Открытый урок во 2 классе по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Плоткина Марина Алексеевна

Безударный гласный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezudarnyy_glasnyy_v_korne_slova_2_klass.docx164.33 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока: Формировать навыки грамотного написания слов со слабой позицией гласных в корне; активизировать познавательную деятельность через коллективные способы обучения; формировать коммуникативную культуру.

Оборудование. Карточки для работы в группах со словами с безударными гласными, схема «Безударный гласный в корне»,

Оформление класса: На доске деревья со словами ( в словах пропущена безударная гласная в корне), по всему классу расположены листья с буквами, которые  необходимо вставить в слова.

  1. Ход урока

 Организационный момент

Прозвенел звонок заливистый

Начинаем мы урок.

Очень тихо вы садитесь

За работу все беритесь.

2.Постановка темы урока

Слайд грустный домовенок

Учитель. 

-Сегодня к нам на урок пришел Домовенок.

-Скажите, какое у него настроение?

(Он грустный, печальный.)

У. А знаете, почему он такой печальный? Он огорчился из-за того, что вы допускаете много ошибок в написании безударной гласной корня. И поэтому он забрал все комплименты и твердо решил, что не вернет их, пока вы не покажете свои знания и умения работать вместе. Вот какое стихотворение  Домовенок сочинил для вас, послушайте:

Встретишь безударный звук,

Будь внимательным мой друг,

Не ленись и постарайся,

Точно слово подобрать,

Никогда ты не теряйся,

Будешь грамотно писать!

У. Итак, тема нашего урока записана на доске.(или показ слайда) Прочитайте ее.(«Безударные гласные в корне слова»)

- Сегодня на уроке мы  закрепим умение проверять безударные гласные в словах.

II. Чистописание       

-Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.

Бб Вв Гг ДдЖжЗз

Морской певец орех письмо

Тень плясать лошадь листы  

- Давайте поставим ударение в словах второй строчки.  А теперь назовите безударные гласные. Подчеркните их. Подберите проверочное слово (устно).

У. Все ли гласные нужно проверять?

Д. Нет!

 У. А какие?

Д. Буквы  а, о, и, е, я.     

- Давайте вспомним правило стр.105

На доске выписаны слова с пропущенными безударными гласными. По моему сигналу вы должны вставить пропущенную букву в свою колонку.

м.ряк                      р.ка

сл.ны                     сн.га

п.ро                       з.ма

х.лмы                    р.са

цв.ток                   кр.чать

к.льцо                   гр.бник   

-А теперь давайте проверим работы.

  1. У вас на столах лежат карточки.

Вариант 1

С...рока, ...дежда, к...тенок, в...дичка, М...сква, гр...чи, ш...ги.

У. Прочитайте слова, записанные на карточках. Что их объединяет?

Д. Пропущенная безударная гласная.

У. На какие две группы можно разделить эти слова?

 Д. С проверяемой и непроверяемой безударной гласной.

На доске.

У. Как писать слово, если гласная непроверяемая?        

Д. Нужно посмотреть в словаре и запомнить.

У. Найдите в карточках   словарные слова, вставьте пропущенную букву Проверьте их по словарю.

-  Послушайте и скажите, какое слово пропущено в стихотворении?

Вот моя ….,

Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках

По горе крутой…

- Составьте и запишите предложение с этим словом.

- Как же проверить безударные гласные в оставшихся словах?

Д. Изменить форму слова или подобрать родственное слово, чтобы гласная была под ударением. ( Изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.)

У. Правильно! Сильный всегда помогает слабому. Например, гора, гористый проверяем горы, горный.

Теперь найдите в своих карточках слова с проверяемой безударной гласной и выпишите их в столбик. Напишите рядом проверочные слова. Выполните эту работу самостоятельно, а потом проверьте друг друга.

III. Домовенок не выдержал и отдал нам первый комплимент.

На доску прикрепляется карточка или слайд

Хорошее начало!

IV. Физкультминутка

 Мы читали и писали

И немножечко устали,

Физкультминутку проведём

И все вместе отдохнём.

У. На цветной карточке записано стихотворение. Прочитайте, вставьте пропущенные буквы

Лесной, речной, гористый,

Морской, родной, лесистый.

Проверь слова, да не спеши,

Красиво, грамотно спиши.

-Какие слова произносим одинаково?

Д. Спеши, спиши.

У. Как пишем эти слова?

Д. В слове спеши пишем букву е, так как проверочное слово спешка. В слове спиши - гласную и, проверяем словом пишет.

-Домовенку очень понравилось, как вы дружно работаете и он подарит вам еще один комплимент. (слайд)

Я вами горжусь!

Домовенок решил дать последнее задание.

 Назовите «лишнее» слово, записанное на доске.

На доске:

нос, носильщик, носатый, носик

Д. Носильщик.

У. Докажите, почему слово «лишнее»?

Д. Оно имеет другое значение.

У. Вы отлично справились с заданием, значит, нам легко будет выяснить и значение слов с помощью однокоренных. Объясните значение каждого из слов с помощью однокоренного слова: кого так называют?

На доске:

л...нивый
ст...рушка
м...лютка

   с...лач
  гр...знуля
х...трец

б...гун
ч...стюля

Д. Ленивый человек – тот, кто ленится.
– Грязнуля – тот, кто грязный.
– Силач – сильный человек.
– Чистюля – тот, кто чистый.
– Бегун – человек, занимающийся бегом.
– Малютка – маленький.
– Старушка – старая женщина.
– Хитрец – хитрый человек.

У. Помогло ли вам объяснение значения слова правильно выбрать букву?

VI. Итог урока. Рефлексия

У. Домовенок опять улыбается и надеется, что вы не будете больше допускать ошибки. Еще раз повторим, как проверить безударную гласную в корне?

Работа по схеме.

- Домовенку понравилось, как вы работаете, и он приготовил каждому из вас медальки комплименты.

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

Ребятам вручаются медальки с индивидуальными комплиментами: Чудесно! Браво! Умница! Бесподобно! Отлично! Здорово! Классно!...

Тест для проверки правописания безударной гласной в корне

1. Безударный гласный звук можно проверить:

а) в приставке;
б) в корне;
в) в суффиксе.

2. Родственными словами являются:

а) роль, ролевой, король, роли;
б) вода, подводный, водить, водяной;
в) ледник, лед, ледяной, заледенеть;
г) рис, рисунок, рисовать, рисовая (каша).

4. Проверочными словами к слову г...ра являются:

а) гарь;
б) горький;
в) горка;
г) загар.

5. Слово дом – проверочное для слов:

а) домино;
б) домашний;
в) домовой;
г) дома.

6. Безударную гласную в корне нельзя проверить в словах: а) мороз; б) зима; в) холод; г) пальто.

Вариант 1

С...рока, ...дежда, к...тенок, в...дичка, М...сква, гр...чи, ш...ги.

Вариант 1

С...рока, ...дежда, к...тенок, в...дичка, М...сква, гр...чи, ш...ги.

Тест для проверки правописания безударной гласной в корне

1. Безударный гласный звук можно проверить:

а) в приставке;
б) в корне;
в) в суффиксе.

2. Родственными словами являются:

а) роль, ролевой, король, роли;
б) вода, подводный, водить, водяной;
в) ледник, лед, ледяной, заледенеть;
г) рис, рисунок, рисовать, рисовая (каша).

4. Проверочными словами к слову г...ра являются:

а) гарь;
б) горький;
в) горка;
г) загар.

5. Слово дом – проверочное для слов:

а) домино;
б) домашний;
в) домовой;
г) дома.

6. Безударную гласную в корне нельзя проверить в словах: а) мороз; б) зима; в) холод; г) пальто.

Тест для проверки правописания безударной гласной в корне

1. Безударный гласный звук можно проверить:

а) в приставке;
б) в корне;
в) в суффиксе.

2. Родственными словами являются:

а) роль, ролевой, король, роли;
б) вода, подводный, водить, водяной;
в) ледник, лед, ледяной, заледенеть;
г) рис, рисунок, рисовать, рисовая (каша).

4. Проверочными словами к слову г...ра являются:

а) гарь;
б) горький;
в) горка;
г) загар.

5. Слово дом – проверочное для слов:

а) домино;
б) домашний;
в) домовой;
г) дома.

6. Безударную гласную в корне нельзя проверить в словах: а) мороз; б) зима; в) холод; г) пальто.

Л.сной, р.чной, г.ристый,

М.рской, р.дной, л.систый.

Проверь слова, да не сп.ши,

Красиво, грамотно сп.ши.

Л.сной, р.чной, г.ристый,

М.рской, р.дной, л.систый.

Проверь слова, да не сп.ши,

Красиво, грамотно сп.ши.

Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики

Управление образования администрации Алатырского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Иваньково-Ленинская основная общеобразовательная школа»

Открытый урок по русскому языку

 во 2 классе:

«Правописание безударных гласных в корне слова»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов Плоткина М.А.

декабрь 2013г.

Тема. «Правописание безударных гласных в корне слова».

Цели урока:

 -Систематизировать знания детей по теме: «Правописание безударных гласных в корне   слова»;

 - закреплять умение выполнять алгоритм действий по решению орфографической задачи;

 - развивать орфографическую зоркость;

  - формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль;

 - соблюдать единый орфографический режим.

Учебные материалы: Учебник «Русский язык. 2 класс» (авт.С.В. Иванов); карточки с заданиями, памятки.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Вот звенит звонок,

Начинаем мы урок.

Очень тихо вы садитесь

За работу все беритесь.

II. Сообщение темы урока

Учитель. На доске записано предложение. Подсчитайте: сколько в нем орфограмм, какой орфограммы больше? Над этой орфограммой мы сегодня и будем работать.

На доске:

В лесу на краю озера остановились на отдых журавли.

Дети. Больше безударных гласных.

У. Сегодня на уроке мы поговорим о природе, которая нас окружает, о ее охране и закрепим умение проверять безударные гласные в словах.

III. Словарная работа

Дети получают карточку 1.

Карточка 1

Вставь пропущенные буквы. Убедись в правильности решения, обратившись к словарной странице в конце задачника. Подчеркни несколько слов, которые ты советуешь учительнице включить в словарный диктант. Воспользуйся памяткой (см. Приложение 1) работы с орфографическим словарем.

з...вод, вал...нки, с...нтябрь, гор...д, с...лдат, ...днажды, м...дведь, за...яц, т...варищ, р...сунок, быстр..., д...кабрь, с...поги, с...ва

У. Какое слово здесь «лишнее»?

Д. Сова.

У. Почему?

Д. Это не словарное слово.

У. Можем ли мы слово сова записать без раздумий?

Д. Нет.

У. Почему?

Д. Слышится без ударения а, а надо писать о. Проверочное слово – совы.

IV. Закрепление пройденного материала

Дети отвечают на вопросы, записанные на доске.

  1. Что такое орфограмма?
  2. В какой части слова мы можем решить орфографическую задачу?
  3. Какие вы знаете орфограммы?
  4. Где опасное место для гласного звука? Как это проверить?
  5. Где опасное место для парного согласного? Как это проверить?
  6. Какие есть опасные сочетания в корне? Как проверить, есть ли в корне непроизносимый согласный?

У. Возьмите карточку 2. Вам надо из предложений составить текст и доказать, что это текст. Работать вы будете в четверках.

Карточка 2

– У нее большие глаза.
– Она питается мышами, полевками.
– Сова живет в лесу.
– Лапы короткие, мощные, с кривыми острыми когтями.
– Гнездится птица на вершине древесного ствола.

Во время проверки выслушиваются ответы от одной-двух четверок.

– Определите орфограмму в словах с выделенными буквами.

На доске буквы: а, о, е, и, я.

Д. Слова с безударным гласным звуком в корне.

У. Сегодня на уроке вместе с совой мы будем решать орфографическую задачу по проверке безударных гласных в корне слова.
Где мы можем проверить безударный гласный? Где опасное место для гласного? Как это проверить?

Дети отвечают.

– Мудрая сова предлагает вам, ребята, проверить свои знания и умения по решению орфографической задачи и пройти несколько этапов проверки безударного гласного в корне слова.

Этап 1. От значения слова – к правильной букве

У. Назовите «лишнее» слово, записанное на доске.

На доске:

нос, носильщик, носатый, носик

Д. Носильщик.

У. Докажите, почему слово «лишнее»?

Д. Оно имеет другое значение.

У. Вы отлично справились с заданием, значит, нам легко будет выяснить и значение слов с помощью однокоренных. Объясните значение каждого из слов с помощью однокоренного слова: кого так называют?

На доске:

л...нивый
ст...рушка
м...лютка

с...лач
гр...знуля
х...трец

б...гун
ч...стюля

Д. Ленивый человек – тот, кто ленится.
– Грязнуля – тот, кто грязный.
– Силач – сильный человек.
– Чистюля – тот, кто чистый.
– Бегун – человек, занимающийся бегом.
– Малютка – маленький.
– Старушка – старая женщина.
– Хитрец – хитрый человек.

У. Помогло ли вам объяснение значения слова правильно выбрать букву?

Дети отвечают.

– А теперь запишите эти слова вместе с проверочными. Не забывайте подчеркивать вставленную букву.

1-й ряд работает со словами 1-го, 2-го столбиков; 2-й ряд работает со словами 3-го, 4-го столбиков самостоятельно.

Этап 2. «Закрой окошки»

У. Вспомните последовательность выполнения операции (Приложение 2).

е
и

б...гуны
м...ста
л...сты
зв...рек
б...лизна

а
о

п...ля
р...са
тр...ва
гр...за
сл...вечко

и
я

т...нуть
гл...деть
п...так
м...сной
в...зание

– Какие способы проверки вы использовали?

Выслушиваются ответы детей.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление пройденного материала (продолжение)

Этап 3. Работа корректора (Приложение 3)

У. На этом этапе вам предстоит исправлять ошибки. Ваша задача – записать слова правильно. Перед написанием каждого слова надо устно доказать свой выбор.

Дети работают самостоятельно в течение 5 минут. По ходу работы учитель комментирует оценки.

Карточка 3

Лисные галаса

На утренних в вичерних зарях все лисные жители подают сваи галаса. Токуют титерева, пищат сойки, звонкими галасами пают дразды. Скрипят жуки и кузнечики. Свестят флейтой иволги.

– Проверяем!

Два ученика зачитывают текст и доказывают вслух свой выбор.

Этап 4. «Я – учитель»

У. Если вы принимаете решение ученика, над словом ставьте «+», если нет, ставьте «–». Тогда рядом пишите проверочное слово. Помните об «окошках» и в нем.

На доске:

п...лил (дрова) – пить, пилить ... пилил

в...селый – весь, веселье ... веселый

– Были ли среди решений правильные? В чем ошибки учеников?

Выслушиваются ответы детей.

Этап 5. Тест для проверки правописания безударной гласной в корне

1. Безударный гласный звук можно проверить:

а) в приставке;
б) в корне;
в) в суффиксе.

2. Безударный гласный звук в корне слова:

а) побег;
б) столик;
в) старушка;
г) маленький.

3. Родственными словами являются:

а) роль, ролевой, король, роли;
б) вода, подводный, водить, водяной;
в) ледник, лед, ледяной, заледенеть;
г) рис, рисунок, рисовать, рисовая (каша).

4. Проверочными словами к слову г...ра являются:

а) гарь;
б) горький;
в) горка;
г) загар.

5. Слово дом – проверочное для слов:

а) домино;
б) домашний;
в) домовой;
г) дома.

6. Безударную гласную в корне нельзя проверить в словах: а) мороз; б) зима; в) холод; г) пальто.

VII. Итог урока

У. Что мы повторяли на уроке? Удалось ли вам решить встретившиеся орфографические задачи?

Выслушиваются ответы детей.

Рефлексия:- если вам было интересно на уроке, давайте соберём дерево радости (дети прикрепляют разноцветные листики на дерево в зависимости от настроения)

Тема урока Орфограммы корня

Тип урока - обобщения и систематизации знаний

Цель урока
1. Закрепить способы проверки орфограмм корня.
2. Решать орфографические задачи в корне слова.

Формы и методы:
Работа в группах,
самостоятельная работа, фронтальный опрос, коллективная работа.
Использование ОЭИР Использование презентации «Орфограммы корня»

Планируемые результаты
Личностные: познавательный интерес к наблюдениям за словом, удовлетворение от осознания своих достижений.
Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой деятельности.
Познавательные: выполнять учебные действия, работая с дидактическим материалом, наблюдать за использованием средств языка, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать изученные тайны нашего языка.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, с пониманием относиться к затруднениям и ошибкам одноклассников, стремиться к оказанию помощи, соблюдать правила речевого поведения.

Задания-измерители
Списывание с объяснением, составление обобщающей схемы, отгадывание загадок, дописывание слов в рифму, исправление ошибок текста

Дом. задание
Написать сочинение о своей семье, используя слова с орфограммами в корне

Скачать презентацию к уроку >>

Ход урока

Организационный момент. Создание эмоционального настроя. (2мин)

- Я спрошу у вас: Готовы? Отвечайте!
- Все готовы!
- Мои детки все здоровы? Отвечайте!
- Все здоровы!

- Ребята, я очень хочу, чтобы наш урок получился познавательным. Желаю вам хорошего настроения! Пожелайте друг другу удачи!

Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету прошепчу: Будет интересно!

Введение в тему. Постановка цели урока. (5 мин)

- Ребята, давайте поиграем. Для каждого ряда я приготовила слова, но одно из них лишнее. Обсудите в парах, какое и почему?

Орфограмма корня

1 ряд: травка, земля, грядка
2 ряд: сердце, радостный, дождь
3 ряд: весна, зелёная, солнце

Плна урока Орфограмма корня

- Какое слово лишнее? Почему?
- Что общего у этих слов?
- Кто догадался, какая тема
сегодняшнего урока?

- Какие цели вы поставите на уроке перед собой?

Конспект урока Орфограмма корня

- Закрепить способы…
- Решать…
- Упражняться…

Работа по теме.

1. Самостоятельная работа. (5 мин)

- Прочитайте текст для себя (про себя). Прочитайте текст для других (хором).

Лето.
Весело летом в л_су! Мы идём по густой сочной тр_ве. Кругом цв_ты. На цв_ток села пч_ла. У тр_пы кучка рыхлой з_мли. Это н_ра кр_та.

- Запишите гласные буквы в том порядке, в котором они пропущены в словах текста.
(е, а, е, е, е, о, е, о, о)

Орфограмма корня урок

- Давайте проверим. На какое правило все эти слова? Как проверить безударный гласный в корне? Какие способы проверки вам известны?
( Фронтальная проверка - обратная связь.
Дети поднимают буквенный веер,
доказывают выбор буквы,
подбирая проверочные слова)
- Оцените себя за знание орфограмм
безударной гласной в корне.

Физминутка (3мин)

Работа по теме.

1. Задание на выбор (5 мин)

- Прочитаем два текста для себя, для других.

Хоро_ наш ле_. Там много сочных тра_. Вот берё_ка. А вот ду_.

Красиво звёз_ное небо. Но все дети ждут со_нца.

- Ребята, выберите тот текст, который понравился больше. Спишите его, вставляя пропущенные буквы.

Проверка.
- Кто выбрал первый текст? На какое правило слова с пропуском? Как проверить орфограммы с парными согласными в корне?
Оцените себя за знание орфограмм парных согласных в корне слова.

Орфограмма корня

- Кто выбрал второй текст? На какое
правило слова с пропуском? Как проверить
орфограммы с непроизносимым согласным
в корне?
Оцените себя за знание орфограмм
непроизносимых согласных в корне слова.

2. Коллективная работа по схеме «Проверка орфограмм корня» (5 мин)

-Давайте обобщим способы проверки орфограмм корня. (Дети комментируют готовую таблицу).

Гласный Парный Непроизносимый
согласный согласный

ударение гласные и гласные и
сонорные сонорные

- измени по числу,
- измени по команде вопроса КТО? ЧТО?
- измени по команде вопроса (много) КОГО?ЧЕГО?
- назови ласково
- подбери однокоренное слово

Конспект урока орфограмма корня

3. Работа по группам (10 мин)

- А сейчас я вам предлагаю закрепить знания об орфограммах корня в группах. Прошу объединиться и договориться. Командиров приглашаю вытянуть задания.

1 группа. Вставь пропущенные буквы, объясни устно выбор.

Ой, сейчас мне нужно срочно
Всех подружек об_жать,
Ведь за стол мой именинный
Уж г_стей п_ра с_жать.
Об_жать нельзя подружек,
Всех их нужно пригласить.
И сегодня, в день рожденья,
Вкусно-вкусно уг_стить.

2 группа. Отгадай загадку. Запиши отгадку. Вставь пропущенные буквы.

Чёрный Ива_ка,
Деревянная руба_ка,
Где носом проведё_,
Там заме_ку кл_дё_.

3 группа. Прочитай письмо Мишки своим родителям из летнего лагеря. Исправь ошибки.

Здесь чюдестный лук. Я там чясто лижу. Рядом лисок и красивый большой прут.

- Давайте проверим выполненную работу и оценим себя.
Ребят первой группы проверит и оценит член совета журналистов Родичкин Руслан.
Ребят второй группы пусть проверят и оценят наши гости.
Ребят третьей группы давайте проверю и оценю я.

Итог урока. Рефлексия. (3мин)

- Чему учились сегодня на уроке?
- Чему можете научить своих одноклассников?
- От чего испытали радость?
- Что огорчило?
- А в целом, с каким настроением работали?

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

Домашнее задание. (2мин)

http://www.kindergenii.ru/images/rasporka.gif

Самоанализ урока «Орфограммы корня»

проведённого во 2 «б» классе МОБУ НОШ №28 р.п. Чунский Иркутской области.

Урок провела: учитель начальных классов – Шахабудинова Ольга Николаевна

Тема урока: Орфограммы корня.

Тип урока: Урок - обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: 1. Закрепить способы проверки орфограмм корня.2. Решать орфографические задачи в корне слова.

Формы и методы: Работа в парах, группах, самостоятельная работа, фронтальный опрос, коллективная работа.

Использование ОЭИР: Использование презентации «Орфограммы корня».

Планируемые результаты: Личностные: познавательный интерес к наблюдениям за словом, удовлетворение от осознания своих достижений.
Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой деятельности.
Познавательные: выполнять учебные действия, работая с дидактическим материалом, наблюдать за использованием средств языка, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать изученные тайны нашего языка.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, с пониманием относиться к затруднениям и ошибкам одноклассников, стремиться к оказанию помощи, соблюдать правила речевого поведения.

Для решения поставленных целей была рационально выбрана структура урока. 

1 этап – Организационный момент - имеет своей целью организовать внимание учащихся, настроить на серьезную работу. Я считаю, что данный этап играет  очень серьёзную воспитательную роль, так как здесь формируется умение себя мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться, и именно на этом этапе закладывается характер взаимоотношений учителя и класса. 
На данном этапе формируются Личностные УУД (знание моральных норм, проявление этических норм поведения).
М/П (УУД) : Регулятивные ( самоконтроль подготовки к уроку).

2 этапом урока является введение в тему, постановка цели. Этот этап я начала с устной работы с применением ИКТ, а именно с нахождения лишних слов в ряду данных, по которым учащиеся сформулировали тему урока и определили цели, что развивает интерес к уроку.
На этапе формулирования целей урока основной учебно-воспитательной задачей являлось самостоятельное формулирование учащимися целей урока. Осознание учащимися типа урока и цели урока автоматически повышает активность учеников на уроке, дает возможность каждому ученику действительно быть субъектом и организатором учебного процесса, младшим коллегой и единомышленником учителя.
Для решения поставленной задачи я использовала фронтальную форму работы. 
Всё это стимулировало познавательную мотивацию, развивало речь учащихся; способствовало организации внимания.

На данном этапе формируются Предметные умения. Личностные (умение общаться в паре).М/П (УУД): Регулятивные (целеполагание, высказывание своего предположения). Познавательные (овладевать умением поиска и выделения необходимой информации, уметь сравнивать, объяснять выбор критериев для сравнения, делать предварительный отбор информации, находить ответы на вопросы
Коммуникативные (владеть диалогической формой речи).

3 этап – самостоятельная работа с текстом, выписывание пропущенных гласных, объяснение написания слов с безударной гласной в корне. На этом этапе урока использую фронтальную проверку в виде обратной связи через буквенные веера. Это задание развивает орфографическую зоркость, быстроту и реакцию детей.

4 этап – физминутка в виде подвижного танца и ритмичных движений, с целью полного расслабления и дружеского отношения к одноклассникам.

На 5 этапе предлагается задание на выбор. На данном этапе закрепляются  аспекты изучаемой темы, повышается степень самостоятельности учащихся.  Учащимся гораздо интереснее (хотя и сложнее) самим найти орфограммы, чем действовать по подсказке учителя или учащихся.

6 этап урока – коллективная работа по схеме «Проверка орфограмм корня». Данный вид работы позволяет закрепить учащимся все способы проверки орфограмм корня.

7 этап – работа в группах. Дети учатся договариваться между собой, доказывать правильный выбор, приходить к единому мнению. Задания для групп ребята получают на выбор. Здесь и отгадывание загадки, и заполнение пропусков в тексте, и исправление ошибок в написанном письме. Самым приятным моментом для ребят служит оценивание их работы членами коллектива и гостями урока.

С 3 по 7 этапы идёт формирование Предметных умений.
М/П (УУД):Регулятивные (умение отличать верно выполненное задание от неверного, осуществлять самоконтроль).
Познавательные (умение осуществлять анализ учебного материала).
Коммуникативные (умение слушать и понимать речь других, выражать свои мысли).

8 этап – рефлексия. На данном этапе я вместе с учащимися подвожу итог урока, дети сообщают о своём отношении к уроку, объясняют, что усвоили, пригодится ли это в дальнейшей жизни.
На этапе рефлексии формируются Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
М/П ( УУД):Регулятивные (осуществлять самоконтроль, совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке).
Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Домашнее задание предлагаю в виде творческой работы: написание сочинения о своей семье. Это связано с празднованием Международного дня семьи.

На протяжении всего урока слежу за правильной речью учащихся, чтобы учащиеся давали только полные ответы и старались правильно строить свои мысли.
Контроль на уроке осуществлялся через самоконтроль и взаимоконтроль, через учителя. Знания учащихся были оценены объективно.

Я считаю, что урок достиг своей цели.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Сергиев Посад

Конспект открытого урока

по русскому языку во 2 классе

по теме:

«Разделительный мягкий знак»

Подготовил учитель

высшей квалификационной категории

Степанова Е. А.

2012 – 2013 г.

Тема: Разделительный мягкий знак.

     Цели: 1. Создание условий для повторения правил употребления в словах разделительного мягкого знака через алгоритмизацию деятельности учащихся.

                  2. Развитие умения анализировать, способствовать развитию мыслительных операций, наблюдательности и орфографической зоркости.

                  3. Воспитывать уважительное отношение к родному языку, совершенствовать навыки общения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

- Проверьте, пожалуйста, готовность своих рабочих мест к уроку.

- Садитесь, пожалуйста.

II.      Актуализация знаний.

На доске: 1) иллюстрации: листья, платье, варенье

                  2) карточки со словами: варене – варенье

                                                            плате – платье        }      хаотично

                                                            листя - листья

- Рассмотрите иллюстрации на доске и назовите изображённые на них предметы.

- Выберите карточку с правильным написанием данного слова и прикрепите её под иллюстрацией. (варенье, платье, листья)

- Все ли согласны с выбором ребят? (да)

- Какое правило объединяет данные слова по написанию? (написание слов с разделительным мягким знаком)

- Какова роль разделительного мягкого знака в словах? (он показывает, что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются)

- Объясните, почему же вы не выбрали эти карточки? (в них нет разделительного мягкого знака, и при произношении согласный звук сливается с гласным)

III.     Самоопределение к деятельности.

- Кто догадался, какова тема нашего урока? (слова с разделительным мягким знаком)

- В чём будем упражняться на урок? (в написании слов с разделительным мягким знаком)

- Молодцы! Вы абсолютно правы.

- Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число. (26 февраля. Классная работа.)

На доске: прикрепить букву: ь.

IV. Работа по теме урока.

4.1 Работа с буквенным рядом

- Прежде, чем приступить к письменной работе, давайте вспомним, когда и где в словах мы пишем разделительный мягкий знак? (разделительный мягкий знак пишется в середине слова после согласных пред гласными)

- Из буквенного ряда выберете те гласные буквы, перед которыми пишется разделительный мягкий знак.

На доске: а я у ю э е щ ё и ы  

-  Все ли согласны с таким выбором?

- Вспомните, почем эти буквы называют «особенными»? (если стоят после разделительного мягкого знака, то обозначают два звука)

- А если после согласного? (обозначают мягкость этого согласного)

4.2 Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком.

- Мы с вами вспомнили правило, когда пишется разделительный мягкий знак. А сейчас потренируемся в написании слов с разделительным мягким знаком для того, чтобы самим не допускать ошибок.

- К нам на урок пришёл хорошо известный всем герой мультфильма. Кто он? Догадайтесь. О себе он говорит так:

Друзья, открою вам секрет:

Мне без варенья жизни нет.

Для здоровья и веселья

Ем печенье, ем варенье.

- Кто же это?

На доске: появляется картинка Карлсона.

- Карлсон желает проверить, насколько вы были внимательны и запомнили слова с разделительным мягким знаком, которые встретились в прозвучавшем стихотворении.

(Друзья, варенье, печенье, веселье, здоровье)

- Запишем эти слова. (1 уч.)

а). – Объясните написание разделительного мягкого знака в данных словах.

      - Что показывает разделительный мягкий знак? (что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются)

      - Обозначьте орфограмму.

б). – Определите количество букв  звуков в словах: друзья, варенье.            

                                                                                    (6 б., 6 зв.) (7 б., 7 зв.)

4. 3 Работа над предложением.

а). – Устно составьте предложение с любыми из данных слов. (ответы учащихся)

б). – Запишем предложение с комментированием: (1 уч.)

Карлсон пьёт чай с малиновым вареньем.

-   Чем полезно малиновое варенье? (ответы учащихся)

- Малиновое варенье – действительно используют как хорошее жаропонижающее и противовоспалительное средство; это очень хорошее лекарство от простуды.

Помимо этого, малиновое варенье предотвращает развитие раковых клеток; разжижает кровь.

Свежие ягоды малины – хорошо утоляют жажду и улучшают пищеварение. Это и хорошее жаропонижающее средство, а так же средство, предупреждающее развитие простудных заболеваний.

Отвар корней малины – назначают при аллергии.

А вот свежие листья малины – используют как хорошее ранозаживляющее средство (т. е. прикладывают к ранам). Видите, как много целебных свойств у малины.

в). – Синтаксический разбор предложения.

- Указать части речи над словами.

4. 4 Физкультминутка.

Мы читали и писали

И немножечко устали,

Физкультминутку проведём

И все вместе отдохнём.

- Поиграем в игру «Бывает – не бывает». Я буду предлагать вам различные высказывания. Если вы с ними согласны, то будете тянуться вверх, а если – не согласны, будете приседать. Готовы?

Ночью идёт дождь. (тянутся вверх)

У слона есть крылья. (приседают)

У охотника есть ружьё. (тянутся вверх)

Ночью бывает радуга. (приседают)

Варенье варят из ягод. (тянутся вверх)

Жильё белки в дупле. (тянутся вверх)

- Молодцы! Садитесь, пожалуйста.

- Какие слова с разделительным мягким знаком прозвучали в этой физкультминутке? (ночью, крылья, ружьё, варенье, жильё)

- Молодцы! Все слова назвали.

4. 5 Самостоятельная работа в парах.

а). – На ваших партах лежат две карточки. Рассмотрите их, прочитайте задание. Договоритесь между собой, кто с какой карточкой будет работать.

На партах: две карточки

- После выполнения заданий – обменяйтесь карточками и проверьте работу друг друга, оцените её.

б). – Давайте проверим, что же у вас получилось:

- первая карточка

- вторая карточка

- Что вы заметили при записи данных слов? (во всех словах пишется разделительный мягкий знак)

- Объясните употребление разделительного мягкого знака.

- Что показывает разделительный мягкий знак? (что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются)

- Поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок!

- Молодцы.

4. 6 Работа с текстом (стр. 56)

а). – Откройте учебник на стр. 56.

- Прочитайте задание к упражнению № 9.

- Что требуется сделать в упражнении? (списать текст, раскрывая скобки и вставляя буквы)

б). – Прочитайте текст упражнения. (1 уч.)

- О ком говорится в тексте? (о жуке)

- А знает ли кто – нибудь из вас, о каком именно жуке идёт речь в этом тексте? (о скорпионе)

На доске: картинка скорпиона

в). Ученик: - Скорпионы встречаются в южных районах нашей страны. Днём они скрываются под камнями, в расщелинах скал и только ночью выходят за добычей. Скорпионы быстро бегают. Питаются они насекомыми и паукообразными. Свою добычу скорпионы захватывают клешнями и убивают её уколом иглы, помещающейся на заднем конце брюшка. Именно здесь накапливается яд. Укол скорпиона может быть опасен и для человека.

г). – Вернёмся к тексту.

- На какие правила пропущены орфограммы в словах?

(проверяемые безуд. гл. – живёт, костяной, стреляет

написание слов с разделит. мягким знаком – ружьё, дробью, бьёт

парный согл. в корне – обидчика)

д). – Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы в словах.

е). – Кто уверен, что правильно выполнил задание, поставьте на полях знак уверенности (!), а те, кто сомневается в чём – либо - ?

На доске: знаки ! ?

- Кто поставил ! ?

- Кто поставил ? ?

- В чём сомневаетесь? (разбор орфограмм)

4. 7 Физкультминутка.

Как живёшь?

Вот так!

Как идёшь?

Вот так!

Как плывёшь?

Во так!

Как летишь?

Вот так!

Как бежишь?

Вот так!

Как шалишь?

Вот так!

Как сидишь?

Вот так!

V. Закрепление изученного материала. Тест.

- Чтобы проверить себя, насколько у вас сформирован навык написания слов с разделительным мягким знаком, предлагаю выполнить тест. (раздать)

На столе: подписанные тесты

- Тест содержит шесть заданий трёх уровней сложности.

1 – ый уровень – базовый (обязательный для всех)

2 – ой и 3 – ий уровни – включают задания повышенной сложности.

Поэтому, задания 1 – го уровня (это первые три задания) выполняют все обязательно. А из предложенных заданий 2 – го и 3 – го уровней вы выбираете те, с которыми, на ваш взгляд, вы успешно справитесь. А если вы справитесь со всеми заданиями теста, то будите просто МОЛОДЦЫ!

- Приступайте к выполнению заданий. (~7 мин.)

VI. Домашнее задание.

- Ребята! Наш урок подходит к концу. Отложите, пожалуйста, тесты на край стола. Познакомьтесь с домашним заданием.

На доске: записать  - стр. 56 упр. 8

- Прочитайте задание к упражнению.

- Что требуется выполнить? (раскрыть скобки: поставить, где нужно, разделительный мягкий знак)

- Есть вопросы по домашнему заданию? (нет вопросов)

VII. Итог урока. Рефлексия.

  1. – Давайте подведём итог урока.

– Чему учились на уроке? (писать слова с разделительным мягким знаком)

– Поднимите руку те, кто считает, что он справился с этой учебной задачей.

– Какие вы молодцы! Сколько ребят подняли руки!

  1. – Тогда помогите Карлсону. Ему надо было заселить до словами с разделительным мягким знаком.

На доске: дом со словами (открыть)

- Проверьте, правильно ли выполнил это задание Карлсон? (письмо – мягкий знак обозначает мягкость предыдущего согласного.)

- Давайте ещё раз напомним Карлсону, когда и где в словах пишется разделительный мягкий знак. (пишется в середине слова после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и)

- Что показывает разделительный мягкий знак? (что согласный и гласный звуки при произношении не сливаются)

- Молодцы!

3. – В тетради на полях покажите, с каким настроением вы уходите с урока.

На доске: смайлики. 

- Спасибо за урок!

На оставшееся время: Игра «Назови одним словом»

а) домики для пчёл (ульи)

б) мать, отец, дети (семья)

в) приспособления для сиденья (стулья)

г) снежная буря (вьюга)

д) то, без чего птица не улетит (крылья)

е) дружно маленькие точки строят дом себе на кочке; вырастет под сосной домик маленький, лесной (муравьи)

ж) мучное кондитерское изделие (печенье)

ПРИЛОЖЕНИЕ А

МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Вставь пропущенные буквы, запиши получившиеся слова.

здоров

е

л

ёт

в

юга

сем

я

хлоп

я

руч

и

 

   

Разгадай кроссворд.

1

2

3

4

  1. Снежная буря, метель.
  2. Фрукты или ягоды, сваренные в сиропе.
  3. Домики для пчёл.
  4. Мама, отец, дети.

ТЕСТ. Разделительный мягкий знак (2 класс)

1 уровень.

1.Найти и подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком. 

Хлопья, большой, шалунья, жильцы, жильё, льдина.

2. Прочитай предложения. Выпиши слова с разделительным мягким знаком.

Ночью разыгралась вьюга. Девочка шьёт куклам платья.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выпиши  слова с разделительным мягким знаком.

Коньки, медведь, воробьи, пальто, лагерь, картофель, счастье, обезьяна, вьюга.

__________________________________________________________________

2 уровень.

4.Прочитай. Вставь подходящие по смыслу слова с разделительным мягким знаком.

Охотник зарядил_____________________

С деревьев осыпались_________________

На верёвке сушится____________________

5. Прочитай. Выпиши слова с разделительным мягким знаком, разделив их  черточками для переноса.

Без терпенья – нет уменья.

__________________________________________________________________

Повторенье – мать ученья.

__________________________________________________________________

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

__________________________________________________________________

3 уровень.

6.Исправь ошибки.

Наша кожка мурка - бальшая шалунья.

Папа принёс чючело воробя.

Мурка схватила чючело.

Осталис от птичьки одни клочя.

РУЖ

СОЛОВ  

ПИС  

КРЫЛ          

Ь

Ь

Ь

Ь

Ё

И

МО

Я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 1классе по русскому языку" Фонетика.Звуки и буквы"

Цель урока: : создать условия для формирования представления о том, что в слове количество звуков и букв может совпадать или не совпадать.Планируемые результаты. Предметные результаты:Совершенст...

Открытый урок обучения грамоте и русского языка в малокомплектной школе

Тема: Согласная буква Ц.Цель: Познакомиться с  согласным звуком [ц] и буквой, обозначающей этот звук. Планируемые результаты: Учиться анкетированному произношению согласных звуков на основе ...

Открытый урок по "ОРКСЭ и русскому языку"

Разработка открытого урока комбинированного типа «ОРКСЭ и русский язык». Этот урок необычен тем, что  он начинается с «Основ светской этики, на котором разбирается тема «Справедливость», а...

Открытый урок окружающего мира и русского языка в 1, 3 классах.

Тема: Откуда берутся снег и лёд?Цели: 1.Познакомиться со свойствами         снега и льда.            2. В...

Презентация открытого урока для родителей по русскому языку в 1 "А" классе. УМК "ПНШ".

Два раза в год приглашаю родителей на уроки, в декабре и апреле.Хочется показать родителям чему научились ребята, как высказывают своё мнение, аргументируют ответы. Сейчас  осваиваю  УМК "ПН...

Открытый урок по предмету по русскому языку тема "Имя прилагательное"

Открытый урок с презентацией был проведён в рамках недели начальных классов...