – самые опасные.
 В корне ты их проверяй-
 Рядом гласный подставляй!

4)Фонетический анализ слов. Игра «Расшифруй слова»
- Незнайка написал слова, посмотрите в чём он ошибся? ( написал так,  как слышит)
- Расшифруйте его слова, если надо напишите проверочные, обозначьте орфограммы ( один  ученик  работает   на   доске)
 [сат] – сад – сады
[слэт] – след – следы
-Каким приёмом подбора проверочного слова пользовались?

- Где у вас возникли затруднения при написании проверочных слов?  (  в слове  следы – в корне слова). - - Как называются эти орфограмма? (проверяемая безударная гласная).
- Каким правилом пользуемся?

   Одновременно с ответом детей на доску вывешиваются опорные схемы.
- Если буква гласная
  Вызвала сомнение,
 Ты её немедленно
 Ставь под ударение.

- Молодцы! Помогли Незнайке! Пополняем  наш запас знаний.

Физкультминутка

Если в корне гласный звук – (маршируем)
Вызвал вдруг сомненье – (
поднимание и опускание плеч),
Ты его немедленно – (
маршируем)
Ставь под ударенье – (
руки на голову).
Парный смело проверяй – (
маршируем),
Гласный сразу подставляй – (
руки на пояс)

5) Дифференцированная работа по степени сложности. Взаимопроверка. Оценивание. Самопроверка по образцу.

- Незнайка предлагает очень  интересную работу - выберите то задание, какое сможете выполнить.
- Когда сделаете, поменяйтесь местами и проверьте друг друга.

1. Запиши однокоренные слова  к слову весна, поставь ударение, выдели корень и безударные гласные, подчеркни проверочное слово.

весенний, весло, вёсны, весело, веснянка
_______________________________________________________
_______________________________________________________

2.Запиши группы однокоренных слов. Подчеркни проверочные слова.

горный, горюшко, гора,  водить, вода,  водяной, водный.
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________

!             разгадай слова, запиши, подбери проверочные:

____________________________________________________________________

А теперь возьмите карточку  розового   цвета и проверьте себя. Если отметка совпала с карточкой, поставьте  +

- У кого совпала отметка?

Запас пополняем!

6)Деформированный текст.

- Незнайка написал сочинение. Прочитайте. ( Вслух) Что он забыл сделать? ( написать заголовок,  он пропустил в словах буквы)

Вставьте в  слова пропущенные буквы.

Ст… ят тёплые д…ньки.   Зел…неет    тра..ка.  В л…су по…вились первые цв…ты.  Гудят жуки и мо..ки.  Л..сные жители уже нашли в…сенние квартиры.

-проверим

Игра “Кто внимательный?” Если в слове гласный звук требует проверки, то хлопаем если парный согласный –  руки вверх, если безударный гласный непроверяемый ударением – присесть.

Предъявляемые слова: годовой, год, голубь, голубок, дождь, дожди, дорога,  лист, листок, словечко, слово.

IV.Обобщение. Грамматическое лото. Приложение 3.

-  Вспомним правила, которыми мы сегодня пользовались        

1.Корень – это общая часть родственных слов

2. Слова, которые имеют одинаковый корень и общее значение называются – родственными или однокоренными.

3. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо

изменить форму слова

или подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение

4. Чтобы проверить парные согласные в корне слова, надо:

  1. изменить форму слова или
  2. подобрать однокоренное слово так, чтобы после этой согласной был гласный,
  3. или стоял звук [н]

V. Подведение итога урока. Рефлексия.

- Сигнал настроения (если довольны своей работой – улыбаемся, не совсем довольны, были затруднения - задумались) ;

- Выставление отметок.

VI. Домашнее задание.

- Составьте  рассказ на тему «Весна»,(5-6) предложений. Подчеркни изученные орфограммы.

- Похлопаем себе за хорошую работу.  Спасибо всем.

- Урок окончен.  



Предварительный просмотр:

        ______________________
        _____________________________________________________________  
1.    _____________________________________________________________

       _____________________________________________________________
2.   _____________________________________________________________
      _____________________________________________________________

ово

   по  

огу

ого

мор

рец

 щи

род

ковь

мидор

3.   Собери  слова:

 

Запиши: ________________________________________________________
               ________________________________________________________

4. Расшифруй слова, подбери проверочные, запиши:
                       ______________________________________________________
[сат] –        ________________________________________________   [слэт] -       ________________________________________________

5.      Запиши однокоренные слова  к слову  весна , поставь ударение,  
        выдели корень и безударные гласные, подчеркни проверочное слово:
       
весенний, весло, вёсны, весело, веснянка
_______________________________________________________
_______________________________________________________

         Запиши группы однокоренных слов. Зачеркни лишние. Выдели орфограммы.  Подчеркни   проверочные слова:
горный, горюшко, гора, водить, вода, водяной, водный
         
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________

!              разгадай слова, запиши, подбери проверочные:_______________________________________________________________________________________________________

6.  Прочитайте. Вставьте в  слова пропущенные буквы. Выделите орфог-
    рамы:
                                        ____________________________ .


       Ст…ят тёплые  д…ньки.  З…ленеет  тра..ка.  В   л…су  по….вились  
первые   цв…ты.   Гудят  жуки  и  мо…ки.   Л…сные   жители   уже  
нашли   в….сенние   квартиры.

7. Домашнее задание:
    Составьте рассказ на тему «Лето» из 5-6 предложений. Запиши. Подчеркни изученные орфограммы.

                                   ______________________  . ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме " Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова"

формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова....

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова". УМК "Планета Знаний"

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова"  УМК "Планета Знаний"...

урок по теме: Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова. 3 класс ФГОС

Открытый урок обобщения знаний проведен на методической неделе, получил высокую  оценку коллег....

учебно-методическая подборка диктантов по теме " Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. 2 класс"

Учебно-методическая подборка диктантов по теме " Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. 2 класс" направлена отработку навыков письма парных согласных, безударных гласных, раздели...

Проверочная работа по теме «Правописание безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слова» 2 класс

Проверочная работа  по теме «Правописание безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слова» 2 классЗамени подчёркнутый звонкий согласный парным глухим. Запиши слов...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова". 2 класс.

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова". УМК "Школа России". В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. 2 класс (часть 2)...