Безударная гласная в корне слова, 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Дидактический материал для использования на уроках русского языка при изучении темы "Буквы безударных гласных в корне слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezudarnye_gl.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения по теме

«Буквы безударных гласных в корне слова»

1. Знакомство с орфограммой.

1) Поставить ударение в словах.

Розы, река, цветут, примеры, тетрадь.

Хороший, житель, рука, мороз, карандаши.

2) Записать слова в два столбика: в первый- с  ударением на первый слог, во второй- с ударением на втором слоге

Нога, лиса, роща, мыши, бежит, речка, житель, вьюга, букварь, орех.

2) Подобрать родственные слова, выделить корень в словах,  поставить ударение.

Лес, …, …, …, …, … . (Лесник, лесной, лесок, лесистый)

Вода …, …, …, …, … . (Водичка, водный, водянистый, подводный).

Слон, …, …, …, …, … . (Слоненок, слониха, слоновый, слоновник)

Свет, …, …, …, …, … . (Светлый, светить, светлячок, светило)

Цвет, …, …, …, …, … . (Цветы, цветочек, расцветать)

Букву гласного в корне под ударением подчеркнуть  двумя чертами, безударную - одной чертой.

2. Обучение применению правила

1)  Прочитать группу родственных слов. Записать сначала проверочные слова, затем те, которые надо проверять.

Гора, горка, гористый, горный,  пригорок.

Зверек, зверь, звериный, зверинец.

Грибы. грибной, гриб, грибок, грибочек, грибник, грибница.

Домовой, домишко, домовой, дом, домище.

Котенок, кот, кошка, коток, котик.

2) Вставить пропущенные буквы безударных гласных.

Море, м_ря, м_ряк, м_рской, м_рячка.

Боль, б_льной, б_льница, б_лит.

Грач, гр_чиха, гр_чонок, гр_чиный, гр_чи.

Тропы, тр_па, тр_пинка.

Снег, сн_гурочка, сн_га, сн_жинка.

Зимний, з_ма, з_мовать.

Хлеб, хл_бный, хл_бушек, хл_ба.

Поле, п_ля, п_левой, п_левка.

3) Из двух слов выбери  проверочное к проверяемому слову. Обозначь орфограмму.

Вода - водный, водяной.

Следы – следить, след.

Хвосты – хвостик, хвостище.

Сова - совиный, совы.

 Звери - зверек, зверь.

Стены – стенка, стена.

4) Прочитайте слова. На какие группы можно разделить эти слова? Запишите в два столбика: в первый – слова с непроверяемыми буквами безударных гласных (словарные слова), во второй – с проверяемыми буквами гласных.

 Глаза, тетрадь, спина, мороз, рябина, враги, дома, язык, дорога, лиса, осень, погода.

5) К словам подберите проверочные слова. Запишите. Обозначьте орфограмму.

-------  - пч_ла

------- - б_жит

-------  -  см_ла

-------  - дв_ры

-------  - стр_ла

-------  - п_так

-------  - гр_бы

6)  Списать, вставив пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова. Обозначьте орфограмму.

Кто (_____)   тр_ву  (____)  к_ сить, а кто сена (____) пр_сить.

(___) з_ма без (___) сн_га  - (___) ос_нь без хлеба.

На (___) дв_ре  (___) тр_ва, на  тр_ве (___)  др_ва.

7)  На доске текст. (слайд)

Весна.

          Пришла зима. Стало тепло. В лесах показалась первая трава. По полям ходят грачи. В лесах появились первые цветы. К ним летит пчела.

Назовите слова с буквами безударных гласных. Назовите проверочные слова. На  доске второй слайд. Спишите текст,  вставляя пропущенные буквы.

В_сна.

          Прошла з_ма. Стало т_пло. В л_сах пок_залась первая тр_ва. По _п_лям ходят гр_чи. В л_сах появились первые цв_ты. К ним л_тит пч_ла.

Для проверки на экран выводится первый слайд.

Тексты для аналогичной работы.

Слайд1.

 Речной, лесной, гористый,

Морской, родной, лесистый.

Проверь слова, да не спеши,

Красиво, грамотно спиши

Слайд 2.

Р_чной, л_сной, г_ристый,

М_рской, р_дной, л_систый.

Проверь сл_ва, да не сп_ши,

Кр_сиво, грамотно сп_ши

Слайд 1 .

Страна, земля, стрела, сосна,

Гряда, игла, звезда, весна,

Роса, зерно, следы, листок,

Кормушка, озеро, цветок.

Слайд 2.

Стр_на, з_мля, стр_ла, с_сна,

Гр_да, _гла, зв_зда, в_сна,

Р_са, з_рно, сл_ды, л_сток,

К_рмушка, оз_ро, цв_ток.

8) Выборочное письмо.

Прочитайте предложение. Выпишите слова с буквой безударного согласного в корне. Запишите с проверочным словом.

        В саду цветут  вишни и груши.  Около сосны дети увидели нору лисы. На траве  повисли капли росы. Лесник сушит сено для лосей. Весной часто идут дожди. В саду стояли пчелиные ульи.

3. Проверочные работы.

Диктант

В горах.

        В  нашей стране много горных мест. Есть горы со снежными вершинами и ледниками. На склонах зеленеют леса. На горных лугах пасут овец. По скалам прыгают козы. Ручьи с ледяной водой дают начало быстрой реке. (36 слов)

В лесу.

        Около села Лосево большой сосновый лес. Там свежий воздух. Вершины сосен качают синеву неба. В гнездах пищат птенцы.  Грибники любят ходить по лесным тропинкам. Весной летят к соснам синицы. По стволам деревьев стучат дятлы. Осенью летят сюда клесты. (40 слов)

Использованная литература.

1. Волина В.В. Веселая грамматика. - М.:Знание,1995.

2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.2 класс.  – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

     На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют   алгоритм написания буквы безуд...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...