Правописание суффиксов "о" "а" в наречиях с приставкой
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Правописание суффиксов "о" "а" в наречиях с приставкой. Конспект урока и презентация. УМК "Школа России". Материал составлен в соответствии с ФГОС. 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_suffiksov_o_a_v_narechiyah_s_pristavkoy.rar1.49 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 4 классе

Тема: Правописание суффиксов –а-, -о-  в наречиях с приставками.

Цели: 1. Формирование представлений о правописании суффиксов –а-, -о- в   наречиях с приставками

           2.Развитие умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы

Задачи: 1. Продолжить освоение способа действий при решении орфографических задач в написании наречий

               2. Формировать способность использования данного способа действия

               3. Развивать самостоятельность мышления, речь, орфографическую зоркость

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Ход урока:

  1. Организационный момент

- Начинаем урок русского языка с пожелания вам на сегодняшний урок

                Пусть каждый день и каждый час

                Вам новое добудет

                Пусть будет добрым ум у вас

И добрым сердце будет

- Такое пожелание вам на сегодняшний урок.

  1. Орфографическая минутка

- Начнем урок с орфографической минутки.

- Положите перед собой листочки, приготовьте ручку.

- Внимание , цепочкой как всегда слово, орфограмма, проверочное слово.

- Какую орфограмму повторяли?

- Назовите правило для проверки безударной гласной в корне.

- Внимание на эти слова. Найдите среди этих слов наречия.

- Сколько наречий нашли?

- Вспомните что такое наречие?

- От каких частей речи могут быть образованы наречия?

- Скажите, от каких частей речи образованы эти наречия?

- Что ещё можно сказать об этой части речи?

- Какой части слова нет у наречия? Почему?

3.  Изучение нового материала.

3.1 Групповая работа по уровням

- Как вы уже догадались, сегодня мы продолжим работать над этой частью речи.  Нам предстоит познакомиться с новой орфограммой.

-  А вот что это за орфограмма и как её проверить вам предстоит выяснить  самим. Для этого вы будете работать в группах, по таким карточкам.

- Ребята, давайте вспомним правила работы в группе.

- Сейчас вы будете работать по группам, план работы у каждой группы свой.

1 группа (высокий уровень).

Задание: Внимательно прочитайте написанные слова. Найдите разницу в написании. Сформулируйте правило.

Слева, налево, влево, издавна, заново, докрасна

Графически выделить орфограмму.

2 группа (средний уровень).

Задание: Внимательно прочитайте написанные столбики слов. Объясните принцип их группировки.

слева

влево

издавна

налево

докрасна

заново

Графически выделить орфограмму.

3 группа (низкий уровень).

Задание: Внимательно прочитайте написанные в первом и втором столбиках слова.

слева

влево

издавна

налево

докрасна

заново

Ответьте на следующие вопросы:

- К какой части речи относятся все написанные слова?

- Выделите приставки.

- В каких наречиях пишется О, а в каких А.

Графически выделить орфограмму.

- Закончили? Хорошо.

3.2 Формулировка учащимися темы и цели урока. 

- Внимание! Ещё одно задание. Определите тему нашего урока. Чему мы будем сегодня учиться?

3.3 Проверка результатов деятельности групп.

- Какая группа расскажет о своей работе.

3.4 Формулировка правила написания суффиксов наречий

- В наречиях образованных от прилагательных с помощью приставок и суффиксов, после приставок в-, на-, за- пишется суффикс –о, а после приставок с-, из-, до- пишется суффикс –а.

Составляется алгоритм написания суффиксов.

Слово

Определяю приставку

Приставки

В-, На-, За-

Приставки

Из-, До-, С-

Пишу суффикс -О

Пишу суффикс -А

- В данном правиле  есть два слова исключения. Эти слова не подчиняются данному правилу. Запомните их: дословно, исправно

- Для лучшего запоминания нового правила, я вам расскажу   маленький секрет.

- А заключается он в том, что правописание суффикса в наречии с приставкой можно проверить словом окно. Для проверки достаточно употребить существительное окно с таким же предлогом, что и приставка у наречия. (налево- на окно, издавна- из окна).

- Мы с вами познакомились с новой орфограммой. Назовите её.

- Назовите правило, по которому можно проверить написание безударной гласной в суффиксе наречия.

4 Физминутка

- Устали? Сейчас немного отдохнем и разомнемся. Разминка будет тоже грамматическая. Я буду называть слова разных частей речи, а вы если услышите наречия, то хлопайте в ладоши. Если услышите другие части речи,  то топайте ногами.

Направо, слева, допоздна, накрепко,  сгоряча,  начисто,  изредка, досыта, засветло, справа, сначала, наглухо, запросто, снова.

5  Закрепление

5.1

- Возьмите  карточку номер 2. Пользуясь алгоритмом и правилом допишите суффиксы у наречий.

- Проверим, какие суффиксы вставили? Поменяйтесь работами с соседом по парте. Проверим.

- Вернули работу владельцу. Посмотрите, есть ли у вас ошибки?

- У кого ошибок нет подняли ладошку синего цвета, у кого 1 или 2 ошибки – зеленого, у кого 3 и более ошибок – красную.

5.2

Стр. 132, упр. 17

5.3 Дифференцированная самостоятельная работа

- Сейчас вы поработаете немного самостоятельно.

- Возьмите карточку номер 3. Внимательно прочитайте задание.  Задание выполните в тетради.

- Проверим задания первого уровня сложности, второго, третьего.

5.4

- Из данной группы слов составьте предложение

Лежали, большие, от, справа, дороги, камни

        Справа от дороги лежали большие камни.

- Запишите это предложение, разберите его по членам предложения.

Бор, сосновый, слева, стоит.        

Слева стоит сосновый бор.

Издалека поле льна кажется голубым.

6  Итог урока

- С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке?

- В каких случаях на конце наречий пишется суффикс О? А?

- Какой прием можно использовать для проверки правильности написания букв О или А на конце наречий?

- Сейчас положили перед собой карточки с буквами а и о. Я называю слово, а вы поднимаете карточку с той буквой какой суффикс должен быть у этого наречия. (Запросто, изредка, снова, дочиста, вправо, накрепко)

- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока.

- Удалось ли нам выполнить поставленную цель?

7  Рефлексия.

В заключении урока мне хотелось бы чтобы вы оценили свою работу на уроке и закончили предложения используя наречия.

На уроке мне было …

Потому что …

На уроке я работал …

Особенно …

(хорошо, ужасно, интересно, скучно, страшно, сначала, сегодня, правильно, навсегда, отлично, бесполезно)

8  Домашнее задание.

стр. 133, упр. 21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных А, О в приставках"

Презентация к уроку русского языка по УМК "Школа России" по теме "Правописание приставок с гласными О,А"....

« Правописание гласных и согласных в приставках» Конспект урока

« Правописание гласных и        согласных в приставках». Конспект урока русского языка в 4 классе....

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание суффиксов -о- и -а- в суффиксах наречий с приставками"

Развивающая система Л.В. Занкова, учебник "Русский язык" 4 класс(2 часть) А.В. Полякова...

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание наречий. Буквы О, А, в суффиксах наречий"."

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Правописание наречий. Буквы О, А в суффиксах наречий."...

Презентация "Правописание букв безударных гласных в приставках",

Презентация к уроку русского языка, 3 класс, "Правописание букв безударных гласных в приставках"...

Конспект урока русского языка. Тема: Правописание и образование наречий

Цель: открыть способ образования наречий с помощью приставок и суффиксовЗадачи:образовательная- дать возможность учащимся самостоятельно выявить правило написания наречий с приставками.развивающая- со...

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах" (УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие нового знания»Цель урока: формирование понятий о написании безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в приставках и суффиксах сло...